Отчет по теме роль игры в развитии ребенка

Ветрова Елизавета
Отчет по самообразованию за 2017 год «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность темы:

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Для обеспечения полноценного развития детейв нашем саду есть все необходимое : в группе есть спортивный уголок, оснащенный различным спорт инвентарем. На территории детского сада оборудована спортивно-игровая площадка, для детей созданы все условия для развития двигательных навыков.

Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка – его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Цель: изучить возможности подвижных игр в физическом развитии дошкольников. Совершенствовать двигательные навыки у детей в процессе проведения подвижных игр; укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому и эмоциональному развитию.

Задачи:

1. Формирование здоровье сберегающей среды.

2. Воспитание у детей здорового образа жизни.

В рамках работы над данной темой мной была проведена следующая работа:

1. Пополнила картотеку подвижных игр.

2. Пополнила предметно – развивающею среду по физическому развитию.

В течение всего учебного года проводила физкультурные досуги и развлечения.

Вывод:

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка,- неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.

В планах на будущее:

– Буду продолжать работу по укреплению здоровья детей;

– Дальнейшее обогащение развивающей среды в группе.

Источник

Юлия Бударина
Отчет к проекту «Роль дидактических игр в развитии речи детей»

В процессе реализации написанного мной проекта «Роль дидактической игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» была проведена большая работа. Мной была изучена и проанализирована теоретическая литература по данной теме, были подобраны разные способы и методы работы с детьми, проведена работа с родителями по этой теме. В процессе разработки проекта я пришла к выводу, что область «Речевое развитие» затрагивает все остальные образовательные области. Соответственно моя работа через дидактические игры проводилась по всем пяти образовательным областям.

Наряду с другими играми, в своей работе, я использую и дидактические. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения, и самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.

В играх с предметами я использую игрушки и различные предметы. Например,с природным материалом мы играем в такие игры: «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев»,используя муляжи овощей и фруктов: «Соберем урожай», «Готовим борщ», «Варим компот»,используя фигурки домашних и диких животных часто играем в такие игры: «Кто где живет?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет около человека?» и другие. В таких играх формируются мыслительные процессы, развиваются речь, память.

При изучении животных я предлагаю детям игру «Чей детеныш. Бросая мяч всем детям по очереди, ведущий называет начало фразы, а ребенок, который поймал мяч, заканчивает ее. (Например: В.: У козы… Р.: … козленок и т. д.) .

В разных вариантах игры «Чудесный мешочек»дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. Для того, что бы интерес к игре усиливался и не пропал я предлагаю детям поиграть с теми игрушками, которые находились в чудесном мешочке, о которых рассказывали дети во время игры.

В играх с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательностей. А так же идет закрепление полученных раннее знаний. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Читайте также:  Игра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни

Настольно – печатные игры интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, собери узор и многие другие. Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, например, в игре «Что растет в саду? (в лесу, в огороде)» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки, а в игре «Что сначала, что потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий; другие направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания («Отгадай какую картинку спрятали»). Игры на составление разрезных картинок учат детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество.Например: Назовите, какое время года изображено на картинке? Почему? Какую одежду можно одеть кукле если на улице зима? весна? лето? осень?

Настольно – печатные игры способствуют творческому поиску.

Играя в настольно-печатные игры, ребенок может не только наглядно установить связь между предметами, но и словесно объяснить эту взаимосвязь, например в игре «Профессии» ребенок может не только подобрать нужные картинки с атрибутами для каждой профессии, но и объяснить почему этот атрибут он относит к данной профессии и для чего он нужен. После сна дети чаще играют в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия и так далее.

В младшем дошкольном возрасте игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнения, закрепления, активизации словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Дети любят играть в словесные дидактические игры. Это потешки, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, составление рассказов.Например: игра «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу». С целью эффективного проведения игры я читала детям рассказы К. Ушинского «Петушок с семьей», «Коровка», сказки где даются описания животных. «Угадай героя сказки», в которой дети по описанию отгадывают героя из знакомых сказок, описание героя дается воспитателем. Эта игра проводится после многократного чтения и прослушивания в аудиозаписи сказок, герои произведений должны быть хорошо знакомы детям.

С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко. Для обогащения словаря детей часто использую дидактические игры “Отгадай и назови”, “Отгадай, кто к нам пришёл?”, “Кто что делает?”, “Угадай персонажей сказки”, “Назови животных и скажи, кто как кричит”; пальчиковые игры “Где живёт кузнец?”, “Терем – теремок” и т. д. Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно.

В дидактические игры мы с детьми играем как на занятиях так и вне их. Во многие игры успешнее играть на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии («Собери букет из осенних листьев»). На прогулке часто используем подвижно-дидактические игры(«Найди свой цвет», «1,2,3 к заданному предмету беги», «Беги ко мне» по разным темам).

Во время трудовой деятельности мы играем в игры типа: «Опиши цветок», «Расскажи как правильно сервировать стол», «Расскажи как ухаживать за растением» и другие. Такие игры позволяют успешнее организовывать трудовой процесс.

Немалое значение я уделяю изготовлению игр совместно с детьми. На этом этапе ребенок может проявлять свою активность и самостоятельность. Начиная с младшей группы следует приучать детей готовить все нужное для игры.Например: малыш решил праздновать день рождения куклы или готовит обед я предлагаю приготовить для куклы угощение из пластилина. Такая работа не только развивает творчество, но и делает игры более содержательными и целенаправленными.

Я считаю что развитию речи способствует организация развивающей среды в группе. Площадь нашей группы мы разделили на центры развития по интересам и увлечениям детей (строительные игры,сюжетно-ролевые игры: больница, магазин, центр познания и настольно – печатных игр, центр безопасности, театральный и музыкальный центры, книжный центр).Теперь дети могут выбрать игру, распределить свои занятия по своему желанию и способностям. Например,в центре познания дети могут поиграть в такие игры: «Подбери по форме (цвету, собери пирамидку», «Автобус для зверей», «Парные картинки» и т. д. Считаю, что такое разделение на центры создает благоприятную психологическую обстановку в группе способствует развитию самостоятельности.

Дети получают знания не только в детском саду, но и дома, в семье. Важно, чтобы и дома, с родителями, использовались дидактические игры. Важно раскрыть перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей. В рамках проведения данного проекта мной было проведено анкетирование родителей «Дидактическая игра у Вас дома» и «Уровень развития речи Вашего ребенка». В родительском уголке были размещены консультации «Дидактическая игра», «Дидактическая игра как средство развития речи детей», «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики», «Развивайте речь ребенка через игру». Так же были проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями. Родители должны понимать, что только совместная деятельность мамы и воспитателя приводит к наиболее прочным знаниям, помогут ребенку при вхождении его в новый коллектив.

Читайте также:  Проблемы развития творческой личности ребенка

Считаю, что мной были решены все поставленные задачи.

В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГОС); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т. д.)

Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

Таким образом в процессе проведения проекта мы еще раз убеждаемся в том, что область «речевое развитие» затрагивает все образовательные области., о чем я говорила уже в начале.

На основе сделанных мной выводов были сделаны рекомендации родителям по данной теме.

Источник

Ирина Коваль
Отчет по теме самообразования «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ДОУ»

«Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ДОУ»

Актуальность

Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Физическое развитиепо ФГОС включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

1. Двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,

2. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

3. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Цель:

Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.

Задачи:

Реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию; – развитие интереса к игре, сплочение детского коллектива; – воспитание самооценки и самоконтроля; – формирование представлений о здоровом образе жизни. – повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме

В 2019-2020 учебном году мною была изучена тема

«Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС».

Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие двигательной деятельности дошкольников. Свою работу я начала с изучения методической литературы.

Интернет – ресурсы Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008

2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ; ВЛАДОС, 2003.

3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.

3. ПензулаеваЛ. И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. «Мозаика-синтез», М-2014

4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.

Во время изучения данной темы я выяснила, что важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха.

Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям.

Самостоятельная деятельность детей.

Под самостоятельной двигательной деятельностью детей понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие в первый год жизни ребенка

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т. е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Эффективность процесса обучения,продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения).

Большую часть времени дети вынуждены находиться в помещении, ограничивая себя в движениях.

Под культурой здоровья принято понимать формирование потребности в двигательной деятельности, воспитание интереса к здоровому образу жизни. Чтобы воспитать потребность ребенка в ежедневной двигательной активности они должны быть включены в более широкий, содержательный контекст детского развития.

Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные “задачки”. Главным содержанием двигательной деятельности должна быть не тренировка движений, а развитие двигательного воображения.

Это означает, что в основе движений должно лежать их одушевление. Иными словами, движения должны быть образными, позволяющими ребенку превращаться в различных персонажей реальной и фантастической жизни. В этом случае движение существует не само по себе, а в качестве элемента особого языка – языка движений.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение детей дошкольного возраста выполнять новое двигательное действие возникает на основе предпосылок к активности.

Использование подвижных игр в режимных моментах

Двигательная активность детей реализуем в течении всего дня во всех режимных моментах, подобрали картотеку, изготовили маски, выносной материал для игр на свежем воздухе, п/и это активный отдых после напряженной умственной работы, планируем в различное время дня в соответствии с режимом возрастом.

Используем игры и в утренний прием, динамические паузы между непосредственной образовательной деятельностью, самостоятельной деятельности детей.

Сотрудничество в детском саду

Большая работа по данной теме была проведена вместе со сменным воспитателем Вдовиной Н. А., музыкальны работником Ушаковой Н. Б., совместные с родителями досуги, развлечения, литературные гостиные и т. д., ведь именно в тесном, творческом и доброжелательном сотрудничестве в коллективе единомышленников можно дать детям хорошие физические данные, умения и навыки, научить их думать, мыслить, делать выводы, т. е. развиваться как личность.

Работа с семьей

Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не может дать положительных результатов, если она не решается совместно с семьей. Провели с родителями анкетирование и выяснили какую роль играют подвижные игры в жизни ребенка в семейном кругу. Подвижные игры — одно из эффективных средств физического и нравственного воспитания детей. В условиях семьи проведение игр имеет свою специфику. Она выражается как в подборе игр, так и в методике их проведения. Воспитатель является связующим звеном между тренером и родителями, без которых работа по оздоровлению не будет эффективной. Он проводит беседы по рекомендации тренера, дает консультации, передает домашние задания индивидуально для каждого ребенка. Проводит тестирование родителей, спортивные досуги, встречи и беседы. Растить детей здоровыми задача не только ДОУ, но и, прежде всего, семьи.

Семья – это та благодатная почва, в которой ребенок растет и развивается.

Формы работы с родителями

1. Анкетирование.

2. Рекомендации.

3. Фотовыставки

4. Беседы.

5. Открытые мероприятия.

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня.

Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Результативность

На прогулке дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Мы должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Дети растут у нас крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры.

Источник