Отчет по диагностике познавательного развития ребенка с зпр

Психологическое исследование детей с ЗПР в детском саду (мини-отчет)

Я хочу поделиться с вами своим небольшим отчётом на тему: «Психологическое исследование детей с ЗПР в детском саду».

Наше знакомство с детьми детского сада началось с краткой характеристики 1 группы детей., которая имела такой диагноз, как ЗПР, имбицильность и т. п. Воспитатель данной группы провела несколько упражнений-игр, которые показали выраженные симптомы данных диагнозов:

1) Воспитатель призвала детей взяться за руки и водить хоровод, затем дети хлопали в ладони;

2) Воспитатель предложил детям игру «Колпачок», где дети показали свою активность, т. к. эта игра им была очень знакома.

Затем представили другую группу детей, воспитатель которой дала краткую характеристику всех детей:

1) Андрей: 7 лет, семья полная, ОНР, заикание (наследственное, грубое ЗПР, в саду 3 года;

2) Миша: 7 лет, грубое ЗПР, ОНР (общее недоразвитие речи, семья полная, но неблагополучная;

3) Саша: 6 лет, грубое ЗПР, моторная аломия (внешнее нарушение лица, выражен гипоталамус, семья неполная;

4) Катя: 5 лет, грубое ЗПР пограничная умственная отсталость, отстаёт мозговая деятельность, 2-я в семье, внешне выглядит бледной, повышенная потливость;

5) Дима: 6 лет, умственная отсталость- критинизм (на основе щитовидной железы, повышенная подвижность;

6) Сергей: 5 лет, ОНР, ЗПР (истерика, эмоционально-волевые нарушения, нарушена речь;

7) Даша: 6 лет, умственная отсталость, гидроцефалия (большая голова, путание речи, повышена утомляемость;

8) Артём: 5 лет, Грубая ЗПР, нарушение эмоционально-волевой сферы, семья полная.

Все эти дети не любят слушать начитанные тексты.С этими детьми воспитатель стала играть, тем самым показывая их вовлечённость в деятельность. Даша отказалась играть и подошла к нам. Затем она присела рядом с нами и стала наблюдать за всеми.

После ряда упражнений-игр воспитатель попросила остаться тех детей, которые скоро пойдут в школу, а остальных детей она отвела в игровую комнату. В школу идут Серёжа, Саша и Андрей. Воспитатель вместе с ними села за стол и предложила им поиграть. Они согласились. Упражнения были связаны с темой «Осень». Ребята хорошо справились с заданиями.

Общее для всех этих детей характерно ЗПР, которое имеет такие выраженные черты, как: незрелость эмоций и воли, низкая работоспособность в результате повышенной истощенности, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, неполная сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно- действенных задач. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. К началу школьного обучения у этих детей не сформированы основные мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность.

Всё это говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребёнка не соответствуют его возрасту.

Далее, как психолог, я решила провести диагностику одного из ребят. Вот что из этого получилось:

Испытуемый: Сергей, 5 лет

Диагноз: ЗПР, ОНР (общее недоразвитие речи)

Действие эксперементатора Действие испытуемого

1. Диагностика умственной отсталости

1) Разложение фигур от большего к меньшему Серёжа сразу сориентировался, разложил правильно

2) Разложение формы Правильно назвал все предложенные ему фигуры

3) Наложение Серёжа сначала примерял фигуры, а затем правильно наложил их на контур

4) Различение цветов Правильно назвал все цвета, кроме оранжевого

5) Различение ширины и длинны Правильно показывал все полоски, ответами которыми они являлись. Быстро ориентировался.

6) «Убери лишнее» Показал всё правильно

2. Треморные задания

1) Проведение линии, не касаясь краёв Серёжа на 1 листе линию провёл неправильно, даже делал 2 попытки, а на других листах вовсе не стал проводить линии. Это говорит о нарушении моторики.

2) »Недоведённые фигуры» Испытуемый фигуры дорисовал почти правильно, но линии фигур кривые и недоведены до конца

3) Составление по образцу Испытуемый елочку собрал правильно, сразу убрал лишнюю фигуру, но треугольники положены другой стороной.

4) Разрезанные части Серёжа фигуру цветка собрать не смог

5) Рисование симметричной фигуры Создавалось впечатление, что Серёжа плохо понял инструкцию к этому заданию, т. к. дорисовывание симметрии фигуры (бабочки) было неправельным, рисовал что хотел, отвлекался.

3. Мышление. Речь

1) Различение времени года Серёжа правильно различил времена года и назвал существенные признаки этих времён, т. е. почему он так решил

2) Найди различия Испытуемый с этим заданием справился слабо: из 5 отличий нашёл только 2

3) Составление фигуры Серёжа не смог составить фигуру

4) Различение эмоций Испытуемый слабо различает эмоции, неправильно их называет

5) Составление рассказа на последовательность Испытуемый рассказ на последовательность не составил, он лишь отвечал на наводящие вопросы.

6) Волевые усилия Испытуемый во время выполнения этого упражнения много отвлекался, задавал вопросы о том, как закрашивать кружки, в результате он ничего не сделал

7) Зачёркивание одинаковое Из предложенных фигур испытуемый решил зачёркивать звёздочки. Он зачеркнул все, кроме одной.

8) Нарисовать ёлку с общим количеством иголок Серёжа задание не сделал

9) «Убери лишнее» Испытуемому был предложен лист, на котором нарисованы 3 шара одного размера, а 1 меньшего размера. Серёжа ответил правильно.

Замечание:

В целом реакция на обследование положительная. Ребёнок с интересом слушал задания, которые, ему были знакомы. Часто отвлекался, начинал задавать разные вопросы. Предлагал свои игрушки. После непродолжительного отдыха начинал активно выполнять задания.

Заключение:

На основе результатов проведённого обследования можно сделать следующие выводы об особенностях психических процессов у испытуемого. Имеют место небольшие нарушения эмоционально-волевой сферы. Нарушена речь. Зрительное восприятие (височные и теменные доли мозга) не нарушено, на что указывает безошибочное узнавание изображений предметов, а также смысловое восприятие сюжета картинки. Нарушено внимание (он будет заинтересован в каком-нибудь деле только после продолжительного отдыха). Моторика развита нормально. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно-действенных задач. Отмечается низкий уровень самоконтроля.

После этого исследования Серёжа вместе с детьми отправились обедать, а мы стали обсуждать с остальными воспитателями полученные результаты исследования.

Источник

Ольга Киреенкова
Психологическое исследование детей с ЗПР в детском саду (мини-отчет)

Я хочу поделиться с вами своим небольшим отчётом на тему: «Психологическое исследование детей с ЗПР в детском саду».

Наше знакомство с детьми детского сада началось с краткой характеристики 1 группы детей., которая имела такой диагноз, как ЗПР, имбицильность и т. п. Воспитатель данной группы провела несколько упражнений-игр,которые показали выраженные симптомы данных диагнозов:

1) Воспитатель призвала детей взяться за руки и водить хоровод, затем дети хлопали в ладони;

2) Воспитатель предложил детям игру «Колпачок», где дети показали свою активность, т. к. эта игра им была очень знакома.

Затем представили другую группу детей, воспитатель которой дала краткую характеристику всех детей:

1)Андрей: 7 лет, семья полная, ОНР, заикание (наследственное, грубое ЗПР, в саду 3 года;

2)Миша: 7 лет, грубое ЗПР, ОНР (общее недоразвитие речи, семья полная, но неблагополучная;

3)Саша: 6 лет, грубое ЗПР, моторная аломия (внешнее нарушение лица, выражен гипоталамус, семья неполная;

4)Катя: 5 лет, грубое ЗПР пограничная умственная отсталость, отстаёт мозговая деятельность, 2-я в семье, внешне выглядит бледной, повышенная потливость;

5)Дима: 6 лет, умственная отсталость- критинизм (на основе щитовидной железы, повышенная подвижность;

6)Сергей: 5 лет, ОНР, ЗПР (истерика, эмоционально-волевые нарушения, нарушена речь;

7)Даша: 6 лет, умственная отсталость, гидроцефалия (большая голова, путание речи, повышена утомляемость;

8) Артём: 5 лет, Грубая ЗПР, нарушение эмоционально-волевой сферы, семья полная.

Все эти дети не любят слушать начитанные тексты. С этими детьми воспитатель стала играть, тем самым показывая их вовлечённость в деятельность. Даша отказалась играть и подошла к нам. Затем она присела рядом с нами и стала наблюдать за всеми.

После ряда упражнений-игр воспитатель попросила остаться тех детей, которые скоро пойдут в школу, а остальных детей она отвела в игровую комнату. В школу идут Серёжа, Саша и Андрей. Воспитатель вместе с ними села за стол и предложила им поиграть. Они согласились. Упражнения были связаны с темой «Осень». Ребята хорошо справились с заданиями.

Общее для всех этих детей характерно ЗПР, которое имеет такие выраженные черты,как: незрелость эмоций и воли, низкая работоспособность в результате повышенной истощенности, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, неполная сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно- действенных задач. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. К началу школьного обучения у этих детей не сформированы основные мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность.

Всё это говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребёнка не соответствуют его возрасту.

Далее,как психолог, я решила провести диагностику одного из ребят.Вот что из этого получилось:

Испытуемый: Сергей, 5 лет

Диагноз: ЗПР, ОНР (общее недоразвитие речи)

Действие эксперементатора Действие испытуемого

1. Диагностика умственной отсталости

1) Разложение фигур от большего к меньшему Серёжа сразу сориентировался, разложил правильно

2) Разложение формы Правильно назвал все предложенные ему фигуры

3) Наложение Серёжа сначала примерял фигуры, а затем правильно наложил их на контур

4) Различение цветов Правильно назвал все цвета, кроме оранжевого

5) Различение ширины и длинны Правильно показывал все полоски, ответами которыми они являлись. Быстро ориентировался.

6) «Убери лишнее» Показал всё правильно

2. Треморные задания

1)Проведение линии, не касаясь краёв Серёжа на 1 листе линию провёл неправильно, даже делал 2 попытки, а на других листах вовсе не стал проводить линии. Это говорит о нарушении моторики.

2)»Недоведённые фигуры» Испытуемый фигуры дорисовал почти правильно, но линии фигур кривые и недоведены до конца

3)Составление по образцу Испытуемый елочку собрал правильно, сразу убрал лишнюю фигуру, но треугольники положены другой стороной.

4)Разрезанные части Серёжа фигуру цветка собрать не смог

5)Рисование симметричной фигуры Создавалось впечатление,что Серёжа плохо понял инструкцию к этому заданию, т. к. дорисовывание симметрии фигуры (бабочки) было неправельным, рисовал что хотел, отвлекался.

3. Мышление. Речь

1)Различение времени года Серёжа правильно различил времена года и назвал существенные признаки этих времён, т. е. почему он так решил

2)Найди различия Испытуемый с этим заданием справился слабо: из 5 отличий нашёл только 2

3)Составление фигуры Серёжа не смог составить фигуру

4)Различение эмоций Испытуемый слабо различает эмоции, неправильно их называет

5)Составление рассказа на последовательность Испытуемый рассказ на последовательность не составил, он лишь отвечал на наводящие вопросы.

6)Волевые усилия Испытуемый во время выполнения этого упражнения много отвлекался, задавал вопросы о том, как закрашивать кружки, в результате он ничего не сделал

7)Зачёркивание одинаковое Из предложенных фигур испытуемый решил зачёркивать звёздочки. Он зачеркнул все, кроме одной.

8)Нарисовать ёлку с общим количеством иголок Серёжа задание не сделал

9)«Убери лишнее» Испытуемому был предложен лист, на котором нарисованы 3 шара одного размера, а 1 меньшего размера. Серёжа ответил правильно.

Замечание:

В целом реакция на обследование положительная. Ребёнок с интересом слушал задания, которые, ему были знакомы. Часто отвлекался, начинал задавать разные вопросы. Предлагал свои игрушки. После непродолжительного отдыха начинал активно выполнять задания.

Заключение:

На основе результатов проведённого обследования можно сделать следующие выводы об особенностях психических процессов у испытуемого. Имеют место небольшие нарушения эмоционально-волевой сферы. Нарушена речь. Зрительное восприятие (височные и теменные доли мозга) не нарушено, на что указывает безошибочное узнавание изображений предметов, а также смысловое восприятие сюжета картинки. Нарушено внимание (он будет заинтересован в каком-нибудь деле только после продолжительного отдыха). Моторика развита нормально. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно-действенных задач. Отмечается низкий уровень самоконтроля.

После этого исследования Серёжа вместе с детьми отправились обедать, а мы стали обсуждать с остальными воспитателями полученные результаты исследования.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                     «Детский сад №7 «Ромашка» г. Сальска

Отчёт

о воспитательно-образовательной работе с детьми групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капельки»,        для детей со сложным дефектом «Росинки»                                                                  за 2018-2019 учебный год

Воспитатели: Куриленко Л.А.,

                                                                                                Осычкина Е.И.,

                                                                                             Якунина Г.Н.                                

Общая численность детей групп варьировалась: в начале года-15 детей,

                                                                    к концу года-12 детей,

                                                                            из них-2 девочки и 10 мальчиков.

 Педагогическая деятельность с дошкольниками осуществлялась в соответствии с ФГОС по основной образовательной программе ДО «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, – М.: Мозаика – Синтез 2016 г.

 Воспитательно-образовательная работа проводилась, исходя из основных задач в соответствии с годовым планом ДОУ на 2018-2019 учебный год:            – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, формировать  привычку к здоровому образу жизни;

– обучать воспитанников навыкам безопасного поведения в разных ситуациях;

– развивать художественно-эстетические навыки, творческие способности детей посредством использования нетрадиционных способов рисования;  

– повышать педагогическую компетентность родителей для воспитания и развития детей на основе сотрудничества и взаимодействия с семьями дошкольников.

 Для решения задач в группе были созданы соответствующие условия:

систематически обновлялась предметно-развивающая среда (оформление групповой комнаты к праздникам и смене времени года), оснащена развивающая стена (стенд, лэпбук по ПДД; плакат, лэпбук «Моя родина-Россия», обновлён уголок природы); родителями приобретён телевизор с интернетом для просмотра мультфильмов и познавательных передач для детей, презентаций, фотоотчётов о жизни группы; оформлен уголок театрализованной деятельности, разработаны алгоритмы для развития культурно-гигиенических навыков  воспитанников.

 Реализация задач осуществлялась в процессе разнообразных видов деятельности с детьми: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, ознакомления с художественной литературой.

Все виды деятельности представляют основные направления развития детей.

 В образовательной области «Физическое развитие» работа  педагогов была направлена на создание эмоционально-положительного комфорта воспитанников в группе. Постоянно в комплексе использовались различные средства физического воспитания детей: соблюдение режима, смена двигательной активности детей,  рациональное питание, закаливание солнцем, воздухом, водой, различные виды гимнастик (оздоровительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая, зрительная, пробуждения), физкультурные минутки, релаксации, спортивные и подвижные игры, физкультурные праздники, досуги и развлечения (физкультурный досуг, посвящённый международному дню Деда Мороза и Снегурочки, Дню защитников Отечества, Дню здоровья; флэшмоб ко Дню детей с РАС. Систематически педагоги развивали культурно-гигиенические навыки у дошкольников (правила гигиены, культуры питания, умение пользоваться мылом, полотенцем, носовым платком, столовыми приборами и салфетками).

  В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» -формировали навыки  трудовой деятельности (умение одеваться, раздеваться, убирать игрушки, дежурить по столовой, на занятиях, ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом и развитием на огороде и цветнике); учили правилам безопасного поведения быту, социуме, природе (на проезжей части, при пожаре, при взаимодействии с опасными предметами, людьми); формировали у детей нравственные качества (умение сопереживать, делиться игрушками, дружить), патриотические чувства (проводили беседы, знакомили с народными праздниками и традициями); приучали к самостоятельности и самоконтролю.

 В образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие» мы взаимодействовали со специалистами группы: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом; проводили индивидуальную работу с детьми по разным видам познавательной деятельности. Мы так же играли с детьми, рассматривали картинки и иллюстрации, проводили познавательные беседы, учили опытно-экспериментальной деятельности, наблюдали за предметами и явлениями, знакомили с художественной литературой.

 Приоритет в нашей педагогической работе мы отдали проектной деятельности. В образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» был реализован проект: «Технология развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования». С детьми постоянно проводились творческие занятия с применением разных техник рисования. В рисунках отражались все времена года: «Символ года», «Весёлый снеговик», «Звёздное небо», «Весёлая семейка», «Яблони в цвету», «Золотой луг», «Фрукты-овощи».  Также проводились мини-мастер-классы и мастер-классы с родителями «Ласточка», «Весенние первоцветы».

Для эффективного развития детей необходимо тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Эта задача была воплощена в проекте «Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников через разнообразные инновационные формы работы с семьями (познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые, интерактивные, общественного управления), в целях создания условий для позитивной социализации, развития инициативы, самостоятельности, творческих способностей, личностных качеств детей с ЗПР и сложным дефектом в различных видах деятельности (игровой, проектной, познавательной, исследовательской) в условиях реализации ФГОС, программы «Доступная среда». В начале проекта были разработаны формы работы с родителями. В течение года постоянно обновлялись наглядно-информационные формы работы с родителями: консультации в уголке для родителей («Дети с ЗПР и сложным дефектом», «Правила на воде в осеннее-зимний период», «Правильное питание-здоровые дети», «Осторожно, клещи!»; тематические выставки и папки-передвижки: «Адаптация детей с ЗПР к ДОУ», «Дети и компьютер», «Они нуждаются в добром сердце»-буклеты «Цветик-семицветик», «Встречаем масленицу», «День космонавтики»; акции «В каждом ребёнке-солнце» -рисунки, буклеты, показ театрализованной сказки «Дети дождя»-тематическая выставка, листовки, совместные рисунки, флэшмоб. Вместе с родителяти были проведены творческие выставки: «Город творчества», «Символ года», «Осенние фантазии»», «Весна идёт-весне дорогу», «Цветущий город». Постоянно с родителями проводились инструктажи по ОБЖ. Приняли участие в муниципальном конкурс по ПДД «Родительсий патруль и ПДД вместе с ЮПИД», где заняли 2 место; мастер-классы :«Соблюдаем ПДД-предотвращаем ДДТТ» , «Снежинка-антистресс».                                                                                                                 Педагоги группы постоянно повышали свой профессиональный уровень: работали над проектами, приняли участие в мастер-классах г. Ростова-на-Дону «Проблемы особого детства: пути решения. Обучение и социализация детей с ОВЗ», форуме «Особое детство-обычная жизнь». Постоянно слушали вебинары портала «Мерсибо». При нимали участие в общественных мероприятиях. Участвовали в сетевом интернетвзаимодействии работников образования МААМ и n.sportal, оформляли публикации, а также писали статьи в СМИ «Сальская степь», «Неделя нашего региона»-«Путь к сердцу ребёнка», «Неделя воинской славы», ««Соблюдаем ПДД-предотвращаем ДДТТ» , «Солнечные дети с солнечной душой».

Исходя из проделанной работы,  намечены задачи на 2019-2020 учебный год.                                                                                                                

Исходя из проделанной работы, педагоги групп «Капельки», «Росинки» наметили задачи на 2019-2020 учебный год:

– проводить работу по укреплению здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологии;

– продолжать осуществлять проектную деятельность, применяя  современные, инновационные формы работы с родителями и нетрадиционные способы для развития творческих способностей дошкольников в рисовании, лепке, аппликации;

– постоянно повышать профессиональный уровень  с целью наиболее эффективного развития детей с ЗПР и сложным дефектом.

Источник