Отчет о речевом развитии ребенка

Ирина Соболева
Отчет проведенной работы по развитию речи и совершенствованию творческих способностей воспитанников старшей группы

«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П. Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст – период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь.

Основываясь на своем педагогическом опыте работы с дошкольниками, стараюсь не упускать из вида все разделы программы. Но особое внимание уделяю развитию речи детей, т. к. одной из главных задач обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.

Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

1. расширение, обогащение и активизация словаря;

2. воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;

3. формирование правильной разговорной речи.

4. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

Для достижения поставленной цели и решения задач в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

В интерьер группывключаю элементы русского декоративного прикладного искусства: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, различные виды театров, народные куклы. Кроме того, большую роль фольклору уделяется в планировании ОД и режимных моментов. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяется большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополнили словарь детей занятия по познавательному развитию с элементами фольклора, на которых дети знакомились с атрибутами горницы. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовала различные методические и игровые приемы.

На шестом году жизни у детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. Он постоянно пополняется, так как ребёнок обогащает свой опыт за счёт новых впечатлений, информаций.

Я стараюсь уточнять и активизировать словарь. Это происходит, прежде всего, в процессе общения в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Провожу дидактические игры.Например:

«Кто заметит больше»?

«Кто расскажет подробнее»?

«А как наоборот»?

«Кто скажет иначе»?

Провожус детьми упражнения – нелепицы:

«Вот это да»?

«Кто как кричит»?

«Что на свете не бывает»?

Небылицы веселят ребят, развивают их фантазию.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку.Напоминаем медлительному Артему: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Никита оделся неаккуратно,говорим: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Играя в подвижную игру, дети сопровождают её словами – весёлыми, задорными (дразнилками, закличкми, стишками, приговорками). Для решения задач речевого развития детей, мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора – это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. Были проведены («В гостях у бабушки», «Вечер загадок», «Масленица», «Колядки», «Весна- красна» и др.).

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка, которые побуждают детей проявлять все свои творческие способности, речевые знания, эмоциональные качества. Изготовлены настольные театры, и театр на руке (пальчиковый, театр теней,театр би – ба – бо: «Морозка», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», и др.

Составлена картотека по русским,народным играм: «Бабка Ежка», «Гори ясно», «Ворон», «Утка и селезень», «Краски», «Грачи летят», «Колечко», «Федул», «Волк и овцы», «Заря – заряница», «Дедушка Мазай», и другие.

У детей старшего возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в сюжетно ролевой игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, развитии сюжета.

Изготовлены книжки – малышки. В группе есть аудио и видео кассеты со сказками; проводились викторины; конкурсы и выставки детских рисунков(«В гостях у сказки,» «Любимые герои» «Волшебные предметы»); открытые мероприятия и праздники(; анкетирование; беседы; индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; привлекались родители к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам; неоднократно организовывались совместные выставки работ; регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.

Таким образом Устное народное творчество способствует:

развитию речи и совершенствует творческие и интеллектуальные способности детей и речевой культуры.

– формированию художественно-речевой активности.

– формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;

воспитанию любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей;

воспитание доброты, трудолюбию, взаимовыручке.

– формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.

Источник

Анна Малева
Отчет о работе по развитию речи детей в 1 младшей группе

Начиная работу в первой младшей группея поставила перед собой такие задачи:

Читайте также:  Процесс развития ребенка в утробе матери по неделям в картинках

Задачи:

-целенаправленно обогащать словарь детей;

-развитие активной речи;

формировать:

– потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

– понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

– способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

-поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

-побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

-формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

-приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Для реализации данных задач в своей работе мы используем:

Дидактические игры:

д/и: «Семья», «Расскажи об игрушке», «Собери картинку», «Кто где?»

«Большой – маленький», «Кто с кем живет?», «Чего не стало?» и т. д.

Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными.Упражнение : Жёлтое …. (солнце) Пушистые (облака) Машина …какая?

Научить употреблять существительные с предлогами.Упражнение : Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом).

В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

Игры с пуговицами Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

2.игровые ситуации : «Мама кормит Куклю», «Покатаем собачку на машине», «Готовим обед для Медвежонка», «Зайка заболел», «Завяжем котику бантик», «Угощение для собачки» и т. д.

3. Подвижные игры,музыкальные игры:

«Кот и мыши» или «Мыши водят хоровод», «Лошадки»,«Курочка хохлатка»

«Птички в гнездышках», «Лохматый пес», «Зайка беленький сидит»

«Зайцы и лисичка» и т. д.

4. Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказки:

Театрализованное представление сказок:

«Колобок», «Курочка ряба» и т. д.

5. Художественная литература

Чтение и разучивание потешек: «Тили – бом», «Пошел котик на торжок»

«Киска», В. Берестова «Котенок», «Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка», «Бычок», «Мишка», «Зайка»

Чтение р. н.сказки: «Заюшкина избушка», «Теремок»,«Репка», «Волк и козлята»

6. Большое внимание уделяется развитию диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций ; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

7. Звуковая культура речи Задачи :Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) через игровые ситуации «Кукла плачет» «Кукла поет»

8. Учим детей самостоятельно описывать игрушку.Для этого нужно : поставить игрушку, посмотреть,затем задать вопросы : 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку?

9. Используем артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж в стихотворной форме. Через эти формы работы развиваем речь, внимание, память и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

10. Игра с крупой. Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Д/и «Золушка», «Сухой бассейн»

11. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. На прогулке ведется большая работа по развитию речи детей через наблюдение, беседы. .

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи

-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

-Создаем условия для проведения дидактических игр

группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

-Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

-В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

-В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

-В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад «Радуга»

Отчет о проделанной работе

по ОО Речевое развитие

 в первой младшей группе «Знайки»

(дети от 2 до 3 лет)

( август – декабрь 2016г.)

Воспитатели:  Рекина О.С.,

                        Манойло А.А.

Исилькуль 2016

Отчет о проделанной работе по ОО Речевое развитие в первой младшей группе «Знайки » (дети от 2 до 3 лет) ( август – декабрь 2016г.)

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.

Читайте также:  Музыкально дидактическая игра как средство развития ребенка

Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.

 Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

 1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

 2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.

3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Группу посещают 28. Из них 16 мальчиков и 12 девочек.  Возраст детей: от 2 до 3 лет.

Восемь  детей в группе не говорят,  у остальных детей речь развита в пределах нормы.  

    Третий год жизни является для ребенка переходным от раннего детства к дошкольному.  Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойства, отношений.

Развивая речь двухлетнего ребенка, нужно заботиться не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работу по формированию словаря мы тесно связываем с работой по ознакомлению с окружающим. Многие дети нашей группы легко подражают речи взрослого, повторяют не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка, наблюдается большой разрыв.  Мы  стараемся обеспечивать постепенное усвоение детьми нового. В этих целях мы  широко используем задание типа: «Найди и принеси», «Покажи …». Эти задания помогают  выяснить, понимает ли ребенок о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. По обогащению словаря ведется большая работа, как на занятиях, так и вне занятий. Учим детей называть и различать части предметов,  качество  предметов, понимать обобщающие слова. Стараемся активизировать в речи слова, обозначающие название предметов ближайшего окружения. Так же в группе ведется работа  по З. К. Р. – учим детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Стараемся помочь детям выбрать правильный темп речи, интонационную выразительность. Но для некоторых детей группы характерны не только неправильное произношение многих звуков, но и общая смягчающая речь, недоговаривание окончаний, сокращение или искажение слов (пси-пси- пить, бо-бо-больно,  Геевна –Сергеевна, Алеевна- Валерьевна). Этим детям уделяется  особое внимание. В процессии речевого общения подсказываем  детям правильные формы слова. Формируем  у ребенка умение согласовывать существительные и местоимение с глаголами  (Соня пришел – пришла.  Она сказал – сказала). Привлекая детей к участию в инсценировках, мы  тем самым побуждаем детей повторять предложения, окрашивая их эмоционально. А активизируя фразовую речь,  задаем  детям вопросы причинно следственного характера. И хотя эти вопросы еще трудны детям, мы используем их часто, помня о том, что реальные отношения между предметами дети понимают гораздо раньше, чем могут выразить свое понимание в речи.  Обучение на занятиях направлены на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживая разговор. Большая  работа проводится по ознакомлению с произведениями художественной литературы. Сказки детям не читаются, а рассказываются, по ходу рассказывания детям предлагается выполнять имитационные движения. Часто используем различные виды театров (плоскостной, на фланелеграфе, би-ба-бо). При чтении песенок, потешек стараемся создавать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми, всевозможными приемами стараемся удержать внимание детей. Обучение детей родному языку на занятиях – часть работы по развитию речи, которая осуществляется в течении всего дня. Большую роль в развитие речи и пополнении  активного словаря малышей  имеет заучивание и использование в режимных моментах паличиковых игр, артикуляционной гимнастики, коротких стихотворений Несовершенства детской речи для детей нашей  группы вполне закономерны. Используя в своей работе все выше перечисленные методы и приемы к концу учебного года  программный материал, предусмотренный для детей первой младшей группы будет усвоен полностью. Многие родители уже сейчас замечают прогресс в речи своих детей. В качестве помощи семье в развитие речи детей на сайте группы воспитателями и самими родителями регулярно добавляется полезная информация по данному вопросу.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАЗДОЛЬНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЗВЁЗДОЧКА»

Отчет по теме:

«Устное народное творчество в

развитии речевой

активности детей»

                                                Подготовила

                                               воспитатель:

Гончар О.В.

пгт. Раздольное

2020г.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.

Набирая малышей, я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).

Читайте также:  Маршрут развития ребенка в доу

Неоценимую роль в развитии речевой активности детей я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно – партнёрской деятельности с детьми.

Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в      период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Анечка хорошая,

Анечка пригожая.

Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.

Совушка сова, большая голова

На дереве сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит. Уф, уф, уф.

Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты

Чики, чики, чикалочки.

Едет Максим на палочке,

Танечка в тележке

Щёлкает орешки.

Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.

Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.

Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.

Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока ворона», «Мы капусту рубим», «Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.

Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.

Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. Когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.

Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать. Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота.

Заклички я применяю, когда выходим на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.

Солнышко – колоколнышко

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По лавочкам скачут.

Или

Дождик, дождик

Дождик лей,

Будет травка зеленей.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобоко» и др., дети овладевают языком своего народа.

Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему). Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.

Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.

Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку», «У медведя во бору», «Колпачок», «Каравай», «Во поле берёза стояла», «Гуси – гуси» .

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать

Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно – развивающей среды.

В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.

В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.

Источник