Отчет о развитии ребенка 3 лет

Отчет о развитии ребенка 3 лет thumbnail

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.

Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.

Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний.

Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.

Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.

Основные задачи развития малышей:

  • освоение навыков личной гигиены;
  • воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;
  • развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;
  • обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;
  • развитие способности к сопереживанию.

Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует родителям объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений воспитателя и ребенка. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.

Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.

Источник

Мhello_html_e1a3d0a.jpgуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16

структурное подразделение детский сад «Умка»

Итоговый аналитический отчет группы №4

младшего дошкольного возраста (3-4 года)

за 2017 учебный год

Воспитатель младшей группа Биркель Наталья Васильевна

На начало 2016 учебного года списочный состав составлял: 20 детей. На конец учебного года списочный состав группы остался прежним. Но в связи с семейными обстоятельствами двое детей сменили место жительства, и перешли в другое ДОО. В январе месяце вновь прибыли двое детей из МБДОУ №1 и МБДОУ № 25. В итоге мальчиков-11, девочек-9. В начале учебного года в соответствии с основной образовательной программой в группе № 4 была проведена работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды с учетом гендерного подхода и гибкого зонирования. В группе создана атмосфера гуманного и доброжелательного отношения. Взаимоотношения между детьми добрые и дружеские, ярко проявляются в игровой деятельности. Дети активно вступают во взаимодействие друг с другом. В течение года дети развивались согласно возрасту. Изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем видам направления. Вновь поступившие дети хорошо адаптировались в детском саду. Работа воспитателей группы № 4 велась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы в ДОО на 2016- 2017 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:

1. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через поисково – исследовательскую деятельность.

2. Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Воспитательно – образовательный процесс проводился по программе: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детского сада «Успех» (проект), /под ред. Н.В Фединой; науч. рук. ПМК А.Г Асмолов – М.: Просвещение, 2015.

Основными приоритетными направлениями программы являются:

– Физкультурно-оздоровительное

– Социально-коммуникативное развитие

– Познавательное развитие

– Речевое развитие

– Художественно – эстетическое развитие.

Планирование воспитательно – образовательного процесса подразделялось на:

– образовательную деятельность, которая осуществлялась в ходе режимных моментов;

– самостоятельную деятельность детей;

– взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для интеграции разных видов деятельности в рамках темы и распределения НОД и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно – образовательной работы (перспективного и календарного планов, в соответствии с современными требованиями), составлена рабочая программа группы. В течение учебного года соблюдался режим дня и санитарно – гигиенические требования к пребыванию детей в детском саду. Согласно плану проводились педагогическое, психологическое и медицинское обследования детей, подтвердившие положительную динамику каждого ребенка.

В течение года в соответствии с годовым планом работы ДОО дети совместно со взрослыми активно участвовали в жизни детского сада. Принимали активное участие во всех конкурсах, смотрах и выставках.

Сентябрь:

– Смотр «Подготовка групп к новому учебному году».

Октябрь:

– Участие родительской общественности в жизни группы (пополнение развивающей среды на участке детского сада – домик)

Ноябрь:

– Участие родителей воспитанников в мероприятиях, предусмотренных планом работы учреждения «День матери» (Морозова, Кивва, Райтер, Жукова – исполнение роли);

– Участие в Международном творческом конкурсе «Лучшая тематическая зона в детском саду (Диплом II степени) – 11.11.2016 г.

Декабрь:

– Пополнение родителями развивающей среды «Муляж человека» – Морозова О.В.

– Участие в Международном творческом конкурсе «Талантовик» в номинации: рисунок (Диплом за 1 место (Жуков Сергей)) – 02.12.16 г.

Участие во Всероссийском конкурсе «ФГОС КОНТРОЛЬ» в номинации: «Правила дорожного движения достойны уважения» (Диплом за 1 место (Райтер Матвей)) – 02.12.16 г.

– Участие во Всероссийском конкурсе «Изумрудный город» в номинации: любимая сказка (Диплом за I место (Морозова Полина)) – 03.12.2016 г.

– Фото – заметка детского проекта «В тебе живёт цветок добра» в статье на сайте МАОУ СОШ №16 – 13.12.16 г.

Участие во Всероссийском конкурсе «Золотые руки России» (Диплом III степени (Борисенко Таисия)) – 14.12. 2016 г.

– Создание развивающего центра «Больница» для сюжетно – ролевой игры – 14. 12. 2016 г.

Январь:

– Совместное участие родителей и детей в городском конкурсе детско-родительского творчества «Ёлочка-сувенир в подарок» (Жуковы, Кивва, Смоленковы, Данковы) – диплом призёра (Морозовы)

– Фото-заметка в статье на сайте МАОУ СОШ №16 «Детский сад: от теории к практике» – январь 2017 г.

Февраль:

– Совместное участие родителей и детей в городском фестивале-параде «Национальные сани» (Жукова М.М., Кивва А.Р.) – диплом за I место

– Участие на Международном образовательном портале МААМ в номинации: «Я знаю правила дорожного движения» (Диплом победителя (Синигур Александр)) – февраль 2017 г.

– Участие на Международном образовательном портале МААМ в международной акции: «Кормушка для пичужки» (Диплом победителя (Ерофеева Таисия))– февраль 2017 г.

– Участие Регионального конкурса «Моя Югра» в номинации: «Подарок для папы» (Диплом за 1 место (Кузнецов Кирилл)) – 11.02.17 г.

– Фото-заметка детско-родительского проекта в статье на сайте МАОУ СОШ №16 «Мужское воспитание примером» – 22.02.17 г.

– Детско-родительская развлекательная программа «Мы, как только подрастём в армию служить пойдём» – 22.02.2017 г.

Март:

– Участие Регионального конкурса «Моя Югра» в онлайн – олимпиаде: «Геометрические фигуры и формы» (Диплом за I место (Ерофеева Таисия)) – 13.03.2017 г.

– Участие Регионального конкурса «Моя Югра» в онлайн – олимпиаде: «Все профессии нужны, все профессии важны» (Диплом за II место (Чувашова Мария)) – 15.03.2017 г.

– Создание развивающего центра «Магазин» для сюжетно – ролевой игры – март 2017г.

Апрель:

Участие родительской общественности в жизни группы (помощь родителей в ремонте атрибутов в игровом центре «Дом» – Морозова О.В.)

– Участие родительской общественности в жизни группы (пополнение родителями атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин»)

Май:

– Участие во Всероссийском конкурсе «Праздник весны и труда» (Диплом лауреата I степени (Белоусов Иван)) – 15. 05. 2017г.

– Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Красота природы» (Диплом победителя I степени (Халилов Антон)) – 17. 05 2017 г.

– Фото-заметка детского проекта в статье на сайте МАОУ СОШ №16 «Быть здоровыми хотим» – май 2017 г.

В течение года в группе проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарные планы, где указаны все совместные мероприятия с родителями. Вся воспитательно – образовательная работа велась в тесном контакте с родителями. В работе использовались различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс: педагогические беседы с родителями, тематические консультации, наглядная пропаганда (оформление ширм, памяток, информационных стендов), родительские собрания. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях, совместных мероприятиях группы и ДОО.

Деятельность воспитателей предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД, но и в ходе режимных моментов. При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные (наблюдение, беседы, мониторинг, индивидуальная работа и т.д.), так и нетрадиционные методы работы: пальчиковая, дыхательная гимнастика и т.д. Познакомились с интерактивной доской, использовали в обучении детей игровые упражнения.

Оценить динамику достижения воспитанников, эффективность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы реализуемой в ДОО.

Мониторинг осуществлялся через отслеживание результатов освоения образовательной программы на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. Карта развития интегративных качеств делится на две части. В первой части сумма уровневых показателей семи интегративных качеств показал следующие результаты:

Полученные результаты диагностического обследования показателей позволяют говорить о том, что на конец учебного года вырос высокий уровень интегративных качеств. Следовательно, образовательная работа и благополучное развитие являлась успешной. Но в процессе обследования на конец учебного года выявлен и низкий уровень развития. Такой показатель говорит о том, что на начало учебного года мониторинг проводился с 19 детьми, а на конец учебного года с 20 детьми. Пришедшие дети в течении учебного года не вошедшие в диагностику на начальном этапе являются необследованными. Но показатели, полученные в результате проведения данной диагностики, требуют тщательного, всестороннего анализа педагогической ситуации и целенаправленного психолого-педагогического обследования детей с низким уровнем развития.

Мониторинг второй части включает характеристику интегративного качества: овладевший необходимыми умениями и навыками освоения детьми основной образовательной программы за 2016 – 2017 учебный год.

«Труд»

Высокий уровень, это дети, которые умеют самостоятельно и быстро одеваться, раздеваться, поддерживают порядок в группе и на участке детского сада убирают на место игрушки, строительный материал, оборудование. Средний уровень овладения знаниями и умениями, это дети, которые самостоятельно одеваются и раздеваются, убирают на место игрушки, строительный материал, оборудование и поддерживают порядок в группе и на участке детского сада только после напоминания взрослого. Низкий уровень, это дети которые одеваются и раздеваются только при помощи взрослого. Необходимо уделять внимание закреплению трудовых навыков, интереса к трудовым поручениям. Направлять усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделять особое внимание тем детям которые затрудняются выполнить задание: следить за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

«Коммуникация»

На протяжении всего учебного года велась работа по усвоению норм и ценностей, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо, основ безопасного поведения в быту, в природе. В следующем учебном году продолжать уделять внимание коммуникативным навыкам детей, умению общаться между собой, уступать друг другу, соблюдать правила поведения в детском саду, повышать знания о безопасности на дороге, в быту, в природе. Проводить индивидуальные, коллективные беседы, рассматривать иллюстрации о правилах поведения, разбирать проблемные ситуации.

«Игровая деятельность»

Высокий уровень имеют дети, которые могут принимать на себя роль, активно общаются со сверстниками во время игры. Правильно применяют игрушку во время игры, умеют организовывать самостоятельные игры. Средний уровень имеют дети, которые умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал). Часто являются организаторами игры, не смотря по поводу главной роли, способны принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Но в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдают правила игры. Низкий уровень имеют дети которые общаются только со взрослыми, действуют с предметами по показу или образцу. Активно участвуют в игре, но не соблюдают правила. Частично видят свои ошибки и исправляют их с помощью взрослого. Предполагаемая причина среднего  качества усвоения программного материала детьми по данному разделу: гиперактивность детей, возрастные особенности. Пути решения проблем в развитии социальной сферы детей: продолжать работу через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями. Необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками.

«Художественное творчество»

В течение всего учебного года развивали у воспитанников предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). В следующем учебном году необходимо продолжать индивидуальную работу по формированию, умений и навыков по изобразительной деятельности, совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.

«Познание»

Анализ показал, что материал усвоен в основном на среднем уровне, детям требуется корректирующая работа педагога в следующем учебном году. У воспитанников младшей группы выявлено развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; сформировались познавательные действия, развитие воображения и творческой активности; воспитанники могут формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Необходимо в следующем учебном году уделить внимание ознакомлению с окружающим миром (комнатные растения, качество и свойства предметов и сезонным изменениям), о малой родине, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, с предметным и социальным миром, элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве и времени).

«Оригинальность рассказа»

Анализ показал, что почти все воспитанники младшей группы владеют речью как средством общения и культуры, они сопровождают речью игровые и бытовые действия. Обогащен и пополнен активный словарь; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; на протяжении всего года знакомили с книжной культурой, детской литературой. Необходимо в следующем учебном году продолжать вести работу по обогащению у детей словаря, закреплению умения вести диалоги, монолог, отвечать на вопросы принимать игровые задачи, общаться с взрослыми и сверстниками. Уделять внимание становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Многим детям необходимы занятия с логопедом для коррекции речи.

Вывод:

Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце 2016 – 2017 учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по определённым образовательным областям. В основном показатели выполнения программы находятся в пределах среднего уровня. Уменьшился процент воспитанников нуждающихся в коррекционной работе. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга. Дети научились проявлять себя в режимных процессах: во время еды, гигиенических процедурах, в умении пользоваться туалетными принадлежностями. Взаимодействуя с воспитателем, дети научились выражать свои потребности, принимать активное участие в проведении занятий, уборке игрушек, проявлять интерес к окружающему миру. Игры детей сопровождаются положительными эмоциями, заинтересованностью за развитием сюжета в играх. Таким образом, образовательная деятельность в младшей группе реализуется на достаточном уровне. Очевиден положительный результат проделанной работы в течении учебного года. Дошкольники младшей группы № 4 способны применять знания в повседневной деятельности.

Поставленные цели и задачи на учебный год выполнены успешно, запланированные мероприятия проведены в положенные сроки.

Намечены следующие задачи на 2016-2017 учебный год. Продолжение целенаправленной работы по всем образовательным областям. Повышение качества работы по социально-нравственному воспитанию посредством внедрения новых технологий и методических пособий. Продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию привычки к здоровому образу жизни. Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС.

Источник