Отчет о психофизическом развитии ребенка

Отчет о психофизическом развитии ребенка thumbnail

Тема творческого отчета: «Мелкая моторика в психофизическом развитии ребенка»

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки

которые питают источник творческой

мысли»

(В.А.Сухомлинский)

Развитая моторика – эта одна из составляющих в подготовке детей к письму, к школе.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называется наглядным или предметно-действенным, с полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» – ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями. Чем больше запас действий и проб накопит ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже их образами.

Третий этап – словесно-логический или абстрактное мышление. Здесь даже практические задания будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.П.Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Вот уже третий год я работаю над этой проблемой. Проанализировав программу Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по данной проблеме, пришла к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в общих чертах. Пришлось изучить педагогическую и психологическую литературу: И.Е.Светлакова «Развиваем мелкую моторику координацию движений рук», В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», М.С.Рузина «Пальчиковый игротренинг», К.А.Белая «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста) и т.д. (список прилагается).

После изучения литературы дополнительно изучила психологические особенности детей данного возраста. Далее составила проект по данной проблеме с перечнем мероприятий. Провела диагностику из опыта работы педагогов. Результаты диагностики подтвердили недостаточность развития мелкой моторики.

Далее внесла изменения в предметно-развивающую среду. Пополнила уголок экспериментирования, создала уголок по развитию мелкой моторики подготовила необходимые дидактические игры, подобрала систему упражнений, которую разделила на блоки:

Первый блок – развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

К этому блоку относятся такие игры, как:

«Горячо – тепло – холодно» – ребенок на ощупь сравнивает степень нагревания предметов;

«Пальчиковый бассейн, наполненный мячиками разной величины» – (нахождение заданных предметов, угадывание предметов на ощупь с закрытыми глазами);

Игры с нитками («Наматывание клубков», «Плетение», «Выкладывание узоров»;

«Нарисуй на крупе»;

Игры с бумагой «Вырезание узоров», «Складывание бумаги», «Обрывание бумаги»;

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, пуговицы, спички, скрепки, камешки и мелкие игрушки);

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание);

Использование методики Су Джок (работа с различными семенами – сортировка, перекладывание.

Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в сухой песок, просеивают его между ладонями, с удовольствием играют в археологов – проводят раскопки в песке. Такая «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность.

Игры этого блока выполняют несколько функций:

– развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

– обучающую – дают новые знания, умения;

– развивающую – развивают внимание, память. Мышление.

Второй блок – развитие кинетического компонента двигательного акта.

К этому блоку относятся такие игры, как:

«Ковшик»;

«Змея»

Катание теннисного мячика по наклонной ладонью;

Сжимание резиновой игрушки;

Упражнения «Вертолет», «Лодочка» – дети в данных упражнениях согласовывают слово и движение, развивается память, произвольное внимание, речь

Третий блок – развитие динамической координации

К этому блоку относятся такие игры, как:

«Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел»

«Ухо – нос» – одной рукой взяться за нос, другой за противоположное ухо, затем поменять их положение.

«Ладонь – кулак»

Кулачки, ладошки

Кулачки, ладошки,

А теперь сделай так – одна ладонь, один кулак.

Игры, развивающие волевые усилия:

– «Обведи по контуру»;

«Дорисуй» (трудно на сегодня закончить начатый рисунок детям, но мы пытаемся);

Игры с палочками («Выложи по образцу»).

С помощью этих игр развиваем динамику движений, они требуют внимания, сосредоточенности, быстроты реакции.

Четвертый блок – развитие рецепрокной координации движения.

К этому блоку относятся такие игры, как:

«Прятки» – Лисенок в норке,

Бельчонок в дупле.

А кто в кулачке

В темноте и в тепле?

Птенчик?

Нет! Мышка? Нет!

Зайка? Да!

Если ты зайка,

Скорее вылезай-ка!

«Стул»;

«Птенцы»

Игры на пианино, скрипке.

Эти игры дают возможность войти в ритм движения, проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются и слух, и речь, и кинестетические анализаторы), они снимают нагрузку с детей.

Такая методика упражнений является системой.

Традицией дня стали использование пальчиковых игр

в утренней гимнастике. Например,

«Утром я проснусь,

Сладко потянусь,

Умыться не забуду,

Одеваться буду.

Прихожу я в детский сад

Я зарядку делать рад.

Кашу я на завтрак съем

И скажу спасибо всем.

Так цветы я поливаю,

Так рисую, так играю.

Днем немного отдохну

Мама придет,

Я ее обниму.»

В музыкально-ритмических движениях:

«Девочки и мальчики,

Где же ваши пальчики?

Пошли пальчики с утра

В гости к тете Разыгра.

На скамеечке сидели

Да в окошечко глядели

Напилися чаю

Чаю-разыграю

Солнышко ладошку, погладило немножко,

Пальчики поднялись, лучиками стали.»

На занятиях по развитию речи, так как у детей наглядно-образное мышление. Пальчики помогают при заучивании стихотворений, например:

Маленькая птичка

Прилетела к нам. (Движения кистями рук)

Маленькой птичке

Зернышек я дам. (Ладошки согнуты в виде тарелочки)

Маленькая птичка

Зернышки клюет.(Большой и средний пальцы рук соединить, имитировать клюв)

Маленькая птичка

Песенки поет. (Дети проговаривают слова «Чирик-чик-чик»).

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

А под снегом спит медведь

Тише, тише не шуметь.

На занятиях по математике, например,

«Один, 2, 3, 4, 5 –

Вышел гномик погулять,

Только вышел из ворот,

Вдруг другой к нему идет.

Вметсе по дорожке шли

И на домик набрели.

Один, 2, 3, 4, 5 –

Стали в доме дружно спать.»

Или:

«5 веселых пальцев ходили по грибы,

Один уснул под елкой,

осталось их сколько? (4)

4 веселых пальцев ходили по грибы,

Один уснул под елкой,

осталось их сколько? (3)»

Или:

«Выложи геометрическую фигуру из палочек».

На развитие коммуникативных навыков, например:

«Теплая ладошка», «Сильные руки» – передай тяжелую гирю, «Добрые, ласковые руки» – обними маму, погладь ее.

Осуществляю преемственность по данной теме с узкими специалистами: логопедом, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем.

Когда увидела, что у детей появился интерес к таким играм, но не все у них получается, я решила организовать кружок коррекционной работы, который назвала «Ловкие ручки».

В работе кружка определила задачи:

Развивать пальцевую моторику;

Осуществлять коррекцию двигательных нарушений;

Обучать приемам самомассажа.

Одним из необходимых условий проведения кружка считаю создание эмоционально-положительной обстановки. Составила перспективный план работы кружка. Занятия кружка строю по следующей схеме:

1 вводная часть – самомассаж:

2 основная часть –

упражнения

пальчиковая игра

игры с палочками

3 итоговая часть – игры.

Благодаря играм на развитие мелкой моторики дети стали внимательнее, усидчивее, что способствует формированию произвольности поведения и психических процессов, воспитались волевые усилия (более длительное время дети стали заниматься предметной деятельностью, стали внимательнее при выкладывании палочек, ниток, семян и т.д. С поставленными задачами дети справились (это подтверждает диагностика). Дети меня радуют – это Кирилл Рахлянский, Саша Кожин, Таня Минаева. На следующий год буду использовать опыт работы средней группы и дополню дидактический материал.

Чтобы заинтересовать родителей содержанием моей работы, я провела совместное с детьми родительское собрание «Играем пальчиками», оформила папки-передвижки: «Пальчиковые игры», «Массаж для пальчиков», «Таланты детей на кончиках пальцев». У родителей это все вызвало интерес, они заинтересовались успехами своих детей, начали заниматься, играть с детьми дома.

В начале моей работы над этой проблемой, были некоторые трудности. Известно, что большое значение на развитие мелкой моторики пальцев имеет правильный подбор используемых методов. И это было для меня главным затруднением, но внимательно изучив особенности каждого метода, я определила последовательность их использования на определенных этапах работы с детьми.

На начальном этапе работы были в основном использованы простые пальчиковые игры. После подобных игр, я стала усложнять задания, предлагала игры с использованием стихотворений, пальчиковые игры с использованием оригами. Этот метод называется методом «оживления». Он оказывает влияние не только на улучшение памяти, но и развивает фантазию и образное мышление детей.

Итог работы убедил меня в перспективности данного опыта, его значимости в развитии мелкой моторики.

Продолжение работы в этом направлении я связываю с кружком и другими видами деятельности. Приняла участие в организации открытого мероприятия и проведении консультации по теме: «Таланты у детей – на кончиках пальцев» на педсовете. Мой опыт поможет мне в подготовке детей к письму, к школе.

В мае планирую провести «Пальчиковый игротренинг» среди родителей.

Источник

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

ОТЧЕТ

О проведении коррекционной работы

 с «проблемными» детьми

за 2013 – 2014 учебный год.

Подготовил:

Педагог-психолог

Музыка О.И.

г. Радужный

Одной из основных задач детского сада, является: сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника и коррекция нежелательных личностных проявлений.

Раннее выявление и диагностика отклонений в психофизическом развитии детей являются важными условиями организации своевременной коррекционно-педагогической помощи детям в семье и в дошкольном учреждении.

Системное изучение каждого ребёнка предполагает выявление не только особенностей его познавательной деятельности, но и своеобразия эмоционально-волевого развития, моторики, поведения, физического состояния, рассматриваемых в различных сочетаниях и взаимосвязях. Это очень важно, потому что ни один из перечисленных аспектов личности ребёнка в отдельности не даёт общей картины его состояния. Обычно при обследовании основное внимание уделяется определению состояния познавательной деятельности ребёнка. Однако следует признать, что её продуктивность непосредственно зависит не только от уровня интеллекта ребёнка и его умений пользоваться различными приёмами мышления, но и от интереса к предложенному заданию, от желания выполнить его, от возможностей сосредоточиться на решаемой задаче, от степени утомляемости и от многих других причин, образующих сложное  целое, определяемое как личность ребёнка. В процессе обследования ребёнка с нарушением развития большое значение придаётся анализу условий жизни ребёнка, возможности участия родителей в процессе обучения и коррекционной работы, то есть социологическому аспекту.

Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархические связи между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений у детей. Комплекс данных совместного медицинского, психологического и педагогического изучения ребёнка с отклонениями в развитии позволяет составить квалифицированное заключение о здоровье ребёнка, правильно определить пути коррекционно-педагогической помощи, оптимальные организационные формы обучения и рекомендации индивидуального планового обучения.  Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку индивидуальной программы  коррекции на основании результатов диагностики.

Своеобразие развития детей с отклонениями в развитии обуславливает необходимость проведения систематической коррекционной работы. У детей с отклонениями в развитии по сравнению с возрастной нормой, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Содержание коррекционно-педагогической работы строится в соответствии с направлениями, ориентированными на основные линии психофизического развития: социальную, физическую и познавательную. Раскрывается также содержание работы по формированию у детей ведущей и продуктивных видов деятельности. Коррекционно-педагогическая работа в этих направлениях основывается на соблюдении принципа поэтапного формирования видов детской деятельности, учитывая особенности и индивидуальный ход психического развития каждого ребёнка. Коррекционная направленность воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку, построенный на учёте структуры и выраженности нарушений в развитии ребёнка, выявлении его потенциальных возможностей.

В содержании коррекционно-развивающей программы выделяются специфические разделы, несущие основную коррекционную нагрузку: развитие речи, развитие познавательных процессов, развитие продуктивных видов деятельности, физическое воспитание, сенсорное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое и нравственное воспитание. Задачи этих разделов работы связаны с восполнением пробелов предшествующего развития ребёнка, дальнейшим накоплением и систематизацией знаний и представлений об окружающей действительности, их обобщением и применением в собственной продуктивной и речевой деятельности.

Коррекционно-развивающая программа строится на основе принципа системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. В нём отражена взаимосвязанность развития различных сторон личности ребёнка. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям в развитии интеллекта ребёнка и наоборот. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребёнка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Во время реализации коррекционной программы переход к новому объёму материала осуществляется только после относительной сформированности того или иного умения. Объём материала и его разнообразие увеличиваются постепенно. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

АУ ДОУ № 16 «Снежинка»  является общеразвивающим детским садом и, исходя из этого, основной целью коррекционной работы с детьми является содействие их полноценному психическому и личностному развитию.

Данное направление деятельности педагога-психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

 индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

 тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;

 занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

 консультации, тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).

Конечно же, в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида нужно учитывать и требования общеобразовательной программы. Возникающую при этом проблему приспособления коррекционной работы и общеобразовательной программы к уровню и особенностям психофизического развития детей с разными вариантами и видами отклонений может решить осуществление индивидуального сопровождения каждого ребенка на основе тщательно проведенной диагностики всех специалистов. Диагностика  проводилась в два этапа: 1 – этап – сентябрь – октябрь; 2 – этап – апрель.

        Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом внимании и заботе со стороны взрослых.

        Наше учреждение посещают дети с различными нарушениями: в эмоционально-волевой сфере – агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль; в интеллектуальной сфере – низкий уровень развития познавательных процессов, а также с нарушением поведения, с проблемами семейного воспитания.

        Работа с такими детьми строится по следующей схеме: по запросам родителей, воспитателей, администрации проводится диагностика с детьми. После проведенной диагностики педагог-психолог встречается с родителями с целью определения индивидуального психологического сопровождения каждого ребенка. Заключается договор с родителями, если это необходимо. Далее педагог-психолог составляет план индивидуальной коррекционной работы с детьми, с родителями, с педагогами.

В 2013-2014 учебном году  в группу «риска» попали 18 детей. Из них: нарушение эмоциональной сферы – агрессия – 3 ребенка, тревожность, страхи, заниженная самооценка – 8 детей; нарушение поведения, проблемы семейного воспитания –  2 ребенка; снижение уровеня интеллектуального развития (память, мышление, внимание, восприятие, развитие речи)– 5 детей.

         Эти дети также были включены в подгрупповые коррекционные занятия с целью обучения  выразительным движениям; коррекции поведения с помощью ролевых игр, снижения эмоционального напряжения; тренировки психомоторных функций; повышению самооценки; снятию тревожности.

Для индивидуально работы на каждого ребенка была составлена программа  индивидуально-коррекционной работы, принята на заседании ПМПк и утверждена приказом от 31.10.2013 № 195/1.   При составлении программ была использована  литература: «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми»  Е.К. Лютовой. Г.Б. Мониной; «Уроки добра» коррекционно-развмвающая программа для детей 5-7 лет. С.И. Семенака; «Учимся сочувствовать, сопереживать» коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет С.И. Семенака; «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжева; «Работа психолога с застенчивыми детьми» Л.И. Катаева; «Повышаем самооценку», «Учимся понимать людей», Управляем эмоциями» И.К. Девина., И.В. Маштакова; «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» (стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика) Е.К. Алябьева; «Хочу все знать! Развитие интеллекта у детей 5-7 лет» (индивидуальные занятия, игры, упражнения) Е.О. Севостьянова; «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» игровые технологии. Е.А. Алябьева; «Тренинг развития личности дошкольника» (занятия, игры, упражнения) Р.Р. Калинина; «Психогимнастика» М.И. Чистякова.

С каждым ребенком было проведено по 19 индивидуальных занятий. С некоторыми детьми (из-за болезни и не посещения) было проведено значительно меньше занятий.

Всего было проведено – 234 занятия из 342.

        На подгрупповой коррекционной работе было зачислено – 48 детей (от 5-ти лет до 6-ти лет – 18  детей и от 6-ти лет до 7-ми лет – 30 детей).

С детьми от 5-ти лет до 6-ти лет были проведены подгрупповые коррекционно-развивающие занятия по программе игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста.

С детьми от 6-ти лет до 7-ми лет были проведены занятия по программе «Скоро в школу». Всего было проведено – 101 занятие  из 114.

В работе по коррекции использовалось активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Работа осуществлялась совместно с учителем-логопедом и другими узкими специалистами. Были организованы групповые и индивидуальные занятия, где в условиях комфортного режима, творческой деятельности, доверия психолога и ребенка друг к другу, веселого настроения во время занятий, использования игровых ситуаций у детей создавались положительные эмоциональные и личностные  состояния. Занятия были  построены так, что у детей воспитывалось уважительное отношение друг к другу, повышался эмоциональный тонус, появлялось чувство раскрепощения и свободы, активного творчества. С такими детьми гораздо легче проводить коррекцию познавательных процессов. Ведь ребенок, который верит в себя и видит поддержку и помощь группы, более успешен в решении интеллектуальных задач.

У значительной части детей интеллектуально-познавательная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушениями, так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирования личности. Исходя из этого положения, на каждом занятии с такими детьми проводились игры, упражнения и этюды на выражения эмоций и тренировку психомоторики. Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто оттого, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива, с этой целью почти во все занятия вводились расслабляющие упражнения.

        С целью закрепления полученных навыков и вербализации эмоций применялись элементы  арт-терапии, а также сочинению детьми «общих историй», которые затем инсценировались индивидуально или на подгрупповых занятиях. Этот метод помогал  детям понять хорошее и плохое своего «я», осознать свой гнев и выразить его без опаски.

По результатам проведенной работы проводились встречи с родителями, с педагогами,  намечалась дальнейшая работа, давались рекомендации для родителей.

        Условиями успешной работы являлось:

  • Координация деятельности специалистов всех служб;
  • Учет уровней физического, психического, интеллектуального развития, состояния здоровья каждого ребенка;
  • Обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ.

По результатам коррекционной работы наметилась положительная динамика.

12 детей из 18 – выбыли в школу: со средним уровнем развития – 8 детей и 4 ребенка с высоким уровнем развития. У этих детей повысилась мотивация к школьному обучению. Они активны, умеют ориентироваться в окружающей действительности, знают о себе и своем окружении.

        У 18 детей произошла  динамика: у 3 детей – снизился уровень агрессии, ребенок стал адекватно реагировать на замечания взрослых и детей. У 8 детей – повысился уровень самооценки, снизился уровень тревожности от 72% до 32%.  У 2 детей были проблемы в поведенческом плане и взаимоотношении с семьей – поведение стабилизировалось, но, однако необходимо продолжить работу на следующий учебный.  Повысился уровень интеллектуального развития (память, мышление, внимание, восприятие, развитие речи) у 3 детей.

В результате проведенной коррекционной работы

Проблема

До  

После

Кол-во

Консультативная помощь/

коррекционные занятия

Кол-во после консультативной помощи/ коррекционных занятий

Кол-во

Страхи, заниженная самооценка, тревожность

8

18223

1/0

1

агрессивность

3

1270

0/0

Нарушение поведение, семейное воспитание

2

656

2/0

2

Снижен уровень интеллектуального развития (память, мышление, речь)

5

1294

3/3

3

всего

18

48443

63

6

Педагог-психолог                                                            Музыка О.И.

Источник