От личности педагога к развитию и самореализации личности ребенка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенко

станицы Выселки Краснодарского края.

«Роль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребенка».

Учитель начальных классов

Лысова Ирина Леонидовна

2012 год

СЛАЙД №1- 2.

Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время – время сложное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль – преподавателя, вторая – воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя – вторая, на самом деле – это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.

Соответственно, меняется роль классного руководителя. Одним из основных принципов духовно-нравственного воспитания – принцип социально-педагогического партнёрства. Классный руководитель, по сути своей, становится координатором между воспитанниками и субъектами социализации.

Главная задача школы – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми и самому с ним учиться.

                  Поэтому для решения этой задачи:

– Надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения;

– Помочь ребенку стать творцом;

– Дать навыки саморегуляции, где ребенку не достаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности. У него формируется собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;

– Дать ребенку средство защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования, всегда быть в «форме».

СЛАЙД № 3 – 4

Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.

Цели классного руководителя:

  1. Создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности.

  2. Оказание помощи ученику в решении острых проблем.

                          Задачи классного руководителя:

1. Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.

2. Защита прав и интересов обучающихся.

3. Формирование у  обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.      

4.  Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива.

5. Обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

К  основным функциям классного руководителя относятся:

  • Организация деятельности классного коллектива.

  • Организация учебной работы классного коллектива.

  • Организация внеучебной жизни класса.

  • Изучение личности школьников.

  • Социальная защита школьников.

  • Работа с родителя.

СЛАЙД №5.

Личность должна быть активной и обладать устойчивостью своей направленности, поэтому необходимо развивать следующие качества:

1. Гуманизм – это любовь к людям.

2. Достоинство – доброта души человеческой, умение противостоять унижению, стремление самовоспитанию, самосовершенствованию, критичность в делах и поступках;

3. Трудолюбие – это авторитет личности, отношение к труду;

4. Коллективизм – осознание в нужности коллективу , исполнение долга перед обществом, проявляется в ответственности, инициативе, не равнодушном отношении коллектива;

5. Воля – результат здорового образа жизни, осознание действия;

6. Коммуникабельность – умение быстро находить общий язык с людьми, ориентироваться в политических событиях, оценивать их.

7. Патриотизм – одно из главных качеств: гордость за Родину, где ты родился, привязанность к месту жительства, принимать роль государства, любовь к своему народу.

8. Бережливость – выражается в отношении к природе, общению с искусством, в эстетике труда и быта.

9. Толерантность – выражается в терпимом отношении к людям другой национальности, вероисповедовании, в уважительном отношении к их традициям, обрядам. (Программа «Толерантность»)

СЛАЙД № 6.

Главная цель  моей воспитательной работы – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Одной из воспитательных задач является формирование нравственных отношений:

– Научить любить людей и жизнь.   

– Индивидуальное воспитание характера.

– Воспитание без участия в нем самого ребенка не существует.

– Самостоятельная работа ума чувств, самостоятельные поиски жизненных принципов и истины, выработка собственного характера.

СЛАЙД № 7

Воспитательная среда – это гуманное отношение между людьми; взаимоотношения между мальчиками и девочками; взаимоотношения классного коллектива и школьного, детей и взрослых, ученика и родителя, учителя и родителя; отношения к окружающим.

    Верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всё укладом жизни,  всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных норм – законов жизни, которые созвучны правилам толерантного общения. Вот они:

  1. Делай добро!

  2. Люби и прощай людей!

  3. Относись к людям, так как ты хотел бы, что бы относились к тебе.

  4. Бойся обидеть человека.

  5. Найди свою цель в жизни.

  6. Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.

  7. Познай себя и мир.

  8. Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое.

  9. Не теряй веры в себя.

  10. Умей дарить радость людям.

Читайте также:  Советы родителям развитие ребенка с нарушением слуха

СЛАЙД № 8

Работая с ребёнком, использую разные средства оказания поддержки:

  1. Вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится. Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения её значимости для школьника. Задача учителя на этом этапе – помочь школьнику сформулировать самому проблему, т. е. проговорить её.

  2. Поисковый – организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий её сохранения. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы, помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и причин, которые привели к затруднению.

  3. Деятельностный – для обеспечения успеха поддерживаю ученика и морально – психологически. И, если надо, прямо защищаю интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями.

  4. Рефлексивный – совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения.

СЛАЙД № 9 – 14

В нашем классе много одарённых детей. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто- то музыкален, кто-то может проявить себя как организатор, кто-то талантлив в спорте.  Хочется отметить, что медали, почётные грамоты, похвальные листы, места в олимпиаде не являются самоцелью в работе с учениками. Главное-подготовка к жизни, воспитание творческого отношения к любому делу, стремления добиваться лучшего.  

В классе мы проводим много мероприятий, каждый из которых проходит живо, увлекательно, так как дети, готовясь к мероприятию, проявляют творчество, постоянно придумывают что – то интересное. Я вижу, что это им очень нравится.

У нас есть свои традиции – праздник именинника, день общения с природой, праздник успехов,семейные творческие мини-проекты, экскурсии, встречи с духовными наставниками.

На протяжении четырёх лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями; формирования их самостоятельности и творчества. Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, стремлением реализовать свои интеллектуальные, творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием.

В школе дети приобретают навык общения друг с другом, учатся терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открывают для себя непохожесть людей друг на друга. Но это происходит в том случае, если классный руководитель тактично помогает им в этом.

Потом мы приняли Правила класса:

Разрешено

Запрещено

помогать друг другу

радоваться успехам друг друга

поддерживать в трудную минуту

переживать за неудачи друг друга

говорить правду

врать

завидовать друг другу

радоваться горю другого человека

обижать и давать обидные прозвища

смеяться над неудачами

На протяжении четырёх лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями; формирования их самостоятельности и творчества. Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, стремлением реализовать свои интеллектуальные, творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием.

СЛАЙД № 15

Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения. Воспитание неотрывно от обучения. Авторитет школы создается, прежде всего, на уроке. Моменты воспитания вкрапливаются на уроке в обычную работу: вопросы учителя, ответ ученика, действие учителя и ученика. Поэтому методика обучения детей – это и методика их воспитания. Результаты труда ученика управляют его настроение, отношение к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников. Уметь любить детей – главное в культуре труда учителя.

Можно выделить следующие положения:

     1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Путь к сердцу ребенка  – доброта,  добрый  учитель,  добрый  человек, принявшие участие в судьбе ребенка, обязательно останутся у него в памяти.

     2. Лишь тот имеет право требовать от других, кто умеет требовать от себя. В работе учителя особенно необходимо соблюдение единства слова и дела. Если ты сам дисциплинирован, корректен, подтянут, то это можешь требовать от детей, они воспримут это правильно.

      3. Постоянная потребность общаться с людьми, жить их нуждами и интересами.   Культура начинается с умения слушать, слышать. Слышит – значит, принимает участие в твоей судьбе. Слышит – может означать, что любит. Слышит – значит, воспринимает меня. Слышит – значит, относится ко мне серьезно.

    4.  Главное – завоевание доверие учеников. Доверие – мера популярности учителя. Наша душа обретает крылья, когда нам доверяют. Это очень важная потребность души.

Поэтому мне близки такие заповеди учителя:

  1. Любить детей, защитить их любовью и правдой.

  2. Не врать.

  3. Постоянно ищи в ребенке богатство его души.

  4. Научи детей думать и любить.

  5. Дари себя детям.

  6. Знай к чему стремиться.

  7. Ни дня без новизны.

  8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.

  9. Учитель автор своей программы, системы, методов своего класса.

  10. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

Читайте также:  Актовегин при задержке развития ребенка

И в заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:

«Я убежден: школа – не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа – возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих  – учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая – кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей».

СЛАЙД № 16

Источник

Доклад на тему:

Развитие личности и ее самореализация на основе компетентности и «умения учиться»

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 1 р.п. Татищево»

Пинтера Ирина Ивановна

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Поэтому необходимо формировать и развить у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

В широком смысле, компетентность — это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций. Компетентностный подход не является новым в отечественной педагогике: ориентации на освоение конкретных способов деятельности посвящены работы педагогов М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других учёных. На сегодняшний день в России  уже появились крупные теоретические и научно-методические работы, в которых анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспаржак, А. В. Хуторской).

Внедрение компетентностного подхода предполагает:

  1.  изменение подходов к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, роли ученика в учебном процессе
  2.  переход от установки на запоминание  информации к освоению новых видов деятельности
  3. создание условий для расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей,
  4.  развитие  независимого творческого мышления,
  5. создание благоприятных педагогических условий для  творческой самореализации ребёнка и  самообразования.

Компетенции подразделяют на профессиональные и ключевые.

Профессиональные компетенции ограничиваются той или иной профессиональной областью деятельности человека.  

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

При    определении состава ключевых компетенций мною была взята за  основу классификация ключевых образовательных  компетенций Андрея Викторовича Хуторского.

Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:

  1. ценностно-смысловая компетенция,
  2. общекультурная компетенция,
  3. учебно-познавательная компетенция,
  4. информационная компетенция,
  5. коммуникативная компетенция,
  6. социально-трудовая компетенция,
  7. компетенция личностного самосовершенствовании.

При формировании ценностно-смысловой компетенции

При  проведении урока необходимо стремится к тому, чтобы  ученик  четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

– Перед изучением новой темы надо рассказывать учащимся о предстоящей теме, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками  оценивается самый интересный, при этом стремиться  к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами  и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним.

Данный прием позволяет ученикам  понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

– Иногда  можно предоставить ученикам:

 Самостоятельно изучить  параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания.

Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства,  установить на какие из ранее изученных свойств они опираются.…В итоге дети не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.

Вовлекать учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения предметной логики, а не материала школьного курса.

При формировании общекультурной компетенции

Многие знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой необходимо помочь ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях.

Возможны следующие пути решения этой проблемы:

– для формирования грамотной, логически верной речи используются  устные  математические  диктанты, включающие  задания на грамотное произношение и употребление имен числительных, математических терминов и др.;

Читайте также:  Влияет просмотр телевизора на развитие речи ребенка

– использовать задачи со скрытой информативной частью;

– предлагать  ученикам для решения задачи, в условии которых могут быть умышленно пропущены единицы измерении;

–  использовать задания с информационно – познавательной  направленностью;

– использовать исторический материал при подготовке к урокам;

– практиковать задавать для домашней работы  составление текстовых задач по уравнению, схеме. Анализ составленных задач происходит на уроке учениками  с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…

При формировании учебно-познавательной  компетенции

Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса я использую следующие приемы:

1)     создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, “почему было трудно?”, “что открыли, узнали на уроке?” и т.д.);

4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

– Особенно эффективно данный вид компетентности   развивается:

  1. при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы,
  2. проведения  мини-исследований на основе изучения материала,
  3. Найди лишнее слово;
  4. Что такое? Кто такой?;
  5. Отгадай загадку, расшифруй ребус;
  6. Подбери пару;
  7. Мозговой штурм

Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Нужно  побуждать  учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

При формировании информационной компетенции

Для развития данного вида компетентности можно использовать  следующие приемы:

– при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…,  в космонавтике модуль – это… и т.д.

– подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet

– школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому при подготовке к уроку используются задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

– использование  задач  прикладного характера. Вследствие чего  у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности.

«Вопросы для любознательных»

 «Интересные факты»

 «Вопросы для умников и умниц»

 «Это интересно»

«Правда ли это?»

При формировании коммуникативной компетенции

Для развития этой компетенции  используются  следующие методы и приемы:

– решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

– устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

– использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

– использование на уроках математических софизмов (ложное умозаключение);

При формировании компетенции личного самосовершенствования

– С целью развития данного вида компетенций используются задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

– С целью формирования данной компетенции, применяется  такой вид деятельности на уроках математики,  как решение задач с «лишними данными».

– С целью развития данного вида компетенции применяются задачи, которые решаются различными способами.

– С целью формирования данной компетенции можно предложить ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.

«Что полезно, а что вредно»

«Хорошо или плохо»      

Необходимо стараться создавать ситуацию успеха на уроке, вселять уверенность в своих учеников, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.

Таким образом, в современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целей и качеств.

Работа по формированию ключевых образовательных компетенций делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

Источник