От чего может родиться ребенок с отклонениями в развитии
новорожденные
К большому сожалению, в последние годы все чаще и чаще рождаются детки с различными патологиями. Несмотря на достижения в медицинской области, у женщин, которые уже с ранних сроков беременности становятся на учет и наблюдаются у специалистов, проводят все нужные обследования, соблюдают режим питания и ведут правильный образ жизни, могут все же родиться неполноценные дети. Давайте разберем все факторы, влияющие на здоровье долгожданного малыша.
Далеко не все анализы и УЗИ могут подсказать о патологии младенца, только после его рождения родители узнают страшные диагнозы. Например слепота, глухота и умственная неполноценность, у ребенка в утробе невозможно определить! Сами роды – для ребенка опасный и тяжелый процесс, зачастую именно тогда, при ошибках врачей и могут появиться различные патологии и отклонения. 100% гарантии что вы родите совершенно здорового малыша, вам не даст ни один врач. Ведь на протяжении 9 месяцев беременности, в развитии плода может произойти различный сбой из-за воздействия различных внешних факторов.
Вот самые основные причины рождения детей с патологиями:
1. Конфликт резус-факторов матери и отца. ( Для плода такой резус-конфликт приводит к анемии, отекам, развитию сердечных пороков и внутренних органов, что в большинстве случаев приводит к смерти плода и выкидышу.)
2. Семейные генетические заболевания. ( Сложно современной медицине исправить ДНК родителей, в которых имеется вся информация об их наследственных заболеваниях, поэтому дети, рожденные с такими заболеваниями неизлечимы.)
3. Неправильный образ жизни и питание беременной ( алкоголизм, курение и т.д).
4. Стресс и психологические проблемы.
5. Окружающая экология.
6. Прием беременной лекарственных препаратов. ( Очень много лекарственных препаратов одним из противопоказаний имеют прием во время беременности. Поэтому, внимательно изучайте инструкцию по применению назначенного лекарства, подумайте о возможных последствиях, и сами принимайте решение- принимать или нет.)
7. Перенесенные вирусные и бактериальные заболевания во время беременности. ( Если беременная переболела гриппом, есть риск что у малыша будет гидроцефалия; если переболела краснухой- ребенок родится с поражениями слуха и зрения, а также костной системы; все перенесенные заболевания мамы всегда чревато сказываются на плоде.)
8. Слишком юный или старый возраст будущей мамы. (Яйцеклетка единственная клетка в организме женщины, которая с годами стареет и изнашивается. Поэтому у возрастных женщин риск родить малыша с синдромом Дауна в несколько раз выше.) Синдром Дауна к счастью можно определить на УЗИ и при помощи анализов. Врачи предупреждают о возможных последствиях, только женщина принимает решение, как ей поступить.
9. Ошибки медработников во время родов. ( Человеческий фактор, порой халатность и непрофессионализм врачей приводят к пожизненной инвалидности родившихся детей.)
Современная процедура ЭКО во многом решает проблемы только с зачатием у женщины, но все остальные риски и опасности присутствуют в полном объеме.
Если сданные анализы и результаты УЗИ говорят об очень серьезных аномалиях в развитии малыша, что приведет к невыносимой жизни в первую очередь самого ребенка в будущем, стоит прислушаться к медикам. Только будущим родителям принимать правильное в их жизни решение.
Источник
Каждый из нас — носитель как минимум 10-15 рецессивных мутаций. И они могут передаваться по наследству. Именно поэтому даже у абсолютно здоровых родителей есть риск появления малыша с серьезными нарушениями. Вот почему еще на этапе планирования беременности, а лучше до вступления в брак стоит проверить свой генетический статус. О том, что это такое и кому может помочь специальное тестирование, рассказывает врач-генетик Светлана Голубева.
Светлана Голубева,
врач-генетик высшей категории центра вспомогательной репродукции «Эмбрио»
Что это такое?
— Молекулярно-генетическое исследование — это лабораторный метод, который позволяет определить структуру генов на молекулярном уровне. Тестирование дает возможность выявить особенности (полиморфизмы) либо мутации в строении генов.
Для чего нужно?
— У молекулярно-генетического исследования две основные задачи:
- выявить причину заболевания и предотвратить его повторение у будущих поколений.
- уточнить прогноз заболевания, провести контроль и коррекцию лечения.
Что представляет собой анализ?
— Материалом для исследования может служить как венозная кровь, так и буккальный эпителий (соскоб со щеки). Из этого материала специалисты выделяют ДНК человека и изучают ее. Ожидать результат анализа в среднем нужно около 2 недель.
Предрасположенность = болезнь?
— Нормальное строение гена обеспечивает определенную функцию или признак у человека. В этом случае речь идет о полном здоровье.
Однако бывают ситуации, когда у человека имеется предрасположенность к тем или иным нарушениям здоровья. Но это еще не значит, что он точно будет болеть. Речь идет о полиморфизме (варианте нормального строения гена). В этой ситуации болезнь проявится под воздействием факторов риска. Например, для гипертонической болезни это будет: ожирение, гиподинамия, курение и так далее.
Если же в структуре гена обнаруживается мутация, это приводит к изменению функции гена и, следовательно, к патологии. В генетике такие типы заболеваний называются «моногенными болезнями», среди них выделяют рецессивные.
Давайте разберемся, как это работает:
- если каждый из родителей «отдает» будущему потомству по здоровому гену, рождается здоровый малыш;
- если один из родителей отдает ген с мутацией, а второй — здоровый, на свет появляется здоровый рецессивный носитель. Это значит, что сам ребенок будет здоров на протяжении всей жизни, но останется носителем генетического заболевания и впоследствии может передать его своим детям;
- если оба гена от матери и отца имеют мутации, рождается ребенок с заболеванием.
Каждая пара находится в зоне риска, но еще на этапе планирования беременности может пройти молекулярно-генетическое исследование и уточнить свой генетический статус.
Современные молекулярно-генетические технологии позволяют определять полиморфизмы и (или) мутации разными способами:
- в одном конкретном месте гена;
- анализируя всю структуру гена;
- одномоментно тестируя группу генов (например, на выявление нервно-мышечных заболеваний).
Как паре, планирующей ребенка, понять, что нужно идти к врачу-генетику?
1 вариант. При отсутствии видимых причин дополнительные генетические исследования не требуются. Если терапевт, гинеколог или другой специалист выявляет какие-то особенности в родословной, состоянии здоровья или течении беременности, то женщину (или пару) отправляют на консультацию к врачу-генетику, который составляет индивидуальный план генетического тестирования.
2 вариант. Пары, у которых нет каких-либо нарушений в здоровье, могут самостоятельно пройти генетическое исследование по собственному решению. Например, предсказательное тестирование наследственной предрасположенности к тем или иным заболеваниям. То есть сделать так называемый «генетический паспорт». Благодаря этому скринингу люди могут узнать предрасположенность, например, к артериальной гипертензии, тромбозам, бронхиальной астме или нарушению физиологического течения беременности и заблаговременно провести профилактику этих заболеваний или осложнений.
Еще один вид исследования, который можно планировать самостоятельно, — преконцепционный скрининг носительства рецессивных мутаций. Тестирование позволяет оценить риск рождения ребенка с наследственным заболеванием у конкретной пары. В территориальных сообществах есть свои особенности генофонда. Каждое условно закрытое сообщество накапливает свои рецессивные мутации.
Естественно, вероятность встретиться двум партнерам (супругам) с патогенными мутациями в одних и тех же генах крайне мала. Однако хуже, если родители узнают об особенностях своего генотипа слишком поздно, когда у них рождается ребенок с тяжелым заболеванием. Для этого и нужен преконцепционный скрининг.
Если по результатам исследования оба потенциальных родителя — здоровые носители мутаций в одних и тех же генах, риск рождения больного ребенка будет высоким (25%). В таком случае во время беременности рекомендуют провести дородовую молекулярно-генетическую диагностику для уточнения того, благоприятный или неблагоприятный вариант унаследовал плод.
Тестирование позволяет понять, будет ли будущий ребенок больным, здоровым носителем или здоровым. И в зависимости от результатов врачами и будущими родителями принимается решение о продолжении или прерывании беременности больным плодом. Окончательное решение — за семьей.
Кстати, уточнить генетический статус плода можно до 18 недель беременности.
Когда возможно проведение молекулярно-генетического тестирования?
— Когда и кому проводить исследование, решает врач-генетик и дает рекомендации, какую лабораторную методику использовать:
1. преимплантационная диагностика (т. е. при ЭКО исследуется эмбрион до переноса в полость матки);
2. пренатальная диагностика (исследуется плод во время беременности);
3. постнатальная диагностика (исследуется ребенок после рождения или взрослый человек). Уточняется причина генетического заболевания, определяются риски для других членов семьи.
Какие рецессивные мутации распространены в Беларуси?
— В нашей стране, как и во всех остальных, есть условно свои, наиболее часто встречающиеся наследственные заболевания:
- Фенилкетонурия (наследственное заболевание обмена, которое сопровождается задержкой умственного и физического развития). По статистике, встречается 1 случай на 6 тысяч новорожденных.
- Муковисцидоз (наследственное заболевание обмена с серьезной патологией легких и кишечника) — 1 случай на 8 тысяч родившихся.
- Врожденная дисфункция коры надпочечников (нарушения функции гормонов и половой дифференциации) — 1 случай на 10/15 тысяч родившихся.
- Нервно-мышечные заболевания.
- Несиндромальная (изолированная) тугоухость.
Самые распространенные из них — первые два. В Беларуси проводится скрининг новорожденных на эти заболевания. Больные дети нуждаются в пожизненном дорогостоящем специфическом лечении. Преконцепционное молекулярно-генетическое тестирование позволяет определить проблему еще на этапе планирования ребенка, а также во время беременности.
Преконцепционный скрининг носительства рецессивных мутаций пациенты могут планировать самостоятельно. Но сориентировать пару в целесообразности проведения тех или иных видов генетического тестирования может только квалифицированный генетический консультант. Он определит, какие исследования необходимы в каждом конкретном случае.
Фото врача: Ирина Забирашко
Источник
Появление в семье ребенка – это всегда радость. Для каждого родителя свой малыш кажется особенным. Но некоторые особенности развития могут насторожить. В таких случаях необходимо не медлить и спешить к врачу. К сожалению, в настоящее время количество детей с отклонениями в развитии значительно увеличилось. Такие малыши требуют к себе особого внимания и ухода. Очень важно определить патологию на начальном этапе, чтобы не упустить шанс исправить или облегчить сложившуюся ситуацию. Как правильно определить патологию? Что означает “ребенок с отклонениями в развитии”?
Необходимые нормы для развития
Прежде чем говорить об отклонениях ребенка, выделим условия, необходимые для полноценного развития:
- Развитие и функциональность головного мозга должны быть в норме.
- Работа нервной системы и физические параметры соответствуют возрасту и обеспечивают все процессы для жизнедеятельности.
- Органы чувств могут обеспечивать естественную связь с внешним миром.
- Ребенок надлежащим образом, систематически и последовательно проходит все этапы обучения, начиная с семьи и заканчивая учебным заведением.
Что принято считать нормой в развитии ребенка:
- Развитие соответствует ровесникам, его окружающим.
- Поведение отвечает принятым общественным нормам.
- Развитие организма совпадает с установленными нормами, при этом он способен бороться с негативными факторами окружающей среды и сопротивляется болезням.
Детей с отклонениями все больше, так как какое-то из условий развития не выполняется в силу тех или иных причин.
Причины отклонений
Основные причины развития отклонений у детей делят на:
- наследственные;
- внешние (влияние окружающей среды).
К наследственным относят:
- Генетический фактор.
- Соматический.
- Повреждение головного мозга.
В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:
- До наступления родов.
- В период родовой деятельности.
- Послеродовой период до 3 лет.
Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.
Биологическое влияние
Можно выделить биологические факторы, которые влияют на развитие детей:
- Генетические мутации.
- Мать перенесла в период беременности инфекционное или вирусное заболевание: краснуху, грипп.
- Родители не совместимы по резус-фактору.
- Мать болеет диабетом.
- Имеются у родителей венерические заболевания.
- Прием наркотических препаратов, особенно матерью.
- Биохимическое воздействие. Заводы, химические удобрения, бесконтрольный прием медицинских препаратов. Эти факторы оказывают влияние и в период беременности, и на ранних этапах развития ребенка.
- Недостаток кислорода для плода.
- Сильные токсикозы во второй половине беременности.
- Слабое здоровье матери. Плохое питание, опухолевые процессы, недостаток витаминов.
- Хронические заболевания у ребенка, начавшиеся в раннем возрасте: астма, диабет, патологии крови.
- Травмы мозга в раннем возрасте и тяжелые инфекционные заболевания.
- Травмы во время патологических родов.
Все эти негативные факторы могут стать причиной того, что будет ребенок с отклонениями в развитии.
Социальное влияние
Выделим социальные факторы, влияющие на развитие ребенка:
- Сильные переживания будущей матери, сопровождающиеся значительным выбросом гормонов в околоплодные воды.
- Негативные события и настроения против будущего малыша.
- Стрессовые ситуации, часто повторяющиеся.
- Состояние психики матери в период родовой деятельности.
- Плохое отношение к ребенку, отрыв от матери, грубое обращение, отсутствие теплых отношений.
Все эти факторы больше требуют профессиональной консультации у психологов и педагогов, так как могут вызвать отклонения в психическом развитии ребенка, в то время как биологические требуют внимания врачей.
Какие возможны отклонения
Можно выделить несколько групп отклонений:
- Дети с физическими отклонениями. Сюда относят нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
- Отклонения в психическом развитии ребенка. Это нарушение речи, умственная отсталость, также задержка психического развития и отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы.
- Педагогические отклонения. Дети, не получившие среднего образования.
- Дети с социальными отклонениями, не имеющие воспитания для вхождения в социальную среду. В этом случае важна профилактическая работа.
Также следует выделить периоды, в которые можно заметить яркие отклонения от развития:
- Дошкольный.
- Школьный младший.
- Подростковый.
Для каждого периода ребенок должен обладать определенными навыками, умениями, знаниями. Взрослые в это время должны быть особенно внимательны и уделять ребенку время для занятий и общения.
Особенности отклонений в развитии детей
Рассмотрим особенности отклонений у детей с временной задержкой развития. Характерны следующие признаки:
- Заметны отклонения становятся в школе.
- Ребенок ведет себя так, как будто он в детском саду.
- Не выполняет домашнее задание.
- Трудно поддается обучению, чтению и письму.
- Быстро устает.
- Жалуется на головные боли.
- Недостаточное физическое развитие.
- Возможна задержка в мышлении.
У ребенка с психофизическим инфантилизмом есть такая особенность:
- Понимает сюжет изображения.
- Может понять смысл.
Дети, имеющие отклонения в развитии с признаками астении, имеют следующие проявления:
- Нервное истощение.
- Быстрая утомляемость.
- Частые головные боли.
- Плохая память.
- Невнимательность.
- Чрезмерная возбудимость.
- Излишняя подвижность, импульсивность.
- Плаксивость.
- Робость и вялость.
- Заторможенность.
- Медлительность.
- Расстройство сна.
- Грубость.
- Нестабильность поведения.
У каждого ребенка отклонения проявляются по-разному.
Нарушение умственного развития
К категории умственно отсталых детей относятся:
- Дебилы. При правильном развитии и обучении могут быть высокого уровня психического развития. Имеют профессию, несут гражданскую ответственность.
- Имбецилы. Глубоко отсталые дети. Не усваивают общих правил, понятий. Могут с большим трудом научиться писать, читать. Требуют постоянного ухода.
- Идиоты. У таких детей нарушена координация, не развита речь, не могут себя обслуживать. Нуждаются в специальном уходе.
Дети, которые выделяются из толпы своих сверстников высоким развитием, также считаются детьми с отклонением в развитии. Особенности таких деток рассмотрим дальше.
Малыши с высоким уровнем развития
Они отличаются от своих сверстников тем, что:
- Могут делать несколько дел одновременно.
- Очень любопытны.
- Легко прослеживают причинно-следственные связи.
- Развито абстрактное мышление.
- Концентрация внимания на высоком уровне.
- Стремятся в том, чем занимаются, достигнуть совершенства.
- Хорошо развиты учебные навыки.
Можно выделить психологические особенности таких детей:
- Хорошо развито воображение.
- Есть чувство справедливости с раннего возраста.
- Ставят себе высокие планки в деле, которым занимаются.
- Имеют хорошее чувство юмора.
- Плохо справляются со своими неудачами.
- Детские страхи сильно преувеличены.
- Могут обладать экстрасенсорными способностями.
- Появляются проблемы с ровесниками из-за развитого эгоцентризма.
- Мало спят.
Следует внимательно относиться к ребенку, чтобы своевременно заметить особенности изменения психики по мере его взросления.
Особенности отклонений в психическом развитии
Отклонения в психическом развитии ребенка оцениваются по следующим критериям:
- Как развита память.
- Мышление.
- Развитие речи.
- Восприятие окружающего мира.
Какие существуют виды задержки психического развития:
- Психогенный. Является результатом отсутствия воспитания в семье. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
- Соматогенный. Задержка в результате перенесенного заболевания. Ребенок сильно устает, ослаблен. Либо слишком возбудим.
- Церебрально-астенический. Органическое поражение мозга. Ребенок чрезмерно возбужден, агрессивен. Настроение часто резко меняется.
- Конституционный. На фоне недоразвитости лобных долей головного мозга. Уровень развития отстает на несколько лет. Так 6-летний ведет себя и испытывает потребности, как 2-летний.
При диагностике требуется осторожность, так как некоторые из перечисленных признаков могут быть проявлениями характера ребенка.
Диагностика отклонений у ребенка
Чтобы подтвердить или опровергнуть, что ребенок с отклонениями в развитии, необходимо провести медицинское и психологическое обследование.
При медицинском осмотре проводится:
- Визуальный осмотр ребенка. Строение черепа, особенности скелета, конечностей, развитие сенсорных функций.
- Сбор информации, имеющиеся жалобы со слов матери.
- Состояние неврологического и психического характера.
Необходимо обратить внимание:
- На эмоциональность.
- Развитие интеллекта.
- Развитие речи.
- Моторику.
- Состояние психики, нервной системы.
Возможны также такие обследования:
- Рентгенография черепа.
- Компьютерная томография.
- Энцефалограмма.
Некоторые заболевания можно установить по внешним признакам. Особенно это касается врожденных патологий.
Психическое обследование требует анализа:
- Внимания ребенка.
- Памяти.
- Интеллекта.
- Восприятия внешнего мира.
- Как ребенок мыслит.
- Как выражает эмоции.
Как правило, это легко определяется в игровой форме. Для этого используется наглядный материал, а также методы и приемы работы, подстроенные под дефект ребенка. Для глухих необходимы жесты, для отсталых в умственном развитии – простые задания. Сложность и главная задача для диагноста – это заинтересовать ребенка в игре, он не должен отказываться. Это необходимое условие правильной диагностики. После этого можно назначать коррекцию отклонений в развитии детей.
Обучение и воспитание детей с отклонениями
Коррекция включает работу педагогов, врачей и родителей.
Можно выделить несколько принципов обучения детей с отклонениями в развитии:
- Стимулирование сознательной деятельности.
- Развитие активности.
- Использование наглядного материала.
- Систематичность занятий.
- Доступность материала.
- Соответствие между материалом и возможностями ребенка.
- Прочное закрепление материала.
- Дифференциальный подход.
Особое внимание уделяется развитию памяти и логического мышления. Обучение ставит цель не приспособиться к дефекту ребенка, а его корректировать и преодолеть. Образование детей с отклонениями в развитии имеет два направления:
- Дифференциальное образование.
- Инклюзивное образование.
Коррекционное обучение должно формировать психические функции ребенка и развивать опыт в преодолении имеющихся нарушений, будь то нарушение речи, слуха, моторики или поведения. Обучение и воспитание также должны быть методом профилактики возникновения вторичных отклонений. Это возможно из-за неготовности ребенка с отклонениями в развитии к существованию в социуме.
Для таких детей необходимо воздействие:
- Лечебно-оздоровительное.
- Психологическое.
- Педагогическое.
- Психотерапевтическое лечение должно проводиться напрямую и косвенно.
- Занятия групповые и индивидуальные.
Ребенок с отклонениями развития в семье не всегда правильно оценивается родителями. Слишком много заботы или невнимательное отношение к ребенку могут усугубить психическое состояние. Изоляция также оказывает отрицательное влияние. Поэтому очень важна совместная работа педагогов и родителей. Необходимо оказывать квалифицированную помощь родителям для того, чтобы они могли оказать поддержку детям в получении знаний, навыков при определенных нарушениях.
Условия для интеграции детей
В настоящее время оказывается помощь детям с отклонениями в развитии, а также их родителям.
А именно:
- Проводится ранняя диагностика выявления нарушений в развитии.
- Организуется раннее коррекционно-воспитательное воздействие с первых месяцев жизни.
- Проводится отбор детей с учетом дефекта отклонений, уровня развития и способности ребенка к обучению.
- Дети, которые нуждаются в специальных условиях, определяются в специализированные учреждения.
- Составляются варианты учебных программ, пособий по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
- Необходимо постоянно контролировать и смотреть динамику развития таких малышей.
Воспитание детей с отклонениями в развитии имеет множество проблем:
- Родители не умеют совместно работать с ребенком.
- Не могут эмоционально поддерживать малыша.
- Некоторые испытывают неадекватные реакции к нему.
- Неадекватные методы воспитания.
- Недостаточно общения с ребенком.
Только совместная работа специалиста, педагога и родителя может дать ощутимые положительные результаты в обучении ребенка с отклонениями.
Источник