Освоение ребенком социальных ролей в процессе развития

Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.

Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.

Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?

Для чего это нужно?

Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.

Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.

В чем заключается социализация дошкольников?

Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:

  • Как интеграция детей с социальной группой.
  • Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.

Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.

Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.

Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.

Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.

Влияние семьи на процесс социализации

На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.

Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.

Как чрезмерная концентрация на малыше, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.

Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации.

В этом возрасте детки, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоцентричное, и даже эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.

В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.

Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.

В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.

У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.

По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.

Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.

Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.

На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.

Читайте также:  Подвижные игры для развития физических качеств ребенка

Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.

Игры и социализация дошкольников

Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.

Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.

Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.

Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.

Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время  пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.

К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.

Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.

Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).

Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.

Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.

Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.

Смотрим игры для социализации дошкольников.

Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.

Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют  в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.

Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.

Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.

Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.

Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.

Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.

Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.

Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.

Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.

С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.

Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.

Агрессия дошкольников

Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.

Появляется она в развитии отпрыска тогда, когда он начинает понимать, что может быть причиной беспокойства других людей, и силой заполучить желаемое.

Читайте также:  Роль игрушки в развитии ребенка

Детишки проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.

В этом случае чадо может толкнуть другого ребенка, ударить. В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют “агрессией, ориентированной на человека” рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.

Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека, возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка.

Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!

Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.

Источник

Нет сомнения в том, что влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия
(имаго – образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д.Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры.

Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков.
Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. Посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. Условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы раздваивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Многие учителя и воспитатели весьма эффективно использовали игру в своей деятельности, и в современной педагогике она рассматривается как форма деятельности и уникальное средство развития, направленное на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. В игре дети интериоризируют социальные роли через имитацию и подражание.

Развивающаяся личность вносит в «исполнение» социальной роли свое индивидуальное своеобразие. Это происходит не только за счет специфики характера, темперамента, личностных особенностей, ценностей и свойств нервной системы. Ролевое самопроявление всегда определяется и внутренней структурой психики (экстериоризация), сложившейся, в свою очередь, под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека. Амбивалентность экстериоризации и интериоризации выступает в качестве движущей силы, своеобразным источником активности человека при реализации им любой социальной функции.

Однако в жизни человека освоение социальной роли – явление сложное и противоречивое. Д.А.Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой. Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т.е. освоить ее технически. Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания. Многие социальные роли усваиваются довольно легко, но некоторые требуют особых усилий и способностей.

Читайте также:  Развитие логики и памяти ребенка 2 года

Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя. Она должна ему понравиться или, по крайней мере, не вызывать негативного отношения. Значимой является не только позитивная установка по отношению к предстоящему освоению социальной роли, но и то, как она поддерживается (на внешнем и внутреннем уровнях) в самом процессе усвоения. Так, большинство детей с радостью готовятся стать первоклассниками и с интересом идут в школу. Однако освоение социальной роли школьника вскоре превращается для некоторых из них в настоящее испытание. Это происходит, если ребенок не готов работать в группе сверстников в условиях относительно строгих формальных требований и школьной дисциплины; или педагог проявляет недостаточно внимания при школьной адаптации ребенка; или родители своими высказанными мимоходом циничными суждениями относительно качества школьного образования сформировали у ребенка негативные, но пока еще подсознательные установки, которые рано или поздно проявятся в процессе обучения, как только ребенок столкнется с трудностями. Таким образом, в освоении социальной роли важным является готовность человека к данному процессу и наличие внешней поддержки со стороны референтных субъектов.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль. С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Таким образом, возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении.

1) Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. В идеальном варианте освоения роли технический аспект соответствует смысловому, т.е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая ее содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но могут возникать более сложные и противоречивые варианты освоения роли. Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточной подготовки. Тогда он выполняет свою роль плохо, вызывая негативные санкции по отношению к себе со стороны окружающих, особенно тех, кто вполне успешно справляется с подобными функциями.

2) Но может быть неприятие роли даже в том случае, когда ее техническое содержание легко усвоено индивидом. Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пренебрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же. Так, поведение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобытность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он прежде всего – личность.

3) Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как инструмент, своеобразное средство, направленное к достижению определенной цели. Но может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность. Иными словами, за ролью личность уже не будет видна. Так, в литературе описаны феномены фанатического поведения, когда, по образному выражению Ц.П.Короленко, «…идея подменяет жизнь». Некоторые идеи бывают столь привлекательны для человека, что уводят его от реальной жизни, полностью подчиняют роли. Человек превращается в раба роли. История знает немало социальных деятелей (особенно среди вождей, диктаторов, победителей, религиозных фанатов и других выдающихся личностей), социальные роли которых полностью овладевали личностями и диктовали не только поведение в конкретных ситуациях, но и стиль жизни. Особенно влиятельным фактором освоения роли является социальный престиж. Если роль престижна, то индивид будет прилагать большие усилия для ее освоения, поскольку она может способствовать и более успешной социальной адаптации.

Однако максимальная поглощенность лишь одной ролью в конечном счете неблагоприятно сказывается на качестве жизни человека в целом. Следует заметить, что общий ролевой репертуар в данном случае сокращается, и гипертрофированное развитие одной роли ведет за собой и одностороннее развитие. Вероятно, есть люди, для которых подобное освоение роли является нормальным. Но не стоит забывать также и о том. что именно овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник