Освоение игровой деятельности как условие развития ребенка

Людмила Горячева
Условия для развития игровой деятельности

Условия для развития игровой деятельности детей.

Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры.

Вопросы организации игровой деятельности дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения. Регулярно для педагогов детского сада проводятся теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, практическое решение проблемных ситуаций.Тематика мероприятий разнообразна: «Развитие дошкольников в игровой деятельности», «Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей», «Игра и игрушка в жизни малышей», «Организация предметно-развивающей среды для развития игровых сюжетов» и т. д.

Ежегодное проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры.

В планировании работы с родителями нашли отражение такие виды работы, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», заседания «Маминой школы» по проблеме детской игры, распространение памяток и рекомендаций.

В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому наши воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнером.

Но в последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин. (6 слайд).

– как уже было сказано, игра стала средством обучения.

– большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой.

Еще одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребенком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей. В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, которая проецирует дальнейшую успешность ребенка. Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, формировать у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры.

Важно:Создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

– в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного проявления творческих способностей.

Педагоги поддерживают принцип организации игры: играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

В детском саду опытные педагоги используют в работе с воспитанниками игры, помогающие скорректировать поведение детей, а не применять наказания, запреты, нравоучения.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

Игры-соревнования – сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. В играх-соревнованиях правила отличаются четкостью, понятностью,открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает лучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением.

Игры-драматизации помогаю преодолеть неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, приобрести такие личностные качества как смелость, уверенность, инициативность.

Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером.

Режиссерские игры выполняют психотерапевтическую функцию, где ребенок может выплеснуть свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонажа.

Источник

Надежда Павлова
Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – показатель его зрелости, культуры, умения рационально организовать свой досуг.

Между тем самостоятельная игра вытесняется из детского сада что обусловлено требованиями школы получить такого будущего ученика,который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Большое количество занятии практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игровой деятельности. Дети рано становятся школьниками, им некогда играть, культура детской игры утрачивается. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира» и т. д.

Не менее серьезными причинами угасания самостоятельной игры дошкольников являются:

• отсутствие у педагогов личной убежденности в том, что игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника;

• нехватка у воспитателей теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;

• их неумение играть;

• Ослабление методической помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игровой деятельностью детей.

Соблюдение баланса между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности – одно из основных требований для развития игровой деятельности детей. В чистом виде, если сделать хронометраж игровой деятельности, она должна занимать не менее 3-3,5 часов в день.

Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая, их ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер.

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом:

• в игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы;

• в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий;

• в игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;

• в игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли;

• в игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли;

• в игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, в обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

Остановимся на классификации детских игр.

Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Приведем примеры нескольких классификаций, имеющих место быть в дошкольной педагогике.

Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В.Ядэшко:

Сюжетно – ролевые:

• игры – драматизации;

• строительные

Игры с правилами:

• дидактические;

• игры – забавы.

Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой:

Творческие:

• сюжетно – ролевые;

• строительно – конструктивные.

Игры с правилами:

• дидактические;

• подвижные;

• игры –драматизации;

• музыкальные.

Классификация, предложенная программой «Истоки»:

Игры,возникающие по инициативе ребенка:

• игры – экспериментирования;

• самостоятельные сюжетные игры;

– сюжетно-отобразительные;

– Сюжетно-ролевые;

Театральные.

Игры,возникающие по инициативе взрослого:

•обучающие:

– дидактические;

– подвижные;

– сюжетно-дидактические.

•Досуговые:

– игры-забавы;

игры-развлечения;

– театрально-постановочные;

– интеллектуальные;

– празднично-карнавальные.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и старших детей:

• Традиционные или народные.

3. Педагогическое руководство играми детей.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая огромное воспитательное воздействие на ребенка игр, взрослые должны руководить ими, создавать условия для их возникновения и развития.

Без педагогического руководства игра может нанести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно – психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущение его несостоятельности, приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находится на уровне глаз ребенка.

Выделим условия успешного руководства игрой:

1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться с взрослыми своими намерениями.

2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.

3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Разминка «Методика проведения игры»

Подготовка к проведению игры

Привлечение детей к игре

Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом

Объяснение хода игры

Определение количества участников

Показ игровых действий

Проведение игры, наблюдение за выполнением правил

Подведение итогов игры

Анализ проведённой игры (для педагога)

Разминка «Докажи очевидное»

Игра для ребёнка – это радость и удовольствие.

Игра облегчает адаптационный период.

Игра помогает установить доверительные отношения с ребёнком.

Игра – окно в мир взрослой жизни.

Игра способствует развитию речи.

Игра имеет значение для умственного развития.

Экспресс – опрос «Игра – дело серьезное»

Педагоги делятся на две команды.

Вопросы и ответы к игре:

1. Вопрос. Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ. Чтобы дети,во-первых: имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;во-вторых: обладали необходимыми для игры конструктивными умениями;в-третьих: чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

2 Вопрос. Какой должна быть предметно – игровая среда?

Ответ. Нужно учитывать половые особенности и предпочтения детей, возраст детей. Нужно стимулировать творческий замысел детей, их индивидуальные творческие проявления. Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета.

Предметно – игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

3. Вопрос. Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ. Взрослый должен руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель должен поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.

4. Вопрос. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ. Фантазия, способность к концентрации внимания, способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное, произвольное поведение.

5. Вопрос. Какой должна быть игрушка?

Ответ. Должна вызвать у ребенка положительные эмоции независимо от возраста ребенка; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных безопасных материалов.

6. Вопрос. Чем отличаются сюжетно –ролевая игра, игра – драматизация и режиссерская игра?

Ответ. Сюжетно – ролевая игра. Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно – ролевой игры – самостоятельность детей.

Элементы сюжетно –ролевой игры:

игровой замысел;

– сюжет;

игровые действия;

– роли.

Игра – драматизация. Представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.

Режиссерская игра. Ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую – либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.

7. Вопрос. Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно – ролевой игре?

Ответ. Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что – нибудь новенькое, поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.

8. Вопрос. Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ. Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища в игре.

Почему – то забываются в наше время так любимые нами с детства народные игры. А мы все в детстве в них играли. Проведём блиц –опрос по теме:

«Русские народные игры»

– Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка).

– Главная роль в народной игре? (водящий).

– Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение? (правила).

– Для чего нужна считалка в игре? (выбрать водящего).

– Где используются русские народные игры? (в организации праздников, развлечений, прогулок).

– Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость).

Откуда берется речевой материал для народных игр? (из народного фольклора).

– Что является сигналом к действию в народной игре? (слово).

А сейчас, переходим к практическим занятиям. Каждый педагог приготовил подвижную народную игру какой – то национальности.

Практическая часть «Игры народов мира»

Рефлексия

1. Сегодня я узнала…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполняла задания…

5. Я поняла, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовала, что…

8. Я приобрела…

9. У меня получилось …

10. Я попробую…

11. Меня удивило…

12. Мне захотелось…

Заключение.

Как сложно сейчас расти нашим детям, ведь они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Только в игре ребенок становится равноправным, ведь в повседневной жизни, хотим мы или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или упрямиться.

Игра – это чудесный мир, в котором мы общаемся с ребенком напрямую, легко преодолевая условностью игры громоздкие формы нашего существования.

Источник