Остеопат для ребенка с задержкой речевого развития

Остеопат для ребенка с задержкой речевого развития thumbnail

Задержка речевого развития (ЗРР) — следствие дисфункции нервной системы, влияние наследственных факторов и психического климата. Природу расстройства аллопатическая медицина объясняет только с помощью диагнозов «энцефалопатия», «аутизм» или «ДЦП». Детям прописывают лекарства для улучшения обменных процессов, микроциркуляцию головного мозга и стимуляции нейронов, которые частично восстанавливают функцию. Медикаментозное лечение дополняют магнитотерапией, используют иппотерапию и общение с дельфинами.

Остеопат для ребенка с задержкой речевого развитияКомплексное лечение улучшает основные показатели речи и интеллекта, и только остеопат при ЗРР у детей воздействует на причину нарушений
[toc]

Невролога координирует работу с занятиями дефектолога, который стимулирует умственное развитие ребенка арт-терапией, звуковой, сенсорной терапией. Логопед оказывает помощь с произношением звуков, развивает объектное применение слов.

Что такое ЗРР и ЗПР

Детские инфекционные заболевания первые три года жизни, черепно-мозговые травмы и падения с ударами головой, проблемы со слухом – факторы, которые чаще всего предопределяют проблемы становления речи. До трехлетнего возраста идет активное развитие практически всех зон мозга, а именно коры:

  1. Первые два года закладываются основы коммуникации, малыш испытывает потребность в общении, и они должны удовлетворяться.
  2. Речь к трем годам становится связной и ситуационной, формируются связи между моторной корой, памятью и внимательностью.

ЗРР и задержка психо-речевого развития (ЗПРР) – это только симптомы, частота которых за последние десятилетия выросла в десятки раз. В Европе и США с логопедом или неврологом давно сотрудничает остеопат для детей с задержкой речевого развития.

Механизм речи начинает формироваться в первые месяцы развития, происходит через несколько этапов:

  • в 4 месяца эмоциями реагирует на жесты и обращение матери;
  • в 8-9 месяцев болтает, повторяет слоги и слова;
  • в 1,5 года знает слова «мама» и «папа», собственное имя, выполняет простые действия по словесному запросу;
  • в 2 года – постоянно использует новые слова, повторяет за взрослыми, и к 2,5 годам знает около 20 слов, оперирует ими, выполняя просьбы, может сказать, как его зовут, и начинает использовать простые фразы «дай водички»;
  • в 3 года ребенок говорит простыми фразами, понимает сказки, рассказы о вчерашних событиях или ожидаемом будущем.

В три года симптомы ЗРР становятся выраженными явно: ребенок может глотать слова, говорить торопливо или тянуть звуки. Если он не способен построить фразу, а использует цитаты из мультфильмов и сказок, то стоит задуматься о дальнейшем развитии. Речь важна для социализации ребенка, связи с внешним миром. Если эта функция нарушена до пятилетнего возраста, то диагностируется задержка психического развития (ЗПР).

Симптомы

Остеопат для ребенка с задержкой речевого развитияДиагноз ЗРР ставят, как правило, после 4 лет, когда родители решают обратиться к логопеду. Чаще всего они попросту «не понимают» своего ребенка

Отследить отставание в развитии речи можно раньше:

  • ребенок не реагирует на звуковые раздражители в 3-4 месяца;
  • не старается имитировать звуки в 4 месяца;
  • не понимает словесные команды в 7 месяцев (сядь, держи);
  • не сказал ни одного слова в год;
  • не знает 15 слов и не пользуется речью вовсе в 2 года;
  • после 3 лет не может использовать падежи и виды глаголов;
  • после 4 лет не может формулировать мысли.

Поскольку ЗРР сочетается с задержкой когнитивного развития, то стоит обратить внимание на следующие признаки:

  1. К первому году жизни не тянется к игрушкам и предметам, не манипулирует ими и не выражает мимикой и жестами эмоции.
  2. Не следует простым инструкциям, не подражает взрослым действиями и словами (прикладывание телефона к уху, расчесывание, листание книги).

Воспитатели в детском саду обязательно обращают внимание родителей на возможные проблемы. Например, если неговорящий ребенок в 4 года не может пользоваться ножницами, понимает разницу между абстрактными понятиями «больше», «меньше», не рассказывает простые истории.

Причины

Остеопат для ребенка с задержкой речевого развитияОпытные остеопаты утверждают, что детские проблемы с речью почти в 100% случаев сопровождаются и, скорее всего, появляются при структурном повреждении черепа и позвоночника

Официально медицина признает только те факторы, которые вызвали органические изменения мозга: интоксикация во время внутриутробного развития, гипоксия, перинатальная энцефалопатия в результате травмы, инфекционное поражение мозга, мозговая кома, генетические и хромосомные отклонения, психические травмы, жестокое обращение в детстве, плохой социальный климат. Также признается влияние заболеваний и врожденных аномалий ЦНС, эпилепсии, ДЦП, ишемии головного мозга, гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, сосудистых патологий, нарушение оттока ликвора.

Однако зачастую ЗРР и ЗПРР возникают без перечисленных факторов.

Среди травм, которым уделяют внимание остеопаты, относятся: длительные, стремительные, преждевременные роды, долгий безводный период, асфиксия, травмы при прохождении родового канала. Принимается во внимание стимуляция схваток и кесарево сечения. Каждый фактор способен затормаживать развитие.

Иногда в семье родителям некогда разговаривать с ребенком, навыки диалога попросту не формируются. Причины могут заключаться в падениях со стула, спортивных травмах, неправильных кувырках – любые резкие нагрузки на шейный отдел могут вызвать нарушения в работе мозга ребенка. Как это происходит?

Череп младенца при прохождении через родовой канал сжимается за счет промежутков – родничков. В крестцовой части находится нижний конец нервной системы. Он также поглощает сжимающие силы во время сокращения матки. Кости раскрываются после рождения во время движений ребенка.

Во время родов может происходить чрезмерное сжатие костей – структурных областей, что нарушит функцию мозга. Оболочка мозга крепится к костям черепа, и в ней содержатся нервы и сосуды. При сжатии наблюдается «голодание» отдельных зон мозга, хотя это не приводит к явным органическим патологиям. Нарушается физиологическое развитие нервной системы. Повлиять могут: длительные схватки, ранний разрыв или прокол плодного пузыря, стимуляция родов лекарствами, тазовое предлежание ребенка, длительные (более 18 часов) и быстрые (менее 3 часов) роды, эпидуральная анестезия, вакуумная экстракция и щипцы, обвитие пуповиной, замедление сердцебиения, остановка схваток, кесарево сечение.

Читайте также:  Государственное образовательное учреждение дошкольного образования центр развития ребенка

Определить возможное влияние на ЗРР можно по состоянию новорожденного и младенца:

  1. Задержка при сосании более 24-48 часов.
  2. Рвота после кормления.
  3. Выгибание или запрокидывание головы назад во время плача лежа на боку или на руках у матери.
  4. Асимметричное движение рук или ног
  5. Длительный безутешный плач.

В дальнейшем у ребенка нарушается последовательность этапов двигательного развития, либо возникает опоздание: перекатывание, сидение, ползанье, ходьба с опорой об окружающие предметы. Любой из перечисленных признаков указывает на то, что некоторые области центральной нервной системы не были активны. Сосание может восстановиться через день, рвота – через месяц, при сидении и начале ходьбы разгибание становится менее очевидным, поскольку компенсируется лордозом или положением ног, глотанием слов, проблемами с обучением. Потому есть смысл обратиться к остеопату при ЗПР у школьника.

Проявления более старшего возраста становятся плоскостопие, увеличенный поясничный лордоз, деформации прикуса, перцептивные дисфункции или нарушение мелкой моторики, логопедические проблемы.

Дело в том, что структурная проблема остается на том же месте, влияя на костно-мышечные балансы растущего организма. Все, что проявляется позже – компенсация ранних нарушений.

Поможет ли остеопат при ЗРР и ЗПР?

Остеопат для ребенка с задержкой речевого развитияОстеопатия при лечении задержки речевого развития считает, что проблемы с сосанием, глотанием, дыханием, произношением звуков и жеванием вызваны неправильной работой мышц рта и горла, нарушением подвижности языка

  • напряжение языка препятствует закрытию тканями мягкого неба носоглотки и правильному перемещению пищи в глотку;
  • смещение языка назад уменьшает размер ротоглотки, вызывая затруднение глотания и дыхания;
  • снижение диапазона движения языка влияет на формирование звуков, плавный переход от одного звука к другому при произношении слов, что создает трудности в разговоре;
  • напряженный язык смещает носовую полость вперед и вниз, препятствует свободному прохождению воздуха и обуславливает ротовое дыхание.

На положение и подвижность языка влияет множество факторов, рассматриваемых с позиции остеопатии при детской ЗРР:

  • узкая кость верхней челюсть уменьшает пространство, толкает язык вперед;
  • напряжение или дисбаланс височных костей влияет на нижнюю челюсть;
  • перенапряжение, расслабление внутренних или внешних мышц языка влияет на расслабление и движение;
  • несбалансированность мышц, соединяющих носоглотку с мягким небом, ограничивает подвижность;
  • напряжение, дисбаланс или биомеханики мышц горла, ограничения подъязычной кости также меняет нормальный шаблон движения;
  • укорачивание уздечки (чаще не является врожденной аномалией), а отражает положение нижней и верхней челюсти, височных костей.

Неврологический стресс, испытываемый ребенком во время родов, влияет на двигательную или сенсорную иннервацию языка. Если сигнал повреждается, то мышцы не будут получать импульс для движения, что приведет к дисфункции. Двигательные и чувствительные функции обеспечиваются черепными нервами, имеющими ядра в стволе мозга.

Компрессия связана с натяжением твердой мозговой оболочки, сосудов, деформации отверстий, из которых выходят нервы, а также со структурными повреждениями тканей лица и горла. Остеопата при задержке речевого развития интересует работа нескольких нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного – они иннервируют ткани глотки, гортани, неба, мимические мышцы и мышцы языка.

Подъязычная кость связывает язык, череп, лопатки, грудину, ключицы, глотку, нижнюю челюсть через комплекс надподъязычных и подподъязычных мышц. Потому проблемы могут начинаться с грудного отдела, меняя функцию речевого аппарата. Стресс, связанный с речью, передается на ключицу, мышцы вдоха, препятствуя нормальному раскрытию легких.

Одна из основных целей краниосакральной терапии при ЗРР — помочь организму заново построить связи между структурой и функцией. После мягкого снятия стресса тканей начинается самокоррекция, компенсация и адаптация — нервная система получает свежие ресурсы.

Врач-остеопат определяет области, неблагоприятно влияющие на речевой аппарат, ощущает их связь с краниосакральным ритмом. Работа с черепом, шейным отделом, языком облегчает биомеханическое или неврологическое напряжение, улучшая функции жевания, сосания, глотания, дыхания и разговора.

Остеопат при ЗРР у детей уделяет внимание часто страдающим элементам структуры во время родов: первые два шейных позвонка, шейно-грудной переход, затылочно-сосцевидные и ламбдовидный шов, внутрикостные дисфункции затылочной кости.

После остеопатического сеанса возобновляется краниальный ритм – связующее звено нервной системы. Мембраны черепа освобождают кровоснабжение, улучшается метаболизм нейронов в областях, ответственных за поведение и речь.

Остеопат и речь ребенка – есть ли связь?

В Институте остеопатов велись исследования, которые сравнивали различные методики помощи детям при дизартрии. Контрольная группа три месяца работала с невропатологом, логопедом и психологом, а экспериментальная — с логопедом и остеопатом. Обследование показало, что остеопатия может способствовать излечению. Изменились следующие показатели:

  • психоэмоциональное возбуждение снизилось на 78% детей против 56% в группе контроля;
  • тревожность уменьшалась на 61% по сравнению 45%;
  • прогресс в восстановлении функции речи составил 89% против 72%.
Читайте также:  Ведущая роль обучения для психического развития ребенка

После работы остеопата у детей улучшилось владение речью, функция речевого аппарата (94% и 78% соответственно). Произошли опережающие сдвиги в психическом развитии, когнитивных функциях, внимательности.

Родителям желают узнать наперед, поможет ли остеопат при зрр и зпр? Дети, которые прошли остеопатические сеансы, избавляются от структурных нарушений, потому развиваются гармоничнее. Органические изменения мануальными техниками откорректировать невозможно, как и лекарственными средствами. Остеопатия открывает заблокированные ресурсы детской нервной системы для восстановления речи.

Задача остеопатов, работающих в академии развития ребенка им. Проф. В.Л. Андрианова, помогать естественному и гармоничному росту детей разного возраста. Вовремя скорректированные костные ограничения черепа, дисфункции нервов – это вклад в нормальное развитие речи, легкое освоение новых навыков, профилактика сколиозов и снижения зрения. Врачи работают с детьми, имеющими особенности в психофизическом развитии, улучшая их социализацию и адаптацию.

Источник

Безусловно, логопеды оказывают огромную помощь в речевом развитии, но, если мозг ребёнка недостаточно кровоснабжается за счёт зажатостей и смещений в голове, результаты работы логопеда могут быть хуже ожидаемых. Зажатый мозг – это как выключенный компьютер. Задача остеопата включить этот компьютер, чтобы логопед мог закладывать туда программы речевого развития.

Во время остеопатического осмотра детей с задержкой речевого развития, самой частой находкой является напряжение в области затылка, которое может возникнуть при прохождении через родовые пути. Это напряжение может сопровождаться нарушением работы черепно-мозговых нервов, которые иннервирует речевой аппарат. В раннем детстве у таких детей бывает нарушение сосания. Дети, которые плохо берут грудь и не сосут соску в младенчестве, могут в дальнейшем испытывать проблемы с речевым развитием.

Остеопатическое лечение достаточно быстро справляется с задержкой речевого развития, восстанавливая работу черепно-мозговых нервов. Таким образом ребёнок получает возможность реализовать функцию речи.

Результаты остеопатического лечения бывают настолько удивительными, что в них трудно поверить. Приходит ребёнок на первый приём, не произнося ни одного звука, и уже после 5 сеансов у него появляется фразовая речь. Занятия с логопедом после остеопатического лечения сводятся до минимума и становятся намного эффективнее.

Преимущества лечения задержки речи в «Неонатус Санус»

Остеопат для ребенка с задержкой речевого развития

Наша клиника остеопатии и неврологии на Васильевском острове «Неонатус Санус» имеет большой практический опыт лечения детей с задержкой речевого развития. В нашей клинике работают опытные врачи-остеопаты, имеющие большой опыт работы детьми. Раняя диагностика (с младенчества) нарушений, которые в дальнейшем могут привести к задержке речи и другим проблемам – это то, что выгодно выделяет остеопатическое лечение. Также своевременное лечение выявленных нарушений у детей с реализующиемися речевыми нарушениями позволяет восстановить питание и работу нервной системы и оказывает хорошие результаты в лечении таких детей.

В нашем центре вы можете получить хорошее обследование, лечение и рекомендации от ведущих специалистов Санкт-Петербурга.

Моторная алалия (клинический пример лечения)

Тимур родился на 35 неделе. Двигательное развитие до года соответствовало возрасту. На третьем году жизни был поставлен диагноз моторная алалия и общее недоразвитие речи. В связи с отсутствием речевого развития было сделано МРТ головного мозга, на котором грубых анатомических изменений не отмечалось. В течение длительного периода проводилось медикаментозное лечение. В связи с отсутствием эффекта от длительного медикаментозного лечения, ребёнку была оформлена инвалидность по речи.

В возрасте 5 лет 10 месяцев Тимур появился в нашем центре. На момент обращения речь была лепетная. Фразовая речь отсутствовала, набор слов был приблизительно 10.

Во время остеопатического осмотра была выявлена компрессия швов черепа и деформация черепа, что очевидно и являлось причиной отсутствия речевого развития. Было проведено остеопатическое лечение: краниосакральная терапия в количестве 5 сеансов. Работа была направлена на декомпрессию черепа и мозга, устранение деформации черепа.

В результате проведённого лечения, была устранена причина, которая мешала развиваться ребёнку. Очень быстро появились новые слова, появилась фразовая речь и абстрактное мышление. Голова приняла физиологическую форму.

Видеоматериал с отзывом смотрите в разделе отзывов о лечении

Моторная алалия (клинический пример лечения)

Остеопатическое лечение хорошо стимулирует речевое развитие.

Впервые мы познакомились с Ульяной в 4 года. На момент обращения у девочки с DS: моторная алалия отличалось общее недоразвитие речи: фразовая речь отсутствовала полностью, набор слов был сужен до двух слов (мама и папа). В анамнезе отмечалась задержка двигательного развития (девочка ходит с 1 года 2 месяцев). При остеопатическом осмотре была выявлена компрессия швов черепа, в сфено-базилярном синхондрозе – верхний вертикальный стрейн.

DS: Соматическая дисфункция региона черепа и краниовертебрального перехода.

В результате проведенного остеопатического лечения и занятий с логопедом-дефектологом появилось много слов, односложные предложения, хорошая фразовая речь, диалоговая речь, появилось творчество, Ульяна стала хорошо закрашивать, стала хорошо играть, появились ролевые игры.
В настоящее время уже представлена диалоговая речь. Когнитивное развитие значительно улучшилось, словарный запас расширяется.

Остеопатическое лечение хорошо стимулирует речевое развитие.

Мы очень рады за Ульяну и желаем ей больших успехов!

Отзыв доступен по сслыке

Стоимость лечения ЗРР в Санкт-Петербурге

Лечение взрослых и подростков от 18 лет и старше
4500 руб.
Лечение детей до 18 лет4500 руб.
Консультация врача2500 руб.
Читайте также:  Как посмотреть недели развития ребенка

Источник

Остеопат для детей с задержкой развития — специалист, который путем применения остеопатических методик способен диагностировать и компенсировать отставание в развитии среди детей. Задержка развития — распространенная в последние годы проблема, связанная с психомоторными нарушениями в организме ребенка.

Такие дети ощутимо отстают от своих сверстников в период обучения в школе, испытывая в результате этого сильный дискомфорт, отражающийся, в том числе, и на их психическом здоровье. Также задержка развития речевого аппарата проявляется у детей в виде проблем с поведением, социализацией в обществе. Поэтому столь важно при первых признаках нарушений обратиться к специалисту-остеопату, который диагностирует первопричины отклонений и назначит грамотное комплексное лечение.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Причины могут быть как внутренними, обусловленными генетической наследственностью, так и внешними, появившимися в результате воздействий окружающей среды, травм (в том числе и родовых), несоблюдения здорового образа жизни в период беременности и т.д.

Наиболее распространенные факторы относятся ко второй группе — внешних причин. Особенно опасны инфекционные и вирусные болезни, а также интоксикации, которым подвергается организм матери в период беременности. Поэтому рекомендуется уже на этой стадии обращаться к специалисту-остеопату, чтобы беременность протекала под его непосредственным контролем.

Родовые травмы — еще одна очень распространенная причина, по которой у детей наблюдается задержка развития речевого. Особенно опасны в этом плане случаи, когда в результате неправильного положения в утробе матери или при родах организм плода подвергается длительному кислородному голоданию — велика опасность необратимых повреждений мозга, связанных с гибелью нервных клеток.

Опасность также представляют и некоторые заболевания, перенесенные ребенком в возрасте до 3 лет. В частности, менингит и другие инфекционные болезни с возможными осложнениями

СИМПТОМЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:

  • 4-6 месяцев — отсутствие реакции на жесты и слова, отсутствие улыбки, невнимательность к внешним раздражителям;
  • 1-1,5 года — полное или практически полное отсутствие речи, первых простых слов «мама», «папа», «дай» и т.д., отсутствие реакции на обращение по имени, иногда также наблюдаются проблемы с жеванием;
  • 2 года — очень ограниченный словарный запас, отсутствие тяги к повторению и запоминанию новых слов;
  • 2,5 года — невозможность составлять даже простые фразы из используемых слов, проблемы с запоминанием новых слов и их идентификацией;
  • 3 года — проблемы с пересказом событий, непонимание рассказов других людей, проблемы с произношением слов, проглатывание окончаний, путаница родов и падежей и т.д.

ВИДЫ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ

Задержки развития могут возникать как в результате нарушений работы центральной нервной системы и тех участков мозга, которые отвечают за речевой аппарат, слуховое и зрительное восприятие, так и из-за нарушений периферических нервных узлов и органов — трахеи, гортани, языка, неба и т.д.

Все многообразие нарушений в развитии речевого аппарата можно разделить на несколько больших групп:

  • Проблемы с определенными звуками — дислалия. Чаще всего вызвана невозможностью мышц речевого аппарата справиться с произношением отдельных звуков. При лечении данного нарушения эффективны логопедические приемы, позволяющие «научить» речевой аппарат сложным звукам;
  • Неврологические нарушения работы периферического речевого аппарата — дизартрия. Может быть спровоцирована серьезными структурными нарушениями в работе мозга, ДЦП. У ребенка при этом наблюдаются проблемы не только с отдельными звуками, но и с интонацией, ритмом, ударением, общие проблемы тонуса языка и речевого аппарата. В раннем возрасте совместные усилия логопеда и остеопата помогают детям эффективно справляться с данным типом нарушений;
  • Ринолалия — отклонения в строении речевого аппарата, из-за которых возникают проблемы с произнесением не отдельных, а всех или почти всех звуков. Может потребовать хирургического лечения у ЛОР-врача и последующей реабилитации у остеопата;
  • Поражение речевых центров головного мозга — моторная алалия. При этом у детей наблюдаются задержки речевого развития, но нормально развивается интеллект и общее понимание происходящего. Подобные нарушения развития обычно становятся заметны к 1,5-2 годам и требуют немедленной помощи остеопата-невролога;
  • Поражение слуховых центров головного мозга — сенсорная алалия. При таком нарушении задержка речевого развития возникает из-за невозможности ребенком осознавать речь. При этом они могут неплохо запоминать слова, повторять их за взрослыми, даже учить стихи, но связная речь у них отсутствует из-за невозможности понимания произносимого. Данные случаи достаточно сложно диагностируются и требуют серьезного лечения у остеопата-невролога;
  • Афазия — задержка речевого развития, наступающая в какой-то момент в результате травмы головы. Такие случаи достаточно редки, но все же встречаются и требуют немедленного вмешательства профессионалов. Остеопатия при задержке речевого развития

С точки зрения остеопатии все подобные проблемы с развитием речевого аппарата у детей вызваны органическими повреждениями, приведшими к мышечным спазмам, ущемлениям нервных отростков и окончаний, гипоксии частей головного мозга, нарушению кровоснабжения отдельных участков тела.

На ранних стадиях у детей задержка речевого и интеллектуального развития достаточно хорошо поддается лечению, если носит приобретенный под воздействием внешних факторов характер. Задержка речевого развития, вызванная генетическими причинами также может частично или полностью излечиваться методами остеопатии и иными методиками, но вероятность полного избавления от недуга существенно ниже.

Источник