Остановка развития речи у ребенка

«Не волнуйтесь, мамочка, ведь мальчики обычно позднее девочек начинают разговаривать».
«Ну что вы, ничего не нужно с этим делать, сама заговорит, через годик-другой».
«Нет повода расстраиваться – у вас просто «молчун» растет».
«Да просто глицин подавайте, и все».
«Ждите, речь сама прорвется».

Эти и многие другие «успокаивающие» фразы, наверное, не раз слышали родители детей, которым был поставлен диагноз ЗРР. Но в этих словах больше вреда, чем пользы, так как они дают ложную надежду, что «все пройдет само».
«Само» ничего не бывает.

От специалистов, которые руководствуются таким халатным, попустительским подходом к коррекции нарушений речи (не уверена, что «это», вообще, допустимо называть коррекцией), нужно уходить. Иначе вы рискуете потерять время и деньги. И если деньги можно заработать, то время вам никто не вернет. Это драгоценный ресурс, особенно когда дело касается здоровья ребенка.

Итак, первое, что нельзя делать родителям: нельзя недооценивать диагноз ЗРР.
Задержка развития речи у детей при несвоевременном обращении к специалистам или при непрофессиональном подходе к коррекции провоцирует развитие других проблем. Если ничего не предпринимать, то у ребенка вскоре появятся сложности с взаимодействием в коллективе (ведь без развитой речи сложно общаться со сверстниками и взрослыми), проблемы с эмоциональной сферой, с развитием психических процессов, включая мышление и воображение.

Качественная и целенаправленная работа с речевыми патологиями у ребенка требует комплексного решения при содействии специалистов различных областей: врача-невролога, логопеда, педиатра, педагога и психолога.

Каждый из специалистов обеспечивает проработку проблемы с позиции своей профессиональной этики и надлежащих методов с учетом типа ЗРР: афония, брадилалия, тахилалия, дислалия, алалия, афазия или какой-либо другой вид нарушения речи.

В отсутствие серьезных физиологических патологий речевого аппарата и органических повреждений зон головного мозга, отвечающих за речь (ее развитие), коррекция задержки речевого развития преимущественно сосредотачивается на работе психолога и логопеда.
Такая работа подразумевает как индивидуальные, так и групповые занятия этих специалистов с ребенком. Также психолог и логопед подготовят список заданий для выполнения их ребенком дома, вместе с родителями.
В рамках такой «домашней коррекции» при легких формах ЗРР родителям нельзя позволять ребенку просто показывать пальцем на предметы/объекты (как он привык ранее), которые его интересуют. Несмотря на очевидное удобство такой формы взаимодействия, на сформированные бытовые привычки общения, родителям детей с ЗРР необходимо мотивировать ребенка на проговаривание слов, звукопроизношение их частей (насколько это возможно, конечно).
Допускать тыканье пальчиком вместо произношения звуков/частей слов/целых слов – это второе, что нельзя делать родителям при коррекции проблем с речью у ребенка.

Третье, что нельзя делать – это «сюсюкать», коверкать слова, поощрять неправильное произношение слов.
Например, на произношение малышом в возрасте 2-3 лет «мяа» вместо «мама» или, например, «циоек» вместо «цветочек», родителям необходимо дать негативную оценку действия малыша («Ваня, так нельзя говорить. Это неправильно») и сразу показать ребенку, как правильно произносить эти слова.
В этом возрасте ребенок в рамках коррекции речи должен интенсивно учиться произносить уже отдельные слова и простые фразы.
Конечно же, случаи ЗРР, где причиной нарушения служат сложные патологии речевого аппарата и различные дисфункции работы головного мозга, сюда не относятся.
Такое поведение родителей в ответ на неправильное произношение слов допустимо только при легких видах ЗРР и ЗРР психологической этиологии.

Надеяться на народную медицину, гомеопатию (в качестве единственного варианта решения проблемы), а также на прочие неэффективные, граничащие со знахарством методы – это четвертое, что нельзя делать родителям при ЗРР.
Только наука, профессионализм, работа в системе «ребенок-специалист-семья» могут быть максимально полезны в работе с задержкой развития речи.

И, пятое, что никогда нельзя допускать любящим и заботливым мамам и папам, бабушкам и дедушкам – опускать руки и отчаиваться.
Вера в лучшее, в свои силы, вера в своего ребенка, в его ресурсы, и, конечно же, упорный труд наряду с работой в слаженной команде обязательно принесут результаты.

Вот увидите.
И обязательно услышите.

_________

1 бесплатная консультация (вопрос психологу)!

Источник

РЕЧЕВОЙ
онлайн центр
«Русская речь»
для детей и взрослых

По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

Читайте также:  Развитие ребенка рожденного в 34 недели беременности

«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев

В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет  психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.

Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы  это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.

Часто Алалию переводят как «отсутствие речи». Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.

У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло — значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой — упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.

Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями — корректируются, излечиваются.

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года.Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года.См. Специализированные сайты. Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. Не слышит никаких звуков окружающей среды. ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог
 Ринолалия,  Сразу после  рождения  Расщелины губы, нёба. Хирург, Логопед-дефектолог
 Афония, (нарушение работы голосовых связок). Сразу после  рождения  Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП. ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог.

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
 ОНР обусловленное снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет  Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как  нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки. ЛОР (Оториноларинголог), Логопед-дефектолог.
Задержка речевого развития (ЗРР). Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет.1. Отсутсвовало общение со сверстниками (Отсутствовала языковая среда)2. Двуязычие (билингвизм) в семье.Так как это самая простая причина отсутствия речи у детей, то скорректировать могут любые из перечисленных специалистов: Логопед-дефектолог, олигофренопедагог- дефектолог, психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка.
(ЗРР) (ЗПРР – Задержка психоречевого развития) обусловленное недостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. 1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)Психолог, Логопед-дефектолог.
 Афазия (1 ур. ОНР) Диагноз чаще ставится после 3 лет  В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. “Говорил фразами, а потом замолчал.”  Логопед-дефектолог, Невропатолог
Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (1 ур. ОНР) с 2 лет. Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. Логопед-дефектолог, Невропатолог
Моторная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года.Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоцианального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками. Логопед-дефектолог
Сенсорная алалия (1 ур. ОНР ) в 2,5 года.Говорит на своём непонятном “птичьем” языке, вместо ответов на вопросы – дословно повторяет вопрос (эхолалия), Не понимает, что ему говорят, Часто реагирует только на маму. Логопед-дефектолог

Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу. Например в моей практике был случай: Неговорящий ребенок с сенсомоторной алалии, со стёртой формой дизартрии, двуязычием и сниженным слухом — в результате на то, чтобы довести ребёнка до ОНР 3 уровня ушло 3 года, вместо года.

Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».

  1. Нарушения мозгового кровообращения,
  2. Ишемия,
  3. Черепно-мозговые травмы,
  4. Опухоли,
  5. Инсульты,
  6. Тромбоэмболии,
  7. Инфекционные заболевания головного мозга.

1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;

2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;

3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;

4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;

5. Невротические расстройства.

1. Врожденный порок развития гортани;

2. Врожденный подголосовой  стеноз гортани;

3. Ангиома  гортани;

4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;

5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;

6. Неврологические заболевания;

7. ДЦП;

8. Астенические состояния;

9. Миастения;

10. Эндокринные нарушения;

11. Травмы голосового аппарата;

12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…);

13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;

14. Операции на органах шеи;

15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;

16. Химические ожоги.

Врождённые:

1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;

2. Низкая масса тела при рождении;

3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);

4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности;

5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

Приобретённые:

1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;

2. Хроническая инфекция ушей;

3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);

4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;

5. Травмы головы или уха;

6. Чрезмерный шум;

7. Рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;

8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.

1.     Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;

2.     Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;

3.     Патология во время  беременности;

4.      Осложнения во время родов;

5.     В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.

2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.

3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.

4. Наследственные факторы.

5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.

6. Нарушения познавательных функций и речи.

7. Нарушения эмоциональной сферы.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы;

Читайте также:  Факторы развития ребенка по пиаже

Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов.

Также причиной могут стать хромосомные нарушения:

1. Синдром Дауна (трисомия по  хромосоме 21). Умственная отсталость обычно средней степени тяжести.

2. Синдром полисомии Х-хромосомы. Интеллект в пределах нижней границы нормы (при трисомии) при тетра-  и пентасомии интеллектуальная недостаточность нарастает.

3. Синдром Клайнфельтера. Коэффициент интеллекта ниже 80.

4. Синдром Вольфа-Хиршхорна (синдром 4р-). Ведущим клиническим признаком является задержка психомоторного развития.

5. Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9 (синдром 9р+). Олигофрения.

6. Синдром Альфи (синдром 9р-). Умственная отсталость в стадии имбецильности, реже – дебильности.

7. Синдром Орбели (синдром 13q+). Умственная отсталость в стадии имбецильности или идиотии. Дети с грубыми пороками умирают до года, хотя отмечены пациенты в возрасте 40 лет.

8. Синдром трисомии длинного плеча 14-й хромосомы (синдром 14q+). Дети резко отстают в психомоторном и физическом развитии.

9. Синдром кольцевой хромосомы 18.  Умственная отсталость как правило тяжелая и проявляется у 100% больных.

10. Синдром 18q-. Умственная отсталость, как правило, глубокая и наблюдается в 100% случаев.

11. Синдром моносомии короткого плеча 18 хромосомы (синдром 18р-). Все больные отстают в психомоторном развитии, во многих случаях отсутствует фразовая речь до 7-9 лет.

12. Синдром кольцевой хромосомы 22. Умственная отсталость проявляется как легкой, так и выраженной олигофренией. Больные легко возбудимы, отмечается частая смена настроения, нарушение координации, а также грубое недоразвитие речи, вплоть до ее отсутствия.

13. Синдром Энгельмана (синдром “счастливой куклы”). Описан в 1965 году. Основными признаками заболевания являются: необычный и частый смех, специфичное лицо с гримасой улыбки, повторяющиеся кукольные стереотипные движения, отсутствие речи.

14. Синдром Вильямса (лицо “эльфа”). Умственная отсталость различной степени, разнообразные психические нарушения, низкий интеллект.

Настоящие причины:

1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)

Неточный предварительный диагноз: 

Часто ставят не говорящим детям, в надежде на уточнение диагноза у специалистов. И причинами естественно может быть всё из перечисленного выше, так как настоящая причина еще не выявлена.

Важно:

У логопедов есть 2 обследования: Первичное – где вам чаще всего поставят ЗРР, ЗПРР, ОНР – предварительный диагноз. И Динамическое обследование – после нескольких логопедических занятий, где в процессе корреции уточняется клинический диагноз – то есть настоящий диагноз. Сколько времени займет постановка точного диагноза зависти от опыта логопеда. Нередко опытные логопеды говорят точный диагноз уже на 1 обследовании.

1. Педиатр;
2. Лор (Оториноларинголог);
3. Невропатолог;
4. Психиатр;
5. Логопед-дефектолог.

Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

ребенок в год не говорит, плохо говорящий ребенок, ребенок плохо говорит, мало говорящий ребенок, ребенок мало говорит, ребенку год плохо говорит, почему ребенок не говорит, ребенок не говорит в 2, ребенок не говорит в 3, ребенок не говорит в 2 года, ребенок не говорит в 3 года, ребенку год не говорит что делать, ребенок 4 года не говорящий, ребенок не говорит в 4 года, ребенок 1 год не говорит, ребенок 2 месяца говорит, ребенку год и месяц не говорит, ребенок в 5 лет не говорит, ребенок перестал говорить, почему ребенок в год не говорит, ребенок не говорит форум, не говорящие дети форум, научить ребенка говорить в 3, ребенку 2 5 не говорит, ребенок плохо говорит в 3 года, плохо говорящие дети в 3 года, ребенку 3 года не говорит что делать, ребенок непонятно говорит, ребенок в год не говорит слова, как помочь ребенку говорить, ребенок не говорит вообще, ребенку 2 года не говорит что делать, как научить ребенка говорить в 5 лет, как научить ребенка говорить 1, ребенок не говорит р, ребенку 1 5 не говорит, ребенок 2 3 не говорит, ребенок говорит мало слов, +как научить ребенка говорить в 4 года, ребенок в год не говорит мама, ребенок в год мало говорит, учимся говорить для детей с 2

Наверх

Источник