Осознание себя в развитии речи ребенка

Осознание себя в развитии речи ребенка thumbnail

7 способов научить Ваших детей осознанности

Мы знаем, что осознанность полезна для нас. Это помогает нам при воспитании детей —  поступать разумно, а не поддаваться инстинктивной реакции.

Осознанность также полезна и для наших детей. Исследования показывают, что осознанность может помочь детям улучшить свои способности концентрации внимания, успокаиваться, когда они расстроены, и принимать более правильные решения.

Если коротко, это помогает регулировать эмоции и концентрироваться на развитии когнитивных навыков.

Не думаю, что нужно спрашивать, хотите ли Вы этого для своих детей?

Итак, с чего же начать? Как мы можем научить этим важным навыкам наших детей?

Для начала…

Потренируйтесь самостоятельно. Вам было бы трудно преподавать детям балет, если Вы сами никогда не танцевали. Чтобы по-настоящему научить своих детей осознанности, Вам нужно попрактиковаться самим.

Вы можете потихоньку начать с практики медитации, всего по 5-10 минут в день.

Найдите способы включить осознанность в свои ежедневные занятия. Не позволяйте этому шагу запугать Вас — у Вас, вероятно, уже выработано много осознанных привычек!

Будьте проще

Осознанность — довольно большое слово, чтобы маленькие дети так легко его поняли. Проще говоря, осознанность — это осознание. Это способность замечать наши мысли, чувства, телесные ощущения и все, что происходит вокруг нас и происходит прямо сейчас.

Проверьте свои ожидания

Ожидаете ли Вы, что осознанность устранит истерики? Успокоит Вашего непоседливого ребенка? Принесет в дом тишину? Если это так, Вы, скорее всего, будете разочарованы. Хотя ощущение тишины или спокойствия — это приятные побочные эффекты осознанности, они не являются конечной целью.

Цель обучения наших детей осознанности — дать им навыки, чтобы развить их осознание собственного внутреннего и внешнего опыта, научить определять, являются ли их мысли «справедливыми мыслями», понимать, как появляются эмоции, замечать, когда они теряют внимание и научить контролировать импульсы.

Это не панацея и это не поможет полностью избавиться от того, что является, честно говоря, нормальным детским поведением, вроде истерик и шума, нытья и споров…

Не делайте это через силу

Если Вашим детям не интересны Ваши уроки или занятия, не заставляйте их принимать в них участие. Привыкайте к тому, что Вы не всегда можете получить, что хотите.

Теперь, когда мы закончили с введением, вот несколько советов о том, как Вы можете начать прививать осознанность своим детям:

1. Слушайте звуки

Легкий способ для детей практиковать осознанность — это сосредоточиться и прислушаться к посторонним звукам. Вы можете использовать поющую чашу, колокольчик или приложение телефона, в котором есть звуки. Скажите своим детям, что сейчас раздастся какой-то звук, и они должны внимательно слушать, пока звук не стихнет (издавайте звук от 30 секунд до минуты).

2. Тренировка дыхания с другом

Маленьким детям может быть сложно «следить за своим дыханием». В этом видео, Даниэл Голман описывает второй класс, который выполняет упражнение «дыхание с другом»: ученик берет мягкую игрушку, а затем ложится на спину и кладет игрушку себе на живот. Он наблюдает за тем, как игрушка медленно поднимается и опускается, пока он дышит.

3. Сделайте свои прогулки осознанными

Одна из любимых вещей моих детей летом — это «внимательная прогулка». Мы прогуливаемся по нашему району и замечаем вещи, которые мы раньше не видели. Мы засекаем одну минуту прогулки, во время которой мы молчим и просто обращаем внимание на звуки вокруг — лягушек, дятлов, газонокосилок. Мы даже не называем это «осознанностью», но это именно она и есть.

4. Пусть благодарность войдет в привычку

Я считаю, что благодарность является фундаментальной составляющей осознанности, она учит наших детей ценить изобилие в их жизни, вместо того, чтобы сосредотачиваться на всех игрушках и сладостях, которых они жаждут. Моя семья делает это за ужином, когда мы все делимся чем-то, за что мы благодарны. Это одна из моих любимых частей дня.

Помогите ребенку быстро и навсегда развить основные когнитивные (познавательные) навыки, применяя программы Fast ForWord.

5. Проверьте свой личный прогноз погоды

В книге “Я спокоен и внимателен, как лягушонок”, Элин Снель призывает детей «составлять метеорологический отчет, который лучше всего описывает их чувства в данный момент». Солнечный, дождливый, буйный, спокойный, ветреный, цунами? Эта деятельность позволяет детям наблюдать за их нынешним состоянием без излишней идентификации с их эмоциями. Они не могут изменить погоду на улице и мы также не можем изменить наши эмоции или чувства. Все, что мы можем изменить, это то, как мы относимся к ним. «Я не ливень, но я заметил, что идет дождь. Я не трусишка, но я знаю, что иногда у меня появляется такое большое чувство страха где-то около горла».

6. Сделайте Банку Спокойствия

Банка Спокойствия похожа на сувенирный снежный шар — встряхните её и наблюдайте за бурей! Вскоре, если мы сядем, подышим и просто понаблюдаем за волнением частиц в банке, мы увидим, как они успокаиваются. Так же работает и наше сознание.

7. Выработайте осознанное питание

Упражнение, во время которого Вы сознательно едите изюм или шоколад, является одним из основных элементов обучения осознанности и это отличное задание для детей. Вы можете найти сценарий для семиминутного осознанного приема пищи здесь.

Прежде всего, помните, что главное — получать удовольствие и ничего не усложнять. Вы можете предоставить своим детям множество возможностей, предложить полезные методики — некоторые из них для них сработают, а некоторые — нет.

Читайте также:  Влияние физкультуры на развитии ребенка

Но экспериментировать интересно в любом случае!

Источник

Помогите своему ребёнку преодолеть трудности в учебе не выходя из дома!

Полезная статья? Поделитесь с друзьями!

Читайте полезные материалы на наших страничках в соцсетях!
Подписывайтесь!

Источник

Татьяна Бухарова
Осознание своего «Я» у ребенка-дошкольника

Работая в детском саду более 30 лет, я часто задумываюсь о том, как ребенок осознает сам себя, какое представление о своем «Я» он имеет. Известно, что малыши совсем не так воспринимают окружающую действительность и осознают самих себя в ней, и дело здесь не в жизненном опыте или знаниях, а в тонко-устроенном психологическом аппарате человека, который еще сложнее понять, когда в нем происходят процессы изменения, например, взросления. В такие периоды маленький человек способен совершить удивительные открытия о себе самом, понять ранее скрытые для его взгляда некоторые межличностные отношения, социальные установки, способен сравнить себя с другим и совершить рефлексию над собственным поступком. Но это только одна из сторон развивающегося сознания ребёнка, таким же важным, даже переломным, мне кажется тот момент, когда ребёнок впервые, взглянув на себя в зеркало,понимает: «А ведь это я. Мои руки, глаза, рот. Я вот такой. Как это удивительно, что я именно такой и чувствую это!».

Конечно, то, что было прямой речью ребёнка в предыдущем предложении, в процессе узнавания им самого себя не артикулируется, это цельное ощущение, которое сложно удерживать долго. Тем более, откуда я могу знать о том, что происходит с сознанием ребёнка в такой момент? Я могу основываться на своих воспоминаниях из детства, а также на рассказы моих деток. В любом случае, процесс этот неизбежен, и в каждом случае проходит примерно одинаково. Но последствия первичного самосознания являются базовыми для дальнейшего развития личности ребёнка.

Когда я прихожу к такому выводу, меня удивляет, как мало времени и усилий отведено в воспитательном и образовательном процессе развитию личности ребёнка, помощи осознанию своего «Я», взамен всё направлено на наращивание навыков и знаний малыша. Почему же это так важно — осознавать себя?

Было много сказано о такой функции «Я» как участника социальных отношений и инструмента определения своей социальной роли. Общеизвестно, что первостепенная задача образовательного учреждения — социализовать ребенка, привить ему навыки общения и послушания. Но я хочу сказать и о том «Я», которое является самым главным оценщиком, другом, подсказчиком, судьёй каждого человека, а иногда даже врагом.

Как я представляю себе психическую жизнь ребенка до осознания себя и после? Мне кажется, что до этого переломного момента (чаще всего в 3-4 года) ребенок существует в режиме «Я есть мир». Для него нет разделения на внешний мир и себя как противостоящего ему субъекта, весь мир является объектом его желания и потому сопротивление со стороны, например, взрослых его свободе воспринимается с плачем, обидой. Это не бессознательность животного, потому что человеческая психика намного более высокоорганизована в отличие от животной, но главное здесь то, что для ребенка его желание и выполнение этого желания совпадают, а каждый предмет мира вокруг служит продолжением его самого. Он осознает свои действия, они не автоматичны, они могут быть даже оправданы, но рассматриваются эти действия ребенком как естественные и единственно правильные, и т.  к. у него еще нет своего «Я», он не может понять, как его действия скажутся на мире. То есть мы можем сделать вывод, что именно общество оказывает решающее влияние на возникновение у человека «Я».

После переломного этапа (который не является одномоментным, а подготавливается благодаря взаимодействию ребенка со сверстниками, взрослыми) ребенок существует в режиме «Есть Я, а есть мир». Ребенку приходится смиряться со своим нецентральным положением в мире, с существованием таких же как у него «Я» других людей. Он начинает понимать, что выполнение его желания может быть сопряжено с дискомфортом других людей, а потому невозможно. Мир становится неподконтрольным, и может стать даже враждебным при отсутствии любви и заботы со стороны взрослых. Осознание себя отделенным от мира происходит в первую очередь благодаря моральному воспитанию и усвоению правил вежливости, этикета, милосердия, помощи ближнему — то есть благодаря гуманистической социализации. Если ребенок в этот период не усвоит данных правил, есть большая вероятность, что он столкнется с трудностями в процессе жизни, т.  к. он навсегда «застрянет» в фазе эгоистичного потребительского отношения к миру.

Тем самым, мы видим, что осознание своего «Я» и усвоение социальных норм неразрывно связаны, можно даже сказать, что именно благодаря жизни в обществе ребенок развивает самосознание и рефлексию. Позднее происходит надстройка «сверх-Я», которая помимо идеального образа включает в себя представление, каков я должен быть с точки зрения успешного функционирования в обществе.

Но еще одна сторона «Я», о которой хотелось сказать, это та, которая «подсказывает» человеку истинные мотивы и цели, сообразующиеся с его наклонностями, способностями. Это то «Я», которое имеют в виду, давая совет «слушай своё сердце». Если ребенку с малых лет предоставляют все возможности для раскрытия творческого потенциала и не подавляют проявления его конструктивной спонтанности, то по мере взросления его «Я» станет ему добрым помощником в выборе жизненного пути. Важным условием для этого являются самоуважение и любовь к себе, осознание, что ты вправе реализовать весь свой потенциал наилучшим образом и получить за это признание. Если ребенок воспитан в атмосфере любви, поддержки, но и в то же время прививания ответственности, то наиболее вероятным будет, что его «Я» не заглушится и громко заявит о себе. Но может быть и так, что «Я» станет самому ребенку наихудшим врагом, если изначально ребенку будут насаживаться противные или даже вредные его природе ментальные установки, если на ранней стадии ему не будет внушено доверие к миру и себе, а наоборот, его зарождающаяся личность будет принижаема и подавляема. Как воспитать ребенка с развитым самосознанием – другой вопрос, которого я не буду касаться в этом рассуждении из-за объемного теоретического изыскания, которое нужно провести для разработки оптимальной стратегии воспитания.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет по месяцам

Остается лишь еще раз призвать коллег к осмыслению этой сравнительно новой, но животрепещущей проблемы педагогики.

Источник

#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????

Источник фото: gryphonhouse.com, авторское право принадлежит автору

Каждая мама знает, что ребёнок начинает разговаривать не раньше, чем в 7 месяцев, а некоторые и позже. А осознанно произносить слова дети начинают только после 12 месяцев. Согласно исследованиям учёных уже на седьмом месяце беременности проявляется активность в участках мозга плода, которые отвечают за речь. Поэтому врачи и рекомендуют разговаривать с ребёнком ещё до его рождения. Новорождённые дети уже могут отличать родную речь от иностранной. Однако развитие речи происходит постепенно, в несколько этапов.

До 1 года дети начинают произносить свои первые слова «мама», «папа», «баба», “ой”. И уже в первый период родителям следует начинать обучать своего малыша родному языку. На этом этапе помогать ребёнку в освоении русского языка очень легко. Для этого достаточно много разговаривать с ним, и желательно без сюсюканий. Надо читать ребёнку сказки, детские стишки, давать ему слушать детские песни и колыбельные. А самое главное, чтобы взрослые не говорили на повышенных тонах в присутствии малыша, иначе он может начать говорить нескоро.

В период с 12 до 18 месяцев ребёнок уже произносит несколько слов. Обычно это названия предметов, которые он видит рядом с собой или предмет, который он хочет использовать сейчас. Малыш начинает говорить слова «нет» и «ещё».

На третьем этапе (1,5 – 2 года) ребёнок повторяет слова и фразы, услышанные от других людей. Он уже знает и говорит 50 слов. Это такие слова как «привет», «пока», «дай», «на», «пошли» и другие. Ребёнок уже начинает составлять простые предложения из 3 – 6 слов. Словарный запас начинает увеличиваться, потому что малыш часто задает вопрос «что это?». И родители могут помочь любимой дочке или сыну запомнить много новых слов, охотно отвечая на этот вопрос.

Некоторые дети не задают вопрос «что это?», а просто показывают пальцем на нужный им предмет. И тут очень важно, чтобы родители не выполняли все безмолвные просьбы ребенка, а говорили «скажи, что ты хочешь». Многие дети долго не говорят, потому что они видят, что взрослые прекрасно понимают их без слов. Так зачем говорить, если всё понимают и всё сделают, как они хотят.

Источник фото: csnk.ru, авторское право принадлежит автору.

В 2 – 3 года ребёнок уже может вести несложные диалоги и использовать в своей речи местоимения первого и третьего лица. На этом этапе очень активно развивается речь детей, поэтому важно следить за правильностью своей речи и много разговаривать с ними. Так как ребёнок расширяет свой словарный запас, повторяя за мамой и папой, то важно, чтобы родители произносили слова правильно.

В эти годы малыш очень подвижен, поэтому полезно использовать подвижные игры со стихами для развития речи. Чем активнее ребенок, тем лучше развиваются его речевые навыки. Полезно для развития речи ребенка использовать пальчиковые куклы, дети их просто обожают. Пальчиковые игры помогают как развитию речи, так и готовить пальцы к письму, а также улучшают работу мозга.

В 4 – 5 лет ребёнок уже может бегло говорить и даже составлять сложные предложения. Но и на этом важна помощь родителей в освоении русского языка. Читайте ему сказки, рассказы про животных, учите с ним стихи и детские песни, много разговаривайте. Именно возраст 5 лет считается возрастом «почемучек». Старайтесь отвечать на все «почему?» своего ребёнка и, если то возможно, развивайте диалог из вопросов «почему?».

В 5 – 6 лет уже можно изучать буквы, используя буквенные кубики, и составлять из букв слова. Так ваш ребёнок с удовольствием и легко научится читать сначала короткие слова из 2 – 3 букв, а потом и более сложные.

Источник фото: fotostrana.ru, авторское право принадлежит автору

А теперь вспомните, когда Ваш малыш произнёс первое слово, и какое это было слово? Когда он начал говорить короткими предложениями? Помните ли первые стишки или песенки, которые Вы выучили с ребёнком? А когда Ваше ненаглядное чадо начало бегло говорить? Помните, как развивали его речь? Жду Ваших ответов.

#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????

Автор: Зеленова Ирина Анатольевна, преподаватель английского и русского языков, педагогический стаж 23 года, город Москва. Обратиться к нашему эксперту за консультацией.

Источник

Плач младенца ― не просто способ привлечь к себе внимание родителей, а его первые слова! Сначала он способен только на это, но со временем голосовые связки окрепнут и малыш начнет издавать более сложные звуки. Родители могут и должны помогать ему в этом, потому что от становления речи зависит дальнейшее развитие ребенка. Уже доказано, если с ребенком мама «вела беседы» еще до того, как он родился, то это способствует раннему становлению речи. Одного этого недостаточно. Обоим родителям нужно выучить правила, как общаться и играть с ребенком, чтобы он научился говорить.

Читайте также:  Развитие ребенка и грудное молоко

Норма развития речи от рождения до дошкольного возраста

Каждый ребенок имеет индивидуальные темпы развития, это касается в том числе и становлению речи. Некоторые детки начинают понимать, что в состоянии удовлетворить свои потребности, не выражая их, и отчасти в этом виноваты родители. Другие же по своему характеру молчуны и до 2-3 лет могут общаться только отдельными словосочетаниями. Несмотря на все это, есть нормы развития речи. На них нужно ориентироваться, но не считать железными правилами.

До того, как ребенок пойдет в школу, он должен уметь четко говорить все буквы, чтобы в будущем не было проблем с правильным написанием слов.

Могут ли патологии вызвать задержку?

Чем больше доступны маленьким малышам физические умения, тем активнее развивается их речевая деятельность. Это имеет научное объяснение. Любые физические движения – это напряжения мышц, а приводит их в тонус мозговой ствол. В речевой деятельности участвуют также мышцы языка, губ, голосовые связки, легкие. Логично предположить, что на них также воздействует один и тот же участок мозга.

Сложно протекающая беременность с частыми токсикозами и болезнями, а также тяжелые роды могут спровоцировать задержку речевого развития. Это связано с негативным воздействием на тот же мозговой ствол, из-за чего нарушается его нормальная деятельность.

В группе риска оказываются дети, у которых зафиксированы внутриутробное обвитие пуповины вокруг шеи, гипоксия. Как следствие, такие дети рождаются с нарушениями мышечного тонуса, из-за чего они могут отставать в развитии. Чтобы ребенок мог вовремя научиться говорить, негативные последствия нужно устранять на ранних этапах (массажи, парафиновые обертывания, ванночки).

Почему важно развивать мелкую моторику

Мнение всех педиатров и логопедов сводится к тому, что для раннего  развития речи нужно стимулировать мелкую моторику пальцев. Это действительно так, упражнения для мелкой моторики активизируют моторный центр. Он расположен близко к речевому центру, поэтому при этом начинают пробуждаться и его участки.

В дошкольных учреждениях в обязательные занятия включают лепку из пластилина, аппликации, а также пальчиковую гимнастику в игровой форме. Дома родители тоже должны не забывать заниматься со своим малышом, положительное влияние оказывают:

  • пальчиковые игры – ладушки, сорока-белобока и др.;
  • массаж ладошек;
  • листание страниц (на первых порах нужно выбирать детские книжки с грубыми страницами);
  • разрывание бумаги;
  • рисование пальцами;
  • складывание разных предметов – пирамидки, матрешки, миски разных размеров;
  • пазлы, мозаики;
  • рисование на песке.

Маленькие дети могут пробовать на вкус заинтересовавшие их предметы. Помните об этом, старайтесь не давать им играться тем, чем он может подавиться или проглотить.

Как помочь ребенку быстрее научиться разговаривать

С самого рождения детский мозг начинает обрабатывать и систематизировать все звуки, которые слышит. Впоследствии он начнет узнавать знакомые звуки, голоса, распознавать интонацию. К тому времени у него скопится достаточный запас, который малыш будет пытаться имитировать.

Очень смешно выглядит, как дети «разговаривают» по телефону. Все это они когда-то видели, теперь пытаются воспроизвести это. Именно многократное повторение знакомых слов и звуков поможет ребенку выучить новый для себя этап. Разговаривайте больше с ребенком, но это не должен быть один лишь родительский монолог. Запомните правила, которые помогут научить малыша говорить.

  • В разговоре с малышами не используйте сложные предложения. Например, если его заинтересовала собака во время прогулки, говорите: собака побежала.
  • Чем больше малыш слышит живую речь, тем больше становится его пассивный словарный запас. Знакомьте его с окружающим миром, предметами. Объясняйте суть вещей, даже если считаете, что он этого не понимает.
  • Чтобы малыш понял, как произносить звуки, ему важно видеть лицо говорящего.
  • Во время своей речи делайте паузу, чтобы дать ребенку высказаться, особенно, если видите его желание это сделать.
  • Чтение детской книжки с комментированием картинок обязательно. Постарайтесь заинтересовать его и просите повторять, кто изображен на картинке.
  • Включенный телевизор не заменит общение. Если малыш занят просмотром мультика, присоединитесь к нему и продолжайте с ним общение.
  • Не упрощайте названия вещей. Если вы вместо машины говорите «би-би», ему проще воспроизвести эти звуки, а не более сложное слово.

Частые ошибки, из-за которых ребенок позже начинает разговаривать

Задача родителей – создать такую домашнюю атмосферу, чтобы у ребенка была возможность развиваться и учиться говорить. Родители должны общаться между собой не на повышенных тонах, резкие крики могут расстроить малыша и вызвать испуг.

Еще одним важным условием является то, что малыш должен слышать правильно поставленную речь. Если вместо грамотной речи ребенок слышит сюсюканье, то нет ничего удивительного в том, что он впоследствии будет произносить исковерканные слова. Придется заново переучивать, а это отнимет время. Чаще обращайтесь к нему, особенно, когда слышите, как он гулит в кроватке. Маленьким детям нравится общаться, поэтому поощряйте его желание говорить.

После одного года лучше отучить ребенка от пустышки. Пустышка провоцирует развитие неправильного прикуса, к тому же язык занимает неправильное положение во рту. Это не способствует своевременному становлению речи. То же самое касается, если малыш привыкнет сосать палец, чтобы успокоиться.

 Чтобы ваш малыш научился вовремя говорить, родители должны больше с ним разговаривать, знакомить с окружающим миром. Однако не нужно лишать общения со своими сверстниками, это будет для него хорошим стимулом.

Источник