Осорина аверин слободчиков развитие личности ребенка трех до пяти

Осорина аверин слободчиков развитие личности ребенка трех до пяти thumbnail

Коллектив авторов

Развитие личности ребенка от трех до пяти

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

* * *

Авторский коллектив

АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии.

ОСОРИНА Мария Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, вице-президент Петербургского психологического общества.

СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета.

ГРИДИНА Татьяна Александровна (Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, декан факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).

ЗИНЬКОВСКАЯ Светлана Михайловна (Екатеринбург), доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии УрГПУ.

КУСОВА Маргарита Львовна (Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальной школе УрГПУ.

КУПРИНА Надежда Григорьевна (Екатеринбург), доктор педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания УрГПУ.

МЕРЕНКОВ Анатолий Васильевич (Екатеринбург), доктор философских наук, профессор, академик Международной академии наук Высшей школы, заведующий кафедрой прикладной социологии Уральского государственного университета.

ПАТРАКОВ Эдуард Викторович (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, заместитель директора по инновационному развитию Свердловского областного базового медицинского колледжа.

ИВАНОВА Ольга Леонидовна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, старший методист Областного учебно-методического центра дополнительного образования, доцент кафедры социально-культурных технологий УрГПУ.

ДОНСКАЯ Ирина Васильевна (Екатеринбург), кандидат филологических наук, декан факультета лингвистики Института международных связей.

ЛЕБЕДЕВА Ирина Борисовна (Екатеринбург), кандидат медицинских наук, заведующая отделением повышенного уровня образования Свердловского областного медицинского колледжа.

КРИВОЩЕКОВА Марина Сергеевна (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, старший преподаватель УрГПУ.

САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка УГТУ – УПИ, главный редактор издательства «Рама Паблишинг».

ШЕВЦОВА Ирина Владимировна (Санкт-Петербург), практикующий психолог, тренер.

ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практический психолог.

ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, специалист Муниципального учреждения «Центр психолого-педагогической поддержки населения» г. Екатеринбурга, гештальт-терапевт.

ЯКОВЛЕВА Юлия Анатольевна (Екатеринбург), медицинский психолог, юрист.

ГАВРИЛОВ Юрий Витальевич (Екатеринбург), врач-сексопатолог, преподаватель высшей категории.

ЛЕШУКОВА Татьяна Викторовна (Екатеринбург), педагог-психолог.

Благодарность читателям

ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ жизни серия «Развитие личности ребенка» обрела почитателей в лице десятков тысяч взрослых – родителей, бабушек и дедушек, специалистов из разных городов России и из-за рубежа, в том числе из Германии, Израиля, Великобритании, США.

Письма, в которых читатели делились своими впечатлениями о содержании книг, убедили творческий коллектив в следующем:

1. Книги «Развитие личности ребенка» читает вся семья – большинство писем-откликов приходило от супружеских пар. Особенно приятно, что издания пользуются авторитетом и популярностью у пап – они высоко оценили основательность и энциклопедичность изданий, серьезный научный фундамент.

2. В письмах издателям, в высказываниях на форуме читатели подчеркивали, что книгам «Развитие личности ребенка» можно доверять, ведь они созданы авторитетными специалистами – психологами, педагогами, педиатрами.

3. Книги серии рекомендуют знакомым, родственникам – всем, у кого в семье растет человек.

4. Книги остаются в семье, ведь с таким надежным источником информации не страшно пройти путь молодых родителей еще раз. А потом, когда дети вырастут, подарить книги им.

5. Книги повышают психологическую грамотность родителей, отвечая на многие вопросы, связанные с развитием ребенка и взаимоотношениями с ним.

Благодарим вас, наши дорогие читатели, за то, что уверили нас в необходимости и важности выпуска книг серии «Развитие личности ребенка», и желаем дальнейших успехов в воспитании растущего человека!

Предисловие редактора

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Книга, которую вы держите в руках, – третья из серии «Развитие личности ребенка» – охватывает период от трех до пяти лет.

Когда ребенку исполняется три года, родителей, а также бабушек и дедушек можно считать вполне опытными педагогами и воспитателями. Судите сами: позади первый год жизни – важный этап психического и физического развития ребенка; очень непростой период раннего детства, когда малыш активно осваивал окружающий мир; два кризиса развития, в процессе которых ребенок самоутверждался и проверял границы допустимого. Казалось бы, впереди – достаточно безоблачный период, ведь ребенок стал более самостоятельным, к тому же развивать и воспитывать его берутся теперь профессионалы дошкольных учреждений. Однако не все так просто.

Вместе с безусловными плюсами развития малыша: уверенностью в движениях, умением объяснять свои желания и потребности, элементарными навыками самообслуживания, которые входят в понятие «самостоятельность», появляются и некоторые «но». Ему требуется больше пространства для физического развития, он нуждается в полноценном общении с окружающими людьми, чтобы найти ответы на свои многочисленные «почему», хочет стать не просто самостоятельным, а таким же уверенным в своих действиях, как мама и папа, ему просто необходимо чувствовать свою значимость, понимать, что и у него есть свое место в этом мире. Все названные моменты требуют активного участия родителей в жизни ребенка.

В возрасте трех – пяти лет происходит знакомство ребенка с педагогами, которые целенаправленно и систематически занимаются его развитием (в детских садах, учреждениях дополнительного образования и т. д.). Круг значимых взрослых таким образом расширяется. Однако роль родителей по-прежнему велика. Мамы и папы – непререкаемые авторитеты для детей этого возраста. Именно они создают атмосферу, которая способствует развитию малыша. Чем она благополучнее, тем успешнее ребенок совершает свои открытия, делает первые шаги в учебе, тем более общительным, ловким, смекалистым и умелым он растет.

Родители младших дошкольников – именно так ученые называют возрастную группу детей от трех до пяти лет – стремятся заполнить время ребенка различными обучающими и развивающими программами и мероприятиями. Их доводы на первый взгляд вполне убедительны: не за горами период, когда нужно будет готовиться к поступлению в школу, а значит, уже сейчас необходимо позаботиться об умственном развитии сына или дочери. Бывает, и не редко, что обучение ребенка продолжается не только в будни, но и в выходные. Столь желанное общение малыша с родителями, его стремление играть, быть непосредственным уходит на второй план, уступая место невесть кем изобретенным «надо»…

А между тем далеко не всем взрослым известно, что ведущей деятельностью периода трех – пяти лет является сюжетно-ролевая игра. Игра – это не просто детская забава, но важнейший этап в развитии и становлении личности ребенка. Не случайно в основу занятий по авторитетным обучающим программам для младших дошкольников положена игровая деятельность. Другими словами, чем больше играет ребенок, чем разнообразнее и интереснее его игры, тем лучше он развивается.

Вместе с авторами нашей книги – авторитетными специалистами в области психологии, педагогики, педиатрии – предлагаем вам разобраться в том, что такое период дошкольного детства. Но прежде несколько слов о содержании издания.

«Младший дошкольник: игра, познание, опыт» – первая часть книги, которая познакомит вас с основными особенностями возраста, расскажет, на что необходимо обратить внимание, занимаясь воспитанием ребенка трех – пяти лет. Здесь же вы найдете информацию о том, почему игре ребенка придается в этот период столь серьезное значение.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

будь то лепка из пластилина, рисование или приготовление пирожков, способствует развитию аккуратности. Мытье дощечки для лепки, стеков и кисточек, собирание губкой муки со стола, раскладывание пластилина или пуговиц по ячейкам коробочки – эти действия необходимы также и для развития двигательных навыков. Выжимая мягкую поролоновую губку, ребенок учится регулировать кистевой нажим, развивает пластику пальцев. Тот же эффект дает откручивание и закручивание крана с водой. Участие в других домашних делах (стирка, мытье посуды, мытье полов), формирующее детскую аккуратность, в то же время прекрасно развивает

0gimliana

будь то лепка из пластилина, рисование или приготовление пирожков, способствует развитию аккуратности. Мытье дощечки для лепки, стеков и кисточек, собирание губкой муки со стола, раскладывание пластилина или пуговиц по ячейкам коробочки – эти действия необходимы также и для развития двигательных навыков. Выжимая мягкую поролоновую губку, ребенок учится регулировать кистевой нажим, развивает пластику пальцев. Тот же эффект дает откручивание и закручивание крана с водой. Участие в других домашних делах (стирка, мытье посуды, мытье полов), формирующее детскую аккуратность, в то же время прекрасно развивает

Например, можно взять яркий поднос, рассыпать тонким слоем крупу и предложить ребенку нарисовать что-нибудь пальчиками (дождик, волны или просто хаотичные линии). Подобрав пуговицы разных цветов, выложите рисунок, а потом предложите ребенку сделать то же самое самостоятельно. Из такой пуговичной мозаики можно сделать бабочку, цветок, мячик. Или насыпьте в кружку сухой горох и предложите ребенку на каждый ударный слог стишка (любое стихотворение) перекладывать горошинки сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим и мизинцем. Выполнение любой совместной работы,

0gimliana

Например, можно взять яркий поднос, рассыпать тонким слоем крупу и предложить ребенку нарисовать что-нибудь пальчиками (дождик, волны или просто хаотичные линии). Подобрав пуговицы разных цветов, выложите рисунок, а потом предложите ребенку сделать то же самое самостоятельно. Из такой пуговичной мозаики можно сделать бабочку, цветок, мячик. Или насыпьте в кружку сухой горох и предложите ребенку на каждый ударный слог стишка (любое стихотворение) перекладывать горошинки сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим и мизинцем. Выполнение любой совместной работы,

делах оказывается эффективным. Перечислим наиболее доступные из них. Пластилин. Почти все маленькие дети любят лепить. Пластичный материал податлив, к тому же результат заметен практически сразу, что весьма привлекательно для ребенка. Родителям следует поощрять в ребенке стремление делать предметы разной величины и формы, использовать природные материалы (сухую траву, листья, ягоды, кору деревьев, семена и веточки), для того чтобы разнообразить способы работы с пластилином и тем самым создать условия для активной работы пальчиков. Тесто. Лучший способ увлеченно манипулировать с тестом – дать малышу возможность принять участие в приготовлении

0gimliana

делах оказывается эффективным. Перечислим наиболее доступные из них. Пластилин. Почти все маленькие дети любят лепить. Пластичный материал податлив, к тому же результат заметен практически сразу, что весьма привлекательно для ребенка. Родителям следует поощрять в ребенке стремление делать предметы разной величины и формы, использовать природные материалы (сухую траву, листья, ягоды, кору деревьев, семена и веточки), для того чтобы разнообразить способы работы с пластилином и тем самым создать условия для активной работы пальчиков. Тесто. Лучший способ увлеченно манипулировать с тестом – дать малышу возможность принять участие в приготовлении

рисовать, им интересно играть с конструктором. Однако удержать в руках кисточку и карандаш, вылепить мелкие формы, закрутить-открутить небольшую деталь пока еще сложно. Развитие моторных навыков еще недостаточно – именно поэтому малыши долго застегивают пуговицы, с трудом шнуруют ботинки, роняют посуду, накрывая на стол, и т. д. Им пока мешает непластичность движений, излишняя порывистость. В то же время у них высоко развита восприимчивость к обучению и приобретению необходимых навыков. Существует много способов для развития детской моторики, например игры с использованием мелких предметов. Даже простое участие ребенка в бытовых

0gimliana

рисовать, им интересно играть с конструктором. Однако удержать в руках кисточку и карандаш, вылепить мелкие формы, закрутить-открутить небольшую деталь пока еще сложно. Развитие моторных навыков еще недостаточно – именно поэтому малыши долго застегивают пуговицы, с трудом шнуруют ботинки, роняют посуду, накрывая на стол, и т. д. Им пока мешает непластичность движений, излишняя порывистость. В то же время у них высоко развита восприимчивость к обучению и приобретению необходимых навыков. Существует много способов для развития детской моторики, например игры с использованием мелких предметов. Даже простое участие ребенка в бытовых

речь. Начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, которые можно сопровождать стихотворениями и потешками, и не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: завязывать шнурки, застегивать пуговки и т. д. Все это будет хорошей тренировкой на координацию движений руки и станет важной составляющей подготовки к письму. Дети с удовольствием пытаются лепить

0gimliana

речь. Начинать работу по развитию мелкой моторики следует с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, которые можно сопровождать стихотворениями и потешками, и не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: завязывать шнурки, застегивать пуговки и т. д. Все это будет хорошей тренировкой на координацию движений руки и станет важной составляющей подготовки к письму. Дети с удовольствием пытаются лепить

Источник

Начала читать книгу в декабре 2017 года. Почти год я читала эту книгу. Серию этих книг #развитиеличностиребёнка я начала изучать с рождения первой дочери с книги до 1 года, потом с 1-3 года и вот уже 3-тья книга #трипятьлет. На мой взгляд эта серия дает наиболее полное представление о каждом возрасте, как об этапах развития, так и о здоровье, творчестве, игре, возможностях возраста, познаниях итд. Это обшая книга в которой есть все со ссылками на источники, в которых по каждой интересующей теме можно читать уже более развернуто. Книга толстая 520 страниц А4 формата скорочтению не поддается ?? Рекомендую

Эту книгу нам порекомендовала детский психолог. Мол, там Вы найдете ответы на все ваши вопросы по воспитанию и еще дополнительно познакомитесь с особенностями детского развития. Действительно так. Очень хорошая книга. Указаны все нюансы воспитания в этом возрасте, на что нужно обратить “особое” внимание, какие черты характера формируются в этом возрасте. Эта книга может заменить кучу других пособий и книг. Именно она рассматривает детально и поэтапно развитие ребенка, что и откуда берется, так сказать стимул – реакция.

Ещё одна замечательная книги из серии “От рождения и до 18-ти”.
Чувствуется, что авторы, действительно, грамотные психологи. В книге непросто теория психологии по возрастам, а подробное описание какому периоду, что соответствует. Всё рассказывается доступным и понятным языком, при этом в каждой строчке чувствуется, что родителям хотят помочь, приободрить, успокоить. Даны конкретные примеры различных ситуаций, и рассматривается поведение как детей, так и мам, и пап.
Рекомендую.

Купила почти все книги этой серии, когда ребенку было чуть больше года, и не пожалела. Считаю, что такие книги надо брать немного на вырост, потому что почти в каждой теме идет опора на более младший возраст. То есть показывается переход от младшего возраста к старшему. И читая книгу «от 3 до 5 лет» постоянно находишь что-то нужное и важное и для возраста 1,5 – 2 года, при этом понимая, как та или иная сегодняшняя ситуация может отразиться в будущем.
Сама книга довольно большая по размеру, я даже не ожидала. Формат немного меньше А4. Толщиной около 3 см. В начале книги приводится авторский коллектив, глядя на который, понимаешь, что книга является результатом огромной научной работы.
По ходу повествования, в рамочках постоянно идут вставки из серии «Секреты психологии», «В мире мудрых мыслей», «Азбука для пап и мам», «На приеме у психолога», которые помогают лучше понять текст.
Кстати сам текст написан научным, но довольно понятным языком, приводятся конкретные примеры из жизни, даются советы, как поступить в той или иной реальной ситуации. Поэтому советую родителям покупать книги этой серии.

отличная книга! Как и серия в целом! Очень помогает разобраться, что твориться в душе твоего ребёнка. А, главное, действительно помогает справиться с проблемами, в том числе с пресловутым кризисом 3 лет. Читаю уже третью книгу серии, планирую продолжить – по мере как будет расти дочь.

Замечательная книга для родителей. Мне книга особенно понравилась тем, что содержание вполне доступно неподготовленному родителю без педагогического или психологического образования, но интересующегося детской психологией. Очень хороший подбор статей, охватывающий различные аспекты развития личности ребенка. Не обязательно читать статьи в той последовательности, в которой они представлены в книге, можно использовать и как справочную литературу по интересующему вопросу. Понравилось построение статей. Приведу пример из темы про детские страхи. Описывается, когда появляются страхи, какие из них наиболее часто встречаются, как они развиваются, приведены примеры из практики работы психологов, даны рекомендации родителям. Особенно ценно что книга дает не только пищу для размышлений, но имеет и практическую направленность

Эту серию многие знают и любят. Когда-то давно серия «авторитетные психологи России» вышла в издательстве «У-Фактория». А теперь «Рама Паблишинг» продолжает благое дело и представляет всю серию в издании обновленном и дополненном. В этом увесистом томе собраны статьи психологов и педагогов, столичных и уральских, посвященных возрастному периоду от трех до пяти лет, и всем особенностям развития, познавания мира, здоровья. Творчество, адаптация к детскому саду, душевный мир, страхи, эмоции, гигиена, речевое развитие – авторитетные консультанты расскажут читателям, что, по их мнению, является самым важным.

“Рисовать дети, как правило, начинают на втором или третьем году жизни. К двум-трем годам ребенок способен различать объективный мир, не зависящий от его собственных действий, и мир субъективный. Идеи, образы сознания, возникающие на основе восприятия, тесно переплетаются с чувствами, эмоциями. У ребенка возрастает потребность в общении и понимании. Изображение, наряду с речью, становится тем языком, который ребенок осваивает (учит) и самостоятельно создает. Именно создает! Прежде чем освоить язык взрослых, ребенок учит их разговаривать на своем. Мы радуемся забавным названиям, которые он дает предметам и явлениям, порой надолго оставляя их в домашнем словаре. А к рисункам относимся свысока: «чем бы дитя не тешилось…» И чаще всего ребенок остается один на один с проблемой превращения накапливающихся представлений о реальности в наглядный и понятный окружающим знак. Он создает так называемые автономные знаки, за которыми закрепляет определенное значение. Взрослыми они воспринимаются как бессмысленные каракули, однако для малыша это первые попытки отразить свой уникальный опыт осмысления”.

Как уже понятно по приведенному отрывку, текст не простой, он больше подходит для специалистов и студентов педагогических ВУЗов. Но и обычным родителям эта книга может дать много полезных знаний, чтобы они взглянули на своего ребенка с точки зрения педагогики и поняли некоторые свои ошибки в восприятии родного чада. Тем более авторы поднимают такие актуальные темы, как половое воспитание, учат трактовке детского рисунка, пальчиковым играм и специальным «массажным» стихам, помогающим сделать зарядку и поиграть в подвижные игры. Здесь и экскурс в детское понимание своего «я», и социальная адаптация, и подготовка к самостоятельности.

Источник