Особую роль в развитии речи ребенка играют фонематические процессы

 Роль фонематических процессов в развитии речи.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

 Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи.

 Проявления нарушения фонематического  восприятия в устной речи, при чтении, на письме:

При логопедическом обследовании дошкольников нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико–грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется:

•    в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);

 •    неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

 •    невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

•    трудности слияния звуков в слоги и слова;

 •    взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

 •    побуквенное чтение (Д,О,М)

 •    искажение слоговой структуры слов;

 •    слишком медленный темп чтения;

 •    нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся:

•    замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

 •    пропуски гласных;

 •    пропуски согласных в их стечении;

 •    слияние слов на письме;

 •    раздельное написание частей одного слова;

 •    пропуски, перестановки слогов;

 •    орфографические ошибки;

 Если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письма.

  Необходима система поэтапного формирования фонематической стороны речи в процессе ознакомления обучающихся со звуками как в случае речевой патологии , так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать!

     В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Игры для примера:

 «Подбери пару» – разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.

«Скажи в рифму» – придумать слова, которые звучат похоже.

«Назови непохожие звуки?» – дом-ком, сок-сом, мука-муха.

«Подскажи словечко» –  читается четверостишье, а последнее слово должен подсказать ребёнок так, чтобы оно подошло не только по звучанию, но и по смыслу.

«Найди картинку» – читается стихотворение или текст, ребенок подбирает картинки, соответствующие смыслу.

      При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и  близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры: открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.

Примеры: та-да-ка, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-пта-пто, и т. д.

«Какие звуки меняются?»- ма-ма-му…

    Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания.

Для примера:

“Послушай и повтори”-А,О,У,И.

«Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком.

«Поймай звук» – ребёнок выделяет заданный звук: а)из ряда звуков  б)из ряда слогов  в)из слов г)из фразы, хлопая в ладоши.

«Покажи карточку» –  ребёнок, услышав мягкий звук показывает зелёную карточку, а услышав твёрдый звук –  синюю.

«Хлопни или топни» – ребёнок хлопает на звук «Й», а на «ЛЬ» топает.

«Письма для Томы и Тёмы» – дети отбирают картинки со звуком «Т» – для Томы, а со звуком «Ть» – для Тёмы.

«Две рейки» – отбор картинок по твёрдости-мягкости или по глухости-звонкости.

«Бегите ко мне» – дети подбегают к педагогу, услышав заданный звук;  – подбегают лишь те дети, у которых на картинках есть слова с заданным звуком.

«4 лишний» – выделение лишнего слова по акустическому признаку.

     Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, уаи, ауио и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые – он, ас, ух; открытые – ко, па, ну);

в) слоги со стечением согласных (акс, кту, сло и т. д. );

г) слоги без стечения согласных;

1.     односложные (том, кум, ум, нос);

2.     двусложные (мука, муха, пума, Маша);

д) слова со стечением согласных:

1.     двусложные слова со стечением согласных в середине слова (бочка, ласты, майка, весна);

Читайте также:  Признаки что ребенок отстает в развитии

2.     односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, стоп, план);

3.     односложные слова со стечением согласных в конце слова (фильм, торт, пуск, рост);

4.     двусложные слова со стечением согласных в начале слова (дрова, крупа, стук);

5.     двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (пломба, брошка, стирка);

е) трехсложные слова (качели, ромашка, пастила, простынка).

     Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1.     Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов).

2.     Выделить слог с определенным звуком.

3.     Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.

4.     Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5.     Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6.     Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Игры для примера:

«Ходит ёжик вдоль дорожек…» – определение местоположение звука в слове с помощью нарисованной дорожки и игрушки-ёжика. Передвигая ёжика и проговаривая слово наглядно видно, где расположен заданный звук (в начале, в конце или в середине).

«Эхо» – ребёнок повторяет за логопедом первый или последний звук.

«Что сначала-что потом?» – ребёнок называет звуки в слове по порядку.

 «Мы с тобою так играем: слова на “Г” мы выбираем.

-“Гуси, гуси: га,га,га.Есть хотите? -Да,да,да.”

   «Лови-не лови» – педагог кидает ребёнку мяч, произнося слово.

Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ловит мяч, если нет – отбивает.

«Называй и кидай» – дети придумывают слова на заданный звук и кидают мяч педагогу, одновременно произнося своё слово.

      Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.

Источник

Лариса Ступакова
Роль фонематических процессов в развитии речи детей дошкольного возраста

1.1. Развитие фонематического слуха в онтогенезе.

Рассматривая данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить понятие о фонеме, фонематическом слухе и фонематическом восприятии.

Биологический слух – способность воспринимать звуковые колебания органами слуха (СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ).

Слуховое внимание — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.

Речевой слух – совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.

Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности,обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную. Несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. В две недели – 1 месяц ребенок начинает различать именно речевые звуки.

К двум месяцам малыш уже реагирует на слова мамы: услышав ее голос, успокаивается и перестает кричать, если мама обращается к нему во время еды, может сделать перерыв и перестаёт сосать. До трех месяцев для ребенка главное – эмоциональное общение с мамой.Надо активно пользоваться мимикой и интонацией: говорить то тихо, то громко, менять тембр голоса, задавать вопросы и отвечать на них. При разговоре ребенок должен видеть лицо того, кто с ним разговаривает. Ребенок развивается, подражая взрослому. Чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук, он должен видеть артикуляцию, то есть движения губ.

Во время купания, переодевания, кормления необходимо комментировать свои действия. Например, собираясь купать малыша,скажите: «Идем купаться». Окунув его в воду,спросите: «Какая вода?»и ответьте: «Вода теплая». Затем скажите,как вода капает: «Вода капает кап-кап». Фразы должны быть короткими и четкими.

Игры с погремушками. (одна звучит громче, другая тише)

3-6 месяцев. Малыш с удовольствием слушает музыку, начинает подражать услышанным звукам, голоса близких людей, прислушивается к звукам внешнего мира и к тем звукам, которые издает сам.

В этот период ребенок уже жаждет общаться с окружающими с помощью крика.Появляются отчетливо произносимые гласные звуки: «а-у-и» – так называемое гуление.

6-9 месяцев. Ребенок различает на слух свое имя.В этот период малыш начинает лепетать: в его речи появляются сочетания звуков, похожие на слоги. В лепете сохраняются только те звуки, которые ребенок слышит от окружающих его людей. Говорите новые слоги, побуждая ребенка повторять их вслед за взрослым. «Скажи бы, бы, бы». Этому помогут потешки с повторением слогов. (Ай, ду-ду-ду-ду, сидит ворон на дубу).

9-12 месяцев. ребенок начинает выделять любимые и нелюбимые мелодии и дать понять, какая ему нравится, а какая – нет. Лепет с каждым днем становится все больше похож на слова родного языка. К году в речи у ребенка появляется интонация и ударение. В этом возрасте ребенок отчетливо произносит первое слово. Развивается способность подражать услышанному, повторять некоторым звукам. Завершается этап дофонемного развития. Необходимо учить ребенка слушать окружающие его шумы,объяснять: «Это проехала большая машина, у нее мотор работает громче, чем у маленькой. А это шуршат листья под ногами,дождик капает: кап-кап».

Читайте также:  Развитие ребенка рисуем по клеточкам

1-3 года. Интенсивно развивается фонематический слух, малыш подражает разговору взрослых, копирует их интонацию, дифференцирует гласные и согласные звуки. Почти у каждого ребенка в этом возрасте появляются свои любимые слова, которые он постоянно повторяет, может пропеть.

На этом этапе будут полезны упражнения с музыкальными инструментами (барабан и дудочка, постепенно увеличивая количество до 3-4.

В возрасте от 1,5 до 2 лет происходит удивительное событие – ребенок начинает говорить. Это самый яркий, важный и стремительный (быстрый) период речевого развития. Малыш узнает все новые и новые слова, повторяет их, соединяет в несложные фразы. Понимает и реагирует на слова, отличающиеся всего одной фонемой (звуком) «мишка»«миска». К двум- началу третьего года жизни малыш воспринимает и дифференцирует все звуки родного языка. По мнению многих исследований именно в этот период фонематический слух окончательно сформирован.

3-5 лет. В этом возрасте в речи ребенка появляются развернутые фразы, он различает на слух шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Даже если ребенок еще не может четко их произнести, на картинке он всегда покажет, где – мишка, а где – мышка, где – дочка, а где – точка. Если он путается, это веский повод обратиться за консультацией к логопеду. В норме ребёнок к 4-5 годам должен различать все звуки.

На 5-6 году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

1.2. Проявление нарушений фонематического восприятия; Виды нарушений фонематического слуха.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.

Н. Х. Швачкин выделяет две стадии развития фонематического слуха: первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки. Он отмечает, что при благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями.

В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия:

первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова;

вторая – выделять первый и последний звук в слове;

третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове;

четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Исследователь подчёркивает, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих ступеней.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, М. Е. Хватцев, Д. Б. Эльконин, М. М. Алексеева). От понимания, особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова – как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи. Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Несформированность фонематического восприятия приводит к недостаткам усвоения письма, т. е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия, легче корректируется и звукопроизношение детей.

Нарушение фонематического восприятия отмечается при общем недоразвитии речи и фонетико-фонематическом недоразвитии.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя) при нормальном слухе и интеллекте.

Читайте также:  Развитие собственной активной речи ребенка способствует

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. (Е. Р. Левина выделила группу детей с ФФН).

Рассмотрим основные проявления фонетико-фонематического недоразвития.

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т. п.).

3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Сторял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

В фонетико- фонематическом развитии детейвыявляется несколько состояний:

– Недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико- фонематического недоразвития.

– Недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.

– Глубокое фонематическое недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Признаками нарушения фонематического восприятия является:

– нарушение дифференциации звуков на слух;

– нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков);

– нарушения звуковой структуры слова (пропуск, перестановка, повторение звуков);

– нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка,повторение слогов).

Слоговая структура слова- это количество и порядок слогов внутри слова.

Звуконаполняемость- количество и прядок звуков внутри каждого слова.

Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко- слоговой состав слов, что приводит к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

1.2. Причины нарушения фонематического слуха.

Звуки речи – это достаточно сложные образования, которые присущи исключительно людям. У ребенка они начинают вырабатываться практически сразу после появления на свет. В этом процессе принимают участие как центральная, так и периферическая нервная система, поэтому, если на них воздействуют какие-то негативные факторы, это сказывается на фонематическом восприятии и впоследствии на произношении. В связи с этим можно выделить несколько главных причин, приводящих к нарушению фонематического слуха.

• Ослабление организма из-за соматических патологий. Любая более или менее серьезная болезнь может оказать неблагоприятное воздействие на развитие речевого слуха., Если у ребенка имеются проблемы с пищеварительной системой, он недополучает питательные вещества, становится вялым, замкнутым и необщительным. Кроме того, некоторые из заболеваний влияют непосредственно на функционирование нервной системы, замедляя психическое развитие (нарушения в работе щитовидной железы).

• Далеко не всегда к проблемам с фонематическим восприятием приводят серьезные заболевания. У некоторых детей просто имеются определенные особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему очень трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем. В таком случае возникает потребность уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется.

• Отдельно следует сказать о нарушениях слуха. Если ребенок не в состоянии расслышать звук, он не может его запомнить и правильно воспроизвести. Поэтому в некоторых случаях причиной нарушения фонематического слуха становится тугоухость. Все осложняется тем, что выявить такую патологию у маленьких детей бывает не так-то просто. Ребенок может в общих чертах понимать, что ему рассказывают, и выполнять просьбы, но при этом не слышать четко все звуки. К отоларингологу следует обратиться,если у ребенка были или имеются симптомы отита: беспокойство, боль в ухе или височной области, гнойные выделения из наружного слухового отверстия.

• Неблагоприятная речевая среда, конечно же, с высокой долей вероятности может стать причиной нарушения фонематического слуха и дислалии. Например, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, малыш практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах. Причиной патологий речевого восприятия может стать неправильное произношение слов самими родителями.

Логопедические заключения.

Корректно сформулированное заключение – это результат и один из важнейших показателей работы логопеда. На основании логопедического заключения проводятся не только коррекционные мероприятия, но и комплектование групп.

В соответствии с психолого-педагогической классификацией все нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения применения средств общения.

В первую группу включаются такие формы речевой патологии, как общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

Ко второй группе отнесена только одна форма речевой патологии – заикание.

Психолого-педагогическая классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени.

Фонетическое нарушение речи (ФНР). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика).

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

Психолого-педагогической классификации: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи речи I, II, III, уровня, не резко выраженное общее недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи.

Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, детская афазия, заикание (указать степень выраженности, тахилалия, брадилалия, полтерн.

Варианты пересечения двух классификаций.

Фонетическое нарушение речи (ФНР)

– дислалия,

– дизартрия или стертая дизартрия,

– нарушения голоса,

– ринолалия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

– дислалия,

– дизартрия или стертая дизартрия,

– ринолалия.

Источник