Особенностями обедненной среды развития ребенка являются

Особенностями обедненной среды развития ребенка являются thumbnail

От автора: Программа нашей жизни закладывается в детстве. Очень важно помнить о ранимости детской психики и о доле своей безграничной и всевластной ответственности за будущее не только вашего ребенка, но и других детей.

Дети с сенсорной депривацией

Камера сенсорной депривации

Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять».

Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.

“Любое ограничение пространства, в т.ч. притока к органам чувств всего богатства естественных сенсорных стимулов, – это всегда угнетение активности не только самих чувств, но и их конечного звена – анализаторов мозга. Систематическое ограничение притока к органам чувств внешних сенсорных стимулов – это всегда депривация (депрессия) нейроэпителиальных структур мозга.”

В.Ф.Базарный “Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса”

Канадский физиолог и нейропсихолог Д.Хебб выдвинул и эмпирически доказал гипотезу о том, что если сильно ограниченная среда приводит к нарушениям развития и нормального функционирования организма, то среда, богатая сенсорными стимулами, напротив, стимулирует развитие. Следовательно, сложное сенсорное окружение – важное условие благоприятного развития маленького ребенка.

Случаи сенсорной депривации по отношению к животным известны еще с древности.

Законодатель Древней Спарты Ликург провел следующий эксперимент. Поместил двух щенков одного помета в яму, а двух других вырастил на воле в общении с другими собаками. Когда собаки подросли, он в присутствии большого количества народа выпустил нескольких зайцев. Щенок, воспитанный на воле, бросился за зайцем, поймал и задушил его. Щенок, воспитанный в полной изоляции, трусливо бросился бежать от зайцев.

Позднее проведенные учеными опыты с животными подтвердили влияние дефицита сенсорных стимулов на развитие.

Недостаточный сенсорный опыт в депривированной среде ограничивает количество нервных связей или вообще откладывает их формирование. Поэтому животные, выросшие в малостимулирующей среде, хуже справляются с решением поставленных перед ними задач.

Результаты подобных исследований позволяют сделать аналогичный вывод о человеке: богатый сенсорный опыт ребенка на ранних этапах развития повышает уровень организации нейронных связей и создает условия для эффективного взаимодействия с окружающей средой.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Мозг постоянно нуждается в раздражителях, стимулирующих его деятельность и обеспечивающих развитие.

Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка (госпитазизм), то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Скорее всего, именно потребность во впечатлениях играет ведущую роль в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей-пятой неделе его жизни и являясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и в общении ребенка с матерью. Это представление противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.) либо потребность в общении. Еще В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок ищет новые впечатления.

В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа, как уже говорилось ранее. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесли отечественные ученые. Было установлено, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.

Отечественный ученый М.Ю.Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаза и уши.

Опираясь на эти факты, а также на собственные наблюдения и эксперименты, известный детский психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях.

Косвенно это положение подтверждается и опытом организации и функционирования детских больниц, детских домов и интернатов. Было показано, что в подобных учреждениях ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда.

Описывая условия содержания детей в одном из приютов, исследователи, занимающиеся этой проблемой, отмечают, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до тех пор, пока им не исполнялось 15—18 месяцев, они не видели ничего, кроме потолка, так как боксы были задрапированы занавесками. Движения детей были ограничены. Игрушек было крайне мало.

Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития ребенка, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б.Логенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Это проявляется в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.

Другая исследовательница, Т.Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха, обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, развитие ребенка в условиях детского учреждения — явление очень сложное; сенсорный голод здесь выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вместе с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде.

Читайте также:  Упражнения на развитие кратковременной памяти у ребенка

В исследовании английских психологов, проведенном в 1992 г. сравнивались две группы детей. В обеих группах дети росли в примерно одинаково бедной сенсорной и информационной среде. Но в одной из групп о младенцах полноценно заботились окружающие взрослые, а в другой нет. Исследователи показали, что по прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития, чем дети второй группы (по Д.Майерс).

Так в каком же возрасте влияние сенсорной депривации на психическое развитие ребенка максимально?

Некоторые авторы считают, что критическими являются самые первые месяцы жизни. Они отмечают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.

По мнению известного итальянского психолога и педагога М.Монтессори, наиболее сензитивным, критическим для сенсорного развития ребенка является период от двух с половиной до шести лет.

Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований. Однако для практики следует признать справедливым, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды.

Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле нередко реализуется прямолинейно, примитивно, однобоко и неполно. Иногда из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, картинками, выкрасить стены в яркие цвета, создать звуковой фон, когда на всех переменах, в свободное время звучит громкая, бодрая музыка. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет «бить по голове». Созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.

Таким образом, как видим, даже окраска стен и оформление интерьера оказываются чрезвычайно сложным и тонким делом, если рассматривать их в контексте проблемы сенсорной депривации. Хорошо, если этот момент осознается работниками соответствующих детских учреждений.

Депривация тем более патогенна, чем младше ребенок и чем больше потребностей она охватывает.

О механизмах сенсорной депривации

Единого объяснения механизмов сенсорной депривации в психологии нет. При их изучении обычно рассматриваются разные аспекты данного явления.

Хебб пишет о том, что, если события в жизни человека были зафиксированы на нейрофизиологическом уровне, они и в дальнейшем должны сопровождать жизнь человека. Если же обычные ранее сенсорные события больше не происходят, у человека возникает сильное и неприятное возбуждение, которое воспринимается как стресс, страх или дезориентация.

В контексте когнитивной теории предполагается, что ограниченное поступление стимулов затрудняет построение когнитивных моделей, посредством которых человек контактирует со средой. Если депривация возникает в детстве, то создание подобных моделей становится невозможным. В том случае, когда депривация происходит позднее, под угрозой находится их сохранение, регулирование, корректировка, что препятствует созданию адекватного образа среды.

В психоаналитически ориентированных исследованиях больше внимания уделяется эмоциональному аспекту сенсорной депривации. Ситуация изоляции обычно подразумевает темное помещение, закрытые глаза, забинтованные руки, удовлетворение потребностей только с помощью другого. Таким образом, человек как бы возвращается в ситуацию младенчества; подкрепляется его потребность в зависимости, провоцируется регрессивное поведение, в том числе регрессивные фантазии.

Общие последствия сенсорной депривации

В ряде исследований описаны особенности поведения и психических состояний людей, оказавшихся в ситуации сенсорной депривации. При этом последствия можно разделить на общие и специфические, связанные с индивидуальными особенностями субъекта.

Феноменология описываемых явлений достаточно обширна и не сводится к единой системе. При изучении эффектов сенсорной депривации можно обратиться к классификации М. Цукермана, которая включает:

1) нарушения направленности мышления и способности сосредоточения;

2) «захват» мышления фантазиями и мечтаниями;

3) расстройство ориентации во времени;

4) иллюзии и обманы восприятия;

5) беспокойство и потребность в активности;

6) неприятные соматические ощущения, головные боли, боли в спине, в затылке, в глазах;

7) бредовые идеи, подобные параноидным;

8) галлюцинации;

9) тревогу и страх;

10) целый ряд других реакций, включающих жалобы на клаустрофобию, скуку, особые физические потребности.

Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления.

В условиях сенсорной депривации нередко нарушается организация познавательной деятельности. При этом страдают прежде всего высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, произвольное внимание, речь.

Основная причина данного нарушения – отсутствие организованной и целенаправленной познавательной деятельности.

В таких ситуациях начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной и следствием, амбивалентностью мышления, снижением чувствительности к логическим противоречиям.

По словам Л. С. Выготского, генетически более ранние типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки и могут при определенных обстоятельствах выходить на первый план. Вероятно, данный феномен и наблюдается в условиях сенсорной депривации.

Изменения в перцептивных процессах.

В ряде экспериментов, а также по выходе из них были обнаружены явления искажения воспринимаемых объектов: нарушения константности формы, размера, цвета, появление спонтанного движения в видимом поле, отсутствие трехмерного восприятия. Испытуемым могло казаться, что стены комнаты расширяются или сдвигаются, волнообразно колеблются, искривляются.

Искажение восприятия является типичным для ситуаций депривации. Оно может привести к возникновению необычных образов и ощущений.

Читайте также:  Способности ребенка и роль семьи в развитии способностей

Активизация воображения в ситуации сенсорной депривации может иметь и «позитивные» последствия – в виде повышения креативности (компенсация).

В условиях ограничения сенсорных стимулов встречаются иногда и совсем необычные, «глобальные» нарушения – деперсонализационные расстройства.

Дефицит внешних стимулов нарушает самосознание, вызывает изменения «схемы тела». Человек может ощущать свое тело или его отдельные части как нарушенные, уменьшенные или увеличенные, странные и т. п.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что сенсорная депривация оказывает серьезное влияние на функционирование психики человека, вызывая ряд ярко выраженных расстройств.

Достаточное общение со взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие – вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка. Неудовлетворение потребностей, соответствующих этим факторам, ведёт к возникновению депривации, которая, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности, оказывает зачастую необратимое негативное влияние на психическое развитие ребёнка, ведёт к задержке его умственного и психического развития, способствует усложнению установления контактов с социальным окружением в будущем.

Источник

Цель: понимание специфики
психического развития детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; поиск
эффективных средств и способов в работе с детьми,
лишенных родительской заботы.

1. Приветствие

2. Мозговой штурм

– Давайте вспомним и проанализируем такие
аспекты наших воспитанников, как успешность в
учебной деятельности, мотивацию в достижении
каких-либо целей, индивидуальность,
коммуникативные способности.

3. Вводная часть

Во все времена были дети, которым выпадала
горькая участь расти без родителей. Сирот
усыновляли, их брали в монастыри, создавали
приюты и прочее.
Признание пагубности взросления детей без
родителей и начало научного осмысления этого
явления относится к началу XX века. Первая, а затем
Вторая мировые войны, мощные экономические
кризисы и социальные потрясения привели к
появлению множества покинутых детей, детей без
родителей, эвакуированных, перемещенных,
оказавшихся в концентрационных лагерях. Такие
дети заполнили больницы, детские дома, дома
ребенка. Среди них было множество совсем
маленьких, даже младенцев.
Однако, несмотря на значительный прогресс в деле
детей-сирот, который наблюдался на протяжении XX
века, те, кто имел к этому отношение, видели то же,
что и столетия назад. Дети, оставшиеся без
родителей постоянно – в детских учреждениях и
даже временно – в больницах, санаториях –
отстают в развитии, имеют серьезные
эмоциональные нарушения, чаще болеют.
К середине XX века стало научно доказанным и
общепризнанным, что важнейшим условием развития
маленького ребенка является наличие тесных и
стойких эмоциональных связей с матерью или
другим взрослым, замещающим мать. Отсутствие
таких связей получило название «материнской
депривации».

Депривация – неудовлетворение
потребностей, которое происходит в результате
отделения человека от необходимых источников их
удовлетворения – отделения, имеющего пагубные
последствия.
Для более точного понимания психологического
содержания понятия «депривация» проведем
аналогию между психической депривацией и
депривацией биологической.
Биологическая депривация порождается
недостатком белков, витаминов, кислорода и
приводит к серьезным нарушениям в развитии
организма. Соответственно, психическая
депривация вызывается недостатком сенсорных
стимулов, социальных контактов, устойчивых
эмоциональных связей. В обоих случаях происходит
своего рода «голодание», результаты которого –
как бы ни был различен их механизм – проявляются
в ослаблении, обеднении, хирении организма и
психики.
Различают парциальную депривацию
когда не удовлетворена какая-либо одна
потребность и полную (тотальную) –
когда одновременно не удовлетворены многие
потребности или одна, но настолько важная, что ее
неудовлетворение вызывает тотальные нарушения.
Примером последней является лишение ребенка
материнской любви – материнская депривация.

Рассмотрим те виды депривации, которые в
наибольшей степени, помимо материнской,
важны для изучения развития детей, лишенных
нормальной родительской заботы.

4. Основная часть

4.1. Сенсорная депривация

Сенсорная депривация возникает, когда по тем
или иным причинам человек испытывает так
называемый сенсорный голод, не получает
достаточного количества стимулов – зрительных,
слуховых, осязательных и прочих. Для описания
подобных жизненных условий так же используется
понятие обедненная среда, а в последнее
время – обедненная информационная среда.
В обедненную среду часто попадает ребенок,
оказавшийся в детском доме, больнице, интернате
или другом учреждении закрытого типа. Такая
среда, вызывая сенсорный голод, вредна для
человека в любом возрасте. Однако для ребенка она
особенно губительна.
Для нормального созревания мозга в младенческом
и раннем возрасте является достаточное
количество внешних впечатлений, так как именно в
процессе поступления в мозг и переработки
разнообразной информации из внешнего мира
происходит упражнение органов чувств и
соответствующих структур мозга.
Так, Н.М. Щелованным было установлено, что те
участки мозга ребенка, которые не упражняются,
перестают нормально развиваться и начинают
атрофироваться. Н.М. Щелованов писал, что если
ребенок находится в условиях сенсорной изоляции
(он неоднократно наблюдал в яслях и домах
ребенка), то происходит резкое отставание и
замедление всех сторон развития, своевременно не
развиваются движения, не возникает речь,
отмечается торможение умственного развития. (Соотнести
различия в развитии при поступлении
воспитанника в детский дом из семьи и дома
ребенка).

М.Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие
положительные эмоции у ребенка первых месяцев
жизни, обнаружила, что они возникают и
развиваются лишь под влиянием внешних
воздействий на его органы чувств, в особенности
на глаз и ухо.
Опираясь на эти факты, а также на собственные
наблюдения и эксперименты, детский психолог Л.И.
Божович выдвинула гипотезу о том, что ведущей в
психическом развитии младенца является
потребность в новых впечатлениях.
Таким образом, обедненная среда отрицательно
влияет на развитие не только сенсорных
способностей ребенка, но и всей его личности,
всех сторон психики. Конечно, развитие ребенка в
условиях детского учреждения – явление очень
сложное; сенсорный голод здесь выступает лишь
одним из моментов, который в реальной практике
невозможно даже вычленить и проследить его
влияние. Однако депривирующее воздействие
сенсорного голода сегодня можно считать
общепризнанным. Но современные исследования
показывают, что полноценная забота о ребенке
может в значительной степени компенсировать
последствия проживания в обедненной
информационной среде.
По мнению педагога М. Монтессори, наиболее
сензитивным, критическим для сенсорного
развития ребенка является период от двух с
половиной до шести лет.
Существуют и другие точки зрения, сенсорная
депривация может иметь отрицательное
воздействие на психическое развитие ребенка в
любом возрасте, в каждом – по-своему. Поэтому для
каждого возраста следует специально ставить и
особым образом решать вопрос о создании
разнообразной, насыщенной и развивающей среды.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка с овз

4.2. Двигательная депривация

Результаты наблюдения Н.М. Щелованова
свидетельствуют о том, что уже на первом месяце
жизни младенцы проявляют сильное беспокойство
при ограничении движений, вызванном, например,
тугим пеленанием. Он обнаружил также, что если
ребенок находится в условиях хронической
гиподинамии, то у него развивается эмоциональная
вялость и возникает компенсаторная двигательная
активность – раскачивание тела из стороны в
сторону, стереотипные движения руками, сосание
пальцев и т.п. эти движения довольно быстро
закрепляются и мешают прогрессивному развитию
всей двигательной сферы.
Стереотипные движения могут рассматриваться как
достаточно эффективный способ разнообразить
опыт сенсорных ощущений. Ведь если обстановка,
воспринимаемая ребенком, чрезвычайно статична и
«мир не движется вокруг него», то ребенку есть
смысл самому двигаться относительно этого мира.
К тому же такие движения могут служить средством
успокоения, так называемых «успокоительных
привычек», объясняя известную их полезность
аутостимуляцией.
Однако, этот способ крайне беден, стереотипен,
имеет ярко выраженный компенсаторный характер и
поэтому не ведет к развитию. Исследование
показало, что раскачивающиеся дети имеют
проблемы в двух сферах развития: в социальной
адаптации (недостаток инициативы в отношениях с
внешним миром) и в способности к предметному
манипулированию.
У детей воспитывающихся в домах ребенка,
обнаруживается состояние глубокой моторной
отсталости. Сами собой с возрастом подобные
нарушения не проходят.

Способы преодоления последствий
двигательной депривации, равно как и способы ее
профилактики, очевидны – необходимо создавать
условия, всемерно способствующие развитию
двигательной активности ребенка.

4.3. Социальная  депривация

Наряду с сенсорной и двигательной выделяют
также социальную депривацию. С ней, например,
часто сталкиваются пожилые люди после выхода на
пенсию, когда разрываются привычные круги
общения, уходит ощущение своей нужности
обществу. Здесь важен разрыв именно широких
социальных связей, поэтому зачастую даже
возможность общения с детьми, внуками, знакомыми
не снимает во многих случаях тяжелых
переживаний, рождаемых социальной депривацией.
Подобная форма депривации встречается и у
молодых людей. Так, нередко молодые мамы, сидящие
дома с ребенком, в ситуациях, когда, казалось бы,
все в порядке – и муж любит, и ребенок здоров, –
вдруг начинают испытывать тоску, тревогу,
становятся агрессивными.
Обратимся теперь к проблеме социальной
депривации в детском возрасте.
Массу жестоких жизненных экспериментов на
социальную депривацию поставила с детьми Вторая
мировая война.
Наблюдение велось за группой детей, бывших
узников концлагеря. Судьба их матерей, время
разлуки с матерью были неизвестны. После
освобождения дети были помещены в один из
детских домов семейного типа. Исследователи
отмечают, что с самого начала бросалось в глаза
то, что дети являли собой замкнутую монолитную
группу. Между этими детьми не было зависти,
ревности, они постоянно подражали друг другу.
Вместе с тем симпатии детей не распространялись
на людей, не входящих в их маленькую группу. На
заботящихся о них взрослых дети либо вообще не
обращали внимание, либо проявляли по отношению к
ним отрицательные эмоции.
Когда в группе появлялся еще один ребенок, также
освобожденный из лагеря, его мгновенно принимала
группа.
В итоге наблюдений и психотерапевтической
работы с детьми исследователи пришли к выводу,
что к этим детям невозможно относится как к
отдельным индивидам, лишь как к группе, как к
неделимому целому.
В современной психологической литературе вместо
термина «групповое чувство» используется
выражение «чувство Мы».
Представленные случаи позволяют прийти к выводу
о том, что если для преодоления социальной
депривации зрелый человек может найти опору в
себе самом, в своем внутреннем мире, то для
ребенка, не имеющего пока богатого внутреннего
мира и зрелых личностных структур, возможным
выходом оказывается единение с себе подобными,
формирующее «чувство Мы». Многочисленные
исследования показывают, что люди, перенесшие в
детстве социальную депривацию, обычно
продолжают испытывать недоверие ко всем людям,
за исключением членов своей микрогруппы,
перенесших то же самое. Они бывают завистливыми,
чрезмерно критичными к другим, неблагодарными,
все время как бы ждут подвоха со стороны других
людей.

Отсутствие базисного доверия к миру
считается самым тяжелым и самым трудно
компенсируемым следствием материнской
депривации. Оно порождает страх, агрессивность,
недоверие к другим людям и к самому себе,
нежелание познавать новое, учиться.

Два момента составляют непременное условие
возникновения у ребенка базисного доверия к
миру: теплота материнской заботы и ее
постоянство.

Чувство общности, возникающее у детей,
оторванных от семей и от общества, от нормальной
социальной жизни – в больнице, в закрытом
детском учреждении, – по-видимому, действительно
очень важно. Благодаря ему возникает то чувство
безопасности, защищенности, «безусловного
принятия», которое обычно дает ребенку семья,
родной дом.

5. Практическая часть

Подгруппам разработать способы преодоления
последствий и профилактики сенсорной,
двигательной и социальной деприваций.

Обсуждение наработок подгрупп.

6. Заключение

Нами были рассмотрены те виды психической
депривации, которые часто сопутствуют
материнской депривации. Мы не рассматривали
отдельно такой важный вид депривации, как
эмоциональная, поскольку она по сути является
сердцевиной материнской депривации.
В жизни каждый из видов депривации существуют в
достаточно сложных переплетениях. Особенно
трудно понять, как действуют отдельные
деривационные факторы в детском возрасте, когда
они накладываются на процесс развития,
включающий в себя и физический рост, и созревание
нервной системы, и формирование психики. Тем
более это трудно в отношении материнской
депривации, когда сенсорная, двигательная,
социальная депривация являются ее следствием –
следствием лишения ребенка с раннего возраста
заботы матери, ее тепла.

Литература:

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология
сиротства. – СПб., 2005.

Источник