Особенности возрастных периодов развития ребенка грудной период

Особенности возрастных периодов развития ребенка грудной период thumbnail

Ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденноти (условно до 4 нед. после рождения) и период грудного возраста, или младший ясельный (от 4 нед. до 1 года). В это время происходит наиболее интенсивный рост и развитие организма ребенка, от чего во многом зависит дальнейшее умственное и физическое развитие ребенка. В этом возрасте организм ребенка еще недостаточно развит, органы его несовершенны, он очень восприимчив к различным заболеваниям и поэтому нуждается в особенно тщательном правильном уходе.

^ ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК ПЕРИОДА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Период грудной возраст длится от 29-го дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери с ребенком. Мать кормит своего ребенка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень, интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. В этот период вместе с тем возникает и целый ряд проблем по обеспечению оптимального развития и предупреждению заболеваний ребенка.

Это, прежде всего, проблема рационального вскармливания, так как кормление ребенка старше 5 месяцев только женским молоком не удовлетворяет потребности ребенка. Поэтому ему необходимо своевременно вводить корригирующие продукты или компоненты.

Грудной ребенок после 2 – 3 месяцев теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственных систем иммунитета происходит сравнительно медленно, и в результате этого заболеваемость детей грудного возраста оказывается довольно высокой.

На фоне анатомо-физиологических особенностей органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др.) у грудных детей часто наблюдаются поражения органов дыхательной системы, течение которых отличается особой тяжестью.

Для предупреждения заболеваемости разностороннее использование средств и методов закаливания. Сюда относятся массаж, гимнастика и водные процедуры, проводимые по специально разработанным схемам.

На период грудного возраста приходится интенсивная профилактическая вакцинация, направленная на формирование невосприимчивости к различным заболеваниям.

Скорость роста, увеличение массы тела, созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану, в котором под воздействием неблагоприятных факторов (факторы внешней среды, т. е. условия питания, воспитания, заболевания, социальные и др.) возможны не только нарушения последовательности развития ребенка, но и подчас необратимые изменения. И потому знание особенностей роста и развития ребенка грудного возраста имеет важное значение для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и т.д.

^ Физическое развитие детей грудного возраста

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по различным антропометрическим показателям.

Физическое развитие – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, а у детей первого года жизни – формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность или запас физических сил.

ДЛИНА ТЕЛА (РОСТ). После рождения интенсивность происходит постепенное замедление роста, лишь временами сменяющееся кратковременным ускорением, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голёнь быстрее бедра и т.д., что сказывается на пропорциях тела. В постнатальном периоде нарастает половая специфичность темпа роста, когда мальчики растут быстрее девочек. Вместе с тем скорость созревания девочек выше.

Длина тела имеет особо важное значение, так как отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма. И чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост.

МАССА ТЕЛА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин – как эндо-, так и экзогенного характера.

Скорость ее нарастания массы на первом году тем выше (кроме первого месяца жизни), чем меньше возраст. Для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни можно использовать ряд формул.

^ 1. Формула Мазурина и Воронцова.

Для первого полугодия масса тела может быть определена как сумма: масса тела прирождений + 800 х n , где n – число месяцев в течение первого полугодия, а 800 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия.

Для второго полугодия жизни масса тела равна: масса тела при рождении + прибавки массы тела за первое полугодие (800 х 6) + 400 х (n-6), где п – возраст в месяцах, а 400 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела за второе полугодие.

2. Масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г.

Более точная оценка нарастания массы тела у детей первого года жизни производится в центильном выражении.

ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34 – 36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы для детей до 1 года можно оценить по следующим формулам: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий – прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ. Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно изменяясь при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32 – 34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

Читайте также:  Развитие грамматического строя речи умственно отсталого ребенка

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной для детей до 1 года клетки можно использовать расчет по следующей формуле: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела.

Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

^ Индекс Эрисмана – разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста). Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой) представляет собой следующее соотношение : 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 – 25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.

^ Нервно-психическое развитие детей грудного возраста

Нервная система с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой – при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Интенсивность развитие нервной системы в период младенчества способствует тому, что ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни

^ Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам (утраивается к 3 годам) и к году составляет 1/11-1/12 от массы тела, масса спинного мозга удваивается- к 10 месяцам (утраивается к 3-5 годам).

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, автоматизмы, только появляющиеся). Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них – к 4-6 месяцам).

В связи с развитием мозжечка развиваются моторные функций, а значит, совершенствуется координация движений.

^ Условные рефлексы формируются с трудом, в первое время основным таким рефлексом является пищевая доминанта (плачущий ребенок в положении при кормлении грудью успокаивается). Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го – начала 3-го месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. Следует отметить, что характерным свойством условных связей, образующихся у детей, является их прочность и скорость образования. К 6 месяцам уже возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).

Эмоции новорожденного исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Примерно с 6 недель формируется начало улыбки, с 9 до 12 недель к улыбке присоединяется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным повизгиванием. Приближение незнакомого человека к ребенку

4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)

В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.

После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность.

^ Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь.
^ Основные критерии (линии) развития.

Аз – анализатор зрительный.

Ас – анализатор слуховой.

Э – эмоции.

До – движения общие.

Др – движения руки.

Ра – речь активная.

Н – навыки.

Рп – речевые понимания,

Ср – сенсорика.

И – игра и действия с предметом.

Д – движения.

НПР – нервно-психическое развитие.
^ Формулы НПР детей 1-го года жизни.

мес. – Аз Ас До Э Ра.

мес. – Ас Аз До Э Ра.

мес. – Аз До Э Др.

мес. – Аз Ас Э До Др Ра Н.

мес. – Аз Ас Др Ра Н Э До.

мес. – Ас Др До Ра Н.

мес. – Др До Рп Ра Н.

мес. – Э Др До Р Рп Ра Н.

мес. – Э Ас Др До Рп Ра Н.

мес.- Э Др До Рп Ра Н.

11мес – Э Др До Рп Ра Н.

12 мес – Э Аз Др До Рп Ра Н.


^ Особенности вскармливания детей грудного возраста

Учитывая главную особенность детского организма – постоянный рост и развитие, – питание для него приобретает первостепенное значение.

«Правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка и вместе с тем одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей» (А.Ф. Тур).
Если учесть недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, незавершенность их развития, станет ясным, что самой целесообразной и естественной пищей детей первого года жизни является молоко, причем наиболее физиологическим продуктом является женское молоко, так как с рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингредиентов молока матери.
^ Массаж и гимнастика

С возрастом малыш становится все более сильным и умелым. В 10-11 месяцев ребенок пытается ходить при поддержке за одну руку, затем делает первые шаги самостоятельно. Чтобы ребенок нормально развивался, ему нужно предоставить свободу передвижений, всячески поощрять желание ребенка ползать, преодолевать препятствия, познавать мир. Даже если он иногда будет падать, то это будет способствовать его развитию. В этом возрасте потребность организма в движениях гораздо больше, чем у взрослого человека. Желательно приобрести для ребенка специальный детский спортивный комплекс, а если нет такой вВоздушные ванны. При их приеме надо учитывать следующее: температура воздуха в детской должна быть для детей от 3-12 месяцев должна быть 20°С. Зимой 4-5 раз в день по 10-15 минут, а летом практически постоянно держите форточки открытыми. Проветривать можно и в присутствии детей: температура воздуха снижается на 1-2°С и это является закаливающим фактором. Только ни в коем случае не устраивайте при ребенке сквозняк!

Читайте также:  Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста кратко

Обливание. Чтобы ребенок полюбил обливания, сделайте их максимально комфортными для крохи. В возрасте от 9 месяцев уже делают общее обливание. Малыш может сидеть или стоять, шланг душа нужно держать близко от его тела (на расстоянии 25-30 см), а струя воды должна быть не очень сильной, чтобы не пугать кроху. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания растирают до легкого покраснения. Вначале температура воды должна быть 35-37°С, затем каждые 5 дней ее снижают на ГС, доведя до 28°С.

Обтирание. Очень полезно влажное обтирание махровой рукавичкой. Смочите ее водой (t=33-36°С) и обтирайте ручки любимого чада от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 минут. Все эти манипуляции сопровождайте улыбками и стишками-прибаутками. Создайте ощущение игры и комфорта, тогда малыш быстро привыкнет, и будет рад ежедневным обтираниям и водным процедурам. Один раз в 5 дней понижайте температуру воды на один градус, доведя, в итоге до 28°С. В конце процедуры каждую часть тела крохи необходимо вытереть насухо так, чтобы кожица слегка покраснела. Влажные обтирания проводятся в жаркую погоду, когда малыши легко потеют Их полезно делать и утром, и днем после прогулки. Обтирания могут быть полными (все тело) и частичными, но в любом случае проследите, чтобы в комнате не было сквозняков.

^

Во время всех закаливающих процедур следите за реакцией ребенка. Никакого насилия! Во благо идет лишь то, что малышке приятно.

Игрушки. К подбору игрушек нужно отнестись с большим вниманием. Они должны быть различны по форме, по цвету и фактуре, звучащие из разного материала – куклы, птички, зайчики, рыбки и др. Ребенок должен в полной мере познавать окружающий мир.

Для этого рекомендуется предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Малыш с большим интересом относится ко всему, что его окружает, он находится в постоянном движении, трогает и ощупывает разные предметы, бывает, что он иногда ломает и портит их. Все, что малыш делает руками, – собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т.п. – способствует развитию его интеллекта и творческих способностей.

Для развития действия с предметами следует давать детям мячи и игрушки для катания, всевозможные легкооткрывающиеся коробочки, игрушечные кастрюльки для закрывания и открывания, пятистенные полые кубики, складные матрешки, яички для вкладывания и выкладывания (не более чем из 2 – 3 предметов), небольшие пирамидки (из 2 – 3 толстых колец). Полезно использовать для той же цели пластмассовые и металлические мисочки, корзиночки, небольшие бидончики и т.д. Ребенок сможет вкладывать в них шарики и небольшие игрушки.

Лекция №5

«Вскармливание, его виды. Методы расчета питания. Основы рационального питания»

План лекции

9.
Потребность грудных детей в основных пищевых ингредиентах. Определение вида вскармливания.

10.
Питание кормящей матери

11.
Естественное вскармливание. Состав и биологические функции грудного молока.

12.
Правила и режим кормления грудью.

13.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны матери

14.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка.

15.
Режим свободного вскармливания

16.
Признаки лактазной недостаточности

17.
Гипогалактия и её профилактика

18.
Смешанное вскармливание

19.
Искусственное вскармливание

20.
Методы расчета

21.
Организация прикорма и основные правила введения прикорма. Сроки веления прикорма.

22.
Схема введения прикорма.

Источник

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Загрузить 

След >

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества

Период младенчества включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).

Основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ. .

Во многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были характерны для периода новорожденности:

обильное кровоснабжение;

Особенности возрастных периодов развития ребенка грудной период

сниженные защитные функции;

несовершенство регуляторных функций нервной и эндокринной систем.

Однако за одиннадцать месяцев происходят и значительные изменения в организме ребенка. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Нервная система интенсивно развивается, характерно активное образование новых условных рефлексов (на базе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться.

Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного мозга – к 10 месяцам (к 3 годам масса мозга утраивается).

Масса мозга к году составляет 1/11-1/12 от массы тела.

В связи с развитием моторных функций совершенствуется координация движений, а значит, развивается мозжечок.

Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них – к 4-6 месяцам).

У грудных детей сохраняется склонность к быстрой генерализации любой инфекции и к токсическим поражениям головного мозга.

За период младенчества ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии.

Кожа и ее придатки также развиваются и совершенствуются. С l-го месяца появляются потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям (т. е. к 1-2 мес.) пушковые волосы заменяются на более жесткие, улучшаются функции кожи.

К концу 1 месяца полностью эпителизируется пупочная ранка. В связи с сохранением относительной неустойчивости терморегуляции ребенок (как и новорожденный) легко перегревается и переохлаждается. Следовательно, сохраняются те же правила личной гигиены и требования к одежде и белью, как и у новорожденного ребенка.

С 6 месяцев гигиеническую ванну можно проводить через день (кроме летнего периода).

В связи с активным ростом скелета витамина D, образующегося в коже ребенка, становится недостаточно для роста костей. Поэтому всем детям, находящимся на грудном вскармливании, с 4 недель в осенне-зимний период назначается профилактическая доза витамина D – 500 МЕ в сутки.

Костно-мышечная система интенсивно развивается. Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отличается преимущественное развитие крупных мышц. груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Мелкая моторика (кисти, стопы) развивается значительно медленнее.

К 3 месяцам исчезает гипертонус мышц.

Большой родничок сохраняется практически в течение всего l-го года жизни и закрывается к 12-16 месяцам:

Формируются изгибы позвоночника:

  • – к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);
  • – к 6 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в саггитальной плоскости);
  • – к 12 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке (рис. 24): – медиальные резцы – в 6-9 мес.;

  • – латеральные резцы – в 9-12 мес.,;
  • – первые коренные – в 12-15 мес.;
  • – клыки – в 16-20 мес.;
  • -вторые коренные – в 21-24 мес.

К одному году в среднем должно быть 8 зубов, что соответствует формуле КЗ = n -4, где n – число месяцев до 24.

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам (24 месяцам).

Костная ткань отличается преобладанием органических ве…

7,8,9, 10, 11, 12-й месяцы

800г в месяц

400 г в месяц

200 г в неделю

100 г в неделю

Некоторые авторы считают, что в современных условиях децелерации (уменьшение физических показателей) населения целесообразнее использовать Другие способы оценки нарастания массы тела детей на первом году жизни.

l-й способ 1 полугодие:

mд = mр + 700 х п,

где mд – масса долженствующая; mр – масса при рождении; 700 гр – средняя ежемесячная прибавка массы тела в l-м полугодии жизни; п – возраст ребёнка в месяцах до б-го включительно.

II полугодие:

mд = mр + (700 . 6) + 500 х (n – 6),

где mд – масса долженствующая; mр – масса. при рождении; (700х6) – средняя прибавка массы за l-е полугодие; 500 г –

средняя ежемесячная прибавка массы во 2-м полугодии жизни; п – возраст ребёнка в месяцах от 6 до 12 месяцев.

2-й способ – расчёт по динамике массы тела за каждый месяц; при этом масса увеличивается (в среднем):

за l-й месяц – на 600 г

за 2-й месяц – на 800 г

за 3-й месяц – на 800 г

за 4-й месяц – на 750 г

за 5-й месяц ~ на 700 г

за 6-й месяц – на 650 г

за 7 -й месяц – на 600 г

за 8-й месяц – на 550 г

за 9-й месяц – на 500 г

за 10-й месяц – на 450 г

за l1-й месяц – на 400 г

за 12-й месяц – на 350 г.

Однако если посчитать суммарную прибавку массы за год, то при использовании всех трех способов в 12 месяцев средняя масса тела ребенка составит 10-11 кг.·

Длина тела (рост) рассчитывается по прибавкам за квартал и за каждый месяц:

I квартал = по 3 см в мес. = 9 см;

II квартал = по 2,5 см в мес. = 7,5 см;

III квартал = по 1,5 см в мес. = 4,5 см;

IV квартал = по 1,0 см в мес. = 3 см.

Примерно 24-25 см за l-й год жизни.

Для роста также используется поправочный коэффициент, но поскольку длина тела изменяется под влиянием внешних факторов не так значительно, как масса, то и поправка на рост будет меньше.

k = ± 5% от долженствующего роста.

Пример

Дано:

Ip = 52 см,

n = 7 мес.,

Iф = 68 см.

Оцените длину тела ребенка.

Iд = Iр + ?I

Iд = 52 см + 9 см (за 1 кв.) + 7,5 см (за I1 кв.) + 1,5 см (за один мес. III кв.)

Iд = 52 + 18 = 70 см +-k

Iд = 70 см ± 5% (или 3,5 см)

I д mах = 70 + 3,5 = 73,5 см

I д min = 70 – 3,5 = 66,5 см.

Так как длина фактическая составляет 68 см, что входит в интервал от 66,5 до 73,5 см, она соответствует возрасту ребенка.

Для наглядного изображения динамики длины тела удобно использовать таблицу 4.

Таблица 4. Изменение длины тела ребенка на l-м году жизни

1 квартал

II квартал

III квартал

lVквартал

1,2,3-й месяцы

4,5,6-й месяцы

7, 8, 9-й месяцы

10, 11, 12-й месяцы

3 см +3 см

2,5 см + 2,5 см

1,5 см + 1,5 см

1 см + 1 см

+3см

+2,5 см

+ 1,5 см

+ 1 см

9см

7,5 см

4,5 см

3 см

Изменение длины тела ребенка можно также рассчитать по другой схеме – прибавка составит:

за 1-й и 2-й месяц -по 3 см

за 3-й и4-ймесяц – по 2,5 см

за 5-й и 6-й месяц – по 2,0 см

за 7-й и 8-й месяц – по 1,5 см

за 9-й и 10-й месяц – по 1,0 см

за 11-й 12-й месяц- по 1,0 см

Таким образом, прибавка длины тела за первый год жизни составляет 22-25 см, и длина тела ребенка в возрасте 12 мес. в среднем достигает 72-75 см.

Так как способ оценки физического развития детей по формулам является ориентировочным, то для более точного результата применяют метод оценки по центильным таблицам и шкалам регрессии. В приложении данного учебного пособия приведен фрагмент центильных таблиц для детей до 3 лет и наиболее простой алгоритм оценки по ним физического развития детей. Более детально перечисленные способы· оценки физического развития), детей будут рассмотрены при изучении дисциплины «Пропедевтика клинических дисциплин» на 2-м году обучения.

Необходимо особо отметить, что понятие «физическое развитие ребенка» включает не только сомотометрические показатели (длина, масса тела, окружность головы и груди и др.), но и соматоскопические (степень отложения жира, форма грудной клетки, живота, стоп, степень полового развития и т.д.), и физиометрические (спирометрия, динамометрия, измерение АД и т.д.).

Окружность головы увеличивается на 1 см в месяц (на 1-м году).

Окружность грудной клетки увеличивается на 1,3 см в месяц (на 1-м году).

 

Источник