Особенности воспитания ребенка с проблемами интеллектуального развития

Особенности воспитания ребенка с проблемами интеллектуального развития thumbnail

Тема:

Особенности воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.

Воспитатель: Турик

Татьяна Владимировна

   (слайд 1)  Ребенок с проблемами в развитии имеет определенные  особенности. К этим особенностям относится недостаточное развитие психических процессов: отклонения в умственной деятельности, эмоционально-волевой сферы, что приводит к нарушению общения этих детей, познания  ими окружающего мира, к обеднению их социального опыта и порождает трудности в социальной адаптации.

 (слайд 2)  У детей наблюдается недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления. Большие трудности вызывают у учеников  задачи, предусматривающие использование наглядно – образного и словесно-логического мышления, например, понимание несложных текстов, содержащих временные, причинные и другие зависимости. При выполнении анализа обнаруживается неупорядоченность, бессистемность, непоследовательность. Сложности для проблемного ребенка представляют процессы сравнения, обобщения. Они не всегда могут высказать суждение о предмете, явлении, ситуации, не могут оценить создавшуюся ситуацию и это часто является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения.

У детей, для которых свойственны нарушения мыслительной деятельности, существенно страдают и эмоционально-волевые процессы

 (слайд 3) Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни, даёт им определённый объём знаний и умений. Учащиеся должны быть воспитаны так, чтобы их поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало социальным нормам, принятым обществом.

Направления воспитания те же что и в средней школе, приоритетным является здоровьесберегающее. Формы работы зависят от способностей детей классного коллектива.

(слайд 4) В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Убеждение – один из методов направленных на формирование сознания. . Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. И как бы порой ни сложна была эта задача, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и трудовые успехи, и положение в обществе.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть беседа, рассказ. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, это повышает убедительность общения.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера, обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в процессе воспитания нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных воспитанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Воспитатель должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям Ушинского. (слайд 5)

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания, образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами

Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей. Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред.

Наказание. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки. По общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка от года до 7 лет по годам

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов.

Источники:

  • Методы организации воспитательного процесса. gradas.ru;

  • В.В.Воронкова «Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы»;

  • В.В. Визгалова «Особенности воспитания обучающихся с нарушениями интеллектуального развития»

  •   Психолого – педагогические особенности обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Источник

Особенности воспитания учащихся с нарушениями

интеллектуального развития

Королев Михаил Владиславович. г. Санкт-Петербург, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга воспитатель. Аннотация:

В статье рассматриваются особенности  воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития Специальная (коррекционная) школа VIII вида готовит учащихся к самостоятельной жизни, деятельности в социальном окружении.

Следовательно, процесс воспитания должен удовлетворять запросы воспитуемого, помочь ему разобраться в ситуациях, которые возникают в процессе воспитания, утвердиться как личность и быть востребованным. Это достигается моделированием ситуаций, в которых умственно отсталый школьник мог бы самостоятельно или при помощи взрослого правильно оценить свое поведение, отношение к деятельности и окружающим. Неслучайно Г. М. Дульнев указывал, что включение ученика вспомогательной школы в различные ситуации является важным условием его социальной зрелости, дети убеждаются на практике, что их успехи оцениваются, их авторитет повышается. Какие качества необходимо воспитывать у сегодняшнего школьника с нарушениями интеллектуального развития, чтобы он мог проявить себя как личность?

Прежде всего, это сознательное отношение к труду интеллектуальному, физическому, профессиональному; овладение трудовыми умениями и навыками, уважение к труду других; приобщение к общественно полезному производительному труду; формирование жизненных планов; подготовка к выбору профессии. Эти качества воспитываются в процессе трудового обучения и воспитания. Не менее важным является выработка у учащихся с нарушениями интеллекта мотивов познавательной деятельности, прилежного отношения к учению, преодоления стереотипа «Я не могу», «Я не понимаю», «У меня не получится». Здесь на помощь приходит дефектолог-психолог, знающий особенности психофизического развития данной категории детей. Особое внимание должно отводиться воспитанию нравственности, сознательной дисциплины, доброжелательности, уважительного отношения к окружающим, преодолению иждивенчества и эгоизма. Накопление нравственных знаний составляет основу выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В дальнейшем благодаря хорошо продуманной системе нравственного просвещения осуществляются развитие и коррекция нравственных чувств. Нравственное просвещение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида проводится, начиная с младших классов, продолжается в средней и заканчивается в старшей школе, прежде всего в процессе обучения. Но не всегда учителю, воспитателю удается в процессе просвещения убедить школьника в правоте предъявленных требований к поведению. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение нормативного поведения, но это не значит, что именно интеллектуальный дефект является причиной нарушения социально-нормативного и правового поведения. Отсюда следует вывод, что социальное и правовое поведение ученика специальной (коррекционной) школы определяется качеством воспитательной работы на протяжении всех лет обучения.

Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребенка с позиций выяснения взаимодействия биологической и культурной линий развития, Л.С.Выготский выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки (нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции. Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллекта гражданских качеств личности:

∙ понимания и соблюдения, основных прав и обязанностей граждан нашей страны;

∙ усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного, трудового, уголовного права;

∙ понимания важности законов государства, своих прав и обязанностей;

∙ осознания личной ответственности за свое поведение.

Вся система работы воспитателя строится таким образом, чтобы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, активным участником конкретного мероприятия с последующим анализом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указывают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. Учащиеся старших классов изучают предмет «Обществоведение», который знакомит их с основными социально-правовыми категориями и понятиями. Одним из важных направлений воспитательной работы должно быть формирование потребности заниматься физической культурой с целью физического совершенствования, укрепления здоровья и формирования навыков санитарно-гигиенической культуры. Этому направлению отводится достаточно большое внимание, оно реализуется на уроках физической культуры, в системе дополнительного образования. Какие же особенности детей с нарушениями интеллекта необходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализации конкретных его направлений в частности?  

1. Нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях.

2. Снижение способности к конкретизации обобщений, приводящее к несогласованности слова и конкретной деятельности.

3. Нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельность, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек.

4. Школьники с нарушениями интеллекта затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том что у них есть потребность в самооценке.

5. Учащиеся коррекционной школы очень радостно реагируют на заслуженное поощрение,

6. Важно учитывать возрастные особенности детей с нарушениями интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

7. Также необходимо учитывать типологические и индивидуальные проявления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания. Особенности школьников с нарушениями интеллекта влияют на воспитательный процесс, который, в свою очередь, тоже имеет ряд объективных особенностей, которые сближают специальную (коррекционную) школу VIII вида с общеобразовательной массовой школой. Перечислим эти особенности:

Читайте также:  Онтогенез речевого развития ребенка в норме

∙ воспитание – это процесс эффективного взаимодействия

∙ воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленных целей; ∙ воспитание – это процесс, который обусловлен тем, что он динамичен, подвижен, изменчив и имеет многофакторный характер;

∙ воспитательный процесс отличается динамичностью, вариативностью, отдаленностью результатов от момента педагогического воспитательного воздействия;

∙ воспитательный процесс – процесс комплексный, в нем должно просматриваться единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания;

∙ процесс воспитания носит двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь), в системе коррекционной школы выделяется еще комбинированная связь – от родителей, учителей, психолога к воспитателю и от воспитателя к воспитаннику. Чем больше будет информации у воспитателя, причем объективной, тем прочнее будут связи, тем легче будет происходить выбор воспитательного воздействия. Основные закономерности воспитания.

Под педагогическими закономерностями воспитания подразумевается отражение объективной, не зависимой от воли субъекта действительности воспитательного процесса. Закономерности воспитательного процесса должен знать любой педагог, в каком бы учреждении системы образования он ни управлял процессом воспитания ребенка.

Определить закономерность – это значит правильно спланировать педагогическую деятельность; не учесть закономерности или пренебречь ими – значит не достичь положительного результата в воспитании. Многие педагоги считают, что собственно педагогические закономерности в воспитании отсутствуют. Это не так. Более того, их постижение открывает дорогу к свободному, целенаправленному построению воспитательного процесса. В процессе воспитания реализуются следующие закономерности. Первая закономерность определяется активностью воспитанника на конкретный момент его развития и приобретения им физических, духовных, интеллектуальных новообразований. Учащиеся массовой школы об этой закономерности знают и «строгих» учителей, воспитателей не осуждают, а, наоборот, считают требования справедливыми, так как очевиден процесс развития их способностей. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, наоборот, требования воспитателя не всегда понимают, всякая работа для них становится невыполнимой, тяжелой, нежелательной.

Положительные подкрепления и специальные методические приемы снимают у детей напряженное состояние, обеспечивают щадящий режим деятельности. Дети играют, слушают чтение книги воспитателем, рисуют, лепят и становятся участниками спланированного педагогического процесса. Вторая закономерность воспитательного процесса обусловлена актуальными потребностями детей. Каждый ребенок хочет, желает чем-то заняться, что-то делать. Один любит играть, Другой – строить из пирамидок дом, третий – слушать передачу о смелых, добрых дельфинах. Все они заняты делом, и, несмотря на то, что это увлечение отдельных личностей, его нельзя не учитывать. В таких случаях воспитатель выстраивает систему деятельности в соответствии с реальной ситуацией, но таким образом, чтобы потребность одного ученика стала актуальной для двух других детей. Если педагог опоздал с материалом для формирования актуальных потребностей личностного или коллективного характера, то эту нишу заполнит что-то другое, иногда не на пользу воспитаннику и воспитателю. В условиях специального воспитания и обучения эта закономерность рассматривается как одно из основных направлений коррекционно-развивающегося обучения и воспитания. Третья закономерность – это совместно-разделительная деятельность, которая рассматривается как самая эффективная для развития личности. Суть ее заключается в том, что деятельность воспитанника и педагога должна реализовываться в определенной пропорции. На начальном этапе роль педагога увеличивается, на этапе взросления доля его участия уменьшается, но полностью не исчезает. Определить меру соотношения «совместной» и «раздельной» деятельности трудно в работе не только с нормально развивающимися школьниками, но и с учащимися коррекционной школы VIII вида. Причин тому несколько:

∙ неполное включение ребенка в деятельность, недостаточные уверенность и активность;

∙ недопонимание полезности деятельности, ее результата;

∙ бедное отражение результативности через проявления эмоций: радости, сопереживания, увлеченности, инициативы;

∙ умение пользоваться предложенной помощью со стороны воспитателя, низкий уровень самостоятельности;

∙ низкий уровень интеллектуального развития, подготовленности ребенка к деятельности.

Степень реализации этой закономерности во многом будет зависеть от того, как воспитатель определит меру собственного участия в деятельности детей, на каком этапе будет активен, а на каком признает их право на творчество. Четвертая закономерность характеризуется внутренним состоянием ребенка, отношением к объектам деятельности. В процессе воспитания педагог должен выразить свое отношение к ребенку, показать ему, что уважение и любовь будут сопровождать его деятельность постоянно. Только тогда воспитанник поймет, что воспитатель всегда придет на помощь, простит оплошности, защитит от нападений, справедлив, добр и ласков, строг и требователен. Возникает ситуация доверия, взаимоуважения. Учащиеся с нарушениями интеллектуального развития чувствуют такое отношение и стараются быть лучше, доверяют педагогу, отвечают добром на добро, «морально взрослеют» (Х.С.Замский). Неслучайно, критикуя современную ему теорию и практику дефектологии, Л.С.Выготский писал: «Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностью».

Пятая закономерность. Суть ее заключается в том, что педагог (воспитатель), руководя деятельностью школьника, организует в этой деятельности ситуации успеха, которые должен почувствовать, пережить каждый ребенок. Но не всегда ученик осознает ситуацию успеха, он не может точно определить, что вызвало у него это чувство: беседа с воспитателем, участие в коллективной деятельности, доведенное до конца какое-то начинание, хорошее поведение. Некоторые учащиеся, в том числе и школьники с нарушениями интеллекта, не могут ответить, пережили ли они ощущение успеха. Вот тогда оценку деятельности ученика должен дать воспитатель, учитель. Нет надобности долго и подробно описывать отношение к деятельности, необходимо зафиксировать результат выполнения. Положительное подкрепление — важное условие создания ситуации успеха. Это система поощрения, которое выражается похвалой (например, «молодец», «умница», «я так и знала, что у тебя получится», «ничего страшного, ты это сделаешь еще лучше», «у тебя это получится!»). Воспитатель не только создает ситуацию успеха, но и снимает страх ученика перед неуспехом. В коррекционной педагогике, в частности олигофренопедагогике, предлагается создавать ситуации успеха путем использования педагогического внушения. Шестая закономерность заключается в том, что деятельность педагога, воспитателя рассматривается как целостное педагогическое влияние. Целостность воспитательного процесса обеспечивается отношением к поступкам и поведению. Без участия педагога эта закономерность не реализуется. Целостность педагогического влияния – это хорошо организованная жизнь ученика, его режим, содержание воспитательных мероприятий, формы их проведения, участие школьников в реальной жизни с ориентацией на всю систему общечеловеческих ценностей, что обеспечивает возможность включения ученика в общее дело, где каждый сможет проявить себя как личность. Заметим, что в специальной (коррекционной) школе VIII вида ведущая роль принадлежит педагогу. Именно он создает все условия для формирования у воспитанников положительного отношения к участию в воспитательном процессе. Методы воспитания, их реализация В системе коррекционных учреждений воспитание рассматривается как формирование и развитие личности в различных ее проявлениях.

Читайте также:  Работа с семьей при отклонении в развитии ребенка

Главное, чтобы жизнь в обществе подростка с нарушением умственного развития была осмысленной, он понимал систему социальных отношений, их содержание и таким образом становился личностью. Под методом воспитания подразумеваются пути влияния на сознание, чувства, поведение школьника с целью формирования уровня воспитанности, а также способ педагогического управления деятельностью школьника (трудовой, общественной, познавательной, нравственной, игровой, спортивной, экологической). Методы воспитания не могут быть использованы вне содержания воспитания, вне педагогической системы. Методы воспитания необходимо отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средства — это предметы материальной и духовной культуры. Через средства можно решать педагогические задачи. Существуют разные подходы и классификации методов в системе воспитания, как в общеобразовательной, так и специальной коррекционной школе. И.Г.Еременко (1985) в первую группу методов относит методы убеждения. Г.М.Дульнев (1968) называет их словесными методами. Это следующие методы:

∙ направленные на формирование взглядов, убеждений и обеспечивающиеся как обмен информацией в системе педагогической деятельности;

∙ помогающие организовать деятельность ученика, стимулирующие мотивы деятельности;

∙ помогающие формированию у воспитанников самооценки, регуляции поведения;

∙ формирующие сознание: убеждение, разъяснение, внушение.

Внушение в системе коррекционного воспитания обеспечивается замечанием, советом, просьбой, этической беседой, рассказом. Во вторую группу методов указанные выше авторы отнесли упражнение, т.е. практическую деятельность, способствующую формированию поведения. Эти методы реализуются через приучение, упражнение, игру, создание воспитывающих ситуаций. Третью группу составили методы стимулирования — поощрение и наказание. Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемых специальной (коррекционной) школы VIII вида зависит от уровня воспитанности и оценки его учащимися, а также воспитателем. Наказание в коррекционной школе используют в том случае, когда воспитуемый понимает степень своей вины и действует сознательно и злонамеренно. Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог, воспитатель коррекционной школы должны помнить:

∙ не всякое наказание может решить поставленную задачу;

∙ наказание не дает право воспитателю унижать личность воспитуемого, требовательность должна сочетаться с уважением к личности;

∙ воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;

∙ нельзя применять коллективные наказания – запрещать просмотр фильма, лишать прогулки и тому подобного режимного момента;

∙ недопустимо наказывать за болезненные проявления;

∙ меры физического воздействия со стороны воспитателя, учащихся запрещены. Все перечисленные методы воспитания используются комплексно и направлены на формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.

Библиографический список:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.

2. Большунова Н.Я., Инчина М.В. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры / Учебное пособие для магистрантов факультетов психологии. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 232 с.

3. Васильченко А.Е. Проблемы эмоционального развития дошкольников: детская игра от «ладушек» до компьютера / Развитие человека в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием» (г. Новосибирск, 15 – 17 апреля 2014 г.) / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – Часть 1. – 275 с.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453- 22.shtml#book_page_top. (дата обращения: 01.11.2018).

Источник