Особенности воспитания и развития ребенка в современной семье
В семье закладываются основы личности ребенка, ведь маленький человечек получает свой первый жизненный опыт именно в семейном кругу. Отношение к окружающему миру, нравственные основы, манеры поведения и привычки, которые человек приобретает в детские годы, могут сопровождать его в течение всей жизни. Поэтому родителям важно знать об основных особенностях воспитания ребенка в семье и учитывать их.
Какие особенности воспитания ребенка в семье являются наиболее значимыми?
Когда у молодой пары появляется первенец, родители не всегда способны договориться друг с другом о том, какие принципы воспитания будут действовать в их семье. У каждого из них накоплен определенный жизненный опыт, в результате которого формируется более-менее устойчивая система понятий о том, каким должно быть воспитание ребенка. Если подходы родителей к воспитанию детей значительно разнятся или вовсе противоположны, возникают конфликтные ситуации. Это и является одной из самых важных особенностей воспитания ребенка в семье. Семейной паре нужно как можно раньше научиться решать подобные конфликты и выбрать единую форму воспитания ребенка в семье, которая будет устраивать обоих.
Другой проблемой современных семей является стремление многих родителей переложить процесс воспитания ребенка на чужие плечи. Мамы и папы, которые слишком активно занимаются развитием своего чада, отправляя его в спортивные секции и на всевозможные обучающие курсы, часто забывают о важности семейного воспитания. Здесь нельзя обойтись какими-то стандартами и положиться на знания профессиональных педагогов. Эта сфера требует серьезной работы родителей, в которую они должны вкладывать душу: обоим нужно стараться проводить больше времени с ребенком и строить с ним доверительные отношения.
Еще одной важнейшей особенностью воспитательного процесса является сильная зависимость качества воспитания от психологического климата в семье. Привить ребенку правильные семейные ценности можно только в комфортной и теплой атмосфере. Невозможно воспитать в ребенке высокие нравственные качества, если он каждый день видит, что члены его собственной семьи ведут себя агрессивно или неуважительно по отношению друг к другу.
И наконец, важнейшей особенностью семейного воспитания является необходимость индивидуального подхода к ребенку. В этой сфере не существует универсальных рецептов, которые были бы пригодны для каждой семьи и для любого ребенка. Все детки разные, поэтому в семейной педагогике нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка – его характер, темперамент, способности. Правильное воспитание основывается на стремлении родителей понимать своего ребенка и на умении строить гармоничные отношения с ним.
Воспитание ребенка в семье и стили семейного воспитания
Стилем семейного воспитания называют систему приемов и методов, с помощью которых родители взаимодействуют с детьми. Психологи выделяют три основных стиля воспитания, кардинально отличающихся друг от друга по характеру эмоционального взаимодействия между родителями и детьми.
Авторитарный стиль. Этот традиционный тип воспитания ребенка в семье предполагает полное и безоговорочное подчинение младших старшим. Родители стремятся во всем контролировать ребенка, требуя от него покорности и послушания. Они стараются «подогнать» свое чадо под определенные стандарты, соответствующие их собственным представлениям о том, каким должен быть хороший ребенок. Основными воспитательными приемами здесь являются запреты и наказания. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, у них формируются такие качества, как безынициативность, низкая самооценка и пассивность. Кроме того, ребенок, который воспитывается в авторитарном стиле, обладает невысокими коммуникативными и социальными навыками.
Либеральный стиль. Данная форма воспитания ребенка в семье характеризуется проявлением со стороны родителей заботы, уступчивости и внимания. Она не включает каких-либо строгих мер воздействия на ребенка, а также системы правил и ограничений для него. По сути, этот стиль можно считать осознанным отказом родителей от воспитательного процесса как такового. Предполагается, что находящийся в атмосфере любви и вседозволенности ребенок самостоятельно усвоит принципы правильного поведения. Дети, которые воспитываются в таких семьях, становятся импульсивными, безответственными и несамостоятельными, часто у них формируется высокая тревожность и неуверенность в себе. Им сложно адаптироваться в новых коллективах, так как никто не научил их понимать требования и желания других людей и правильно реагировать на них.
Демократический стиль. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, принимают желания и потребности ребенка, учитывают его мнение, но в то же время стараются деликатно направлять его, прививая ему навыки правильного поведения. Они вырабатывают у ребенка умение самостоятельно принимать решения и формируют у него адекватную систему жизненных ценностей. Главными инструментами этого типа воспитания ребенка в семье являются личный пример родителей и ненавязчивое внушение, которое основывается на объяснении и убеждении. Ребенок вырастает ответственным, самостоятельным, открытым и дружелюбным.
Какой-то один из перечисленных стилей редко встречается в чистом виде. Чаще всего в современных семьях наблюдаются комбинации принципов каждого из них. Например, в отдельных сферах жизни родители могут проявлять авторитарность (учеба, нравственность ребенка), а где-то позволяют ребенку действовать по своему усмотрению (отношения со сверстниками, личные увлечения).
Зная принципы основных стилей семейного воспитания и понимая, какое влияние они оказывают на формирование личности ребенка, родителям проще оценивать эффективность системы воспитания, которая действует в их семье. Но главным фактором качественного семейного воспитания являются гармоничные отношения родителей и детей, при которых взрослые предоставляют ребенку свободу для самовыражения, но в то же время уверенно пользуются своим родительским авторитетом.
Источник
Жукова Светлана
Консультация «Особенности воспитания детей в семье»
В семье закладываются основы личности ребенка, ведь свой первый жизненный опыт он получает именно в семейном кругу. Отношение к окружающему миру, нравственные основы, манеры поведения и привычки, которые человек приобретает в детские годы, могут сопровождать его в течение всей жизни. Поэтому родителям важно знать об основных особенностях воспитания ребенка в семье и учитывать их.
Подражание
Ребенок как губка впитывает каждое слово, поведение своих родителей. Ребенок еще не знает, как правильно вести себя, что хорошо, а что плохо, но он смотрит на родителей и подражает им.
Детей воспитывают не только родители, но и остальные члены семьи – братья, сестры, бабушки, дедушки. Иногда сами того не замечая.
Такое воспитание происходит каждую минуту, каждую секунду. Даже самый обычный разговор взрослых, который слышат дети, действуют на характер, поведение и умственное развитие.
Требования
У каждого из родителей на основе своего жизненного опыта формируется устойчивая система понятий о том, каким должно быть воспитание ребенка. Если подходы родителей к воспитанию детей значительно разнятся или вовсе противоположны, возникают конфликтные ситуации. Это и является одной из самых важных особенностей воспитания ребенка в семье.
Родителям необходимо выбрать единую форму воспитания ребенка в семье – выработать единую линию поведения, единые требования к ребенку. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое, отец запрещает, а мать – разрешает.
Разный подход
Родители должны помнить, что нельзя ко всем детям подходить одинаково. Все дети разные, отличаются друг от друга и по характеру и по поведению.
Одни более подвижны, смелые и решительные (сангвиники, другие медлительны (флегматики, третьи застенчивые и стеснительные (меланхолики).
К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. В воспитании нет, и не может быть рецептов, которые были бы пригодны на все случаи.
Труд
У каждого ребенка должны быть свои обязанности… Сначала несложные, например, убирать вои игрушки, мыть руки перед едой. Далее круг требований к детям расширяется, и требования усложняются.
Главное, чтобы ребенок делал это с радостью, без напоминаний.
Нормы поведения
Научить детей соблюдать определенные нормы и правила поведения, установленные в обществе.
Полезные навыки
Прививать детям навыки культурного поведения, к чистоте и опрятности. А для этого развивать у детей вкус к простой, красивой и аккуратной одежде.
Все эти навыки легче всего вырабатываются путем повторений. Повторение – мать учения!
Поощрение
Не забывайте поощрять своих детей просто за хорошие поступки. Вовремя поддержанное стремление детей к лучшему дает гораздо больший эффект, чем применение различных мер наказания.
Иногда родители допускают серьёзную ошибку, когда постоянно напоминают ребенку о его недостатках, желая при этом сделать его идеальным и не замечают положительных моментов в его поведении.
Детям нравится, когда их хвалят, и чтобы получить похвалу, стараются вести себя лучше. Похвала вселяет в детей уверенность в собственных силах, они стремятся повторить поступки и действия, которые получили положительную оценку.
Конечно, похвала и подарки должны быть заслуженными. Не надо просто откупаться от детей, ведь это может привести к отчуждению между взрослыми и детьми.
Наказание
В отдельных случаях для осуждения отрицательных поступков детей приходится прибегать к такому методу воздействия, как наказание. Но только не физические наказания!
Если наказать так уж необходимо, то только за конкретный поступок: ты поступил очень плохо, и поэтому сегодня не проси игрушку – не куплю! Иногда простого замечания бывает достаточно, для того, чтобы призвать к порядку расшалившегося ребенка.
Нужно только, чтобы замечания не принимали форму грубых окриков: «Тише!», «Замолчи!», «Перестань!»
Уважение к ребёнку
Маленького человечка нужно уважать и принимать его таким, какой он есть. Иногда родители, не получив чего-то в детстве, пытаются увидеть это в своем ребенке и огорчаются, когда дети не оправдывают их надежд.
В ребенке необходимо видеть не свои неудавшиеся планы, а самостоятельного человека. И нужно помочь ему найти свое место в жизни.
Атмосфера любви и доверия
Семейные отношения должны строиться на любви, доверии. Привить ребенку правильные семейные ценности можно только в комфортной и теплой атмосфере. Невозможно воспитать в ребенке высокие нравственные качества, если он каждый день видит, что члены его собственной семьи ведут себя агрессивно или неуважительно по отношению друг к другу.
Проблемой современных семей является стремление многих родителей переложить процесс воспитания ребенка на чужие плечи. Родители, которые слишком активно занимаются развитием своего ребенка, отправляя его в спортивные секции и на всевозможные обучающие курсы, часто забывают о важности семейного воспитания. Здесь нельзя обойтись какими-то стандартами и положиться на знания профессиональных педагогов. Эта сфера требует серьезной работы родителей, в которую они должны вкладывать душу: обоим нужно стараться проводить больше времени с ребенком и строить с ним доверительные отношения.
Процесс воспитания долгий и сложный, и требует от родителей терпения. Его результаты сразу не видны, они будут заметны спустя какое-то время, возможно даже через годы.
Источник
Особенности современной семьи,
задачи и содержание семейного воспитания
2.1. Особенности современной семьи
Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют общественная среда, семья, а школа и другие подобные учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач. «Я, – писал драматург и писатель Виктор Розов, – придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом – это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне ни говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все-таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье».
Современная социальная ситуация в российском обществе способствует тому, что проблема воспитания в семье отодвигается на второй план, уступая проблеме простого выживания детей и взрослых. Новые социально-экономические условия наложили значительный отпечаток на семью как институт воспитания детей.
В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30 – 49 – летних представителей общества, которые к указанному возрасту обычно достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях. Положение усугубляется, если родитель безработный. Он не может быть авторитетом для ребенка.
Приоритет материальных ценностей снижает значимость разностороннего общения в семье, что приводит к психологическому дискомфорту.
Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем, что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.
В связи с острыми материальными проблемами изменился взгляд родителей на детский труд. Массовыми явлениями становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители не только допускают, но и приветствуют зарабатывание денег детьми. Дети иногда зарабатывают больше, чем их родители, это приводит к падению авторитета родителей в связи с их финансовой несостоятельностью. Но это же приводит и к переоценке значимости денег, снижает его интерес к получению образования, что приводит к снижению интеллектуального потенциала всего российского общества.
Создается ситуация неопределенности при выборе профессии для детей. Неизвестно, какие профессии будут пользоваться спросом в недалеком будущем. Изменилось отношение к способам достижения экономической выгоды.
Экономические преобразования повлекли за собой переоценку нравственных основ жизни. Изменилось представление о приоритете общественного над личным. Скромность, сдержанность в самооценке трактуется сегодня как отсутствие личной инициативы, а значит, неспособность к выживанию в новых условиях.
Разрушены нравственные представления о браке и семье. Почти полностью утрачены представления о необходимости пожизненной верности и нерасторжимости браков. Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжелое и нежелательное бремя. Снижается рождаемость.
Появилось довольно много семей, где мать не работает. Такая мать может уделять детям и семье больше времени, но авторитет ее снижается, дети не обращаются к ней за советом и помощью.
В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.
2.2. Задачи и содержание семейного воспитания
Не смотря на кризисы в современном обществе, семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Содержание воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
-создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
-стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
-передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
-научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
-воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.
Источник
Во многих современных семьях заметен дефицит общения. Папа и мама постоянно заняты делами. Каждый своим. Ребенок предоставлен сам себе. И лишь когда отрицательно сказывается влияние улицы, родителя недоумевают: Откуда это в нем? Ведь в семье все благополучно. Нет конфликтов. Исключены скандалы. Но есть холодное равнодушие. Нет заинтересованности в воспитании детей, общения с ними, своевременной похвалы.
Единственное, к чему сводится воспитание, это контроль за тем, поел ли вовремя, сделал ли уроки. А ребенок нуждается в общении, в беседах со взрослыми. Ему важно, чтобы к нему проявили искренний интерес, его поняли, ему хочется считать родителей прежде всего друзьями. А это нужно уметь.
Очень важно воспитывать уверенность в правильности своих взглядов, в случае ошибки – тактично поправить, но ни в коем случае не оскорбить; при совпадении взглядов ребенка и взрослого – обязательно похвалить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Отношения детей и родителей в семье
Нельзя давать ребенку чувствовать себя слабым. Вырабатывается комплекс неполноценности, неверие в свои силы. Это скажется в дальнейшем на семейной жизни. Опасно и обратное – убежденность в исключительности способностей.
Пока помогают родители, человек справляется. Встав же на самостоятельный путь, часто станется беспомощным: нет ожидаемых успехов, а ведь он обладает незаурядными способностями. Об этом всегда говорили родители. Оправдание собственной неумелости — неудач сводится к конфликтам с коллегами на работе: «Не признают. Задавили». Либо отрицательные эмоции сказываются на отношениях в семье: на работе сдерживается в семье же накопленная обида на окружающих выливается в тиранию близких людей.
Некоторые родители в воспитании ребенка используют ремень — испытанный дедами метод, по их мнению, самый надежный. Этим они вызывают у ребенка страх перед наказанием и быстро «решают» проблемы с едой, сном, проступками. Отсутствие духовного контакта с родителями, постоянный страх перед наказанием воспитывают из ребенка трусливого человека. В будущем отсюда — подлость, хулиганство, бегство от семейных проблем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роль отца в воспитании детей
Стареющие родители, которые высказывают обиду, что их повзрослевшие сыновья невнимательны к ним, должны вспомнить, а всегда ли они откликались на нужды детей, на их чувства.
Не может быть плохих детей у хороших родителей. Точнее, там, где есть хорошие отношения между отцом и матерью, взрослыми и детьми, господствует дружба и взаимная любовь.
Огромное счастье иметь ребенка, но не все могут испытать эту радость. Статистика свидетельствует, что 10% всех семей бездетны вследствие имеющихся или перенесенных ранее заболеваний. Значит, тот, кто имеет эту возможность, должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать настоящего человека. Будущие мужья и жены с детства должны расти в убеждения, что семья — одна из главных ценностей их будущего.
Стоит напомнить, что воспитывать всегда легче, чем перевоспитывать. Однако прежде, чем заняться воспитанием детей, некоторым родителям стоит задуматься о самовоспитании, пересмотреть систему собственных взаимоотношений, чтобы иметь право давать рецепты счастья детям.
https://womenfancies.ru/materinstvo/vospitanie-detej/66-vospitanie-v-sovremennoy-seme.html
Источник