Особенности воспитания и развития ребенка дошкольного возраста с овз

Особенности воспитания и развития ребенка дошкольного возраста с овз thumbnail

Автор: Воробьева Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО “Видновский специализированный дом ребёнка”
Населённый пункт: город Видное Московская область
Наименование материала: статья
Тема: “Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ”
Дата публикации: 28.04.2017
Раздел: дошкольное образование

ГКУЗ МО «Видновский специализированный дом ребёнка для детей с

органическим поражением центральной нервной системы с нарушением

психики»

Статья

«Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ»

Подготовил: воспитатель

Воробьева Н.П.

Видное, 2017г.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне

специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется,

прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,

интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с

задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми

инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых

условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в

жизни общества, эффективной самореализации в различных видах

профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение

реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на

образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной

политики в области образования и социально-экономического развития

Российской Федерации.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с

ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что

они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,

развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих

сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать,

размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с

ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском учреждении и

среди сверстников в обычной группе или в структурном позразделениии –

Лекотека. Даже дети со значительными нарушениями могут быть

интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется

не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ,

обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед,

а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов

деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении

разрабатываются индивидуальные карты развития определенного

содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-

психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя,

инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными

возможностями здоровья следующая:

Педагог-психолог:

организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития

ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с

детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в

группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского

сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого

дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в

самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование

фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении

логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при

подбор материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,

конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную

и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую

моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом

рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный

микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических

навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития

мелкой моторики.

Медицинский персонал:

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством

регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-

эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства

необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с

ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В

процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать

индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать

активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей

педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка

предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих

полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших

психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная

расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения

изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В

режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого

на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается

широкое варьирование организационных форм образовательной работы:

групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть

приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности

при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не

Читайте также:  Развитие ребенка с первых дней беременности

отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период

воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное

состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с

ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать

некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала

для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность

цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать

выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы

обучения и технологии. При планировании работы важно использовать

наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о

рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов,

технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести

физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные

коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и

способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию

навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с

родителями (законными представителями). Методы могут быть абсолютно

разными по форме, но направленные на решение одной проблемы –

объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной

и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.

Можно рассматривать следующие формы работы:

• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье,

имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей

и были помощниками для педагогов.

• Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают

группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

• Семинары-практикумы – где родители (законные

представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять

полученные знания на практике.

• Проведение совместных праздников, где родители

могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком

в конкурсах, соревнованиях и т. п.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья

образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать

особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание

психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок

перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое

детство, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно

реализовать свои личностные возможности.

Источник

На чтение 12 мин. Просмотров 1.8k. Опубликовано 10.06.2019 Обновлено 15.05.2020

Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. При обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается специальная программа развития, учитывающая индивидуальные особенности крохи. Итак, читаем статью: дети с ОВЗ в детском саду.

Дети с ОВЗ это..

Под здоровьем подразумевают полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Важно! На сегодняшний день до 80% малышей появляются на свет незрелыми. А в период обучения отстают от программы по причине плохого состояния здоровья.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это кроха, имеющий психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.

Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного развития и воспитания.

Дети с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида

Детские учреждения дошкольного образования в России делятся на два вида:

  1. Комбинированный. В группы садика зачисляют здоровых детей и малышей с небольшими отклонениями в легкой форме. Наполнение групп происходит в стандартном порядке, ко всем маленьким посетителям применяют одинаковые требования. Но при этом для крох с особенностями здоровья разрабатывают индивидуальные программы, минимально отличающиеся от программ общего развития.
  2. Компенсирующий. Такие детские сады посещают малыши со значительными отклонениями в физическом или психическом здоровье. Их обучение направлено не только на познавательную деятельность, но и на максимальное устранение дефектов здоровья и социальную адаптацию. 

Каждый детский сад для малышей с ОВЗ проходит ежегодную аттестацию.

В отличие от обычного садика, в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, называемыми ДОУ (дошкольные общеобразовательные учреждения) занятия проводятся в соответствии с уровнем здоровья каждого крохи.

В группе детского сада для детей с ОВЗ обычно обучается не более 10-15 человек, при тяжелых формах отклонений у малышей – до 5 человек.

Кто входит в группу детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционную группу детского сада могут посещать дети, имеющие следующие дефекты развития:

  • задержка психического развития в легкой степени;
  • зрительные, слуховые или речевые отклонения;
  • педагогическая запущенность;
  • аллергические проявления в тяжелой форме;
  • нарушения двигательной активности в легкой форме;
  • длительность и частота различных общих заболеваний;
  • негативные психические проявления.

Решение о зачислении в ту или иную группу детского сада для малышей с ограниченными возможностями здоровья принимают медицинские сотрудники и территориальная психолого-медико- педагогическая комиссия (ПМПК), выдающая заключение об общем состоянии здоровья и рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка.

Если отклонения незначительные, возможно посещение комбинированных групп. При серьезных нарушениях здоровья у малыша обучение будет проходить в специализированном образовательном учреждении, где создаются оптимально благоприятные условия для получения необходимых знаний.

Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС

ФГОС – это набор единых стандартов, принятых на государственном уровне и регулирующих образовательные процессы.

При работе с детьми с особенностями развития в дошкольных учреждениях применяются следующие принципы:

  1. Поддержание стремления и желания получать знания.
  2. Использование индивидуального подхода к обучению.
  3. Поддержка социального взаимодействия среди малышей.
  4. Сохранение индивидуального подхода при совместных занятиях.
  5. Всестороннее развитие в максимально возможном объеме.
  6. Отслеживание динамики развития малыша.
  7. Взаимодействие с семьями воспитанников на всех этапах обучения.
Читайте также:  Психология ребенка со сложными недостатками развития

Индивидуальные программы по обучению детей с ОВЗ включают:

  • трудовую дисциплину;
  • восприятие мира и понимание личности крохи в этом мире;
  • оздоровительное воспитание;
  • ознакомление с правилами личной гигиены;
  • воспитание любви к спорту;
  • знакомство детей с правами человека;
  • духовное развитие и выявление творческих способностей;
  • развитие способностей детей к самоанализу;
  • формирование интереса к познанию и изучению;
  • обучение навыкам самообслуживания и самостоятельности;
  • развитие любознательности;
  • корректировка речевых нарушений детей.

Адаптационный период в детском саду

Адаптационный период в детском саду даже для здоровых детей часто проходит с негативными проявлениями. Образовательное учреждение для малышей с особенностями развития и вовсе кажется совершенно новым, незнакомым и пугающим миром. Поэтому очень важно, чтобы отношения в нем были дружелюбными, способствующими максимальному раскрепощению и развитию детей.

Обычно на преодоление адаптационного периода необходимо около 2 месяцев, после чего на смену приходит начало применения реабилитационной программы.

Важно! В соответствии с ФГОС, специализированные детские сады и их сотрудники могут самостоятельно разрабатывать и внедрять программы по обучению малышей с ОВЗ.

Особенности комплексного сопровождения детей с ОВЗ

Для успешного обучения малыша с ограниченными возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов:

  • воспитателей;
  • логопедов;
  • дефектологов;
  • терапевтов;
  • психологов;
  • массажистов и др.

Положительными сторонами комплексного подхода в обучении детей с ОВЗ являются:

  • единство образовательных, коррекционных и воспитательных задач;
  • воспитание самостоятельности малышей, повышение познавательной активности с опорой на личный опыт детей;
  •  выявление и использование в максимальной степени резервов психического развития каждого ребенка;
  • разнообразие методов и дидактического материала в работе различных специалистов;
  • последовательность в обучении и систематичность в закреплении новых навыков и умений;
  • достижение успеха на каждом занятии как способ стимуляции обучения.

Немаловажную роль играет помощь родителей в обучении своих детей, имеющих особенности здоровья. Педагоги детского сада должны проводить постоянную работу с мамами и папами воспитанников в виде семинаров, консультаций и бесед, направленных на ознакомление со способами развития крох в домашних условиях, в свободное время.

Специфика работы с детьми с нарушениями зрения: видео

Работа с родителями детей с ОВЗ

Родители детей с ОВЗ могут испытывать следующие психологические трудности при воспитании:

  • нарушение взаимоотношений в семье;
  • неприятие личности малыша;
  • страх ответственности за ребенка с отклонениями;
  • неправильные формы общения с чадом;
  • отказ от признания проблемы со здоровьем у крохи;
  • ограничение круга общения семьи.

Воспитатели, в ходе взаимодействия с родителями, должны выявить данные проблемы и направить все усилия для их разрешения.

Помните! Каждому малышу с ограниченными возможностями здоровья родители должны стать еще и экспертами и главными педагогами.

Воспитатели детского сада проводят разнообразные консультации с мамами и папами детей, задачами таких бесед являются:

  • оказание профессиональной помощи крохам в домашних условиях в вопросах воспитания и образования;
  • предотвращение возникновения вторичных нарушений развития;
  • совместное определение методов обучения каждого ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • определение интервалов труда и отдыха, для исключения переутомлений, в детском учреждении и дома;
  •  подготовка и вовлечение родителей в образовательный процесс для наиболее успешной реализации коррекционной программы.

Для установления контакта воспитателей с близкими людьми малышей проводятся беседы, анкетирование, опросы, родительские собрания, дни открытых дверей, детские праздники и развлечения с участием родственников, родительские часы, открытые занятия, оформляются стенды с информацией и тематические выставки с детскими работами. Наиболее эффективными являются индивидуальные консультации.

Участие родителей в образовательной деятельности ребенка стимулирует и вдохновляет близких, помогает осваивать новые методы общения в семье, приводит в соответствие возможности малыша и требования родителей к нему, при этом формируется активная позиция и адекватная самооценка крохи.

Формирование правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный на занятиях материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в обучающем процессе.

Обучение детей с ОВЗ в детском саду

К основным направлениям коррекционной работы с детьми с ОВЗ относятся:

  1. Развитие физического здоровья. Специалист по лечебной или физической культуре (ЛФК) разрабатывает для каждого ребенка индивидуальную программу занятий и упражнений, направленных на устранение или поправление имеющихся дефектов.

Физкультура оказывает всестороннее благоприятное воздействие:

  • вырабатывает силу воли;
  • помогает детям принимать самостоятельные решения;
  • воспитывает активную позицию в жизни;
  • делает ребенка сильнее и выносливее во всех отношениях;
  • учит выходить из сложных ситуаций самостоятельно.
  • Социально-коммуникативное воспитание. Детям с особенностями развития очень важно научиться элементарным бытовым вещам и самообслуживанию для дальнейшей успешной социализации.
  • Познавательное развитие. Для обучения ребенка исследованию окружающего мира применяют различные методы и приемы, подходящие конкретному малышу с определенным психическим и физическим здоровьем.
  • Художественно-эстетическое воспитание. Малыши с ОВЗ очень восприимчивы к искусству, музыке и всему красивому. Для развития навыков общения с товарищами и взрослыми, мелкой моторики и работы с различными материалами с детьми проводят занятия по лепке, конструированию, рисованию, музыке и т.д.

Читайте также статьи:

  • «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
  • «Нужно ли делать прививки ребенку«
  • «Как укрепить иммунитет ребенку»

Сотрудники детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья

Сотрудниками детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья являются воспитатели высшей категории, прошедшие специальное обучение и ознакомленные с методами работы с такими малышами и способами корректировки нарушений в их развитии.

Читайте также:  Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка в штерн

Перед составлением индивидуального плана обучения ребенка проводятся беседы, как с малышом, так и с его родителями, тщательно изучают медицинскую карту малыша, обследуют психическое и физическое состояние крохи.

Обучение в детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья является полностью бесплатным.

Социализация детей с ОВЗ в детском саду

Социализация любого ребенка возможна только при общении с другими людьми.

Дети с ОВЗ в детском саду. Одной из главных задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья для педагогов является вовлечение малышей в коллектив.

В ходе общения со сверстниками и взрослыми у ребенка формируются:

  • характер, развиваются личностные качества;
  • новые необходимые умения и знания, нормы этики и морали;
  • духовные ценности;
  • речевые навыки;
  • любовь к учебе и знаниям, к труду;
  • образцы поведения в обществе;
  • собственные взгляды и убеждения.

У малышей с ОВЗ возможны различные проблемы с привыканием к новому стилю общения в садике, требованиям, режиму дня, социальным контактам. В ходе адаптации у детей могут проявляться неадекватные поведенческие реакции, понижение самооценки, усиление тревожности по причине неуверенности в себе и собственных силах, а также отсутствия самостоятельности.

Но при совместных усилиях педагогов и родителей постепенно достигается успешная адаптация малышей.

Дети с ОВЗ в детском саду. Включение детей в общение в раннем возрасте доступно в различных видах деятельности:

  • трудовой;
  • игровой;
  • музыкальной;
  • познавательной;
  • художественной;
  • исследовательской.

Для развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья малышей активно вовлекают в массовые мероприятия, развлечения и праздники, театрализованную деятельность, спортивные соревнования, которые проводятся в образовательном учреждении.

Успешная социализация также невозможна без включения в совместное взаимодействие родителей крох.

На сегодня во многих детских садах применяют принципы инклюзивного образования, когда дети с ОВЗ совместно пребывают на одной территории и занимаются одним видом деятельности со здоровыми детьми.

Это исключает дискриминацию «особенных» малышей и обеспечивает равное отношение ко всем крохам, при этом одновременно создаются все условия для воспитанников с индивидуальными потребностями в области образования.

Основные принципы инклюзивного обучения

Дети с ОВЗ в детском саду. К принципам инклюзивного обучения относятся:

  1. Каждый человек способен мыслить и чувствовать.
  2. Человеческая ценность не имеет зависимости от его достижений.
  3. Люди не могут обходиться друг без друга.
  4. Каждый человек имеет право на общение.
  5. Образование может быть получено только в ходе взаимоотношений.
  6. Разнообразие улучшает жизнь всесторонне.
  7. Для обучающихся прогресс заключается в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.
  8. Каждому человеку необходимо чувствовать поддержку близких людей.

Важно! Основной психологической причиной проблем с социализацией малышей с ОВЗ является отношение к собственной патологии, считает себя ребенок «нормальным» или «неполноценным».

Введение данных принципов инклюзивного образования позволяет здоровым детям в детском саду общаться и играть с малышами с ОВЗ с пониманием.

Инклюзия в ДОУ: видео

Питание детей с ОВЗ в детском саду

Правильное питание является обязательным условием для поддержания здоровья и отличного самочувствия детей, повышения устойчивости к заболеваниям инфекционного характера и другим отрицательным факторам, а также обеспечения высокой работоспособности и нормального усвоения новых знаний. 

В детском саду всем малышам обеспечивают ежедневное сбалансированное четырехразовое питание, что составляет около 90% рациона в сутки.

Питание выдается в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным с учетом физиологических потребностей детей дошкольного возраста. Оно должно включать все группы продуктов, а также исключать частое повторение одних и тех же блюд и обеспечивать поступление в организм необходимых пищевых веществ и энергии.

Нормы потребностей детей в энергии и полезных веществах (таблица)

Вещество (на сутки) 7месяцев – 1 год от 1 года до 2 лет от 2 до 3 лет с 3 лет до 7 лет
белок,
в граммах
36 42 54
углеводы,
в граммах
13 174 203 261
жиры,
в граммах
5,5 40 47 60
энергия,
в ккал
110 1200 1400 1800

Для приготовления блюд в детском саду используются только щадящие методы:

  • запекание;
  • варка;
  • пассерование;
  • приготовление на пару;
  • тушение.

Жарка при готовке в образовательных учреждениях для детей не применяется.

В регулярное меню в образовательном учреждении обязательно включены свежие фрукты, разнообразные овощи, натуральные соки и кисломолочные продукты.

Из ежедневного рациона исключают продукты, способные привести к раздражению слизистой оболочки пищеварительных органов, блюда, способные вызвать ухудшение самочувствия детей при различных хронических заболеваниях.

Также меню составляется с учетом индивидуальных особенностей малышей. Если у ребенка аллергия на определенный продукт или блюдо, его полностью исключают из рациона конкретного крохи. 

В первые 3 года жизни ребенок получает 60-70% всех знаний об окружающем их мире! Поэтому очень важно для малыша своевременно получить необходимые знания и умения. Для воспитания и развития малышей с ОВЗ педагогам необходима специальная подготовка, образование и огромное желание помогать таким малышам. При совместных усилиях специалистов и родителей дети с ограниченными возможностями здоровья добиваются отличных результатов в обучении.

Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.

Источник