Особенности воспитания и развития ребенка дошкольного возраста с овз

Автор: Воробьева Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО “Видновский специализированный дом ребёнка”
Населённый пункт: город Видное Московская область
Наименование материала: статья
Тема: “Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ”
Дата публикации: 28.04.2017
Раздел: дошкольное образование
ГКУЗ МО «Видновский специализированный дом ребёнка для детей с
органическим поражением центральной нервной системы с нарушением
психики»
Статья
«Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ»
Подготовил: воспитатель
Воробьева Н.П.
Видное, 2017г.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется,
прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,
интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с
задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми–
инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение
реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на
образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной
политики в области образования и социально-экономического развития
Российской Федерации.
Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с
ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что
они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,
развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих
сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать,
размышлять, сопереживать.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с
ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском учреждении и
среди сверстников в обычной группе или в структурном позразделениии –
Лекотека. Даже дети со значительными нарушениями могут быть
интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется
не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ,
обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед,
а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов
деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении
разрабатываются индивидуальные карты развития определенного
содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-
психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными
возможностями здоровья следующая:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития
ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с
детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в
группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского
сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого
дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в
самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование
фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении
логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при
подбор материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,
конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную
и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую
моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом
рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный
микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических
навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития
мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством
регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-
эпидемиологических норм.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства
необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с
ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В
процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать
индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать
активному участию детей в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей
педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих
полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших
психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная
расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения
изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В
режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого
на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается
широкое варьирование организационных форм образовательной работы:
групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть
приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности
при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не
отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период
воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное
состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с
ребенком и родителями.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать
некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала
для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность
цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать
выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы
обучения и технологии. При планировании работы важно использовать
наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о
рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов,
технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести
физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные
коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и
способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию
навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Необходимо также организовать активную работу с
родителями (законными представителями). Методы могут быть абсолютно
разными по форме, но направленные на решение одной проблемы –
объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной
и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.
Можно рассматривать следующие формы работы:
• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье,
имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей
и были помощниками для педагогов.
• Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают
группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
• Семинары-практикумы – где родители (законные
представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять
полученные знания на практике.
• Проведение совместных праздников, где родители
могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком
в конкурсах, соревнованиях и т. п.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья
образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать
особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание
психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок
перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое
детство, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно
реализовать свои личностные возможности.
Источник
На чтение 12 мин. Просмотров 1.8k. Опубликовано 10.06.2019 Обновлено 15.05.2020
Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. При обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается специальная программа развития, учитывающая индивидуальные особенности крохи. Итак, читаем статью: дети с ОВЗ в детском саду.
Дети с ОВЗ это..
Под здоровьем подразумевают полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Важно! На сегодняшний день до 80% малышей появляются на свет незрелыми. А в период обучения отстают от программы по причине плохого состояния здоровья.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это кроха, имеющий психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.
Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного развития и воспитания.
Дети с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида
Детские учреждения дошкольного образования в России делятся на два вида:
- Комбинированный. В группы садика зачисляют здоровых детей и малышей с небольшими отклонениями в легкой форме. Наполнение групп происходит в стандартном порядке, ко всем маленьким посетителям применяют одинаковые требования. Но при этом для крох с особенностями здоровья разрабатывают индивидуальные программы, минимально отличающиеся от программ общего развития.
- Компенсирующий. Такие детские сады посещают малыши со значительными отклонениями в физическом или психическом здоровье. Их обучение направлено не только на познавательную деятельность, но и на максимальное устранение дефектов здоровья и социальную адаптацию.
Каждый детский сад для малышей с ОВЗ проходит ежегодную аттестацию.
В отличие от обычного садика, в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, называемыми ДОУ (дошкольные общеобразовательные учреждения) занятия проводятся в соответствии с уровнем здоровья каждого крохи.
В группе детского сада для детей с ОВЗ обычно обучается не более 10-15 человек, при тяжелых формах отклонений у малышей – до 5 человек.
Кто входит в группу детей с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционную группу детского сада могут посещать дети, имеющие следующие дефекты развития:
- задержка психического развития в легкой степени;
- зрительные, слуховые или речевые отклонения;
- педагогическая запущенность;
- аллергические проявления в тяжелой форме;
- нарушения двигательной активности в легкой форме;
- длительность и частота различных общих заболеваний;
- негативные психические проявления.
Решение о зачислении в ту или иную группу детского сада для малышей с ограниченными возможностями здоровья принимают медицинские сотрудники и территориальная психолого-медико- педагогическая комиссия (ПМПК), выдающая заключение об общем состоянии здоровья и рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка.
Если отклонения незначительные, возможно посещение комбинированных групп. При серьезных нарушениях здоровья у малыша обучение будет проходить в специализированном образовательном учреждении, где создаются оптимально благоприятные условия для получения необходимых знаний.
Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС
ФГОС – это набор единых стандартов, принятых на государственном уровне и регулирующих образовательные процессы.
При работе с детьми с особенностями развития в дошкольных учреждениях применяются следующие принципы:
- Поддержание стремления и желания получать знания.
- Использование индивидуального подхода к обучению.
- Поддержка социального взаимодействия среди малышей.
- Сохранение индивидуального подхода при совместных занятиях.
- Всестороннее развитие в максимально возможном объеме.
- Отслеживание динамики развития малыша.
- Взаимодействие с семьями воспитанников на всех этапах обучения.
Индивидуальные программы по обучению детей с ОВЗ включают:
- трудовую дисциплину;
- восприятие мира и понимание личности крохи в этом мире;
- оздоровительное воспитание;
- ознакомление с правилами личной гигиены;
- воспитание любви к спорту;
- знакомство детей с правами человека;
- духовное развитие и выявление творческих способностей;
- развитие способностей детей к самоанализу;
- формирование интереса к познанию и изучению;
- обучение навыкам самообслуживания и самостоятельности;
- развитие любознательности;
- корректировка речевых нарушений детей.
Адаптационный период в детском саду
Адаптационный период в детском саду даже для здоровых детей часто проходит с негативными проявлениями. Образовательное учреждение для малышей с особенностями развития и вовсе кажется совершенно новым, незнакомым и пугающим миром. Поэтому очень важно, чтобы отношения в нем были дружелюбными, способствующими максимальному раскрепощению и развитию детей.
Обычно на преодоление адаптационного периода необходимо около 2 месяцев, после чего на смену приходит начало применения реабилитационной программы.
Важно! В соответствии с ФГОС, специализированные детские сады и их сотрудники могут самостоятельно разрабатывать и внедрять программы по обучению малышей с ОВЗ.
Особенности комплексного сопровождения детей с ОВЗ
Для успешного обучения малыша с ограниченными возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов:
- воспитателей;
- логопедов;
- дефектологов;
- терапевтов;
- психологов;
- массажистов и др.
Положительными сторонами комплексного подхода в обучении детей с ОВЗ являются:
- единство образовательных, коррекционных и воспитательных задач;
- воспитание самостоятельности малышей, повышение познавательной активности с опорой на личный опыт детей;
- выявление и использование в максимальной степени резервов психического развития каждого ребенка;
- разнообразие методов и дидактического материала в работе различных специалистов;
- последовательность в обучении и систематичность в закреплении новых навыков и умений;
- достижение успеха на каждом занятии как способ стимуляции обучения.
Немаловажную роль играет помощь родителей в обучении своих детей, имеющих особенности здоровья. Педагоги детского сада должны проводить постоянную работу с мамами и папами воспитанников в виде семинаров, консультаций и бесед, направленных на ознакомление со способами развития крох в домашних условиях, в свободное время.
Специфика работы с детьми с нарушениями зрения: видео
Работа с родителями детей с ОВЗ
Родители детей с ОВЗ могут испытывать следующие психологические трудности при воспитании:
- нарушение взаимоотношений в семье;
- неприятие личности малыша;
- страх ответственности за ребенка с отклонениями;
- неправильные формы общения с чадом;
- отказ от признания проблемы со здоровьем у крохи;
- ограничение круга общения семьи.
Воспитатели, в ходе взаимодействия с родителями, должны выявить данные проблемы и направить все усилия для их разрешения.
Помните! Каждому малышу с ограниченными возможностями здоровья родители должны стать еще и экспертами и главными педагогами.
Воспитатели детского сада проводят разнообразные консультации с мамами и папами детей, задачами таких бесед являются:
- оказание профессиональной помощи крохам в домашних условиях в вопросах воспитания и образования;
- предотвращение возникновения вторичных нарушений развития;
- совместное определение методов обучения каждого ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями;
- определение интервалов труда и отдыха, для исключения переутомлений, в детском учреждении и дома;
- подготовка и вовлечение родителей в образовательный процесс для наиболее успешной реализации коррекционной программы.
Для установления контакта воспитателей с близкими людьми малышей проводятся беседы, анкетирование, опросы, родительские собрания, дни открытых дверей, детские праздники и развлечения с участием родственников, родительские часы, открытые занятия, оформляются стенды с информацией и тематические выставки с детскими работами. Наиболее эффективными являются индивидуальные консультации.
Участие родителей в образовательной деятельности ребенка стимулирует и вдохновляет близких, помогает осваивать новые методы общения в семье, приводит в соответствие возможности малыша и требования родителей к нему, при этом формируется активная позиция и адекватная самооценка крохи.
Формирование правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный на занятиях материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в обучающем процессе.
Обучение детей с ОВЗ в детском саду
К основным направлениям коррекционной работы с детьми с ОВЗ относятся:
- Развитие физического здоровья. Специалист по лечебной или физической культуре (ЛФК) разрабатывает для каждого ребенка индивидуальную программу занятий и упражнений, направленных на устранение или поправление имеющихся дефектов.
Физкультура оказывает всестороннее благоприятное воздействие:
- вырабатывает силу воли;
- помогает детям принимать самостоятельные решения;
- воспитывает активную позицию в жизни;
- делает ребенка сильнее и выносливее во всех отношениях;
- учит выходить из сложных ситуаций самостоятельно.
- Социально-коммуникативное воспитание. Детям с особенностями развития очень важно научиться элементарным бытовым вещам и самообслуживанию для дальнейшей успешной социализации.
- Познавательное развитие. Для обучения ребенка исследованию окружающего мира применяют различные методы и приемы, подходящие конкретному малышу с определенным психическим и физическим здоровьем.
- Художественно-эстетическое воспитание. Малыши с ОВЗ очень восприимчивы к искусству, музыке и всему красивому. Для развития навыков общения с товарищами и взрослыми, мелкой моторики и работы с различными материалами с детьми проводят занятия по лепке, конструированию, рисованию, музыке и т.д.
Читайте также статьи:
- «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
- «Нужно ли делать прививки ребенку«
- «Как укрепить иммунитет ребенку»
Сотрудники детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья
Сотрудниками детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья являются воспитатели высшей категории, прошедшие специальное обучение и ознакомленные с методами работы с такими малышами и способами корректировки нарушений в их развитии.
Перед составлением индивидуального плана обучения ребенка проводятся беседы, как с малышом, так и с его родителями, тщательно изучают медицинскую карту малыша, обследуют психическое и физическое состояние крохи.
Обучение в детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья является полностью бесплатным.
Социализация детей с ОВЗ в детском саду
Социализация любого ребенка возможна только при общении с другими людьми.
Дети с ОВЗ в детском саду. Одной из главных задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья для педагогов является вовлечение малышей в коллектив.
В ходе общения со сверстниками и взрослыми у ребенка формируются:
- характер, развиваются личностные качества;
- новые необходимые умения и знания, нормы этики и морали;
- духовные ценности;
- речевые навыки;
- любовь к учебе и знаниям, к труду;
- образцы поведения в обществе;
- собственные взгляды и убеждения.
У малышей с ОВЗ возможны различные проблемы с привыканием к новому стилю общения в садике, требованиям, режиму дня, социальным контактам. В ходе адаптации у детей могут проявляться неадекватные поведенческие реакции, понижение самооценки, усиление тревожности по причине неуверенности в себе и собственных силах, а также отсутствия самостоятельности.
Но при совместных усилиях педагогов и родителей постепенно достигается успешная адаптация малышей.
Дети с ОВЗ в детском саду. Включение детей в общение в раннем возрасте доступно в различных видах деятельности:
- трудовой;
- игровой;
- музыкальной;
- познавательной;
- художественной;
- исследовательской.
Для развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья малышей активно вовлекают в массовые мероприятия, развлечения и праздники, театрализованную деятельность, спортивные соревнования, которые проводятся в образовательном учреждении.
Успешная социализация также невозможна без включения в совместное взаимодействие родителей крох.
На сегодня во многих детских садах применяют принципы инклюзивного образования, когда дети с ОВЗ совместно пребывают на одной территории и занимаются одним видом деятельности со здоровыми детьми.
Это исключает дискриминацию «особенных» малышей и обеспечивает равное отношение ко всем крохам, при этом одновременно создаются все условия для воспитанников с индивидуальными потребностями в области образования.
Основные принципы инклюзивного обучения
Дети с ОВЗ в детском саду. К принципам инклюзивного обучения относятся:
- Каждый человек способен мыслить и чувствовать.
- Человеческая ценность не имеет зависимости от его достижений.
- Люди не могут обходиться друг без друга.
- Каждый человек имеет право на общение.
- Образование может быть получено только в ходе взаимоотношений.
- Разнообразие улучшает жизнь всесторонне.
- Для обучающихся прогресс заключается в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.
- Каждому человеку необходимо чувствовать поддержку близких людей.
Важно! Основной психологической причиной проблем с социализацией малышей с ОВЗ является отношение к собственной патологии, считает себя ребенок «нормальным» или «неполноценным».
Введение данных принципов инклюзивного образования позволяет здоровым детям в детском саду общаться и играть с малышами с ОВЗ с пониманием.
Инклюзия в ДОУ: видео
Питание детей с ОВЗ в детском саду
Правильное питание является обязательным условием для поддержания здоровья и отличного самочувствия детей, повышения устойчивости к заболеваниям инфекционного характера и другим отрицательным факторам, а также обеспечения высокой работоспособности и нормального усвоения новых знаний.
В детском саду всем малышам обеспечивают ежедневное сбалансированное четырехразовое питание, что составляет около 90% рациона в сутки.
Питание выдается в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным с учетом физиологических потребностей детей дошкольного возраста. Оно должно включать все группы продуктов, а также исключать частое повторение одних и тех же блюд и обеспечивать поступление в организм необходимых пищевых веществ и энергии.
Нормы потребностей детей в энергии и полезных веществах (таблица)
Вещество (на сутки) | 7месяцев – 1 год | от 1 года до 2 лет | от 2 до 3 лет | с 3 лет до 7 лет |
белок, в граммах | — | 36 | 42 | 54 |
углеводы, в граммах | 13 | 174 | 203 | 261 |
жиры, в граммах | 5,5 | 40 | 47 | 60 |
энергия, в ккал | 110 | 1200 | 1400 | 1800 |
Для приготовления блюд в детском саду используются только щадящие методы:
- запекание;
- варка;
- пассерование;
- приготовление на пару;
- тушение.
Жарка при готовке в образовательных учреждениях для детей не применяется.
В регулярное меню в образовательном учреждении обязательно включены свежие фрукты, разнообразные овощи, натуральные соки и кисломолочные продукты.
Из ежедневного рациона исключают продукты, способные привести к раздражению слизистой оболочки пищеварительных органов, блюда, способные вызвать ухудшение самочувствия детей при различных хронических заболеваниях.
Также меню составляется с учетом индивидуальных особенностей малышей. Если у ребенка аллергия на определенный продукт или блюдо, его полностью исключают из рациона конкретного крохи.
В первые 3 года жизни ребенок получает 60-70% всех знаний об окружающем их мире! Поэтому очень важно для малыша своевременно получить необходимые знания и умения. Для воспитания и развития малышей с ОВЗ педагогам необходима специальная подготовка, образование и огромное желание помогать таким малышам. При совместных усилиях специалистов и родителей дети с ограниченными возможностями здоровья добиваются отличных результатов в обучении.
Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.
Источник