Особенности влияния семьи на развитие ребенка

Особенности влияния семьи на развитие ребенка thumbnail

Влияние семьи на развитие ребенка невозможно переоценить. Для каждого человека семья – это место рождения и основная среда обитания. В ней он получает опыт, который сохранит на всю последующую жизнь. По длительности и степени своего воздействия на личность ни один другой институт воспитания не может сравниться с семьей, ведь ребенок находится в окружении самых близких людей в течение значительной части своей жизни. Здесь закладываются основы личности человека, происходит его физическое и духовное развитие.

Влияние семьи на развитие ребенка

Основные проявления влияния семьи на ребенка

Каждой отдельной семье присущ определенный морально-психологический климат. В семье ребенок учится отношениям между людьми, получает представления о добре и зле, порядочности, учится уважительному отношению к материальным и духовным ценностям. Семейное влияние на ребенка осуществляется и проявляется следующим образом:

  • Семья дает ребенку чувство защищенности, обеспечивая ему безопасность при взаимодействии с внешним миром, в ходе освоения новых способов его исследования и реагирования.
  • У родителей дети перенимают определенные способы и готовые модели поведения.
  • Родители для детей – источник необходимого жизненного опыта.
  • Влияние семьи на ребенка распространяется и на его поведение в социуме, родители могут поощрять или осуждать определенный тип поведения ребенка, применять наказания или допускать приемлемую степень свободы.
  • В ходе общения в семье ребенок вырабатывает собственные взгляды, установки, нормы и идеи.

В целом развитие маленького человека зависит от того, насколько хорошие условия для общения он имеет в кругу самых близких для него людей. Влияние семьи на развитие ребенка определяется, в том числе, степенью четкости и ясности общения между всеми членами этого особого рода коллектива. При этом семья может быть как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда развитию личности, сколько это может сделать семья. При этом на развитие личности малыша огромное влияние имеют отношения между супругами. Трения между родителями травмируют психику малыша, а семья, в которой вырос ребенок, станет образцом для той семьи, которую он образует в будущем.

Родителями не рождаются, ими становятся. Это естественный закон жизни, и отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения в ней. Разумеется, думающий и чувствующий родитель на различных уровнях понимает потребности своего малыша. Далее ребенок, став взрослым, переносит на своих детей то, что видит в собственной семье. Таким образом, влияние семьи на ребенка таково, что в ней закладываются все стереотипы, стили и манера общения, видение мира и окружающих людей. Здесь маленький человек получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как вести себя в различных ситуациях.

Влияние отца на ребенка

Ребенок нуждается в любящем отце и матери равнозначно. Но стиль взаимодействия с маленькими детьми у женщин и мужчин различается. Если мама большую часть времени общается с малышом во время ухода за ним, то отец взаимодействует с ним в процессе игры, что оказывает прямое влияние на его психическое развитие. Игры между отцом и ребенком обычно энергичные, непредсказуемые, связанные с возней и неразберихой. В них детям нравятся проявление физической силы и стихийность, они способствуют формированию реакции на возможную опасность, умению принимать верное решение в сложных ситуациях, снимают нервное напряжение и заряжают положительными эмоциями.

Уже с первых месяцев папы играют по-разному с мальчиками и девочками. Таким образом, под влиянием отца на ребенка начинает формироваться его половая самоидентичность. Отец – важная ролевая модель, он учит мальчика быть мужчиной, прививая ему типично мужские черты характера. Тогда как у девочки именно на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, как мужчины относятся к женщинам. Хорошие отношения с папой придают девочке уверенность в своей привлекательности и обаянии, общаясь с ним, она учится понимать мужскую природу.

Мать и дитя

Влияния матери на ребенка, безусловно, огромно. Между мамой и ребенком устанавливается особая эмоциональная связь. В первый год жизни мать – это весь мир для младенца, она его основной учитель и воспитатель. Именно взаимоотношения между матерью и ребенком уже с первого дня его жизни во многом определяют его последующее развитие. При этом важно, чтобы мама не только хвалила, но и наказывала, объясняя малышу, что хорошо, а что плохо. Правильное воспитание должно иметь смешанный характер, совмещая в себе любовь, ласку и строгость.

Уже с самого раннего возраста влияние матери на ребенка очень велико и имеет большую ценность. Женщина должна суметь заложить в маленькую личность ряд жизненных принципов, среди которых и уважение к роли матери в жизни каждого человека. Это будет возможно, только если она сможет гармонично сбалансировать наказания и поощрения. Тогда и в подростковой, и даже уже во взрослой жизни семейное влияние на ребенка останется достаточно сильным и будет иметь позитивный характер. Мать может выступать в роли наставника и советчика, к которому можно прийти за помощью в трудную минуту в любом возрасте. Для этого ей нужно научиться умению понять и выслушать своего ребенка, чтобы наладить с ним тесный контакт. Только так она сможет заложить в нем нравственность, характер и добрый взгляд на мир.

Источник

Анна Еремеева
Консультация для родителей «Особенности влияния семьи на становление личности ребёнка»

Cемья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения, большую часть времени ребенок находится в семье. Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек, тогда тоже очень непросто. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем воспитания детей. Нередко эти факторы осложняются социальным неблагополучием (пьянством, безработицей).

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок, вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

В дошкольной группе реакция детей выражается в депрессии, раздражительности, повышенной агрессивности, страхе оказаться брошенным.

Так, дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними. У наиболее уязвимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития.

Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями.

Реакция детей старших возрастных групп 5-6 лет проявляется в отчетливо формулируемом гневе, во вспышках раздражительности и требовательности, в гиперактивности или апатии, непослушании, неподчинении взрослым как способах привлечения к себе внимания, частых вспышках раздражения. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда

один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности,

ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.

Таким образом, каждый ребенок остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором его воспитания и развития.

Появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с неблагоприятными событиями в семье: семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, их взаимоотношения, степень отзывчивости, наличие эмоциональных связей и привязанности оказывают педагогическое воздействие не ребенка на протяжении всего периода детства.

Дисгармоничная семья является фактором риска для неблагополучного развития личности ребенка. Вариантами психологического неблагополучия являются:

– семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством;

– семьи, в которых часто возникают проблемы в отношениях между членами;

– семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания;

– «трудные семьи».

Для того чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, каждому родителю необходимо помнить следующие психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1. Принимать активное участие в жизни семьи.

2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.

3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и способности.

4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

6. Уважать право ребенка на собственное мнение.

Источник

Человек с начала жизни находится в семье, где и формируется его личность. Он растет под влиянием родителей — основных воспитателей. Развиваясь, изучает мир и себя в нем. Первые навыки общения готовят его к социуму. Роль семьи в формировании личности весьма значительна. Здесь ребёнок получает первую информацию об окружающей реальности. Родители могут воздействовать на маленького человека, который находится в зависимости от них.

Стили семейного воспитания

Члены семьи связаны отношениями родства, что является залогом стабильности в эмоциональной сфере. По сути это малая группа, служащая отправной точкой для личностного роста. Здесь же закладываются основы личности ребенка, который учится взаимодействовать с окружением, постигает нормы и правила поведения. Влияние семьи на формирование личности — это совокупность данных факторов, предопределяющий дальнейшую жизнь, в каких бы социальных группах ребенок не оказался. Отношениям в семье и обществе посвящён этот раздел сайта.

Различают несколько типов отношений в семье, связанных с воспитанием.

  • При наличии диктата одни родственники подавляются другими. Систематически уничтожаются инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнется с неудачами.
  • Опека: родители трудятся, обеспечивая потребности ребенка. Он огражден от забот, в результате чего по жизни во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имеет самостоятельности, инициативности. А также ему затруднительно быть частью коллектива.
  • Влияние семьи на формирование личности, проявленное в стиле невмешательства, касается обеих сторон: детей и взрослых. Это пассивный тип воспитания со стороны родителей.
  • Метод сотрудничества проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребенка при этом успешно преодолевается.

Семья — средство воспитания. В дошкольном возрасте ребенка занимают игры, составляющие его основную деятельность. Дальнейшее обучение формирует усидчивость, умение сосредотачиваться. К этому нужно подготовиться заранее. А именно, научить дитя:

  • выполнять поручения;
  • быть прилежным;
  • доводить до конца игры или дела;
  • быть упорным, проявлять настойчивость и силу воли.

Рассматривая, как семья влияет на человека в детстве, важно учесть стремление к самостоятельности, вовлечение в бытовую и деятельность, трудовое воспитание. Все это предопределяет успех в учебе, а затем и жизни.

Взаимоотношение родителей и детей в семье

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях. Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Опыт отношений в социуме

Межличностные отношения в семье рассматриваются с точки зрения, относительно которой она представляет собой коллектив, дающий ребенку первый опыт отношений. Роль личности в обществе весьма важна. Дети подражают родителям, приобретая их привычки. Поэтому отрицательные влияния должны быть минимизированы.

Современное общество несколько ослабило влияние семьи. В этом процессе изменились и ее общественные функции. Позиции в социализации становятся утраченными, к примеру, по части организации отдыха и некоторых других сфер. Но, согласно научному мнению, формирование личности невозможно вне общественной среды. Воспитатели, педагоги, друзья и весь социум подключаются к процессу развития личности не сразу. Семейственность дает понимание связи поколений при осознании себя частью группы, сопричастности.

Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребенок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи.

Какое же способствующее социализации воздействие на малыша следует оказывать? Необходимо вовлекать его в виды деятельности, что ускорит формирование адаптированной личности. А также весьма универсальна методика развития с помощью хорошего примера, которому можно подражать.

Преодоление трудностей

Для успешного преодоления проблем нужно выявить социально-психологические факторы, относящиеся к воспитанию. Наибольший эффект может быть достигнут при единении. Между детьми и взрослыми должна быть нравственная связь. В старшем возрасте формирование личности в семье, как процесс, не может идти само собой. Ребенка нельзя оставлять наедине со своими трудностями. Родственные взаимоотношения, дающие первичный жизненный опыт, также формируют наблюдения и навыки разрешения ситуаций. То, чему ребенок учится, должно иметь перед собой примеры, не расходящиеся с реальностью.

Межличностные отношения в семье при поддержке взрослых могут оказать значительную поддержку в весьма важном приобретении — навыках общения. Реализуя свои взгляды и убеждения, формируется стиль взаимодействий с окружающими. Хорошо, если взрослые помогут преодолевать неудачи. Но по окончании детского и школьного периодов семья не сможет оказывать столь решающего влияния. Школа дает социализацию. Уже на этом этапе воздействие оказывают сверстники и учителя.

Может оказаться значимым появление других социальных групп в жизни. Но к школьному возрасту (7 годам) основы личности будут уже заложены. После этого поведение нужно лишь корректировать. Поэтому делаем вывод о наибольшей силе воздействия со стороны семьи при развитии личности. Такое влияние можно назвать основным по значимости.

Личные убеждения и уверенность в себе

Как та или иная семья влияет на формирование личности, уместно рассмотреть относительно формирующейся самооценки. Ребенок дошкольного возраста ориентируется на то, как его характеризуют воспитатели. Если ожидания родственников расходятся с индивидуальными особенностями, возрастом, он получит неадекватное представление о себе. Самосознание будет реалистичным, когда родители отмечают детей позитивно, но не считают их уровень чрезмерно высоким по сравнению со сверстниками.

Роль семьи в развитии личности связаны с точностью самооценки. Заниженный уровень представлений о себе (комплексы) — следствие контактов с родителями, которые мало занимаются детьми, но предъявляют повышенные требования. Ребенок слышит упреки, подвергается наказаниям, от него не ожидают больших успехов в учебе. Результат — недовольство собой. Завышенная оценка своих способностей и личных качеств образуется, если воспитанника постоянно хвалят, награждают подарками.

Мягкость и редкость наказаний, избегание жесткости, похвалы без восхищения формируют в маленьком человеке адекватное представление о себе. Роль семьи в формировании личности проявляется также при сочетании достаточной требовательности с вниманием к интересам ребенка. Родители интересуются взаимоотношениями с друзьями, вкусами. Результат — довольно высокая самооценка.

Диагностика межличностных отношений в семье показывает, что дети с комплексами сомневаются в себе. При этом может развиться устойчивая тревожность. Такой же результат бывает и при хорошей успеваемости, когда родители ожидают большего.

Моральные ценности

Неуверенность ребенка в себе может привести к бездумному следованию чужим указаниям, действиям по шаблонам, избеганию проявления инициатив. Если еще и успеваемость в школе падает, родители сосредотачивают на этом все больше внимания. Результатом может стать эмоциональный дискомфорт. Разорвать замкнутый круг, складывающийся из пониженной самооценки ребенка и реакции на это окружающих, вполне возможно, изменив оценки родителей.

Современная семья приобретает новые функции:

  • безопасность психологической сферы;
  • эмоциональный комфорт;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Для реализации этих задач нужна достаточная зрелость чувств и психологическая культура. Высокая интеграция означает знание всеми членами семьи личных особенностей друг друга.

  • Влияние сочетается с взаимопомощью.
  • Сплоченность сопровождается симпатией и доверием.
  • Потребности удовлетворяются при помощи заботы.

Зрелость семьи также включает довольно высокую самооценку, гуманные принципы поведения. Все эти моральные ценности ориентируют на личностный рост. В том числе это проявляется в интеллектуальной сфере. А социальная направленность может быть вполне открыта в связи с ее позитивностью.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни. Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину. Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Традиционно правильное воспитание приводит к итогам появления личности, адаптированной к социуму. Качества, убеждения и поведенческие факторы соответствуют успешному процессу взаимодействия с окружением, общения и деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Источник