Особенности влияния матери на развитие ребенка

«Маму нужно слушать!» Кто бы подумал, что в этих, довольно часто произносимых словах, действительно кроется большой смысл? Исследования показали, что голос мамы — один из важнейших активаторов развития мозга. Конечно, всем ясно, что, услышав голос матери, ребёнок успокаивается. Многие беременные женщины разговаривают со своим ребёнком и замечают, что он реагирует даже внутриутробно. А после рождения такие дети более спокойные и успешно развиваются. Но работает ли это с подрастающими детьми? Оказывается, да. 

Экспериментально доказано, что ребёнок распознаёт голос матери за доли секунды, при этом разные отделы его мозга начинают активно работать. Голос незнакомой женщины такого влияния не имеет. Оказывается, мамин голос влияет даже на обмен веществ. Уровень окситоцина повышается, а кортизола — снижается. Окситоцин участвует в формировании отношений «мать — ребёнок», вызывает благожелательное отношение к человеку, улучшает способность понимать чужие эмоции и настроение. Кортизол же участвует в развитии стрессовых ситуаций и депрессии. Следовательно, под влиянием материнского голоса психоэмоциональное состояние ребёнка стабилизируется, его настроение улучшается, а сопротивляемость стрессу повышается.

Целительную силу материнского голоса подчёркивал российский психиатр Борис Зиновьевич Драпкин — создатель методики «Терапия материнской любовью». Уникальный метод основан на психоэмоциональной общности мамы и ребёнка и лечебных свойствах голоса мамы. Мама даёт ребёнку позитивные установки, что влияет на весь организм ребёнка.

Не менее важен и тактильный контакт матери и ребёнка. Всем известно про «8 объятий в день», но все ли мамы этому правилу следуют? Когда ребёнок маленький, то обычно он получает необходимое количество телесного контакта с матерью, но, по мере взросления, объятий и поцелуев становится всё меньше и меньше. Учёные доказали, что физический контакт положительно влияет на умственное и физическое развитие ребёнка и необходим даже подросткам. Ласковые и заботливые прикосновения родителей (здесь, в отличие от голоса, важны именно оба родителя) стимулируют у ребёнка выработку гормона роста и формирование нервных импульсов (связей между нейронами).

Когда до ребёнка дотрагиваются, формируется его самоощущение. Он осознаёт свою значимость и понимает, что его любят. Но этот процесс имеет и обратное влияние: он стимулирует материнский инстинкт, пробуждает в женщине мать. И для отца физический контакт с ребёнком способствует установлению тесной связи с ним и раскрытие всей палитры отцовских чувств.

Отношения между родителями и детьми нужно строить с первых дней внутриутробного развития и до взросления. Потеря контакта с ребёнком в подростковом возрасте — это следствие недостаточного общения в предыдущие периоды его развития.

Поглаживание, купание, массаж, совместные игры, объятия, поцелуи, разговоры, поддержка, уважение, поощрение… Ребёнок должен постоянно чувствовать родительскую любовь и собственную значимость. Тогда из него вырастет уверенный и самодостаточный взрослый человек. 

Меня зовут Марина Володина, я психолог. Провожу индивидуальные консультации по скайпу и в консультационном офисе в Москве, рядом с м. Баррикадная. Закончила МГУ, имею ряд передовых специализаций по психологии и индивидуальной психотерапии. Стаж практической работы более 17 лет. Я работаю с разными проблемами и задачами: психологическими травмами, депрессией, трудностями во взаимоотношениях, фобиями, паническими атаками, утратой и другими неприятными состояниями и воспоминаниями. Связаться со мной можно по тел/WhatsApp 8 926 909 14 82 или написать на почту vitera2007@ya.ru

Более подробно на моем сайте, где также можно посмотреть копии документов о моем образовании https://resursclub.com/consultancy​​​​​​​ 

Мой инстаграм:

Подписывайтесь на мой канал о профессиональной психологии. И спасибо вам за лайки ❤️                                                    

Источник



Ключевые слова: материнство, ребенок, ранний возраст, детская психология, отношения мать — ребенок, младенец.

Представления о детстве, ребенке и материнстве значительно изменились за последние сто пятьдесят лет. Ещё в 19 веке учёными предполагалось, что ребенок уменьшенная копия взрослого, которому, чтобы «вырасти» необходимо увеличиться в размерах и постигнуть моральные принципы. Арьесс Филипп пишет: «Традиционное общество плохо представляло себе ребенка и еще хуже подростка или юношу. Продолжительность детства была сведена к его самому хрупкому периоду, когда маленький человек еще не может обходиться без посторонней помощи; очень рано, едва окрепнув физически, ребенок смешивался с взрослыми, разделяя с ними работу и игры. Из маленького дитя он сразу же становился молодым взрослым, минуя различные этапы юности, существовавшие, вероятно, до Средних веков и ставшие основными чертами сегодняшнего эволюционировавшего общества» [1.13]. До эпохи возрождения, практически во всех слоях общества, было принято отдавать ребенка в чужую семью. Как правило, возраст, в котором ребенок покидал отчий дом, был равен приблизительно семи годам. Данное расставание с семьёй выполняло функцию социализации, когда ребенок впитывал правила общества, в котором живёт, постигал азы будущей профессии. Постепенно, в высшем сословии, появилось домашнее обучение и новый виток в понимании связи мама-ребенок: «Эта культура, — пишет Р. Голдсуэйт, — формируется вокруг центра, который состоит из женщин и детей, в ней есть новый интерес к воспитанию детей и примечательное повышение статуса женщины. Как иначе объяснить восхищение, а то и одержимость детьми и отношениями «мать-ребенок», единственной, пожалуй, действительно важной темой Возрождения, с его путти, детьми и юношами, секуляризованными мадоннами и женскими портретами» [1.23]. Но практика передачи ребенка в другую семью сохранялась в более бедных слоях вплоть до XX века, что характерно, как для стран Европы, так и России. И хотя представители науки и искусства эпохи Возрождения сделали большой вклад в переосмысливании места и роли матери и ребёнка, всё же в обыденной жизни связь «мать — дитя» оставалась не прочной. В высшем обществе женщина вела светскую жизнь и быстро к ней возвращалась после родов, а в менее привилегированных слоях женщине отводилась роль работницы и служительницы мужа.

Читайте также:  Центр развития талантов ребенка сургут директор

Интересно проследить развитие научной мысли в осмыслении роли матери и связи «мать — ребенок». Аристотель был убежден в качественно различном вкладе мужского и женского начал в деторождение. По его мнению, мужской организм запускает действие и определяет, каким будет ребенок, тогда как женский просто предоставляет для этого материал. В 1605 г. испанский врач Меркадо утверждал, что оба родителя, а не только отец, определяют то, каким будет будущий ребёнок. А в середине семнадцатого века Мальпиги выдвинул гипотезу «преформации»,согласно которой в яйце имеется полностью сформированный организм, который потом только растет. Ученых, поддерживающих эту точку зрения, назвали «овистами». После того как в 1677 г. Левенгук обнаружил сперматозоиды, появились представления о том, что новый организм полностью сформирован в них, а мать его только вынашивает. Ученых, поддерживающих такую точку зрения, назвали «сперматистами».Только во второй половине 19 века Г. Мендель доказал, что в наследственном материале организмов, размножающихся половым путем, развитие отдельного признака обеспечивается парой аллельных задатков, пришедших с половыми клетками от обоих родителей [10.11]. Это ставило точку в спорах, где роль матери сводилась к сосуду, вынашивающему семя мужчины. Хотя до сознания ряда религиозных деятелей и обывателей аргументы ученых дошли значительно позже.

Исторический обзор взаимоотношений ребёнка и матери показывает, что развитием и социализацией ребенка вплоть до 18–19 века, занималось всё общество и его члены. За матерью, долгое время, оставалась роль в вынашивании и в лучшем случаи вскармливании. Серьёзное влияние на взгляды о воспитании оказала работа французского философа Жан Жака Руссо «Эмиль или о воспитании», где философ вводит возрастную периодизацию, выделяя период от рождения до двух лет, в котором ведущее значение отдаёт отцу и матери. Автор говорит о том, что феодальное общество — общество испорченное, так как воспитанием детей занимаются кормилицы да воспитатели, а родители продолжают вести светский образ жизни: «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг — этот один шаг вновь все соединит… Пусть только женщины снова станут матерями — и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями» [9.83]. К пониманию, данного утверждения, в обществе придут значительно позже, но важным остаётся то, что его идеи отразили тенденцию к переосмыслению, как воспитания в целом, так и значение личного взаимодействия между матерью и ребёнком.

Как и в Европе в дворянских семьях России до 19 века отношения детей и матери были достаточно отстраненными, женщине было не прилично вскармливать младенца самостоятельно, для этого нанимались кормилицы. В последующем ребенком занимались няни и гувернантки. Именно в русской литературе 19 века можно увидеть начало формирования концепции детства, первым таким произведением стало «Детство» Л. Н. Толстого, где он описал идиллию в отношениях матери и ребенка и окончание этой идиллии со смертью матери [11]. Несколькими годами позже опубликована повесть С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», где также отражены близкие и тёплые отношения матери и ребенка, влияние мамы на восприятие внешнего мира сыном. Время создания данных произведений совпало с написанием детских музыкальных альбомов, первым из которых был «Альбом для юношества» Роберта Шумана, в 1843 г. За ним последовал цикл произведений Петра Ильича Чайковского для детей, объединенные под простым названием «Детский альбом». На первый взгляд может показаться, что данные события не связаны с исследуемой темой, но для понимания влияния личности матери на личность ребенка важно осознать наличие ребенка, как субъекта с его особыми переживаниями и проживанием жизни. То, что мир культуры стал фокусироваться на отличиях детей от взрослых, выделил ребенка и сделал его главными героем и соучастником произведений, дало огромный толчок в развитии наук о детстве, таких как педагогика и психология.

Начиная с ХХ века семьи стали изменяться в своём укладе. И хотя патриархальный тип семейного порядка сохранялся, количество детей сокращалось, женщины стали занимать более активную социальную позицию, а семьи всё чаще становились нуклеарными, где роль матери стала возрастать во всех сферах жизни ребенка.

Изменения в социально — экономическом строе шли параллельно с интеллектуальными открытиями. Научный мир в XX веке сделал огромный прорыв во всех областях, включая психологию, физиологию, что изменило представления о качестве взаимодействия ребенка и матери, а также характера их взаимоотношения. Ключевые работы по детской психологии появились, как в Российско — Советском, так и Европейско — Американском учёном мире.

Читайте также:  Нормы развития ребенка до года ползает

В начале ХХ века. З. Фрейд приступил к исследованиям в области психики и определил огромное значение бессознательной её части в жизни человека. Ему принадлежит утверждение о том, что младенец и забота о нем матери составляют единое целое. А отношения в диаде мать — ребенок определяют характер течения либидо и глубины невроза во взрослом возрасте. Его идеи о значении психологических защит развивала Анна Фрейд, которая сконцентрировалась на исследовании детского возраста. Она показала, что становление психики ребенка представляет собой ряд фаз, начинающихся с полной зависимости от заботы матери, а завершающихся эмоциональной самодостаточностью и взрослыми объектными отношениям [3.46]. Последующие исследования в области детской психологии показали, что не только от удовлетворения биологических потребностей, но и от раннего социального опыта зависит основное развитие ребенка. Представители Британской школы объектных отношений и близкие к ним американские психоаналитики, предполагали, что социальные отношения человека существуют с самого рождения и не основываются только на физиологических потребностях.

Примерно в тот же период в Советской России происходило создание интереснейшей и глубокой школы детской психологии во главе со Львом Семёновичем Выготским. Группа учёных психологов внесла значительный вклад в понимании развития когнитивных процессов ребенка, а также принципиального отличия протекания психических процессов детей от психических процессов взрослого и влияние личности матери на развитие детей раннего возраста. Лев Семёнович писал: «Если ребенок физически отделяется от матери в момент родов, то биологически он не отделяется от нее до самого конца младенческого возраста, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери, выделение себя из первоначальной общности с ней наступает только за пределами младенческого возраста, в раннем детстве» [5. 39]. Не менее важным, на наш взгляд, является его утверждение, о том, что важнейшее новообразование младенческого возраста можно выразить с помощью термина, введенного в немецкой литературе для обозначения первоначально возникающей психической общности младенца и матери, связи, которая служит первоначальным пунктом всего развития сознания в будущем личности, — «Ur-wir», «пра-мы». Если сравнить отношение к младенцу и матери предшествующего века, очевидна научная новизна и прогрессивность данного утверждения [5.129].

Стоит отметить не менее важный системный принцип изучения психического развития, сформулированный Л. С. Выготским вначале 1930-х гг. Он выдвинул гипотезу, что сознание человека имеет системное и смысловое строение. Благодаря такому пониманию психического развития Л. С. Выготский превратил в теорию тезис: ребенок не есть маленький взрослый [13. 28]

Экспериментальные исследования, проведенные благодаря современному оборудованию, отражённые в теоретическом обобщении и концепции Д. Штерна, показали, что, начиная с самого рождения, младенец способен различать сложные сигналы, подаваемые человеком, прежде всего матерью, предпочитая их другим сигналам [12.249].

Возвращаясь к вопросу влияния личности матери на развитие ребёнка, отдельно стоит отметить труды британского психолога Д. Винникотта, который отмечает: «Обычная мать не только эксперт: в сущности, она единственный человек, который знает, как вести себя с каждым конкретным ребенком» [4.174]. И логично начинать изучение такого сложного явления, как личность человека с личности самой матери, сопровождающей ребёнка с первых дней существования.

Американский исследователь и практический психоаналитик Маргарет Малер утверждает, что с рождения и примерно до одного месяца, ребенок находится на стадии нормального аутизма, когда ему необходимо минимальное количество общения с матерью, сводящееся к удовлетворению физиологических потребностей.

Эмоциональное взаимодействие ребенок-мать начинается со следующей стадии, получившей название симбиотической, где мать превращается в главный объект любви и формируется прочная привязанность к ней. Данная стадия длится до 4–5 месяцев. Далее идет, по мнению М. Малер, самая важная стадия сепарации и индивидуации, длящаяся до 3-х лет. В процессе её протекания ребёнок психически отделяется от матери, тем самым обретая собственное Я и обогащая его новообразованиями, навыками, знаниями и т. д. Успешность протекания данного процесса напрямую зависит от эмоциональной сферы матери, её готовности к определенной автономии ребёнка и способности справляться с собственной тревогой [7.135].

Советский детский психолог и доктор психологических наук Майя Ивановна Лисина, внесла значительный вклад в понимание раннего детского возраста и аспектов, влияющих на формирование личности ребенка. Она, также, как и М. Малер, утверждала, что с рождения и на протяжении первого месяца, ребенок находится на стадии физической адаптации и потребность в общении с матерью минимальна, но уже в период до полугода ребенок становиться активным участником общения, социального взаимодействия со взрослым, как субъекта формирования отношения к самому себе и другому человеку. Также М. И. Лисина указывает о появлении в начале второго полугодия новой ситуативно-деловой формы общения ребенка со взрослым, сотрудничество на основании предметно-манипулятивной деятельности. Как мы можем увидеть, Майя Ивановна, в своих работах разделяет инициативу во взаимодействии между ребенком и взрослым, не сводя младенца к объекту влияния, наделяя его свойствами субъекта общения [8.167].

Читайте также:  Семиотическая функция для развития ребенка

Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби исследовал особенности психики ребенка раннего возраста в условиях Второй мировой войны, где случаи разлуки матери и ребёнка были достаточно частыми. Дж. Боулби акцентировал своё внимание на отношениях привязанности как результате социально-эмоциональных отношений родителя и ребенка в течение первых 12–18 месяцев. Наблюдающийся на рубеже первой половины года переход от активного социально-эмоционального взаимодействия с матерью к предметам может быть связан с формированием у ребенка ощущения безопасности исследования первичного объекта и переноса этого опыта на предметы. Совместно с Дж. Боулби исследования в области привязанности между матерью и ребёнком проводила канадский психолог Мэри Эйнсворд, которая заложила понятие «надёжной базы» и выделила типы привязанности между матерью и младенцем (надежный, избегающий, амбивалентный). Она установила, что надёжный тип привязанности является следствием материнской сенситивности к сигналам и потребностям ребенка. Результаты, полученные Мэри Эйнсворд, многократно подтверждались и подтверждаются и другими исследователями. В тоже время степень влияния материнской сенситивности для формирования надежной привязанности варьируется, что указывает на необходимость точного измерения и изучения других переменных [2. 205]. Основываясь на работах Дж. Боулби и Мэри Эйнсворд доктор психологических наук Р. Ж. Мухамедрахимов и коллеги пишут о том, что как мать, так и младенец участвуют в создании диадических отношений, а также меняют их, изменяясь сами. Но по мере накопления социального опыта и формирования обобщенных представлений о социально-эмоциональном взаимодействии развитие личности ребенка связано скорее с наиболее повторяющимися, стабильно проявляющимися чертами поведения матери [8.158].

Американский психоаналитик Дж. Джонсон в своей работе «Психотерапия характера» обобщил данные клинического психоанализа и собственные практические наблюдения и связал такие типы характера, как шизоидный, истероидный, нарциссический и др. с характером взаимоотношения ребенка с матерью в раннем возрасте. Также он выстроил концепцию психологических нарушений взрослого пациента и стратегию психотерапии [6.18]. Данная концепция в своём языке и методах исследования несколько отличается от российской академической науки, но является ценной для понимания взаимосвязи между младенцем, личностными особенностями матери и дальнейшей социализации ребенка.

В анализируемых концепциях большое внимание уделяется аспектам формирования личности ребенка, анализируются социальное и эмоциональное поведение матери, а также стилю взаимодействия в диаде мать — дитя. Но представленные теории, по нашему мнению, недостаточно глубоко и подробно исследуют проблему влияния индивидуальных особенностей матери на формирование личности ребенка. Остаётся открытым вопрос о том, имеют ли принципиальное значение, такие личностные характеристики матери, как преобладающий тип психологических защит, уровень агрессивности, темперамент и другие. Проблема влияния личностных характеристик матери на формирование ребенка раннего возраста является многогранной, в её исследовании важно учитывать ряд исторических, культуральных, социальных и психологических аспектов, которые стали тщательно исследоваться в относительно короткий исторический период, а именно с начала двадцатого века.

Литература:

1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 416 с.

2. Боулби Дж Создание и разрушение эмоциональных связей М.: Изд-во Канон Плюс, 2019. — 272 с.

3. Бурлакова Н. С. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Изд-центр «Академия», 2005. — 288 с.

4. Винникотт Д. В. Ребенок, семья, внешний мир/ Пер. с англ. А. Багрянцева, М.: Изд-во «Институт Общегуманитарных Исследований», 2015. — 256 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Из-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).

6. Джонсон Стивен М. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2001. — 356 с.

7. Малер Маргарет С, Пайн Фред, Бергман Анни Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2011. — 413 с. (Библиотека психоанализа)

8. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 288с.

9. Руссо Жан-Жак Исповедь/ Пер. Горбов Д. В. — М.: Эксмо-Пресс, 2018. — 160 с.

10. Фогель Ф., Мотульски А.Генетика человека: В 3-х т. Т. 1: Пер. с англ. — М.: Мир,1990. — 366 с, ил.

11. Шестакова Е. Ю. Концепция детства в русской классической литературе (первая половина XIX века и русское зарубежье XX века) // Филологический класс. — 2006. — № 16. — С. 27–30.

12. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития — 6-е изд. СПб.: Питер, 2003. — 976 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.: ил. — (Труды д. чл. и чл.- кор. АПН СССР).

Основные термины (генерируются автоматически): мать, ребенок, ранний возраст, детская психология, взрослый, младенец, младенческий возраст, роль матери, значительный вклад, материнская сенситивность.

Источник