Особенности течения развития ребенка до рождения

Особенности течения развития ребенка до рождения thumbnail

Факторы развития – это постоянно имеющиеся обстоятельства, условия, вызывающие устойчивые изменения в психофизическом развитии. В условиях нормального развития индивида ученые Г. Дульнев, А. Лурия, относят:

– нормальную работу головного мозга и его коры, так как патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения, анализ и синтез информации, поступающие в мозг, взаимодействие между блоками мозга, отвечающие за различные аспекты психической деятельности человека;

– нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранения нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

– сохранность органов чувств, обеспечивающих нормальную связь ребенка с окружающим миром;

– систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в ДНЗ и в общеобразовательной школе.

Соответственно, отсутствие каждой из указанных условий приводит к нарушению нормального развития ребенка. Развитие как аномального, так и нормального ребёнка, в целом определяется сочетанием биологических и социальных условий. Разграничивая сущность биологических и социальных факторов, важно заметить: биологические факторы являются естественной, а социальные – ведущей условием развития ребенка, что доказано исследованиями. Соответственно, причины, факторы нарушенного развития могут быть связаны с каждой из этих условий, которые начинают действовать на ребенка еще до его рождения.

К биологическим факторам возникновения нарушений психофизического развития у ребенка относят:

– хромосомные-генетические отклонения в организме ребенка;

– эндокринные заболевания матери (например, диабет и др.);

– инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременна ости (краснуха, токсоплазмоз, грипп и др.);

– венерические заболевания родителей (гонорея, сифилис) и др.;

– несовпадение резус-факторов;

– биохимические вредные воздействия: радиация; экологические загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами (ртуть, свинец и др.); использование пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов; потребление фруктов, овощей, зелени, выращенных на земле, чрезмерно насыщеный искусственными удобрениями. Особенно вредными эти влияния является для родителей к беременности женщины, на женщину во время беременности и ребенка в постнатальный период;

– алкоголизм и наркоманию родителей, особенно матери;

– гипоксию (кислородную недостаточность);

– токсикоз матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

– патологический ход родовой деятельности женщины, особенно травматизации головного мозга ребенка;

– серьезные отклонения в соматическом здоровье матери (в том числе недоедания, соматическая ослабленность, гиповитаминоз, переохлаждение и др.);

– мозговые травмы у ребенка, тяжелые инфекционные и токсико-дистрофийни заболевания в постнатальный период;

– хронические заболевания ребенка в раннем и дошкольном возрасте (диабет, заболевания крови, сердечно-сосудистые болезни, астма, туберкулез и др.).

Социальные влияния на развитие ребенка также имеют место еще до ее рождения. Современными исследованиями доказано, что во внутриутробный период на ребенка негативно влияют не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых находится мать ребенка и которые направлены против самого ребенка, а именно: желание избавиться от беременности, негативные или тревожные чувства, повязки. связанные с предстоящим материнством, и т.п.Наиболее патогенными являются долговременные отрицательные переживания матери, сказывается на сужении сосудов кровеносной системы плода, соответственно – на затруднении питания головного мозга кислородом; плод развивается в условиях гипоксии, и может начаться отслойка плаценты и преждевременные роды.Не менее патогенными есть сильные кратковременные стрессы, обусловливающие переживания, негативное настроение, слезы и др. Большое значение имеет и психологическое состояние матери во время родов.

Влияние социальных условий развития ребенка возрастает еще более, когда она рождается. Признание влияния биологических и социальных условий на ее развитие предопределяет рассмотрение истинных патологических влияний, которые способствуют возникновению определенного вида дизонтогнезу. По данным Г. Сухарев, М. Певзнер, В. Лебединского, Е. Симерницькой и других, характер дизонтогенеза определяется следующими параметрами: время патогенных влияний; этиологией нарушений; распространенности нарушения; степенью нарушения межфункциональных связей. Поскольку патогенные воздействия могут происходить в пренатальный период (до начала родовой деятельности у женщины), натальная (во время родовой деятельности), постнатальный (после родов женщины и до трех лет ребенка), то считаем целесообразным рассмотреть особенности развития ребенка в начале беременности женщины, когда возможно возникновение крупнейшего недоразвития.

Беременность – период с момента зачатия до рождения – является фактом биологической жизни плода в утробе матери и в среднем составляет 266 дней. Исследование О. Кочерги свидетельствуют, что это очень важный этап в жизни ребенка, и беременность в своем развитии подразделяется на три этапа:

I этап – яйцо (от зачатия и до конца второй недели).Через несколько часов после оплодотворения клетки интенсивно делятся, двигаясь по одной и из труб к матке.Они превращаются в бластоцист (комкообразных скопления клеток), заполненный жидкостью. При движении его клетки делятся, образуя будущие ткани, которые выполняют разные функции. Входя в полость матки, бластоцист уже имеет 200 клеток. В течение нескольких дней он находится в свободном плавании. Затем прикрепляется к стенке матки. Процесс закрепления заканчивается на 10-14 день, бластоцист превращается в эмбрион. Через два дня, после полного проникновения в слизистую оболочку матки и закрепления в ней, происходит задержка менструации, так как этот маленький эмбрион выделяет гормоны, диктует условия своей жизни миллиардам клеток женского организма, подчиняя их деятельность себе.

II этап – эмбрион (с конца второй недели до конца второго месяца).В этот период в эмбрионе формируется плодотворная пузырь, плацента и пуповина. Плодотворное пузырь заполнен околоплодной жидкостью (омнионом), которая поддерживает постоянное тепло, температуру эмбриона. Плацента начинает развиваться с момента имплантации (погружения бластоцисты в стенку матки) и продолжает расти примерно до седьмого месяца беременности. Плацента выполняет большую работу, беря на себя функцию легких, почек, кишечника, печени и гормональных желез. Она обеспечивает обмен веществ между организмом матери и эмбрионом, задерживает крупные инородное образования, но пропускает питательные вещества. Плацента повязкам связана с эмбрионом пуповиной.Пуповина имеет две артерии, которые переносят с кровью продукты распада из эмбриона в плаценту, и одну вену, которая, в свою очередь, доставляет с кровью кислород и пищевые продукты, вещества.Важно отметить, что кровеносная система организма матери и эмбриона не является общей. На протяжении всех шести недель эмбрионального развития зародыш быстро растет, меняясь каждый день. После имплантации эмбриона, загуснувшы, масса клеток, из которой образуется бластоцист, распадается, дифференцируясь на три слоя: ектодерму (внешний зародышевый лепестков) – внешний слой, который позднее превращается в кожу, волосы, ногти, часть зубов, нервную систему, органы чувств; ентодерму (внутренний зародышевый лепестков) – основу кишечно-желудочного тракта, щитовидной, слюнной, поджелудочной желез, евстахиевых труб, трахей, бронхов, легких, печени; мезодерму (средний зародышевый лепестков) – образуется дерма (внутренний слой кожи), который дает начало мышечной ткани, келета, кровеносной системе, органам выделения.

III этап – плод (от начала третьего месяца до рождения). С момента зачатия ребенок потяжелел в миллион раз и в длину вытянулся в двести сорок раз. Плод может открывать рот, вдыхать и выдыхать. Существенной является способность глотать (околоплодной жидкости – омнион), выпивает в последующие месяцы до пол-литра в день. Увеличение веса в последние три месяца достигается главным образом за счет подкожного жира, что обеспечивает требуемую температуру тела ребенка после рождения. В последние месяцы плод растет медленнее. В конце беременности плод занимает положение вниз головой.

Большинство современных психологических концепций развития личности придирчиво рассматривают начальный этап жизни человека, связывая его успешность с дальнейшим становлением личности. Поэтому считаем целесообразным помесячно рассмотреть внутриутробной жизни ребенка.

Первый месяц внутриутробной жизни – период наиболее интенсивного роста в жизни человека: по сравнению с зиготой (клетка, образующаяся в результате слияния мужской и женской половых клеток), эмбрион увеличивается в 10 000 раз. Кровь уже течет в артериях и венах эмбриона, хотя их размер еще слишком мал. Сердце эмбриона по размеру равен строчной буквой, частота сердцебиения – 65 толчков в минуту. На этом этапе уже есть зачатки головного мозга, почек, печени и пищевода. Начинает действовать пуповина – мостик между эмбрионом и матерью. Под микроскопом на голове эмбриона можно рассмотреть несколько выпуклостей, которые превращаются в глаза, уши, нос и рот. Определить пол ребенка еще невозможно.

Читайте также:  Как узнать что ребенок отстает в развитии в 5 лет

Второй месяц внутриутробной жизни. Длина эмбриона от 21мм до 2,5см, масса от 1г до 2,1г. Председатель вдвое меньше всего тела. Четко дифференцируются части лица, появляются зачатки зубов и языка. На руках выделяются кисти и пальцы на ногах – колени, голени и стопы. Хотя плод имеет тонкую кожу, уже можно получить отпечатки пальцев рук и ног. Костные клетки формируются на восьмой неделе внутриутробного развития. Мозг координирует функционирование органов. Развиваются половые органы. Сердечный ритм стабильный. В желудке вырабатываются пищеварительные соки, в печени образуются кровяные клетки, в почках кровь очищается от мочевины. Кожа реагирует на тактильные раздражения. На грубое механическое раздражение (удар) плод восьми недель реагирует сгибанием туловища, подъемом головы и отведением рук назад.

Третий месяц внутриутробной жизни. К концу третьего месяца вес плода достигает 28г, длина 70,5мм. Плод имеет ногти, ресницы (пока закрыты), голосовые связки, губы и нос, что выступает. Председатель плода остается большой – около 1 / 3 всей длины, характерен высокий лоб. Пол будущего ребенка в этот период уже определить легко. Органы уже функционируют: плод моей же дышать (заглатывать жидкость амниона в легкие и выпускать ее наружу), иногда происходит мочеиспускание. В рёбрах и позвоночнике соединительная ткань меняется на хрящевую. Рефлексы плода разнообразны: он двигает ногами, руками, большими пальцами рук и головой; рот плода открывается и закрывается, осуществляет глотательные движения. Когда касаются её, плод щурится, когда ладони – часто сжимает кисть в кулачок; прикосновение к губам вызывает сосательный рефлекс; во время удара по пятам пальцы ног разгибаются. Эти рефлексы у новорожденного исчезают в течение первых месяцев.

Четвертый месяц внутриутробной жизни. Тело растет быстрее, чем голова, и пропорция головы до тела становится 1:4 (как у новорожденного). Длина плода 20 – 25см, вес 170г. Пуповина приблизительно равна длине плода и увеличивается вместе с ним. В этот период завершается развитие плаценты. Мать начинает ощущать движения плода – так называемые шевеление, которые в некоторых странах и религиозных школах считают началом человеческой жизни. Рефлексы плода становятся резвее вследствие развития мышечной системы.

Пятый месяц внутриутробной жизни. Вес плода в этот период колеблется в пределах 340 – 450г, длина тела достигает 310мм. Появляются индивидуальные черты внешности, присущие только этому плода. Стабилизируется изменение состояний, подобных сна и бодрствования, особое положение плода (предлежание). Увеличивается двигательная активность: плод толкается, потягивается, чешется. Если приложить ухо к животу матери, то можно услышать сердцебиение ребенка. Начали функционировать потовые и сальные железы. Система дыхания плода еще не приспособлена к самостоятельной дыхания вне матки; дети, родившиеся в этот период, как правило, не выживают. Будущие матери должны не перегружать позвоночник. Плод слышит громкие крики вокруг, четко реагирует на мамино настроение.

Шестой месяц внутриутробной жизни. Скорость роста плода несколько замедляется, и к концу шестого месяца он имеет длину около 350мм, массу тела – 560г. Появляется подкожная жировая клетчатка. Завершается развитие глаз: они открываются, закрываются и смотрят во всех направлениях. Плод способен слышать, плакаты, крепко сжимать руку в кулачок. Дети, которые родились на шестом месяце, имеют небольшой шанс остаться в живых, поскольку формирование их дыхательного аппарата еще не завершено. Между тем, известны случаи, когда ребенок, рожденный в этот период, выживает.

Седьмой месяц внутриутробной жизни. К концу седьмого месяца длина плода достигает 400мм, масса тела колеблется от 1400 до 2300г. Рефлексы в этот период окончательно сформированы. Плод дышит, глотает, делает движения, похожие на крик, может сосать большой палец руки. Лануго (шелковистые волосы, растущие по всему телу) может исчезнуть или остаться до рождения. Волосы на голове продолжают расти. У плода функционируют желудок, кишечник – ребенок глотает околоплодные воды и в них же высвобождает продукты обмена. Плод осуществляет единичные дыхательные движения. В этот период ребенок начинает реагировать на громкие звуки, на голоса родителей. Поэтому супругам отныне надо особенно следить за своей речью, избегать ссор, оскорбительных слов, ведь к вам прислушивается и у вас учится ваш ребенок. Мать замечает, что ребенок меньше обычного шевелится, причем движения ощутимы только в определенной части матки. Причина проста – малыш уже достаточно большой, поэтому не может свободно переворачиваться, как раньше. А в конце седьмого месяца беременности он приобретает стабильное положение – обычно (в 85% беременных) вниз головой, и реже – ягодицами. Такая поза несет определенный риск родовых осложнений – поскольку тазовые кости ребенка значительно уже за объем черепа, голова может застрять во время выхода плода из шейки матки, в результате чего травмируются и малыш, и мать. Поэтому женщинам с таким размещением плода на 31-й неделе беременности назначают комплекс гимнастики, благодаря которой малыш к 34-й недели еще может перевернуться в нужную позу. В конце седьмого месяца рекомендовано сделать последнее УЗИ, цель которого – установить положение плода, определить степень зрелости плаценты и проверить, нет обвития пуповиной. Начиная с этого периода, будущая мать должна ограничивать нагрузки как физические, так и умственные, – ей нужно больше отдыхать. Шансы плода весом как минимум 1 500г на выживание достаточно велики при условии интенсивных медицинских мероприятий. Плод доращивают в условиях изоляции от внешней среды (кювезе) до достижения им массы тела 2 300г.

Восьмой месяц внутриутробной жизни. Восьмимесячный плод достигает 450-500мм в длину с весом 2 300-3 200г. Ему становится мало места, поэтому двигательная активность снижается. В течение этого и следующего месяцев по всему телу идет формирование жировой клетчатки, которая поможет ребенку приспособиться к изменению внешней температуры после рождения.

Девятый месяц внутриутробной жизни. Примерно за неделю до рождения плод прекращает расти, достигая в длину 500мм, масса плода приблизительно равна 3400г. Мальчики, как правило, немного длиннее и тяжелее девочек. Продолжает формироваться жировая клетчатка, повышается эффективность работы различных систем органов, частота сердечных сокращений, через пуповину начинает выводиться большое количество продуктов обмена. Цвет кожи сначала красный, потом становится бледнее. На момент рождения общий срок пребывания плода в утробе матери равен примерно 266 дней, хотя, как правило, беременность длится 280 дней, поскольку большинство врачей начинает отсчет от последнего менструального цикла матери.

Таблица 1.1.

Оценка качества состояния новорожденного по шкале Апгар

Критическая характеристика

Оценка, баллы

2

1

Кожный покров

Розовый

Розовый, конечности синюшные

Синюшный или бледный

Дыхание

Глубокое, ритмичное, крик громкий

Поверхностное, неритмичное, не кричит или кричит слабо

Дыхание и крик отсутствуют

Частота пульса

Выше 100

Ниже 100

Отсутствует

Мышечный тонус

Умеренный

Слабый

Выраженная гипотония

Рефлекторная реакция на катетер в носу

Кашель или чихание

Гримаса

Не соответствует

Указанная оценка качества состояния новорожденного должна быть понятной и осознанной родителями. В роддоме в течение первой минуты после рождения По пяти основным клиническим признакам осуществляется оценка адаптации новорожденного ребенка к внеутробного в языков существования по шкале Апгар.В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценки в баллах и полученные результаты составляют. Нормальной считается оценка по шкале Апгар в 9-10 баллов. Если оценка несколько снижена и соответствует 7-8 баллам, то это свидетельствует о резидуальной энцефалопатией или легкую асфиксию плода, что в дальнейшем приводит к минимальной мозговой дисфункции и цереброастеничного синдрома.

Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности ребенка, так и ее нервно-психического развития.

Низкие оценки, особенно 5 баллов, относятся к фактору риска относительно смертности и развития неврологических нарушений.

Источник

С точки зрения поведения между новорожденным и 32-недельным плодом  есть небольшая разница. Результаты новых исследований дали основание предполагать, что плод может чувствовать, видеть сны и даже получать удовольствие от прослушивания «Кота в сапогах». В обсуждениях абортов об этом никогда не говорится.

Сцена, которая всегда будет вызывать мурашки по телу: малыш, всего несколько секунд от роду, все еще влажный от выделений из матки, берется на руки уставшими, но счастливыми родителями. Они с восхищением наблюдают тем, как  их ребенок напрягается и корчится, кривит рот, издавая звуки, и открывает глаза. Для каждого, кто наблюдает эту трогательную сцену, становится очевидным: появление на свет – это точка отсчета всего, начало начал.

Читайте также:  Полноценное развитие личности ребенка в различных видах деятельности

«Но это не так,» – заявляет Джанет ДиПетро, психолог из Университета Джонс Хопкинс – «Рождение – это большое событие, но это обычный факт в развитии. Ничего интересного с точки зрения неврологии не происходит».

Применяя сложнейшее высокочувствительное оборудование, ДиПетро и другие ученые наблюдают сегодня за тем, как плод развивается в утробе матери. На 32 неделе беременности – за два месяца до того, как ребенок будет готов к появлению на свет «в срок», – плод ведет себя практически как новорожденный. И это продолжается все следующие 12 недель.

Опровергая ранее существующие представления о жизни младенцев в утробе матери, последние исследования ученых доказывают:

  • К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра он может слышать.

  • Совсем как взрослые, плод переживает стадию быстрого сна (сон с быстрым движением глаз).

  • Плод пробует пищу матери, впервые улавливая предпочтения в еде, присущие культуре, еще в утробе.

  • Среди прочих умственных умений, плод может отличить голос матери от голоса незнакомого человека, а также реагировать на знакомую сказку, прочитанную ему.

  • Даже недоношенный ребенок все осознает, чувствует, реагирует и приспосабливается к тому, что его окружает.

  • Плод реагирует на определенные стимулы, но это не значит, что это должно стать целью более глубоких исследований. Фактически сенсорная стимуляция плода может привести к аномальной адаптации в дальнейшем.

Сегодня ученые знают, что основы человеческого поведения начинают закладываться очень рано – фактически спустя несколько недель после зачатия. Задолго до того, как женщина обычно узнает о своей беременности, уже начинают формироваться мозговые клетки эмбриона. К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который в последствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить.

К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть.

Восприимчивость плода

Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. ДиПетро предполагает, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе.

Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», – таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, который совместно с коллегами из университета Колумбии наблюдает циклы сна и бодрствования для того, чтобы выявить примеры нормального и аномального развития мозга, а также сделать возможные прогнозы относительно синдрома внезапной смерти  новорожденного. «Мы фактически спрашиваем плод: на что ты обращаешь внимание? Адекватно ли  действует твоя нервная система?» – говорит Файлер.

Движения плода

Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине».

Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель.

Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, – предполагает ДиПетро.

Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», – говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».

Вкусовые ощущения плода

Причины того, что взрослые люди любят острый перец и пряные приправы, возможно, также связаны с внутриутробным развитием. К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых, и врачи знают, что околоплодная жидкость, окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, тмина, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Ощущают ли их эмбрионы, еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую.

«В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», – отмечает Джули Менелла, кандидат наук, биопсихолог из Центра Монелл, изучающего ощущения, возникающие под действием химических раздражителей, в штате Филадельфия. Она считает, что вкус околоплодных вод может служить «переходным звеном» к вкусу грудного молока, которое также содержит привкус продуктов с материнского стола.

Слуховые ощущения плода

Неясно, ощущает эмбрион вкус или нет, но то, что он слышит, не вызывает сомнений. Появившийся на свет недоношенный ребенок (24-25 недель) реагирует на звуки вокруг него, – говорит Альс, – то есть его слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля.

Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире, – сообщает ДиПьетро. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса,  «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Файфер обнаружил, что сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит, он предположил, что плод не только слышит и узнает звуки, но и  успокаивается, слыша их.

Зрительные ощущения плода

Зрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Как в утробе нет абсолютной тишины,  так и нет абсолютной темноты. Файлер считает: «Возможно, имеется достаточно зрительных раздражителей, проходящих через ткани материнского организма, чтобы плод мог реагировать, когда мать находится в ярко освещенном помещении, как например, при приеме солнечных ванн”.

Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Высокая концентрация кислорода в воздухе долгое время считалась причиной нарушений сетчатки у недоношенных детей, в то время как фактически они могли быть вызваны избыточным воздействием света на определенном этапе развития, говорит Альс из Гарварда.

Читайте также:  Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии ребенка

Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, – говорит Альс, – форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга. 

Познавательная деятельность плода

Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.

Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, – а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.

Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, – они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.

Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.

Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, – отмечает Файфер, – но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.

Личность плода

Не секрет, что дети рождаются с определенными отличительными особенностями поведения, которые определяют их темперамент. Но каким образом и на какой стадии внутриутробного развития закладываются особенности поведения плода – является предметом глубоких исследований.

Первое официальное исследование темперамента плода было проведено Ди Пьетро и его коллегами в 1996 году. Они фиксировали сердцебиение и двигательную активность плода 6 раз, начиная с 31-й недели и до рождения, а затем сравнили с аналогичными данными после рождения (с эксперименте были исследованы более 100 детей).  В результате было обнаружено следующее: дети, которые были активны еще в утробе матери были более возбудимы после рождения. Те же, которые имели нерегулярный режим сна и бодрствования внутри утробы матери, спали меньше и хуже и после рождения.

«Поведение не начинается с рождения, – говорит Ди Пьетро, – оно начинает складываться задолго до этого и развивается по определенным законам». Одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие, являются окружающие плод условия жизни.  По словам Альс из Гарварда, плод получает огромное количество гормонов от матери, поэтому на его хронобиологические ритмы влияют циклы сна и бодрствования матери, ее порядок приема пищи, ее движения.

Гормоны, вырабатываемые матерью под действием стресса, также могут иметь важное значение. Ди Пьетро обнаружил, что чем больше подвержена стрессу будущая мать, тем более активен плод, и тем более восприимчив к раздражителям ребенок.  «Наибольшее количество стресса испытывает в период беременности работающая женщина,» – говорит Ди Пьетро, – «В наши дни женщины работают практически до самого дня родов, несмотря на то, что возможные последствия еще не изучены до конца. Так принято в нашей культуре, но я считаю это неразумным».

Альс соглашается с тем, что работа может стать огромным стрессом, но подчеркивает, что гормоны в период беременности помогают блокировать стресс и у матери, и у плода. Индивидуальные реакции на стресс тоже имеют значение. «Беременная женщина, которая решила работать, отличается от женщины, которая решила не работать», – объясняет она.

Она также отличается и от женщины, которая вынуждена работать. Исследования Ди Пьетро показали, что плод малообеспеченной женщины отличается нейроповеденчески – он менее активен, с более слабым сердцебиением, чем плод женщины среднего класса. “Кроме того, малообеспеченная женщина подвержена большему стрессу во время работы, чем женщина среднего класса”, – отмечает она. Ди Пьетро предполагает, что несбалансированное питание и проблемы окружающей среды также могут серьезно повлиять на развитие плода у малообеспеченных женщин.

Все стрессы, диеты и токсины, вместе взятые, могут оказать вредное воздействие на умственное развитие. Современные исследования, проведенные биостатистиком, кандидатом наук Берни Дэвлином, в университете Питтсбурга, показали, что гены, возможно, влияют на коэффициент умственного развития гораздо меньше, чем считалось ранее, а также то, что внутриутробные условия развития плода могут оказать существенно большее влияние. «Наши старые представления об условиях, влияющих на плод до его рождения, и о кормлении после рождения требуют пересмотра», – настаивает Ди Пьетро, –  «Антенатальные условия развития также определяются матерью».

Будущие родители, которые хотят помочь еще не родившемуся ребенку психически развиваться, должны начать с понимания того, что в антенатальный период развития плод должен быть обеспечен нормальным питанием, не подвергаться стрессу и изолирован от наркотиков. Разные авторы и «специалисты» также советуют регулярно поглаживать живот, беседовать с ним через сложенную трубкой бумагу – «беременный телефон», напевать классические мелодии, и даже светить на живот.

Возникает вопрос, имеет ли какой-то эффект такая стимуляция? Но главное, является ли она безопасной? Те, кто пользуется такими методами, верят, что их дети становятся умнее, общительнее, рождаются с музыкальными способностями, физически более развитыми и социально более адаптированными по сравнению с другими детьми. Ученые, тем не менее, настроены скептически.

«Нет ни одной защищенной научной работы в мире, которая подтвердила бы какой-либо длительный эффект подобной стимуляции», – заявляет Файлер, – «Поскольку никто не может четко сказать, когда плод бодрствует, то поглаживание живота или разговоры через спикер могут нарушить естественный сон.  Никто не считает, что такие поглаживания или ощупывания, а также прикладывания различных устройств для говорения к уху необходимы новорожденному младенцу в кроватке, так зачем они нужны плоду?»

Альс подчеркивает еще больше: “Я уверена, что прикосновения, тряски и другая специальная стимуляция плода может изменить ход его развития, и еще все, что влияет на развитие мозга, имеет свою цену.»

Нежные разговоры с плодом, тем не менее, считаются малоопасными. Файфер считает, такой вид взаимодействия с плодом может помочь как родителям, так и плоду. «Думая о Вашем плоде, разговаривая с ним, предлагая ваше?