Особенности социального развития ребенка с тнр
Психологические особенности детей с ТНР.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.
Обычно выделяются группы со следующими наущениями: 1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);
2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиям и алексиями, дисграфиями и аграфиями);
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, тахилалией, брадилалией).
Психологические особенности детей с ТНР
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Тяжёлые нарушения речи по – разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально – волевой сферы личности, межличностных отношений.
Особенности развития восприятия:
Слухового-нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.
Зрительного-бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.
Пространственного-нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. Так, нарушение функции речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. ОНР – основные препятствия в овладении грамотным чтением и письмом. Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблюдаются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера. Необходимое условие для обучения детей грамоте — развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей.
Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д., характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.
Особенности развития памяти:
Отмечается снижение продуктивности запоминания
-Характерно долгое запоминание и быстрое забывание
-Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы
-Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов)
-Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания
Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Так, у детей с ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нормально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.
Особенности внимания детей с ТНР:
-неустойчивость
-трудности переключения и распределения
-трудности в планировании и контроле своих действий
-трудности сосредоточения на вербальном материале
Так, у детей с дизартрией вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Низкий уровень произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. При этом страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью (упреждающего, текущего, последующего). Причём наиболее страдают упреждающий (связанный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля.
Особенности развития мышления:
-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.
-Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.
Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Задержано формирование словесно – логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.
Особенности эмоционально –волевой сферы:
Эмоциональная незрелость
-Трудности произвольного поведения
-Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению
-Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)
-Заниженная самооценка
-Повышенная обидчивость, ранимость
-Тревожность
-Агрессивное поведение разной степени выраженности
ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально – волевой сферы. У детей с ринолалией нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности. У детей с дизартрией эмоционально – волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у
некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе. Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально – волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.
Основные задачи работы педагога – психолога:
– способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;
– создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями;
– повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.
Коррекционно- развивающая работа направлена на развитие всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности.
Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
В работе с детьми с нарушениями речи необходимо сочетать упражнения на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Например, пальчиковые игры дополнительно развивают слуховую и моторную память, учат концентрировать и переключать внимание; упражнение на корректурную пробу, развивает не только качественные характеристики внимания (концентрацию, объем, распределение), но и память, мелкую моторику.
Большое значение нужно придавать развитию внимания, его произвольности, так как невнимательный ребенок не в полном объеме усваивает предложенный ему материал. Упражнения на развитие внимания хороши еще и тем, что они совершенствуют навыки самоконтроля за собственным поведением. В работе с ребенком чередуются задания на зрительное и слуховое внимание. Данные упражнения сначала отрабатываются индивидуально с ребенком, чтобы снизить действие внешних, отвлекающих факторов, а затем в подгруппе.
Много времени в работе с детьми нарушениями речи необходимо уделять упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации (ЗМК), которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, памяти и мышления. Это: пальчиковая гимнастика, рисование на манке, дорожки, штриховки, дорисовывание картинки, пальчиковые игры с предметами, тактильные мешочки и т.д.
Учитывая повышенную утомляемость таких детей, применяются упражнения на снятия психо-эмоционального и физического напряжения: это физминутки посередине занятия, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию и на снижение напряжения в различных частях тела (например, мышц лица, рук и т.д.). Такие упражнения способствуют не только снятию возбуждения или напряжения, но и помогают сконцентрировать внимание ребенка.
Упражнения на развитие речи используются со следующими целями: обогащение словарного запаса, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение составить рассказ по картинке или серии картинок. Конечно же, не может быть такого, что упражнение развивает только речь, как правило, задействованы все когнитивные процессы. Поэтому, в работе используются разнообразные упражнения и игры для развития памяти, мышления, речи.
Коррекция эмоционально-волевой сферы — это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка, снижение психоэмоционального напряжения.
Коррекция коммуникативной сферы заключается в принятии себя, формировании адекватной самооценки, уменьшении агрессии в межличностных отношениях; улучшении коммуникативных качеств личности: появления активности и самостоятельности; приобретении навыков конструктивного поведения.
Развитие коммуникативной функции речи происходит в подгруппе. Применяются следующие приемы: этюды, психогимнастические упражнения, упражнений на вербальную и невербальную коммуникацию. Это упражнения, где детям необходимо вступить друг с другом в контакт, договорится, понять друг друга, используя речь или только мимику и пантомимику.
Содержание работы с педагогами и родителями заключается в оказании им психологической и информационной помощи (консультационная и психопрофилактическая работа):
- Знакомство с психологическими особенностями детей с нарушениями речи. Родители, как правило, не связывают речевое нарушение у своего ребенка, например, с эмоциональной неустойчивостью. Здесь также рассказывается о том, как важно организовывать режим дня для ребенка с целью недопущение его переутомления.
- Особенности общения с данной категорией детей. Как надо говорить с ребенком с нарушением речи, как поощрять речевую активность, о пользе чтения ребенку вслух и т.д.
- Рекомендации по развитию у таких детей речи, других познавательных процессов. Здесь рассказывается о тесной взаимосвязи речи с другими познавательными процессами, о важности развития всех познавательных процессов у ребенка.
- Рекомендуются игровые упражнения, которые родители могут выполнять с ребенком дома (а педагоги – в группе). Например, каждый родитель может сделать со своим ребенком пальчиковую гимнастику, поиграть в пальчиковый или кукольный театр. Это игровые упражнения для развития не только речи, но и внимания, мелкой моторики, мышления.
Таким образом, сопровождение психологом ребенка с нарушением речи охватывает всех участников образовательного процесса и заключается в создании психологических условий для его развития и успешного обучения.
Источник
Особенности развития детей с ТНР
Главная особенность выявленных в детском возрасте нарушений развития речи — обратимость или минимизация сопутствующих им последствий. Они могут носить как физиологический, так и патологический характер. У детей с ТНР отсутствует первичное нарушение интеллекта, сохранен слух, но имеются серьезные речевые дефекты, которые оказывают негативное воздействие на становление психики — невнятная речь, неправильное произношение звуков, недостаточная степень овладения звуковым составом слова, которое может повлечь за собой нарушение в развитии навыков чтения и письма. Несмотря на то, что многие дети отлично понимают обращенную к ним речь, сами они не имеют возможности для общения с окружающими посредством словесной формы речи. В ряде случаев эти и многие другие дефекты являются серьезным препятствиям для полноценного общения.
Из тяжелых речевых нарушений наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия. К ТНР можно отнести и некоторые из форм заикания (при условии, что из-за данного дефекта ребенок не может обучаться в обычной школе). Как правило, сюда относят сочетающееся с ОНР (общее недоразвитие речи) заикание.
Особенности детской речевой деятельности оказывают непосредственное воздействие сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, а именно — на процесс их формирования. Можно отметить недостаточную степень устойчивости внимания и ограниченность возможностей для его распределения. Невысокая мнемическая активность способна сочетаться с замедленным развитием остальных психических процессов. Имея полноценные предпосылки для овладения доступными для своего возраста мыслительными операциями, дети лишены такой возможности по причине отставания в развитии словесно-логического мышления, они едва способны овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи выражаются также в виде соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций. Для них характерно и некоторое отставание развития двигательной сферы, выражающееся в недостаточной координации движений, низкой скорости и ловкости их выполнения. Наиболее трудным является выполнение движений в соответствии со словесной инструкцией из-за недостаточной координации пальцев кисти рук и уровня развития мелкой моторики.
У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере: им свойственны частая смена интересов, ненаблюдательность, низкая мотивация, негативное восприятие, неуверенность в собственных возможностях, высокий уровень раздражительности и агрессии, обидчивость, проблемы в общении и установлении контактов с окружающими. Подобные нарушения выражаются также в затрудненном формировании саморегуляции и самоконтроля.
Приведенные выше особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи не могут быть преодолены спонтанно. Они требуют проведения целенаправленной коррекционной работы под руководством узкоквалифицированных специалистов. Главная задача родителей в данном случае — не игнорировать проблему, а оказывать всяческое содействие в ее решении.
Помимо коррекции речи, занятия со специалистами направлены на развитие памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики. При грамотном подходе дети способны овладеть устной и письменной речью, а также многими другими необходимыми для успешного обучения в школе и общения со сверстниками навыками.
Источник
Библиографическое описание:
Лопушинская, С. П. Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / С. П. Лопушинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 255-255. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42817/ (дата обращения: 27.09.2020).
Встатье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжелым нарушением речи.
Ключевые слова: социализация, социальное развитие, семья, окружающий мир, сверстники, речь, общение, младшие школьники
The article deals with the essence of the concepts of “socialization”, «social development». In this work, the problem of the peculiarities of social development of pupils of classes with SSD is studied, speech activity is described and characterized.
Key words: socialization, social development, family, surrounding world, peers, speech, communication, younger schoolchildren
Школа уже на протяжении длительного исторического времени является ведущим фактором социализации личности. Выявление особенностей социализации учащихся с ТНР является актуальной задачей для организации эффективного педагогического содействия их личностному развитию, разработки педагогических условий преодоления трудностей социализации в условиях образовательного учреждения. Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей социального развития учащегося младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, отмечается, что эффективность логопедической коррекции и социального развития учащегося в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими.
Многозначительный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияют на формирование личности.
Социализация — процесс двусторонний: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, к которым он принадлежит, а с другой — активно привлекается к системе социальных связей и приобретает социальный опыт. Процесс социализации человека разворачивается по возрастным стадиям, каждая из которых характеризуется формированием определенной группы личностных качеств и ценностных установок, развитием конкретных психических новообразований личности и, соответственно, характером восприятия внешних воздействий. В частности, по А. В. Петровским, дорога к зрелости проходит микрофазы: детства (адаптация личности); отрочества (социализация ребенка через самоидентификацию личности); юности, которая ведет к интеграции личности в обществе [7].
Анализ научных подходов к определению проблем социализации учащихся с нарушением речи позволил выделить, что в структурном плане социализация детей с ТНР является системным образованием и включает в себя такие аспекты, как: способность к самооценке, самовыражения; способность к взаимооценки партнерами друг друга; адекватность форм сотрудничества и взаимодействия в различных ситуациях.
Социальное развитие учащихся оказывает влияние на деятельность, общение и самосознание личности. Развитие социального поведения прослеживается в деятельности каждого ребенка школьного возраста. Вследствие ограниченных возможностей развития детей с ТНР школьного возраста И. С. Зайцев [4] отмечает ряд специфических особенностей развития социального поведения, проявляющихся в несвоевременности и фрагментарности развития, что необходимо учитывать в работе с учащемся с ТНР.
Занимающиеся проблемами развития и воспитания учащихся c ТНР, отмечают, что у обучающихся с нормально развивающейся речью умения и навыки социального реагирования формируются последовательно на основе приспособлением их поведения к потребностям общения с окружающими, а у детей с нарушениями речи они в нужном объеме и качестве спонтанно не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки. Поэтому необходимо определенное воздействие, которое будет являться процессом направленного формирования социального развития.
В сложном комплексе нарушений развития при тяжелых нарушениях речи отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики речевого нарушения социальное развитие учащихся должным образом не формируется. Для учащихся с тяжелым недоразвитием речи характерно следующее: недостаточная общительность; неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи; снижение подражательной деятельности, самостоятельности; низкий уровень сформированности навыков самообслуживания; неустойчивость внимания; повышенная психическая истощаемость, утомляемость; нарушения поведения.
Особый этап социального становления и развития ценностно-смысловой сферы ребенка начинается с ее приходом в школу. Психологи и педагоги рассматривают начальный период школьного обучения, как наиболее важный для развития таких социальных качеств, как трудолюбие, работоспособность, чувство долга и ответственности. Если школьная социализация проходит успешно, то у ребенка развивается уверенность в собственных силах и стремление к достижению успеха, сопровождающееся адекватной самооценкой. В начальной школе ребенок занимает социальную позицию в системе формальных и неформальных отношений среди сверстников. Постепенно формируется собственный, относительно устойчив социометрический статус, который впоследствии может быть перенесен и в другие социальные группы. Нужно отметить, что именно в младшем школьном возрасте формируются также волевые механизмы регуляции общественного поведения — этот период является сенситивным для развития свободы. Для успешного социального развития важно также, чтобы ребенок смог достичь успеха в какой-либо деятельности.
Взаимозависимость и взаимообусловленность процессов социализации и воспитания раскрывается, прежде всего, за счет включения учащихся с ТНР в различные виды социальных отношений, формы жизненной деятельности, а также формирования сознания. Важно также направление усилий личности на познание самого себя, применения внутренних резервов. Процессы социального становления и развития ценностно-смысловой сферы личности должны носить прогнозируемый характер; их основой должна стать совместная деятельность семьи, школы, других социальных институтов в создании образовательного социализирующую пространства.
И. С. Зайцев отмечает что развитие всех аспектов самосознания, (познавательного — образ Я, эмоционального — самооценка, поведенческого — рисунок поведения), имеет определенную специфику [4]. Для учащихся с ТНР характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Нарушения в формировании социального поведения учащихся с ТНР тесно связаны с особенностями формирования эмоционально-волевой сферы, расстройства в эмоционально-волевой сфере снижают работоспособность учащихся в целом и приводят к явлениям социальной дезадаптации, в том числе оказывают негативное влияние на адекватное формирование готовности учащихся к принятию социальной роли среди сверстников и окружающего мира.
Таким образом, условием успешности социализации выступает полноценное общение учащихся с окружающими людьми, требующее от него владение языковыми средствами, коммуникативными навыками как обязательными компонентами социального взаимодействия. В свою очередь, затруднения социального характера могут препятствовать успешной компенсации и коррекции речевого дефекта, как в период накопления языковых средств, так и в процессе их продуцирования в межличностном взаимодействии. Процесс социализации учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального образовательного учреждения будет успешнее, если будут созданы педагогические условия для социальной адаптации; если работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей таких детей; если использовать специально подобранные методы и приёмы формирования личности ребенка.
Литература:
- Выготский Л. С. Предыстория письменной речи // Антология гуманной педагогики. Л. С. Выготский. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 222 с.
- Гoлoвaнoвa, Н. Ф. Coциaлизaция и вocпитaниеpебенкa / Н. Ф. Гoлoвaнoвa. — CПб.:Pечь, 2004. — 272 c.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.– М.: Владос, 2001. — 332 с.
- Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология.–2003.-№ 5.-с.107–115
- Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения/ М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Лещинская Т. Л. Лисовская Т. В. Механизмы социального включения ребенка с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями [Электронный ресурс] // Специальное образование Выпуск № XI. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sotsilnogo-vklyucheniya-rebenka-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi-psihofizicheskimi-narusheniyami.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский.– М., 1982. — 255 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тяжелое нарушение речи, социальное развитие учащихся, адекватная самооценка, образовательное учреждение, социальное поведение, социальное развитие, социальное становление, социальный опыт, школьный возраст, эмоционально-волевая сфера.
Источник