Особенности социального развития и воспитания ребенка в коллективе
Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:
- Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
- Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
- Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.
Значение коллектива в воспитательном процессе
Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.
Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.
Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.
Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.
Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.
Воспитательные задачи педагога
Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.
Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.
Самоутверждение и коллективная деятельность
Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.
Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:
- демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
- эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
- вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.
Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.
Формирование взрослых моделей общения и деятельности
Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.
Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.
Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.
Осознание себя самостоятельным индивидуумом
Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.
Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.
Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:
- изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
- помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
- организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
- перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
- содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
- поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.
Заключение
Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.
Источник
Федорова Инна Эдуардовна
Воспитатель ГПД
ГБОУ №350 Невского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Особенности организации взаимодействия детей в детском коллективе»
Коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно-значимых ценностей, общих ценностных ориентаций и общения. В двадцатые годы, в отечественной теории воспитания – коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. А.С.Макаренко сформулировал основные принципы и методы управления коллектива. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива, которое проявляется в общественном мнение, нравственных принципах и в психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место, в зависимости от своих природных данных и уровня развития. В коллективе образуются группы в соответствии с интересами детей. Управление коллектива представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко «Коллектив это социальный живой организм, который потому он и организм, что имеет органы ,там есть ответственность ,полномочия ,взаимозависимость, а если этого нет ,то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Положения Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания:
1) общественно-ценные цели
2) совместная деятельность
3) отношения взаимной ответственности
4) направление деятельности на общую пользу.
В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив. В
школе – это класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом. Совместная деятельность усиливает потребность в общении. В процессе совместной деятельности и общения между детьми, возникают различного вида отношения, образующие сложную, внутреннюю жизнь коллектива.
Детский коллектив не может развиваться без отношений дружбы, товарищества, взаимопонимания и личных симпатий. Таким образом , детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которого является ученический класс.
Коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно – полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. В основе новых подходов лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, а также понимание роли коллективных отношений.
Сплоченный коллектив – это залог успеха. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли ребенок комфортно себя чувствовать в классе, группе. А от этого зависит насколько продуктивной и качественной будет его деятельность. В условиях коллектива трудовая деятельность стимулирует проявление взаимоответственности, взаимопомощи, воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Список литературы:
Бабаян А.В. И.А.Сикорский О нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика.-2004.-№10. – С. 66-74.
Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. – М.: Новая школа, 2000
Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972.
Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000
Источник
Детский коллектив, его специфики, этапов становления и развития.
Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.
Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре Коджаспирова Т.М.
Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:
1) сознательный характер объединения людей;
2) единство общих и личных целей членов коллектива;
3) относительная устойчивость и длительность функционирования;
4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
5) наличие органов самоуправления
6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;
7) благоприятный климат в коллективе;
8) сплочённость;
9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;
Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:
- регулятивная – заключается в пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
- организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
- консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
- стимулирующая – побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
- воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.
Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.
В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.
Этапы развития детского сообщества:
- На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
- – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
- появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
- Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.
Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.
О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.
Положительные стороны:
А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.
Б) способствует формированию взглядов и убеждений.
В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.
Отрицательные стороны:
- ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
- Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.
Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению и развитию коллектива в целом.
Источник
Воспитание в детском коллективе как средство социализации ребенка
Пантелеева Наталья Георгиевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования
ГБОУ ВПО «Академия социального управления»
член-корреспондент МАНПО
Статья является электронной публикацией – приложением к печатному номеру журнала “Современный детский сад” №7 за 2015 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. В связи с этим проект стандарта дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими детьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива[1].
Проблемой развития детского коллектива занимались такие ученые-педагоги Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик и др. Т. Е. Конникова считала, что условием становления детского коллектива являются гуманистические отношения, к ним относила:
– устойчивые, доброжелательные отношения, внимание к друг к другу, готовность прийти на помощь, разделить радость с другими;
-отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма, появление стремления к взаимодействию с другими.
– участие детей в делах на благо людей, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих целей.
В работах Новиковой Л.И. и ее сотрудников были рассмотрены вопросы управления коллективом в целях всестороннего развития ребенка. Детский коллектив действует при условии целенаправленного руководства педагогом, под вниманием которого находится система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное руководство развитием детского коллектива. Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Это процесс, по мнению известного отечественного психолога А.В.Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга этапов: адаптация, индивидуализация, интеграция личности в коллективе. Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, своих возможностях, к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностного негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности. Однако по отношению к дошкольному возрасту больше принято использовать термин «детское сообщество», а не коллектив. Почему? В дошкольном возрасте еще только начинают складываться черты коллективности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. Поэтому ученые говорят о детском сообществе.
Детское сообщество – это группа детей, объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно – эстетической и др.) под руководством педагога, который отвечает за ее организацию. Наглядно виды совместной детской деятельности можно представить так:
Значение такой совместной деятельности очень важно – это особая система взаимоотношений и взаимодействия, включающая следующие признаки: наличие партнерской позиции, свобода перемещения, размещения, общения. Для нее требуются умения: распределить обязанности, материал, действовать согласованно, соблюдать договоренность, видеть трудности партнера, вместе исправлять ошибки, устанавливать отношения взаимопонимания и сотрудничества, считаться с товарищами, готовность оказать им помощь советом, показом (Н.А.Короткова, И.А.Модина, Е.Г.Юдина и др.). Сотрудничество в ходе подобной деятельности слагается из деловых умений и личных взаимоотношений, возникающих в процессе партнерской деятельности, какими могут быть: события в группе и детском саду, детские увлечения, сбор коллекций. При этом дети вступают в общение друг с другом, накапливают опыт сотрудничества и межличностных взаимоотношений, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение цели. Такое взаимодействие детей разворачивается на
- информационном уровне (обмен информацией, согласование общих целей, обсуждение возникших проблем, совместный поиск решений),
- деятельном уровне (примеривание к себе всех типов взаимоотношений между людьми, в том числе и ссор, конфликтов, их разрешения; сотрудничество в различных видах коллективной деятельности по интересам),
- эмоциональном уровне (способность понимать состояния других детей, пережить общие чувства, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива).
Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в детском сообществе, тем активнее идет их социальное созревание. Для такого – развивающегося – детского сообщества характерны следующие признаки:
– организатор и руководитель детского сообщества – педагог;
– коллективные связи в дошкольном возрасте еще неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных видах деятельности и легко могут распадаться;
– в детском сообществе преобладают личностные взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику.
Главная цель развития коллектива дошкольников для педагога заключена в том, чтобы сформировать в их среде модель отношений, с которой они войдут в жизнь социума. Представим этапы его формирования в виде таблицы.
Таблица 1.
Особенности развития детского коллектива в условиях группы детского сада
Этапы развития коллек-тива дошкольников | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Первоначальный этап сплочения детского сообщества, организация жизни и деятельности детей путем насыщения гуманными отношениями (младший возраст) | Формирует представле-ния о нормах взаимоот-ношений в детском со-обществе, объединяет де- тей в интересной и содержательной деятельно-сти | Появляется устойчи-вый интерес к игровой деятельности сверст-ников, стойкие игровые группировки по 3-5 человек, возникает сплоченность детей |
Этап объединения маленьких группировок путем вовлечения в разнообразную совме-стную деятельность (средний возраст) | Организует детское сооб-щество, помогает распре-делить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзыв-чивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, выдвигает более сложные цели совместной деятельности | Дети проявляют боль-шую самостоятель-ность, состав объединений становится более устойчивым и длительным |
Этап формирования навыков самоорганиза-ции: умение планировать свою деятельность, осознавать свои обязан-ности; добиваться поставленной цели, считаться с товарищами (старший возраст) | Создает возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, совместный труд, используя косвенные методы руководства | Возрастает количест-во участников детс-кого сообщества. Дети сами объединяются по интересам в разнооб-разных видах дея-тельности, распреде-ляют роли в игре, обязанности в труде, сами регулируют взаимоотношения |
Таким образом, при целенаправленном руководстве педагога происходит постепенное формирование детского сообщества – от межличностного общения и сотрудничества, возникновения небольших группировок к установлению устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей, которая позволит им как можно скорее и с наименьшими потерями включиться в жизнь социума.
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
2. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Макаренко А.С. О воспитании /Сост. В.С.Хелемендик, 2изд. – М.: Политиздат, 1990.
4. Новикова Л.И.Педагогика детского коллектива.- М.: Педагогика, 1978.
5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив.- М.: Политиздат, 1982.
6. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 1988.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, изд. 5, 1985.
[1] Термин «коллектив» произошел от латинского слова – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих целостных ориентации и совместной деятельности.
Источник