Особенности социально личностного развития ребенка
Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.
Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:
– НОД;
– совместная деятельность воспитателя с детьми;
– совместная деятельность детей;
– индивидуальная работа воспитателя с ребенком;
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.
Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:
1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.
2. Воспитание социальных чувств.
3. Воспитание активной позиции.
4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.
Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полезное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра – это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».
Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.
Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.
Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.
В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.
Первый класс игр – игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).
Второй класс – игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).
Третий класс – народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).
Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.
1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).
2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).
Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.
В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.
Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.
Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования – ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения – контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.
Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:
1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;
2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;
3. содержание и структура его самосознания.
Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:
1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Вашему вниманию, мы предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:
чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.
умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех» и др.
умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.
развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.
создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.
Источник
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ОСОБЕННОСТИ.
Развитие малыша в социуме – это значит, что он понимает традиции, ценности и культуру того общества, в котором воспитывается. Первые навыки социального развития ребенок получает при общении со своими родителями и близкими родственниками, потом от общения со сверстниками и взрослыми. Он постоянно развивается как личность, узнает, что можно делать, а что нельзя, учитывать свои личные интересы и интересы окружающих, как нужно себя вести в том или в этом месте и окружении.
Социальное развитие детей дошкольного возраста играет значимую роль в становлении личности. Помогает ребенку стать полноценным человеком со своими интересами, принципами, устоями и желаниями, которые не должны игнорироваться его окружением. Чтобы социальное развитие происходило равномерно и правильно, каждому малышу необходимо общение, любовь, доверие и внимание, прежде всего, родителей. Именно мама и папа могут дать своему малышу опыт, знания, семейные ценности, обучают умению приспосабливаться в жизни к любым условиям.
С первых дней новорожденные детки учатся общению со своей мамой: улавливать ее голос, настроение, мимику, некоторые движения, а также пытаются показать, чего они хотят в определенный момент времени. С 6 месяцев и примерно до 2х лет малыш уже может общаться с родителями более осознанно, может просить помощи или делать что-то вместе с ними. Необходимость находиться в окружении сверстников возникает примерно к 3м годам. Дети учатся взаимодействовать и общаться уже друг с другом.
Развитие детей в социуме от 3х до 5 лет. Это возраст «почемучек». Именно потому, что появляется множество вопросов о том, что окружает ребенка, почему происходит именно так, зачем это происходит и что произойдет, если… Дети начинают старательно изучать мир вокруг себя и что в нем происходит. Изучение происходит не только путем осматривания, ощупывания, пробы на вкус, но и речи. Именно с ее помощью ребенок может получать интересную ему информацию и делиться ею с окружающими его детьми и взрослыми.
Дети дошкольного возраста, 6-7 лет, когда общение носит личностный характер. Ребенка начинает интересовать сущность человека. В этом возрасте детям нужно всегда давать ответы на их вопросы, они нуждаются в поддержке и понимании родителей. Потому что близкие люди являются для них главным примером для подражания.
Социально-личностное развитие
Социально-личностное развитие детей происходит в нескольких направлениях:
- получение социальных навыков;
- общение с детьми одинакового возраста;
- обучение ребенка хорошему отношению к самому себе;
- развитие в процессе игры.
Для того чтобы ребенок хорошо относился к самому себе, нужно создавать определенные условия, помогающие ему понять свою значимость и ценность для окружающих. Детям важно оказываться в ситуациях, где они будут центром внимания, они всегда к этому стремятся сами. Также каждому ребенку необходима похвала за их действия. Например, собирать все рисунки, сделанные детьми в саду или дома, а потом на семейных праздниках показывать гостям или другим детям. В день рождения ребенка все внимание должно быть обращено к имениннику.
Родители должны всегда видеть переживания своего малыша, уметь посочувствовать ему, порадоваться или огорчиться вместе, оказать необходимую помощь при затруднениях.
Социальные факторы в развитии личности ребенка
На развитие детей в социуме воздействуют некоторые аспекты, играющие значимую роль в формировании полноценной личности. Социальные факторы развития ребенка делятся на несколько видов:
- микрофакторы – это семья, близкое окружение, школы, сады, сверстники. То, что наиболее часто окружает ребенка в повседневной жизни, где он развивается и общается. Такую среду еще называют микросоциумом;
- мезофакторы – это место и условия проживания ребенка, регион, тип поселения, способы общения окружающих людей;
- макрофакторы – это влияние страны, государства, общества, политических, экономических, демографических и экологических процессов в целом на ребенка.
Источник
Консультация для родителей
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, а также выработку социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Составной частью социализации является социальное развитие, выражающееся в способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, в осознании ценности собственной личности и других людей, в проявлении своих чувств и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социальное развитие является одной из важных задач современного дошкольного образования и предполагает развитие у ребенка адекватного отношения к самому себе, другим людям, миру, выработку коммуникативной и социальной компетентности.
Особенностью дошкольного возраста является, в первую очередь, становление базовых свойств личности: самооценки, образа «Я». У детей развивается эмоционально-потребностная сфера, вырабатываются нравственно-ценностные установки, социально-психологические критерии оценки системы отношений с другими людьми. Основой социального развития ребенка является положительное самоощущение: уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что его любят; чувство собственного достоинства; осознание своих прав и свобод. Исключительно важным является осознание ребенком самого себя, своего существования. Образ мыслей, переживания, оценки играют адаптивную роль в процессе социализации.
Ребенок дошкольного возраста нуждается в удовлетворении таких социальных потребностей, как потребность в эмоциональном контакте с другими людьми, в любви, доброжелательном отношении к себе. Блокирование этих потребностей учеными рассматривается как мощный фактор стресса, их реализация, напротив, обеспечивает актуализацию позитивных психических состояний, способствующих оптимизации общения ребенка в социальном пространстве. Критериями социального развития дошкольника являются: хорошая ориентация в новой обстановке, способность выработать адекватную альтернативу поведения, уважение желания других людей, способность включиться в совместную деятельность.
Социально компетентный ребенок может избежать нежелательного общения, знает меру своих возможностей, может просить о помощи и оказать ее другим. Он эмоционально открыт для контакта с другими, может заявить о себе и выступить в роли лидера, выразить свои намерения и чувства, способен проанализировать свои действия и действия других. Он также может самостоятельно принимать решения, управлять негативными эмоциями (гневом, агрессией, ненавистью, обидой, виной) и трансформировать их в продуктивную форму поведения, реализовывать самоутверждающие способы поведения.
Основой развития личности является развитие самосознания. Его возникновение считается важным достижением в развитии личности ребенка. Образ «Я» возникает на основе оценок окружающих, переживания собственного опыта успехов и неудач в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Это ведет к возникновению осознания своего места в системе социальных отношений, стремлению к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Но вместе с этим ребенок начинает понимать ограниченность своих возможностей, осознает необходимость того, что ему нужно познавать. Дальнейшее развитие самосознания приводит к возникновению критического отношения к оценке взрослого и сверстника.
Самосознание формируется на основе тех элементарных ощущений, когда ребенок, действуя, направляет их на себя. Постепенно он начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях, стремится выразить себя через собственные действия.
Дошкольники до 4 лет слабо осознают собственные личностные качества и не могут адекватно оценить себя, свои возможности. А в 6-7 лет ребенок смотрит на себя как бы со стороны, представляет, как он выглядит, смущается. Он учится проводить самоанализ, мотивировать свои поступки, выражать собственные интересы, приобретает опыт невербальной и речевой коммуникации со сверстниками и взрослыми, способность к подражанию, самоидентификации.
Ядром самосознания является самооценка, рассматриваемая как аффективно-когнитивное образование. Когнитивный компонент характеризует содержание представлений человека о себе, своих способностях, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности, отношениях с окружающими; аффективный – отражает отношение человека к себе и проявляется в самоуважении, в чувстве собственного достоинства.
Формируется самооценка на основе знаний о себе, переживания опыта индивидуальной деятельности и общения с окружающими людьми. Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят уже к концу раннего возраста с появлением способности к оценке своих достижений, внутреннего состояния, осознания социального «Я».
Для детей дошкольного возраста нормой является завышенная самооценка. Это позволяет свободно осваивать новые сферы действительности и является залогом их успешного освоения. Для полноценного личностного развития оптимален вариант, когда «Я-идеальное» опережает «Я-реальное», чтобы показать ребенку, куда и как двигаться. Противоречия между желаемым и действительным и обнаружение необходимости соответствия своей завышенной самооценке влекут за собой развитие.
Адекватная самооценка складывается к концу дошкольного детства, что связано с появлением самокритичности, осознанием себя во времени, развитием способности мотивировать самооценку, способности к оценке своих достижений; внутреннего состояния, определения своего места среди людей.
Важной чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства. Оно проявляется в умении соблюдать определенную дистанцию между собой и окружающими, что возможно при отделении себя и своей деятельности от взрослого, при условии уверенности в своих возможностях. Исследователи отмечают, что достоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны.
Сдвиги в развитии самосознания создают основу устойчивого личностного образования – «Я-концепции», объединяющую все знания ребенка о себе и то, как он оценивает себя.· Первоначально «Я-концепция» складывается под влиянием представлений о себе, отношения к нему любящих людей родителей. Далее ее формирование происходит под влиянием жизненного опыта, успехов и неудач. Впоследствии у детей «Я-концепция» приобретает активную роль и сама влияет на развитие ребёнка.
Эмоциям принадлежит важная роль в восприятии окружающего мира и в проявлении отношения к нему. В младенческом возрасте ребенок четко выделяет из окружающей среды близких ему людей: он ищет мать, проявляя свое эмоциональное состояние; его эмоциональная активность сопровождается оживлением, являющимся основой развития эмоций. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные проявления, связанные с быстро меняющимися желаниями ребенка. Он остро переживает неприятные моменты, но через какое-то время его может заинтересовать новая игрушка. Его не сможет огорчить то, что будет через некоторое время, несколько дней.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Если на втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство и желание броситься под защиту своей матери, то уже на третьем году жизни он спокойно играет рядом с другими детьми, хотя моменты игры кратковременны. В этом возрасте часто наблюдаются аффективные реакции на ситуации, когда попытка сделать что-то не приносит успеха и рядом не окажется того, кто окажет помощь.
С 3-4 лет у дошкольников возрастает способность к более адекватному выражению своих эмоций, которые проявляются в виде мимической активности, голосовых реакций. Исследователи отмечают, что именно в этом возрасте невербалика играет роль, которую не может выполнить ни одно другое средство, через которое ребенок выражает себя, своё отношение к миру.
В общении со сверстниками ребенок более эмоционален. В среднем у него наблюдается в 9-10 раз больше мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники в 3 раза чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми. Это связано с тем, что, начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и примечательным партнером по общению.
На протяжении всего дошкольного детства эмоциональный мир ребенка становится всё более богатым и разнообразным. В ходе дальнейшего развития характер эмоций, в частности, их длительность, устойчивость, меняются в связи с изменением характера деятельности и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающими людьми. От базовых эмоций (страха, радости и пр.) он переходит к более Сложным чувствам: восторгается, удивляется, ревнует, тревожится и веселится. Обогащается язык эмоций за счет жестов, позы, интонации голоса. Наряду с состояниями удовольствия и неудовольствия, возникают более сложные эмоциональные состояния, вызванные тем, хорошо ли он выполнил задание, имеют ли значение совершаемые действия для окружающих и какое и т. д. Для старших дошкольников становится характерным более адекватное проявление эмоций, а именно, отсутствие сильных аффектов и конфликтов по незначительным поводам. Способность детей управлять своими эмоциями и характеризует этот новый, относительно стабильный эмоциональный фон ребенка.
В возрасте 4-7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями и благодаря этому перестраиваются. В основе лежит механизм эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, иными словами, ребенок заранее понимает, какие эмоции он будет испытывать в связи с совершенным поступком. Это и является основой эмоциональной регуляции действий ребенка, вызывающей более сдержанное выражение эмоций.
Возраст 5-6 лет является благоприятным периодом для развития эмоциональной отзывчивости. Учась понимать внутренний мир других людей, ребенок обретает уверенность в общении, на основе чего возникает сближение, объединение, а затем и интеллектуальный обмен, обмен мнениями между ним и другими людьми. Такое взаимодействие с окружающими обеспечивает его положительное самочувствие.
Испытанные положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, вызывают у него желание к повторению ситуации. А переживание такой эмоции, как вина, влечет за собой другое переживание – стыд. Для переживания этих эмоций, вины и стыда, характерны снижение уверенности в себе, высокая степень напряженности, а при многократном повторении этих эмоциональных состояний у ребенка может развиться склонность к самообвинению.
От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми. Ласковое отношение к нему, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия, его социальной уверенности. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает в случае неудачи, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже при неуспехе. Негативное отношение взрослого к ребенку, напротив, вызывает у него скованность, неуверенность, готовность расплакаться, выплеснуть свою агрессию на сверстников.
Итак, эмоциональное развитие предполагает развитие у ребенка следующих способностей:
- понимать свое эмоциональное состояние и состояния других людей по выражению лица, мимике, жестам и т. д.;
- понимать настроение другого в зависимости от различных жизненных событий;
- понимать желания и предпочтения другого, принимать его позицию;
- понимать причины изменения настроения в зависимости от ситуации общения;
- выражать эмоциональные состояния, настроения в ситуациях общения вербальными и невербальными средствами – регулировать свои эмоции.
Коммуникативное развитие предполагает:
- владение разными вербальными и невербальными способами общения;
- развитие способности проявлять активность в установлении контактов в игре, совместной деятельности; демонстрировать эмоциональную открытость во взаимодействии со сверстниками;
- следование групповым правилам во взаимодействии со взрослыми и детьми;
- развитие умения планировать индивидуальную и групповую деятельность, анализировать совместную деятельность, обмениваться своими впечатлениями с другими.
Потребности и мотивы в общении удовлетворяются с помощью определенных средств:
- экспрессивно-мимических (взгляды, улыбки, гримасы);
- предметно-действенных (позы, жесты, действия с игрушками);
- речевых, обозначающих то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.
Для полноценного коммуникативного развития ребенку необходима подготовка, которая заключается в совершенствовании речи, в развитии эмпатии, в понимании психических состояний другого. Ребенок учится распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих (радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение), выражать свои переживания.
Социальные навыки помогают ему осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться. Обретение коммуникативных способностей обеспечивает ребенку эффективность общения и совместимость с другими людьми.
При благоприятных условиях воспитания ребенок способен к проявлению доброты, внимания, заботы; у него вырабатывается положительное отношение к другим людям и окружающему миру.
Познавая другого, он обретает способность понять его особенности поведения, интересы, потребности. Обладая способностью увидеть возникшие перед собой трудности, ребенок может заметить изменение настроения, а затем учится выбирать адекватные способы общения, обретает этически ценные образцы поведения. Это способствует формированию желания вступать в контакт с окружающими, умения организовать общение. Ребенок овладевает также нормами и правилами, которым необходимо следовать при общении, что приводит к появлению:
- хорошей ориентации в новой обстановке, уважения к желаниям других людей;
- способности включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
- возможности сдерживать и заявлять о своих потребностях, способности избегать нежелательного общения;
- осознания своего места в обществе других людей, понимания разного характера отношения к нему окружающих.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное становление личности ребенка. Развивается самосознание и складывается самооценка, обогащается эмоционально-чувственный опыт, появляется осознание своего социального «Я». Возникает интегральное личностное новообразование социальная компетентность, включающая в себя отношение к другому как высшей ценности, способности понять его особенности, заметить изменение настроения, психическое состояние, умение выбрать адекватные способы общения.
Список используемой литературы
- Выготскuй Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Галигузова Л.Н. Как общаться с ребенком // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 1.
- Гиппенрейтер Ю.Г. Общаться с ребенком … Kак? Издание 4-е, стереотипное. – М.: ЧеРо, Сфера, 2005.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я, Степина НМ. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
- Краснова С.Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое Время», 2008.
Источник