Особенности ролей матери и отца в развитии ребенка

Анастасия Нургалиева
Роль матери и отца в развитии ребенка
Консультация для родителей на тему:
«Роль матери и отца в развитии ребенка».
Семья – это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условие его физического и психологического, эмоционального развития.
Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого
ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог
уверенно познавать окружающий мир. В семье решением этой задачи
занимаются родители – мать и отец. Они играют важную роль в воспитании и
развитии ребенка. Но каждый играет свою особую роль.
Роль матери.
С давних пор уход за ребенком и его воспитание возлагается в основном на плечи
матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней и между матерью и ребенком складывается привязанность. Эта привязанность может быть здоровой и способствовать развитию ребенка в течение его
жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мама понимает любые сигналы ребенка (плач, улыбку, внимательна к потребностям ребенка и с раннего детства помогает преодолеть ему трудности. Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны, сообразительны, не боятся отойти от матери и начать осваивать мир вокруг себя. Здоровая привязанность формирует доверие к окружающему миру. Когда дети
вырастут, то они будут чувствовать себя уверенно и не побоятся совершать
ошибок.
Так как никто, кроме любящей мамы не может сказать, правильно или нет, поступает человек. Только мама способна понять, почувствовать и увидеть, что лучше для ее ребенка. Все это позволяет матери направить свое самое главное сокровище в жизни на правильный путь, и осуществить верный выбор.
Что же делать, чтобы развить здоровую привязанность матери и
ребёнка?
предоставляйте ему свободу выбора действий, занятий, игрушек, партнеров по игре;
уважайте право ребёнка на собственное мнение, проявления самостоятельности;
будьте внимательны к малышу.
Не скупитесь на теплые слова и чаще проводите время вместе. Бережное, доброжелательное, уважительное отношение к ребёнку
позволяет ему проявлять больше активности, инициативы, интереса в
освоении окружающего мира.
Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает,
берет на руки, у малыша формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и
окружающих людях. Таким образом, мать играет важную роль в жизни ребенка, в формирование доверия к миру и уверенности в себе.
Но общение ребенка с папой не менее важно для полноценного
формирования личности.
Роль отца.
Отец всегда являлся для ребенка источником силы, старшим другом. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», которую ребенок должен заслужить. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна.
Роль отца в воспитании сына и дочери различна.
Роль отца в воспитании сына.
Папа в жизни мальчика очень важен, потому
что он является для него примером правильного мужского поведения – в
отношении своей семьи, жены, друзей, будущих детей. Мальчик начинает
чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря
способности подражать отцу. Ведь мужчиной не стать только по причине
рождения в мужском теле. Благодаря мужскому воспитанию сын учится
отождествлять себя именно с сильной половиной человечества.
Отец должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по
сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и
излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным.
Развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это
и есть главные задачи воспитания сына отцом.
Роль отца в воспитании дочери.
Роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу,
девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим
мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе,
воспитывая тем самым в ней женское достоинство.
Помимо этого отец выступает как противоположность матери в плане
эмоциональности. Женщины всегда отличаются повышенной
экспрессивностью, и мужчина благодаря своей сдержанности и разумности
способен уравновесить женщину. Именно папа сможет научить дочку
спокойно реагировать на жизненные ситуации, реально оценивать свои силы,
не страшиться трудностей.
Отец по-разному относится к дочери и сыну: поощряет активность,
выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у
девочки. Так,отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда:
«Хозяюшка растет!»,а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем,
займемся мужскими делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к
детям обоего пола, не подчеркивая их различия.
Мать – это прежде всего тот человек, который пожалеет, успокоит. Если
у ребенка что-то не получилось,она скажет: «Да ерунда, ты все равно самый
лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не
понимают».
Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не
даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами
неудач.Реакция на неуспех у него будет другая: «Ну что ты сразу руки
опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и
делай еще попытку, все получится!».
Для всестороннего развития интеллекта ребенка предпочтительно,
чтобы он видел, как решает проблемы и отец и мать. Ведь мышление
мужчины и женщины различно. Ум мужчины в большей степени направлен
на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин
лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации,
они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин – явные
превосходства в речевом развитии, в интуиции.
Таким образом, для успешного гармоничного развития личности
ребенка важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать и
отец. Неважно, какое количество времени вы общаетесь со своим ребенком
— два часа или целый день. Важно качество общения. Порой за пятнадцать
минут можно уделить крохе достаточно внимания. Дорожите каждой
минутой, проведенной с ребенком, гуляйте, играйте, беседуйте. И будьте
уверенны — Ваш ребенок вырастет гармонично развитым человеком,
умеющим преодолевать трудности и не страшиться жизненных препятствий!
Памятка для родителей
1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность в вашей жизни!
2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте ее в списке своих «больших и важных» дел на «потом».
3. Понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.
4. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.
5. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.
6. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.
7. Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
8. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.
9. Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
10. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
11. Больше играйте со своими детьми, читайте книги, разучивайте стихотворения, общайтесь!
Желаем Вам успехов в развитии ребенка!
Источник
Согласно М. Мид, отцовство является социальным изобретением. Оно появилось позднее института материнства, когда на заре человеческой истории самцы столкнулись с необходимостью кормить самок и детёнышей. Эта функция и поныне является определяющей для мужчин во всём мире.
Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость её наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.
Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познания о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
Л. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».
В одном из Московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределяли между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – лёг на диван и скачал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провёл всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие, и в самых общих словах: «Ходят на работу», «Зарабатывают деньги», «Ругают маму», «Наказывают».
В самом деле, современный папа часто становится для ребенка чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый дет, где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор. По существу, работ, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребёнка. Отец – не партнёр, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться»,- часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, являются стереотипом нашей «культуры отцовства».
Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребёнком первого года жизни: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли вы с ним? В какие игры?». Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает. Вот подрастёт, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело».
Установка на отстранённость часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности.
Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры проявятся впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, отсутствии у ребёнка доверия и привязанности к отцу.
По результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечаются единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребёнка.
Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своих детей, которые больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них тёплые, разносторонние взаимоотношения.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания – следовательно воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И.С.Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черту своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.
Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте (13 – 15 лет) она должна приучить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение её действиям, способностям, внешности.
У девочек, воспитывающихся без отца, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, её феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками (Бютнср).
У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающая постоянными сомнениями в правильности своих действий, или педантизм отца также являются факторами невротизации ребёнка.
Источник
Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.
От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям (Григорович А.А., Марцинковская Т.Д., стр. 142).
Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки – её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» – его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность (Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой, стр. 266).
Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развитии.
Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка – источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.
Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). По мнению Григорович Л.А. и Марцинковской Т.Д. это может проявиться в следующем:
- ? в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
- ? в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;
- ? в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;
- ? в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».
Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).
Первые пять лет жизни играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.
Психоаналитики также описали важность чувств любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.
Дети в возрасте 3 – 5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З.Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс – у мальчиков и комплекс Электры – у девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца, как соперника, вызывающего одновременно и ненависть и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествления себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу (Педагогическая психология. Пол ред. Н.В.Клюевой, стр.267).
Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения.
Источник