Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни

Особенности развития речи детей шестого года жизни

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навык звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Ребенок имеет достаточно развитую активную роль, пользуется во время общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

Важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак.

Активно развивается в этом возрасте и фонематическое восприятие. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.  Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки «с» и «ц», «с» и «ш», «ш» и «ж» и другие.

Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Игра “Веселый попугайчик”.

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Ход игры: Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или прохлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: “Ты – веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен”. Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые – ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно – быстро) – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра – ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда – па – па-па – па-па-па – па-па-па-па – па-па-па-па-па.

Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

Также ребенок овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас.

Дети активно используют существительные с обобщающим, а также конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства, прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов, широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся употреблять в речи слова с противоположным значением – антонимы (друг – враг, высокий – низкий); слова, близкие по смыслу – синонимы (ходить – идти, шагать; грустный – печальный, безрадостный).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок ещё далёк от свободного пользования словами: наблюдаются недочёты, а иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказе сказок, рассказов, во время беседы. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Источник

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ                                                                                                                                                                                   

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития. 

Современный ребѐнок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагая свои мысли, легко строить развѐрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки. Его словарный запас составляет от до четырѐх тысяч слов.

Показатели речевого развития детей 5-6 лет.

1. Звукопроизношение. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], шипящие звуки [ш, ж, ч], нарушенными, как правило остаются соноры [л, р]

2. Фонетическая сторона речи. Ребенок способен произносить все звуки, речь отчетливая. Читает стихи. Регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах пользуется повествовательной, вопросительной интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении

3. Грамматический строй речи. Использует все части речи. Задает много вопросов. Активен в словотворчестве. Правильно употребляет падежные окончания существительных и прилагательных. Согласует числительные с существительными и прилагательными в роде и падеже. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Употребляет сложно-подчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к своей речи.

4. Лексическая сторона речи. Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторон; речи ребенка (синонимы антонимы оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях).

5. Связная речь. Хорошо понимает прочитанное, отвечает па вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию, развязку. Способен выходить за рамки реального вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.

В последние годы значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Мешают нормально осваивать азы чтения и письма недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза

Звуковой анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. Т.е. ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, начальное обучение грамоте начинается не в школе, а в дошкольном детстве. Таким образом, если ваш ребенок неправильно произносит те или иные звуки к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками. Если ребенок не выговаривает звуки, ему трудно будет учиться в школе. Почему важно правильно произносить звуки?

                          НАЧАЛО НАЧАЛ – ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ!

Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего, если у ребенка достаточно развит фонематический слух, т.е. способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. То есть, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другими ни по слуху, ни артикуляторно. 

Вторая ступень – фонематическое восприятие. На основе фонематического слуха развивается фонематическое восприятие. Это специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Умение различать слова отличающимися только одним звуком:

КОЗА – КОСА МИСКА – МИШКА

Проговорить слоговые дорожки за взрослым или слов с оппозиционными звуками:

та – да, ка – га, са – ша, ла – ра, ча – ща, том – дом, лук – люк, Лука – рука, сутки – шутки.

Выделить заданный звук из ряда звуков, слогов или слов.

Третья ступень – фонематический анализ, нужный навык для успешного обучения в школе.

Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы (т. е. звуки). Выделение звука на фоне слова. ребенок определяет есть ли звук «С» в слове «суп», «У» в слове «утка» и т.д. Определение позиции звука в слове (начало – середина – конец слова). Определение последовательности звуков в слоге, а концу года и в односложных словах типа «дом», «мак». Первоначально допустимо выполнение ребенком задания с некоторой долей помощи со стороны взрослого в виде утрированного произнесения звуков. Определение количества слогов в слове. ДЫ – НЯ МО – ЛО – КО Какое слово длиннее, какое короче и т.д.

Четвертая ступень – фонематический синтез. Без него не обойтись при обучении грамоте.

Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в слово.

«Послушай, какие звуки разбежались, поставь их рядом, чтобы получилось слово:

«С» «О» «К». Или: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами.

Поставь их правильно и получится знакомое тебе слово: «О» «Д» «М» – дом».

В случае если все предыдущие ступени развития фонематического слуха развиваются в норме, ребенку легко будет выполнение фонематического синтеза, к которому приступают уже в начале подготовительной группы.

Таким образом очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки.

Ведь именно правильно произносимые звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте!

Источник

ирина сборнова
Особенности развития речи детей шестого года жизни

Особенности развития речи детей шестого года жизни

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навык звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Ребенок имеет достаточно развитую активную роль, пользуется во время общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения.В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

Важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т. е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других.Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак.

Активно развивается в этом возрасте и фонематическое восприятие. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки «с» и «ц», «с» и «ш», «ш» и «ж» и другие.

Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Игра “Веселый попугайчик”.

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Ход игры: Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или прохлопыванием каждого слога.Ребенку говорят: “Ты – веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен”. Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом.По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые – ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно – быстро) – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра – ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда – па – па-па – па-па-па – па-па-па-па – па-па-па-па-па.

Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

Также ребенок овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас.

Дети активно используют существительные с обобщающим, а также конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства, прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов, широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся употреблять в речи слова с противоположным значением – антонимы (друг – враг, высокий – низкий); слова, близкие по смыслу – синонимы (ходить – идти, шагать; грустный – печальный, безрадостный).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок ещё далёк от свободного пользования словами: наблюдаются недочёты, а иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказе сказок, рассказов, во время беседы. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Источник

Яна Кучетарова
Особенности развития речи детей 6-го года жизни на начало года

Сегодня хочу поговорить об особенностях развития речи детей 6-го года жизни, какие проблемы могут возникнуть и как с этим справиться, как развивать речь детей шестого года жизни. Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить – надо говорить.

Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему.

Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке,а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов. И чтобы помочь развивать свою речь и делать это правильно можно использовать дидактические, развивающие, настольные игры,подвижные игры с текстом, сюжетно-ролевые игры,тетрализация, игровые упражнения,заучивание стихотворений, рассматривание картинок и тд.

Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника – это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.

По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т. д.

Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т. д.

Родители: Верьте в силы ребенка! Обучайте в игре! Умейте выслушать ребенка.

Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детейграмотным речевым общением:

1)посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т. д.);

2)в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д.

3)обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например,соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);

4)привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т. д.);

Источник