Особенности речевого развития ребенка 4 лет
Особенности речи детей 4-5 лет
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.
Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.
Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.
Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.
Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности развития речи детей пятого года жизни. На что нужно обратить внимание?
1. Объем и характеристика словаря
2. Состояние грамматического строя.
3. Состояние звуковой культуры речи.
4. Особенности связной речи.
1. Словарь. Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» – «Шапка», «Шапка какая?» – «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.) В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Вы показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением. Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т.п.
2. Формирование грамматического строя речи. Что же это такое? Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей. Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)». Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)». Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)». Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно- ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка. Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»
3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.
4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию. У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как: – связные высказывания короткие; -отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку; -фрагменты высказываний логически не связаны между собой. Для исправления этих недостатков необходимо: – развивать связную речь детей; -научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; -познакомить с простыми приемами запоминания; -развивать логическое мышление; -уметь формулировать свою мысль; -уметь понимать речь окружающих. Развитие речи ребенка. Есть ли поводы для беспокойства? О необходимости развития речи у детей говорят все. Но как понять, что ребенку действительно нужны занятия с логопедом? Ведь милые коверкания слов и нечеткое произношение присущи почти всем детям дошкольного возраста. Сложнее всего разобраться, есть ли у ребенка проблемы с речью, когда он еще в младшем дошкольном возрасте. Как определить норму для трехлетнего ребенка, если он говорит без году неделю? Конечно, на звуки тут обращать внимание бесполезно, большинство из них могут быть неправильными. Главное, ребенок в этом возрасте уже должен говорить предложениями, в том числе сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы пойдем гулять». Задача родителей в этот период – просто почаще разговаривать с ребенком, причем не односложно, чтобы он пополнял лексический запас и учился говорить грамотно и красиво. В четыре года дефекты произношения тоже вполне допустимы, если вы сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок стал произносить правильно, а «незачетные» остались в меньшинстве. И очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной форме. В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он держать «нить повествования»? В этот же период заканчивается формирование произношения согласных, хотя допустимы «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все звуковые дефекты должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком. Это самые общие ориентиры. Но даже если ваш ребенок полностью вписывается в эту схему, один раз сходить к логопеду стоит хотя бы для собственного спокойствия. К тому же, специалист посоветует подходящие именно вашему ребенку упражнения. Развитие речи ребенка: умение грамотно и ясно выражать свои мысли. Думая о речи ребенка, мы в первую очередь вспоминаем, как он выговаривает слова. Конечно, правильное звукопроизношение очень важно. Но не забывайте и о богатстве речи. Ведь это – важный показатель умственного развития. Малыш растет, получает первые знания об окружающем мире и в ходе простого наблюдения развивает свои умственные способности. Это сказывается и на его речи. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения. Для этого малышу не надо обладать особыми склонностями. Нужно просто почаще заниматься с ребенком, ведь детский мозг обладает удивительной способностью впитывать информацию. Запомните простое правило – что бы вы ни делали, обязательно рассказывайте об этом. Занимаясь делами по дому, говорите вслух, что сейчас, например, вы будете поливать цветы, и объясняйте, почему это нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок говорил грамотно, достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст пример лучше родителей. Отлично работает чтение. Прочитав сказку перед сном, расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок делает первые шаги в умении анализировать информацию и четко формулировать мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это развивает и речь, и одновременно память. Большинство дошкольников говорят быстро, их речь можно назвать «потоком сознания». Ругать за это ребенка, конечно, не нужно. Просто старайтесь разговаривать с ним ровным, спокойным голосом, чтобы «погасить» ненужную торопливость. Еще для того чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно доводил мысль до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные стишки нравятся детям, и они неосознанно учатся повторять или переставлять одни и те же звуки и слоги, трудные для произношения. Как видите, занятия очень простые. Но их хватает для пополнения «интеллектуального багажа» ребенка, что тут же влияет и на его навыки общения. Развитие речи ребенка: исправление звуков и языковая гимнастика Последнее десятилетие бьет все рекорды по диагнозу «задержка речевого развития». Многие дети начинают говорить позже «срока», да к тому же потом шепелявят и картавят. Можно надеяться, что эти дефекты речи пропадут сами собой с возрастом, порой так и бывает. Но лучше этим вопросом все же озаботится, ведь с каждым годом исправление звуков будет даваться все сложнее. Если вы замечаете конкретный дефект в речи ребенка, скажем, неправильные звуки «с» и «з», посетить логопеда придется в любом случае. Такую тонкую работу лучше оставить специалисту. Зато есть вещи, которые можно и нужно делать дома. Это языковая гимнастика. Кстати, именно с нее начинается каждое занятие у логопеда. Язык без преувеличения – главная мышца органов речи. И ему, как и всякой другой мышце, гимнастика просто необходима. Не развит язык – не развито и звукопроизношение. Упражнения для языка простые и веселые, и они обычно нравятся детям. Например, дошкольникам нравятся дразнилки. Попросите ребенка просунуть язык между губами и произнести звуки: «Бе-бе-бе», «Пе-пе-пе». Или предложите ребенку подурачиться и покричать как младенец: «Уа-уа». Много подобных упражнений легко найти в интернете. Их прелесть в том, что они не отнимают много времени и полезны всем. За раз нужно делать примерно 8-10 упражнений, главное – регулярность.
Источник
Здравствуйте, дорогие читатели! Время неумолимо бежит, дети растут с каждым днем. Чем старше они становятся, тем больше способностей и навыков у них развивается. Соответственно и речевое развитие не стоит на месте. Именно об это и пойдет речь в нашей статье: какова должна быть речь ребенка в 4 года.
Особенности речевого развития 4-летнего возраста
Окружение детей
Уровень речевого развития в этом возрасте максимально зависит от окружающей среды вашего сынишки или дочурки. Что имеется в виду под этим? Во-первых, воспитание в семье.
Родители не должны отмахиваться от детей, когда те желают поговорить. Умейте выслушать их в любой момент. Более того являйтесь и сами инициаторами разговора. Следите за правильностью своей речи. Вы все еще главный пример для своего чада.
Во-вторых, высококвалифицированный воспитатель и хороший детский сад также оказывают влияние. В этом возрасте ребенок проводит 50/50 времени дома и в детском саду. Поэтому очень важно найти подходящее заведение и преподавателя, который знает свое дело. Однако, нельзя скидывать все работу, направленную на развитие ребенка, на бабушек, нянь и воспитателей.
В-третьих, не стоит забывать про правильную художественную литературу и ее наличие в целом. Если у вас стоит выбор между покупкой новой игрушки или книжки, то не раздумывая берите книгу.
Читайте с ребенком как можно больше. Придумывайте задания по книгам. Например, изменить концовку или составить рассказ по картинке и т.д.
Своеобразие речи
Все вышеперечисленное можно отнести к человеческому фактору. Теперь давайте поговорим о более конкретных особенностях. Главным отличиям словарного запаса этого возраста является то, что в речи появляется больше прилагательных.
Это связано с тем, что для детей становится важно уточнить качества и признаки предмета. Также в речи увеличивается количество предлогов и местоимений.
Что касается грамматического строя, то отличительной чертой детской речи становится частое употребление более сложных предложений. Ошибки встречаются все реже, но все же они имеют место: неправильная структура предложений, неверное согласование по родам и числам и ошибочные глагольные окончания.
В вопросе звукопроизношения, артикуляция становится все лучше, натренированней и уверенней. В этом возрасте с детьми уже начинают проводить работу логопеды в детском саду. Так что при возникновении какой-либо проблемы они помогут. Будьте лишь внимательны с ребенком, чтобы вовремя заметить какие-либо нарушения.
Нормы речевого развития детей 4-х лет
- Ребенок употребляет слова точно по смыслу.
- В его словарном запасе присутствуют все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и числительные.
- Способен описать картинку в 7-8 предложениях.
- Малыш способен контролировать громкость речи.
- В речи присутствует выразительная интонация.
- Правильный темп речи.
- Ребенок в силах выучить несложные стишки и песенки.
- Произношение всех звуков правильное, однако могут возникнуть проблемы с л, р, ш, щ, ц.
Задержка развития речи
Существует две основные причины нарушений: биологическая и социальная. Первая связана с нарушениями развития ребенка будучи еще в утробе матери (асфиксия, недоношенность, травмы при родах и т.д).
К тому же на задержку могут повлиять сложные и серьезные вакцинации. Или, например, снижение слуха.
Вторая — социальные причины зависят от окружением ребенка. Это могут быть отсутствие стимула роста, несвоевременное развитие, стрессовые ситуации, отсутствие коммуникации и т.д.
С социальными причинами обычно справиться легче, чем с биологическими. Но в любом случае, важно – вовремя заметить нарушения и обратиться к специалисту. Давайте перечислим некоторые примеры задержки речи.
- неправильное произношение сложных слов;
- не может составить предложение больше чем из 2-3 слов;
- словарный запас беден (в основном состоит из слов, встречающихся в быту);
- нарушена артикуляция;
- не замечает ошибки за собой и другими.
Диагностика нарушений
Вы можете проделать диагностику речевого развития с ребенком дома. Для этого есть несколько заданий, исходя из результатов которых вы сможете сделать определенные выводы.
- Попросите ребенка назвать слова по картинкам: игрушки, мебель, животные, времена года.
- Также по этим картинкам спросите о качествах этих предметов.
- Предложите детям выполнить какие-либо ваши поручения: принести игрушку, нарисовать дерево и т.д.
- Для грамматического исследования речи, попросите ребенка: изменить число существительного, посчитать предметы и произнести ласково слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс.
- В целях определения уровня развития фразовой речи, предложите малышу закончить ваше предложение. Для облегчения этой задачи, вы можете использовать картинки с подходящим сюжетом.
Как помочь малышу в речевом развитии?
Тренируйте мышцы артикуляции. Для этого можно играть в различные игры. Например, поиграть с языком в прятки, постучать им по зубкам, сделать его узким или широким и т.д. Предлагаем посмотреть видео упражнений для губ и языка — артикуляционная гимастика:
Вот еще несколько важных советов, следуя которым вы сможете избежать речевых нарушений и улучшить речь вашего ребенка.
- Поощряйте стремление своих детей в общении. Пусть они делятся впечатлениями, рассказывают про свои интересы, задают вам и окружающим тысячу вопросов. Старайтесь всегда найти на это время.
- Если ребенок не стремится к общению, стимулируйте его сами. Будьте инициатором беседы. Найдите те темы для разговоров, которые заинтересуют малыша.
- Читайте с ребенком как можно больше сказок, рассказов, стихов. Пойте вместе детские песни.
- Мастерите с ребенком поделки (например, про любимых героев сказки), при этом общаясь и описывая каждый ход действий.
- Добавляйте элементы игры в свои упражнения. Малышам очень интересны пальчиковые игры или кукольные театры.
Полезное видео о том как развивать и формировать речь ребенка в 4 года:
Дорогие будущие или нынешние родители, уделяйте своим детям достаточно сил и времени! Ведь это способствует их правильному и успешному развитию. Надеюсь, статья про речь ребенка в 4 года была вам полезна. Оставляйте свои комментарии и делитесь своим опытом. До свидания!
Источник