Особенности ребенка школьного возраста с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Среди различных форм психических нарушений одной из наиболее распространенных является задержка психического развития (ЗПР). Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка психического развития».

ЗПР – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности. Это особый тип психического развития, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Понятие ЗПР у детей утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в результате ослабления центральной нервной системы инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

Выделяют специфические особенности детей с ЗПР, отличающие их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от умственно отсталых детей. Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

Различные исследователи отмечают у детей с ЗПР дефицитарность основных свойств внимания (концентрации, объема, распределения), недостаточную сформированность произвольного внимания, снижение продуктивности непроизвольного запоминания, недостаточно высокий уровень сформированности всех основных мыслительных операций (анализа, обобщения, абстракции, переноса), отчетливые дефекты речи на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, слабость волевых процессов, гиперактивность. Отмечают свойственные им проявления гиперактивности, импульсивности, повышение уровня тревожности и агрессивности, эмоциональную неустойчивость, склонность к подражанию, недостаточную дифференцированность и неадекватность эмоциональных реакций на воздействия окружающей среды.

Всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других – сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания.

Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

Было выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Это выражается в не сформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

Анализ объектов у учащихся с задержкой психического развития отличается меньшей полнотой и недостаточной тонкостью, они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Подобная картина обнаруживается при изучении процесса обобщения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у младших школьников с задержкой психического развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Иногда это бывает связано с недостаточным личным опытом ученика и бедностью его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Для очень многих детей с особыми образовательными потребностями характерны недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения. Такие школьники в начале обучения недостаточно владеют операцией абстрагирования. Задания, решение которых требует абстрактного мышления, особенно трудны для детей с задержкой психического развития.

Процесс решения интеллектуальных задач определяется эмоционально-волевыми особенностями младших школьников. Они стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Часто детей с задержкой психического развития нередко подменяют трудную для них задачу более легкой, называют первый пришедший на ум ответ, и задача оказывается не решенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с нею.

Наибольшие затруднения возникают у детей с ЗПР при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.

Читайте также:  Влияние общения ребенка с животными на его развитие

Речь детей с ЗПР также имеет ряд особенностей. Так, их активный словарь значительно сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще отсутствует.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Винникова, E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович //
  2. Выготский, JI. С. Собрание сочинений / под ред. В. В. Давыдова, Педагогика, 1983. — Т. 3 : Проблемы развития психики.
  3. Андреева Г.М. Специальная психология. – М., 2001.
  4. Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003. 432 с.
  5. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике https://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-10/dissertaciya-osobennosti-vzaimosvyazi-nekotoryh-komponentov-sensomotoriki-s-kommunikativnoy-funktsiey-rechi-u-mladshih-shkolnikov-s-za#ixzz3IMl8SO5w

Источник

Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.

Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их малыш, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д.

Читайте также: Занятия с нейропсихологом — методы и подходы

Высшие психические функции и речь

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.

Восприятие

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

Внимание

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Мышление

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Речь

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.

Эмоционально-волевая сфера

Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:

  • постоянные резкие перепады настроения;
  • внушаемость, быстро попадает под влияние других;
  • частые проявления агрессии, вспышки гнева;
  • повышенная тревожность, страх;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • не желание что-либо сделать;
  • неспособность к самостоятельным действиям;
  • гиперактивность;
  • нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.

В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.

Малыш с ЗПР часто ищет себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому он сильно привязан и которому во всем стремится подражать.

В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.

Читайте также: Консультации детского психолога для родителей

Особенности учебной деятельности

При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать следующее:

  • они умеют находить решения соответственно с возрастной нормой;
  • они охотно принимают помощь;
  • урок нужно максимально разнообразить с помощью дидактических материалов, дополнительных упражнений и физкульт-минуток;
  • они лучше понимают сказанное, благодаря картинкам и наглядным пособиям и многократному повторению;
  • они могут уловить сюжет, понять и решить задачу, что-то запомнить.
Читайте также:  Центр развития ребенка от года

Ребята с ЗПР обычно очень активны в начале обучения. Могут работать вместе с классом, но быстро устают, и их познавательная активность резко снижается. Они начинают вертеться, отвлекаются, поэтому у них возникают серьезные пробелы в знаниях.

Дети, у которых выявлена задержка психического развития, могут обучаться в обычной школе, если данное нарушение не приобрело запущенную форму или не вызвано тяжелыми органическими поражениями ЦНС. Поэтому при выборе между обычной школой и коррекционной, родителем необходимо руководствоваться мнением психолога, дефектолога и невролога, которые занимаются лечением ребенка. Если они рекомендуют отдать малыша в спецшколу, расстраиваться не нужно: во-первых, ему там будет действительно лучше, во-вторых, коррекция пойдет быстрее, в-третьих, потом можно перевестись в обычную школу, когда психическое развитие нормализуется.

Источник

Зимфира Валеева
Психологические особенности задержки психического развития младших школьников

«Психологические особенности задержки психического развития младших школьников»

Учитель начальных классов Валеева Зимфира Ядгаровна

В последние годы наблюдается широкая дифференциация образовательной системы, создается целый спектр различных развивающих технологий. Каждая развивающаяся система только тогда эффективна, если в ней осуществляется учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, поэтому становится актуальной проблема изучения и коррекции задержанного психического развития у детей. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. В их число входят изменяющие условия обучения, предъявляющие более высокие требования к интеллектуальному личностному развитию и к степени сформированности познавательной сферы в целом. Недостаточность сформированности данных процессов является главной причиной трудностей, возникающих у детей при переходе из начальной школы в среднюю.

Задержка психического развития – синдром временного отставания развития психики в целом или определённых её функций (моторных, сенсорных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и её основного отдела – головного мозга.

Чаще задержка психического развития выявляется с началом обучения ребёнка в подготовительной группе детского сада или в начальной школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

Тема «Психологические особенности задержки психического развития младших школьников», обусловлена тем, что, по мнению многих психологов данный контингент детей обучаем и отставание в развитии является одной из причин трудностей в обучении, испытываемых детьми с задержкой психического развития и приводит не только к нарушению наглядного отражения внешнего мира, но и разрушает основу для формирования всех психических процессов, которые строятся на базе наглядно – действенного отражения действительности. Установлено, что дети с задержкой психического развития испытывают значительные трудности в проявление себя, повышен уровень тревожности чаще испытывают опасения и страхи, эмоциональное неблагополучие, острее реагируют на сообщение о неудаче, хуже работают в стрессовой ситуации, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагируют весьма напряженно.

Дети с задержкой психического развития оказываются не готовыми к школьному обучению по всем параметрам. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности они не умеют обобщать и абстрагировать признаки предметов; речевая активность очень низкая, словарь беден, высказывания односложны, а их грамматическое оформление неполноценно; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слабо и нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и выполнять школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

Установлено, что и психическое проявления, свойственные этому возрасту, у детей оказываются неполноценными. Например, игровая деятельность сформирована у них не полностью. Дети предпочитают наиболее простые игры, характерная же для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения определенных правил,осуществляется ими в ограниченной форме: они соскальзывают на стереотипные действия, часто простые манипуляции игрушками. Дети фактически не принимают отведенной им роли и, следовательно, не выполняют функции, возлагаемых на них правилами игры. Такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту. Дети не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, в процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет. Редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками.

Особенности внимания проявляются в неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой детьми деятельности, и увеличивают количество ошибок. У этих детей сужение объема внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи, с чем их деятельность осуществляется в более медленном, чем у нормально развивающихся детей, темп и продуктивность выполнения заданий значительно ниже.

Читайте также:  Роли биологического и социального в развитии ребенка

Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности. У них недостаточная продуктивность памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения. В развитии познавательной деятельности этих детей обнаруживается выраженное отставание и своеобразие. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения у них не сформированы, как правило основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, снижена познавательная активность.

Младший школьный возраст – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются, рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно.

В периоды нормальной работоспособности у детей с задержкой психического развития обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти «сильные» стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью почти на уровне нормально развивающихся сверстников.

В процессе игры со сверстниками младшие школьники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи.

Почти все дети с не осложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками массовой школы. Главное – их необходимо заметить своевременно в класс и найти наиболее эффективный способ индивидуальной работы с таким ребенком. Правильная оценка характера отклонений у ребенка дает учителю возможность найти наиболее успешные пути педагогического воздействия. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не является результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Знаем, что не все дети при поступлении в школу не готовы к учебной деятельности, требующей произвольного внимания, памяти и работы мыслительных процессов, то дети с задержкой психического развития вообще не способны усваивать учебный материал, преподносимый в сухой научной форме, что часто практикуется на уроках в школе. Это происходит потому что, как уже отмечалось выше, дети с задержкой умственного развития отстают по многим параметрам умственного развития на 2-4 года от своих сверстников. На основе этого следует сделать вывод, что ведущим видом деятельности для этих детей является игровая деятельность. А следовательно вся учебная деятельность должна быть пронизана игрой. Игра должна быть частью жизнедеятельности таких детей, так как игра – это тот вид деятельности, который уже хорошо усвоен ребенком еще с младенческого возраста и способствует развитию самостоятельного достижения истин.

Игровая деятельность должна присутствовать в учебной работе детей, но форма ее проведения обязательно изменится. Игра приобретает дидактическую направленность. Все игры, которые тщательно подбирает педагог, психолог либо взрослый, в младшем школьном возрасте должны нести в себе какие-либо научные знания, расширять кругозор, развивать речь, помогать в изучении и закреплении нового материала. Другими словами, игровая деятельность должна быть направлена не на развлечение, а на развитие познавательной сферы каждого ребенка.

Особенно в классах, где педагог работает с детьми с задержкой психического развития, главным требованием будет индивидуальный подход к ребенку не только в учебной деятельности, но и в подборе игр.

Целесообразно в классе, где обучаются дети с задержкой психического развития, брать для решения множество логических задач, разыгрывать сценки (стимулировать развитие речи, обучают правильному общению, развивают память, самостоятельность, творчество, заучивать и инсценировать множество стихотворений, басен; разгадывать кроссворды, шарады; играть в домино.

Следует отметить, что игровая деятельность должна присутствовать не только во внеклассной, внеурочной работе, но является обязательным элементом каждого учебного предмета, причем, чем сложнее для ребенка предмет, тем больше должно быть игровых моментов.

В младшем школьном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. В их обучении нужно применять специальные методики, правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. На первых порах обучения нельзя применять изолированную словесную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают качества, свойства и отношения предметов. Часто не понимают конструкцию фразы или просто забывают инструкцию, «теряют» ее в процессе выполнения заданий. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами.

Источник