Особенности ребенка c проблемами в развитии
Дети с проблемами в развитии – кто они?
Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. По медицинским диагнозам, физическим или интеллектуальным возможностям эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников, но пору детства они проживают наравне со всеми. Точнее, должны проживать наравне со всеми.
Долгие годы пытливый ум исследователей, педагогов-практиков, как, впрочем, и требования государства, и запросы родителей, концентрировались на задаче исправления особого ребёнка, доведения его до нормы. Отсюда и шокирующая терминология минувших лет – ненормальный, аномальный, дефективный!
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов, в ходе такого образования они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик.
Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:
Психологические особенности детей с нарушениями речи
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.
Клара Самойловна Лебединская выделяет четыре основных варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:
– конституционального происхождения;
– соматогенного происхождения;
– психогенного происхождения;
– церебрально-органического генеза.
Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.
ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психическим инфантилизмом. В современной психиатрии термин психический инфантилизм означает личностную незрелость.
Эмоциональная сфера детей с психическим инфантилизмом как бы находится на более ранней ступени развития. У детей относительно сформированы психические процессы, но замедлен темп их становления. Наблюдается недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. У таких детей нарушена динамика умственной работоспособности. Снижен объем памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.
Соматогенная форме ЗПР. При соматогенной форме так же наблюдается психическая незрелость, но причинами чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.
ЗПР церебрально-органического генеза
Наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР. Причина данной формы – органическое поражение цнс на ранних этапах онтогенеза. Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности. У большинства детей наблюдается замедленный темп созревания психических функций. В эту группу входят дети, у которых наблюдается частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.
Интеллектуальная недостаточность (Умственная отсталость).
Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Мы рассмотрим умственную отсталость по степени выраженности интеллектуального дефекта:
– легкая умственная отсталость;
-умеренная умственная отсталость;
– тяжелая умственная отсталость;
– глубокая умственная отсталость.
Легкая умственная отсталость. Это дети, которые приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них пользуются речью в повседневных целях. Но у них ограничен словарный запас, неточное употребление значений слов. Восприятие недостаточно развито, вследствие чего ребенок получает неправильное представление об окружающем мире. Произвольное внимание нецеленаправленное. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточность воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы и неадекватны. Дети овладевают практическими и домашними навыками.
Умеренная умственная отсталость – характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное. Медленно развиваются понимание и использование речи, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден. Грубо нарушено внимание, они с трудом привлекается. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.
При тяжелой умственной отсталости мышление ригидное, лишено способности к обобщению. Дети с трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, могут самостоятельно передвигаться, выделять людей, которые хорошо к ним относятся. Эти дети не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.
Глубокая умственная отсталость. У детей не развито внимание, восприятие и память. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство детей неподвижны, или резко ограничены в подвижности.
Ранний детский аутизм
Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 – 3 летнему возрасту.
Под термином аутизм понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые месяцы годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.
В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого, искаженного варианта нарушения психического развития.
Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции может проявляться в разных формах:
Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка – не иметь с миром никаких точек соприкосновения.
Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение некоторых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможны неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.
Дети 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер.
У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых.
Источник
Наталья Лобода
Памятка педагогам «Характерные особенности детей с проблемами в развитии»
Данная памятка подойдёт для озвучивания особенностей в развитии ребёнка специалистам при прохождении им медосмотра в ДОУ, написании характеристики на воспитанника.
Общение.
Агрессивен,замкнут, навязчив, равнодушен, упрям, избирателен, негативизм, частая смена друзей.
Речевое развитие.
Речь невнятна, трудности звукопроизношения, словарный запас беден, речь аграмматична, малоразборчива, многословен, трудности при пересказе, ответы односложные, заикание.
Физическое развитие.
Истощаемость, утомляемость, расторможенность, соматическая ослабленность, плохой сон, аппетит.
Моторное развитие.
Не развита мелкая моторика, нарушена общая координация, медлителен в движениях, движения хаотичны, синкинезии, саливация, тремор.
Игровая деятельность.
Предпочитает манипуляцию с предметами, игры с воображаемыми предметами.
Чем яснее будет информация у специалистов, тем точнее будет диагноз. А значит можно эффективнее оказать помощь ребёнку.
Публикации по теме:
Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии
Учебные навыки – это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций, которые необходимы для успешной учебной деятельности.
Из опыта работы специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии
Педагог-психолог Гусева И. А. Учитель-логопед Савостьянова С. А. Наша дошкольная образовательная организация входит в образовательный комплекс.
Конспект логопедического занятия «Характерные признаки осени. Листопад»
Цель: познакомить с понятием «листопад», расширять знания о признаках осени, способствовать развитию внимания, мышления, памяти, развивать.
Опыт работы в ГКП для детей с проблемами в развитии
Работа педагога-психолога в консультативной группе кратковременного пребывания коррекционной направленности для детей с ОВЗ. Обучающийся.
Особенности детского фольклора в развитии ребенка
Проблемы в развитии речи объясняются не только физиологическими либо генетическими нарушениями, социальное окружение также играет свою роль,.
Особенности лепки и ее значение в разностороннем развитии дошкольника
Лепка – объемно-пространственный способ отображения действительности при использовании пластичных материалов. Близость детского лепного.
Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими особенности в развитии
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся.
Памятка для родителей «Ритм в развитии речи»
Памятка для родителейРитм в развитии речиРитм – это чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последователь-ностью,.
Родительское собрание в средней группе «Характерные особенности детей 4–5 лет»
Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей; дать знания родителям о среднем возрасте.
Сенсорное развитие в процессе продуктивных видов деятельности у дошкольников с проблемами в развитии.
Проблемы сенсорного развития дошкольников с проблемами в развитии не теряют своей актуальности – это отмечали и отмечают в своих работах.
Источник
Коршунова Н.П.
Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии
ГБДОУ № 83 (г. Санкт-Петербург)
Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка [2].
Изучением детей c ЗПР с конца 50-х годов нашего века занимались Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и другие. Среди неуспевающих младших школьников ими были выявлены учащиеся, неуспеваемость которых давала основание считать их умственно отсталыми. В ходе дальнейших исследований ученые выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем, многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи. Диагностика нарушений речевого развития на этом возрастном этапе представляет большие сложности, так как индивидуальные сроки начального развития речи широко варьируют. Следует также учесть, что любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в сензитивный для формирования речи период приводит к речевому недоразвитию [1]. Поэтому любой ребенок с отставанием в речи требует комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также оценки состояния слуха. Отставание в развитии речи на этом возрастном этапе может иметь обратимый, функционально-динамический характер. Его следует отличать от системных стойких речевых расстройств у детей с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе и с легкой мозговой дисфункцией. Кроме того, отставание в развитии речи может быть одним из начальных проявлений различных нервно-психических заболеваний.
Особенно важно обратить внимание на наличие регрессивных расстройств, психомоторики и речи, которые могут наблюдаться при различных наследственных синдромальных формах нервно-психических заболеваний. Они характерны, прежде всего, для синдрома раннего детского аутизма: отгороженность ребенка от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким людям, однообразное, стереотипное поведение, непереносимость взгляда в глаза, своеобразные расстройства речи, игры с предметами неигрового назначения, страхи и т.п. [3].
Для того, чтобы правильно подобрать методы коррекции при задержке психического развития только выявления причины, вызвавшей нарушения, не достаточно. Необходимо поставить клинико-психологический диагноз, который отразит причину и механизм нарушения развития ребенка, что позволит определить пути и методы коррекционной работы в образовательном процессе.
Литература
- Аксаринa Н. М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста. – М.: ЦОЛИУВ, 2009.
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2011.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция – М.: Просвещение, 2009. – С. 26-27.
Источник