Особенности развития внимания ребенка в раннем детстве

Особенности развития внимания ребенка в раннем детстве thumbnail

Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каких-либо объектах и явлениях интенсивно развивается в раннем детстве под влиянием овладения ребенком ходьбой, предметными действиями и речью. Самостоятельная ходьба приводит к расширению объема восприятия окружающей действительности, увеличению количества объектов, попадающих в сферу деятельности, а следовательно, и к увеличению объема внимания. Овладение предметными действиями приводит к сосредоточению на различных свойствах предметов. К началу раннего возраста ребенок может действовать с несколькими предметами. Постепенное увеличение общего количества предметов, с которыми действует ребенок, до трех-четырех позволяет развивать устойчивость и объем внимания. Длительность сосредоточения в этом возрасте может достигать 10-15 минут. Речевое развитие, формирование потребности в общении с другими людьми и появление интереса к их действиям способствует сосредоточению внимания ребенка не только на предметах, но и на значении слов и фраз. Слово начинает выступать как средство привлечения внимания ребенка и способствует развитию произвольного внимания.

Внимание ребенка раннего возраста в большей степени имеет непроизвольные свойства, основанные на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Внимание ребенка активизируется новыми стимулами окружающей среды и очень неустойчиво во времени. Дети раннего возраста, внимание которых привлекается к какому-либо новому необычному предмету, не могут сосредоточенно его воспринимать необходимое время, так как другие стимулы затормаживают познавательную активность и способствуют переключению внимания на другие предметы. В целом у детей раннего возраста доминирует непроизвольное внимание, оно характеризуется подвижностью и неустойчивостью, слабой концентрированностью.

Постепенно с возрастанием способности понимания речи взрослых появляется возможность произвольного управления вниманием ребенка. Дети могут по указанию взрослого переключить внимание на тот предмет, который называет взрослый. С помощью словесных инструкций взрослых ребенок способен некоторое время удерживать свое внимание на необходимом предмете или событии. По мере речевого развития процессы внешнего словесного управления совершенствуются. Однако внешне управляемое внимание ребенка раннего возраста малоэффективно, поскольку оно неустойчиво и слишком подвижно, не обладает свойством распределения. Ребенок может делать только одно дело и выполнять одно действие. Если его что-нибудь отвлекает, то он может и не вернуться к прежнему делу без специального напоминания.

Практический пример

Паша Г., 2 года 11 месяцев. Физически здоров. Любознательный, веселый, жизнерадостный, добрый, импульсивный и одновременно рассеянный. Легко увлекается занятиями, которые ему предлагает мама – чтением, рисованием, игрой и др. Однако ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение 10-15 минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребенка. Отвлекается на все подряд.

Развитие речи способствует постепенной трансформации внешне управляемого внимания в произвольно управляемый процесс, завершение которого происходит только к девяти-десяти годам. Несмотря на то что у ребенка раннего возраста в процессе речевой активности и практического взаимодействия с предметным миром, а также общения со взрослыми стимулируется развитие лобных отделов мозга, к трем годам у большинства детей фиксируется недостаточная сформированность механизмов внимания, что расценивается специалистами как разная степень рассеянности.

Выделяют несколько стадий развития внимания детей (рис. 6.1). Первая стадия соответствует переходному возрасту от младенчества к раннему детству. Внимание ребенка охарактеризовано как рассеянное, отвлекаемое и неспособное к концентрации. Вторая стадия становления внимания на втором году жизни связана с возникновением фиксации – процесса произвольной концентрации на чем-то одном. Ригидная концентрация внимания не дает ребенку возможность осуществлять параллельную активность, причем необходимость отвлечения от выбранного занятия порождает у него негативные эмоции. На третьем году жизни внимание обнаруживает свойство гибкости, которое позволяет ребенку переключиться со своего произвольно выбранного занятия на чье-либо обращение, а затем после короткого временно́го промежутка вернуться к своему занятию (стадия гибкого одноканального внимания).

Рис. 6.1. Стадии развития внимания детей в раннем возрасте

Следовательно, ранний возраст заканчивается фазой развития одноканального внимания, которое активизируется в связи с определенной мотивацией. Такая одноканальность и неустойчивость внимания ребенка объясняет низкую эффективность обучения в раннем возрасте. Желание ребенка может направить его внимание на произвольно выбранный объект и некоторое время оно на нем концентрируется. Внимание на границе раннего и дошкольного возрастов не отличается еще признаками зрелой формы, а именно: пластичностью, переключаемостью и распределением, что создает ограничения для проявления функции мышления и поведения ребенка в целом.

Таким образом, для раннего возраста характерны значительные трудности в переключении и распределении внимания, оно в основном непроизвольное, слабоустойчивое, поэтому ребенок часто прекращает начатую деятельность. Слабость концентрации внимания проявляется также в фиксации незначимых, но наиболее ярких признаков предметов. В целом внимание детей кратковременно, неустойчиво, слабо концентрировано, легко отвлекаемо, характеризуется узким объемом и трудностями переключения (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Основные характеристики внимания детей раннего возраста

Примерно после двух лет становится возможным вызвать внимание детей словесным сигналом, определенными указаниями, жестами и т.д., что позволяет соответствующим образом организовать проведение занятий со всей группой детей одновременно.

Источник

С первых дней жизни у ребенка наблюдаются реакции на определенные раздражители. Среди них, прежде всего, те, которые имеют значение для его жизни, которые могут представлять угрозу или негативно влияют на детский организм. Так, ребенок вздрагивает от резких звуков, закрывает глаза от резкого света. Если эти раздражители продолжают на нее влиять, то у ребенка возникает двигательное беспокойство, она начинает плакать. Первые проявления внимания направленные на избежание вредных и опасных для жизни раздражителей.

На первом месяце жизни у ребенка оказывается ориентировочный рефлекс, как основа для дальнейшего развития познавательной деятельности. Ее внимание теперь направляется на необычные, особенно яркие объекты, которые уже не вызывают у нее беспокойство. Такое внимание связывается с первыми проявлениями интереса к окружающим предметам. Возникает реакция сосредоточения в те моменты, когда ребенок направляет взгляд, замирает, тянется к объекту, что вызвал интерес. Первым объектом, вызывает сосредоточение, является лицо взрослого. Такая реакция позже становится составляющей комплекса оживления, когда ребенок длительно сосредоточивается на лице матери. Ознакомление с окружающим для младенца опосредованное общением со взрослым. Внимание вызывают, прежде всего, те объекты, которыми действует взрослый, о которых он говорит ребенку. В конце первого месяца ребенок задерживает взгляд на необычном предмете.

Появление реакции сосредоточения на разных анализаторах приходится на разные возрастные моменты:

2-3-я неделя – появление слухового сосредоточения;

3-4-я неделя – появление зрительного сосредоточения на лице взрослого и слухового во время его разговора с малышом.

Внимание ребенка сначала направляется на статические внешние признаки предметов (цвет, блеск, яркость, размер, способность производить звук). С развитием двигательной активности ребенка, с появлением хватания у ребенка возникает интерес к действию с предметами. Внимание после 6 мес. становится условием манипулирования ребенка предметами и их перехода к предметных действий. Ребенок подолгу испытывает предметы, обследует их, что невозможно без участия внимания. Это ведет к бурному развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, в которой проявляется способность и стремление познавать окружающее.

В младенческом возрасте развиваются первые свойства внимания, связанные с успехами ребенка в освоении предметов. К концу 1-го года жизни у ребенка возникает способность одновременно действовать с двумя предметами, распределяя свое внимание: мячик ребенок толкает левой ручкой, а правой в это время трясет коробочку. Доставая мелкие предметы (кубики разной формы) из коробочки ребенок переключает внимание с того предмета, получила, на тот, который еще в коробочке.

ВЫВОДЫ по развитию внимания у младенца:

– Основой развития внимания является врожденная способность ребенка реагировать на раздражители, от которых зависит сохранение ее жизни и здоровья;

– В конце 1-го месяца жизни возникает реакция сосредоточения и ориентировочный рефлекс;

– Первые объекты, вызывающие внимание ребенка, включенные в общение со взрослым;

– На основе реакции сосредоточения, сопровождающая предметные действия ребенка, во 2-м полугодии жизни возникает ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка, является фундаментом развития познавательной деятельности;

– Развитие предметных действий ребенка в конце 1-го года вызывает появление свойств внимания – распределения и переключения.

Овладение хождением и речью значительно расширяет самостоятельность ребенка в освоении действительности. Растет количество объектов, которые доступны для познания и действия ребенка. Эти обстоятельства становятся стимулом для дальнейшего развития внимания малыша.

Растет объем внимания (ребенок направляет ее на различные свойства в объектах), совершенствуется распределение и переключение. Закладываются предпосылки для произвольного внимания, поскольку ребенок самостоятельно устанавливает, на предметы направить свое внимание. Ребенок может сосредоточенно выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут.

В то же время, наблюдается определенная ограниченность в возможностях внимания ребенка, оказывается в несовершенстве свойств внимания. Назовем главные из них.

o У ребенка появляется ситуативная способность к глубокой концентрации внимания, которая еще слабо управляема. Глубокое сосредоточение на определенном участке своего окружения сопровождается у малыша таким же сильным отвлечением от всего остального. Рассматривая и перебирая в руках цветы в букете, ребенок не замечает наклона вазы, которая опрокидывается, из нее выливается вода, но и теперь ребенок не реагирует.

o В других ситуациях внимание ребенка неустойчива, легко отвлекается. Поэтому ребенок не способен долго и последовательно выполнять какую-то работу. В поведении ребенка наблюдается определенная непоследовательность: она долго просит маму купить меховой котика, но играет ним одну-две минуты и отвлекается, потому что увидела в сверстника мороженое. o своеобразна и избирательность внимания, связана с преимуществом чувственной внимания над интеллектуальной. Так, внимание ребенка вызывают незначительные, но наиболее заметны, эмоционально насыщенные внешние признаки объектов. В организации внимания начинаю участвовать речи, как самого ребенка, так и взрослого. Сначала ребенок учится действовать по короткой и понятной инструкции взрослого. Для выполнения действий по инструкции взрослого ребенку необходимо сосредоточить внимание, которое в этом случае характеризуется как произвольная. Появляются первые самоинструкция, когда ребенок о себе говорит в 3-м лице: “Петя сейчас будет мыть ручки”.

Взрослый, по-прежнему остается в числе важнейших объектов познания и внимания, выступает сильнейшим стимулом в развитии внимания ребенка. Стремление к пониманию речи взрослого приводит к увеличению продолжительности сосредоточения ребенка на словах взрослого, понять которые можно, когда дослушает до конца. Ребенок с удовольствием и интересом слушает выразительное чтение взрослым художественных произведений детской литературы (считалки, скороговорки, стихи, сказки, рассказы), даже без соответствующих наглядных опор. Это способствует развитию социальной, опосредованной, произвольного внимания.

ВЫВОДЫ об особенностях внимания малыша в раннем детстве:

– Развитие внимания касается как ее отдельных видов, так и свойств;

– Рост самостоятельности ребенка предопределяет расширение возможностей его познавательной и предметной деятельности, приводит к росту объема внимания, совершенствование ее распределения и переключения;

– Свойства внимания слабо регулируемые, так проявляются ситуативно: преимущественно внимание малыша неустойчивая и поверхностная, но в некоторых случаях глубокая концентрация внимания сочетается с глубоким отвлечением;

– Успехи малыша в овладении речью приводит к развитию элементов опосредованной, социальной, интеллектуальной, произвольного внимания.

Источник

В раннем детстве развитие внимания происходит во время усвоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Важное значение при этом имеет овладение ходьбой, поскольку благодаря ей увеличивается количество ть объектов, которые попадают в сферу деятельности ребенка. Малыш получает возможность сам выбирать объект внимания, т.е. может разбирать и собирать пирамидку, перевозить ее на игрушечном автомобиле и т.д.. Продолжается такое сосредоточения примерно 10 х хв.

Усвоение назначения функций предметов, совершенствование действий с ними помогает направлять внимание на большее количество сторон и признаков объектов, совершенствовать свойства самого внимания (распределение, переключений ния). С развитием речи, появлением потребности в общении, интереса к действиям других людей ребенок начинает обращать внимание на все более явлений окружающей действительности. Если на 1-м году жизни руководит взрослый, то на 2-м, а особенно на 3-м, она сама направляет внимание на новый предмет, речь взрослого 2-летний ребенок самостоятельно действует с любым предметом, рассматривает игрушку, наблюдает за речью и действиями вот ченногоння.

В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не на предметах, словах, фразах, а начинает реагировать на лаконичную инструкцию взрослого, если она указывает на знакомые действия или предметы:””принеси мяч”,”возьми ложку”o. Он может выслушать краткое просьба до конца и выполнить действие в соответствии с ним. Во время общения у него повышается внимание к слову и его значение. Он без унаочне нь внимательно слушает короткие стихи, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительным речью, мимикой дорослогням, мімікою дорослого.

Развитие речи способствует возникновению произвольного внимания, которой взрослый также может управлять. Средством организации внимания является слово

Интересную деятельность ребенок может выполнять в течение 8-10 мин. Во время этой деятельности у нее возникают серьезные трудности с переключением и распределением внимания. Малыш часто настолько углубляется в работу, не слышит слов взрослого. Например, рисуя, не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого поднять ее. Несмотря на то, внимание ребенка очень слабо фиксируется на предмете или деятельности, она как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро останавливает начатое дело основном она фиксирует незначительные, но яркие признаки объектов. Однако с потерей новизны объектов исчез ае и их эмоциональная привлекательность, угасает внимание к ни до них.

Итак, внимание ребенка раннего возраста характеризуется непродолжительностью, недостаточной сосредоточенностью, непроизвольностью, ее привлекают яркие, сильные или новые раздражители. Она недостаточно подвижна, трудно переключитсЯ аеться по желанию ребенка, имеет очень узкий объем и устойчивой есть в активной деятельностиі.

Возникновение воображения в раннем детстве

Предпосылками воображения является представление, возникающие на 2-м году жизни. Полуторагодовалый малыш узнает изображенное на рисунке, переживает бурные положительные эмоции по смыслу изображенного. Рисунок, как известно о, никогда не бывает точной копией объекта, зафиксированного в прошлом опыте, он отражает действительность обобщенно, выделяя в ней существенным. Воспринять изображенное на нем помогает воображение. В этом пи знаванни малыш еще не создает ничего нового, его воображение является пассивным процессомесом.

Становление механизмов представления, воспроизведение образов, умение слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных тв воров. Свидетельством того, что ребенок представляет переданы в речи события, является ее сосредоточенность и адекватные эмоцийї.

Воображение зарождается конце раннего возраста. Об первые ее проявления в 2,5-3 года можно сделать выводы учитывая умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Именно в этот период она начинает есть дополнять, заменять реальные предметы и действия воображаемыми, называть йїх.

Первые подражательные игры, которые возникают на 2-м году жизни, еще не содержат элементов воображения. Если ребенок”ест”пустой ложкой, то это действие определяется конкретной ситуацией, в которую она включена на то м момент. Она усваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет й повторює її.

Развитие начальных форм воображения в раннем возрасте связан с обобщенностью игровых действий и игровых предметов, а также появлением в репертуаре игровых действий замены. Малыш не сразу откликается на заменители и, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками результате усвоения речи в ее игре появляются первые самостоятельные замены, которым он сначала дает реальные названия (использует па личку вместо ложки, но называет палочкой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одновременно палочкой, ложкой), а потом только игровые (действует с палочкой, как с ложкой, и называет ее ложкойю).

До окончания раннего возраста возникает новый способ действия с предметами-заменителями, полноценное использование замещений. Дети вводят в игру свои оригинальные замещения, в их действиях зарождаются творческие элементы. На а основе интереса к новому виду активности они быстро начинают отступать от заданных взрослым образцов действий, вносят в них свои нюансы, апробируют различные схемы их выполнения, а также выполняют самостоятельной ни игровые действия. Однако их воображение имеет репродуктивный (воспроизводственный), самопроизвольный (возникает без сознательно поставленной цели) характетер.

Следовательно, воображение в раннем возрасте еще развита слабо, требует внешней опоры на предметы и их признаки, связана с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием, с речью (словами, которые по означают действия и предметы.

Источник