Особенности развития внимания ребенка в младшем школьном возрасте
Особенности развития внимания младших школьников
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, а основным видом деятельности ребенка является учебная деятельность. Она то и играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств человека. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи. Часто плохое запоминание является прямым результатом невнимательности ребёнка, и, наоборот, концентрация внимания способствует значительному улучшению запоминания.
По мнению А.Н. Васильевой внимание 6-7-летних школьников продолжает оставаться неустойчивым, произвольное внимание часто находится в плену непроизвольного. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей без всяких усилий с их стороны. Они склонны подмечать в предметах случайные детали, привлекающие его внимание яркостью, новизной, динамичностью, в то время как более важные детали ускользают от его внимания. Заинтересовавшись какой-либо одной частью предмета или явления, совсем упускает из виду другие. Младший школьник еще не всегда правильно умеет выделить в наблюдаемом предмете главные, существенные признаки. Дети не умеют долгое время сосредотачиваться на работе, их внимание легко отвлекается.
Вот такие индивидуальные особенности внимания 7-летних младших школьников выделяет Б.С. Волков:
1. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание. Ученики долго и старательно решают одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но также легко отвлекаемое на посторонние моменты.
3. Хорошо организованное внимание, сочетаемое с малым объемом.
4. Легко отвлекаемое внимание. Ученики сосредоточивают внимание не на изучаемом предмете, а на чем-то другом — на своих мыслях, не связанных с учебой, рисованием и т.д.
5. У младших школьников еще преобладает непроизвольное внимание, которое может быть сосредоточено на фактах, имеющее какие-то яркие особенности: красочное, интересное, в движении, в сравнении и т.д. Поэтому учебный материал учитель подает таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был бы связан с практическими действиями.
Как указывает В.С. Мухина, переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.
Умение распределять внимание, как считает И.В. Дубровина, развивается постепенно, с возрастом. Младшие школьники плохо распределяют внимание. На основе непроизвольного внимания у детей развивается внимание произвольное. Происходят существенные преобразования характеристик внимания к окончанию начальной школы. Особенно быстро в 2,5 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Только к 9-10 годам ребенок становится способным достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Источник
Психологические особенности внимания младших школьников
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается – увеличивается круг объектов, которые вызывают интерес. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного, ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.
В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко – в 2,1 раза – увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.
Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное, так и произвольное – интенсивно развивается.
Педагогический процесс предполагает развитие определенных умений, важно использовать непроизвольное внимание, содействуя развитию произвольного внимания. Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, – возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.
Детское внимание, подчеркивал Лев Семенович Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.
«С этой точки зрения, – писал Л. С. Выготский, – всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять – заинтересовать; прежде чем заставить действовать – подготовить к действию; …прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового».
Педагогу следует проявлять заботу, как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.
Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек – это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности. Внимание обладает интегральным, целостным характером. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. Управляя вниманием, учитель берет в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера.
Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.
Внимание младшего школьника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами или баловаться. Важно не только делать трудное – доступным, непонятное – понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ними и произвольное внимание.
Исследования распределения внимания выявили его связь с возрастом учащегося. В 1 классе ученики слабо распределяют внимание, а в некоторых случаях и вовсе не способны его распределить. У учащихся 1 класса небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной способностью торможения. Необходимо периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.
Умение распределять внимание нарастает у ребят от класса к классу. К концу 3 года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается способность распределения и переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.
Концентрированность и интенсивность внимания у младших школьников может быть достаточно большой. Например: ребенок настолько увлеченно рисует, что не слышит, как его зовут. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, т.к. устойчивость внимания еще не велика. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.
Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний – все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности, для современных школьников очень важен интерес, который пробуждает внимание и концентрацию, что позволяет педагогам заниматься обучением.
Источник
Внимание среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет
собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого
явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По
мнению П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс,
оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой
психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой
деятельности”. Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное
в данный момент.
Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе
общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде,
так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать,
устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во
внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в успешном
обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: “…внимание
есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из
внешнего мира”. Действительно, чаще всего человек обращает внимание на то, что
ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его
особенности различны в зависимости от возраста.
Внимание – это всегда характеристика какого-то другого психического процесса:
восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание – это способность
выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление,
припоминание, воображение. Внимание – сквозной психический процесс,
заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или
явлениях при одновременном отвлечении от других.
Выделяют основные свойства внимания:
- переключение – осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
- объем – количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно
небольшой промежуток времени; - распределение – возможность одновременного удержания в сфере внимания
нескольких объектов; - устойчивость – достаточная длительность сосредоточения внимания на
объекте; - концентрация – степень сосредоточения сознания на определенном объекте.
Эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга.
Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом.
Зная основные свойства внимания, можно их у себя развивать.
Существуют три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три
вида внимания:
- непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью
раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется; - произвольное (или волевое) – сосредоточенность на чем-то может быть
достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда,
когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или
внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному; - послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении
человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче,
которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более
глубоко и разносторонне.
Внимание такое обычно поддерживается активной умственной деятельностью
ученика.
На каком же из трех видов внимания следует строить повседневную работу с
маленькими школьниками на уроке? Совершенно очевидно, что первый вид, то есть
непроизвольное внимание не исключается полностью. Нельзя строить повседневную
работу только на волевом произвольном внимании детей, так как оно требует
большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких
учеников, но и для взрослых. Значит, надо ориентироваться на третий вид
внимания, который поддерживается интересом на послепроизвольное. У детей надо
понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое “приучение”
должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих
сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения.
Внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности,
что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего
школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников
оказывают влияние на характер внимания. У детей сангвинистического темперамента
кажущаяся невнимательность проявляется в чрезвычайной активности. Сангвиники
подвижны, непоседливы, многое успевают сделать на уроке.
Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, часто кажутся невнимательными. На
самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете. Недостаточность внимания
может быть вызвана сочетанием субъективных и объективных причин. К субъективным
причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребенка,
индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья. К объективным –
качество, степень новизны и сложности нервной деятельности, являющейся
содержанием процесса внимания.
Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное,
физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом
возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не
может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и
преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.
Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные
предметы. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается,
но происходит и развитие произвольного внимания учащихся. Произвольное внимание
в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения.
Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте
ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при
наличии близкой мотивации (перспективы получить “пятерку”, заслужить похвалу
учителя).
Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека,
распределение внимания – слабее. В работе группы психологов А.К. Марковой, А.Г.
Лидере, Е.Л. Яковлевой “Диагностика и коррекция умственного развития в школьном
и дошкольном возрасте” приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет – объем
внимания 2-5 единиц (среднее – 3) 10-11 лет- объем внимания 3-6 единиц (среднее
значение – 4) 12-14 лет – объем внимания 3-7 единиц (среднее значение – 5).
У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с
возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего имеют
рассеянное и неразвитое внимание. По нашим наблюдениям и многие учащиеся 2–4-х
классов показывают низкий уровень произвольного внимания. Устойчивость внимания
первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего
класса могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Очень важно
периодически менять виды работ, чтобы не наступило утомление.
Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного
объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение
менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они
интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к
концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации
учебной деятельности.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из
существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на
уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало
урока, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут.
Динамика уровня внимания у таких детей не одинакова. У одних детей максимальное
напряжение внимания наблюдается в начале урока, по мере продолжения работы оно
неуклонно снижается, у других – лишь после некоторой деятельности, для третьих
характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания,
снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей (у некоторых
детей утомление наступает очень быстро). Они перестают воспринимать учебный
материал. Для таких детей характерны частые переходы от состояния активности
внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно
связано с нервно-психическим состоянием детей и возникает без видимых причин.
Часто сложность задания, большой объем работы могут выводить школьников из
равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Собственное
бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у них часто
раздражение, категорический отказ от работы. Как следствие -крайняя
неуверенность в своих силах, нежелание учиться.
Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к словесной
информации даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа
такие дети отвлекаются на посторонние дела, теряют нить повествования. Учителю
приходится прилагать немало усилий, чтобы вернуть детей в рабочее состояние. Для
таких детей особенно необходимы занятия, способствующие развитию внимания.
При изучении внимания младших школьников необходимо опираться на возрастные
особенности детей этого возраста, подбирать методики, предназначенные для
младших школьников. Лучше всего использовать стандартизированные методики, в
которых есть бальные оценки. Изучая внимание младших школьников, необходимо
проанализировать прежде всего
- объем внимания;
- сосредоточенность, концентрацию внимания;
- длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально
организованных условиях и без них.
На основании диагностических данных охарактеризовать особенности внимания
учащихся. Например: несформированность внутренней волевой регуляции внимания;
сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво; при соответствующей
работе возможна достаточно эффективная коррекция указанных качеств внимания.
При необходимости разрабатывать индивидуальные программы по развитию внимания
отдельного ученика. Важно в начальной школе использовать метод наблюдения, что
расширяет реальное представление об ученике.
Система занятий для работы с детьми начальной школы, а так же с детьми,
для которых характерно ослабленное внимание.
Предложенные занятия могут быть использованы для работы с детьми начальной
школы, а так же детьми с ЗПР, так как для них характерно ослабленное внимание,
особенно к вербальной (словесной) информации.
№ | Содержание материала | Часы | Дата |
1. | Что такое внимание? Зачем оно нужно человеку? | ||
2. | Основные свойства внимания. Что значит быть внимательным? | ||
3. | Виды внимания. Тренировка объема внимания. | ||
4. | Диагностико – мотивирующее занятие по развитию внимания. | ||
5. | Развитие основных свойств внимания. | ||
6. | Корректурная проба (варианты). | ||
7. | Тренировка концентрации и устойчивости внимания. | ||
8. | Развитие наблюдательности. | ||
9. | Развитие зрительной наблюдательности, способности выделять измененные признаки. | ||
10. | Развитие концентрации внимания. | ||
11. | Дидактические игры на развитие внимания. | ||
12. | Развитие основных свойств внимания. | ||
13. | Работа по тетради “Учимся быть внимательным”. | ||
14. | “Исправь ошибки”. | 1 | |
15. | Развитие объема внимания, переключение внимания. | 1 | |
16. | Развитие произвольности внимания. | 1 | |
17. | Итоги занятий. | 1 |
Описание видов упражнений, используемых при изучении данных тем.
В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного
возраста, постепенности усложнения материала.
В целом для реализации этой программы необходимо, чтобы:
- решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;
- задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы
вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать
детей невозможностью их решить; - на занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее
8-10 видов); - необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения учащихся
и отдыха.
№ | Примерные тренировочные упражнения, рекомендуемые для использования на занятиях |
1) | Беседа, ответы на вопросы |
2) | Игры на развитие внимания |
3) | Упражнение “Точки”. Игра “Что изменилось?”. Зачеркни нужные буквы. Зачеркни букву О. Обведи в круг цифру 5. |
4) | Определение объема внимания, уровня развития основных свойств внимания. |
5) | Зачеркни нужные буквы. Зачеркни нужные квадраты. Раскрась нужные предметы. Выполни задание по образцу. “Отыскивание чисел”. |
6) | Чем отличаются картинки? Раскрась буквы – красным, цифры – зеленым, знаки – желтым. Игра “Кто самый внимательный?” |
7) | “Проследи за направлением”. Догадайся, к каким домикам ведут дорожки? Проверь, есть ли ошибки в игре “Домино”. |
8) | Заметить всё. Запоминай порядок. |
9) | “Дополнение картинок”. Описание по памяти того, что они видели много раз: школьный двор, путь из дома в школу, столовую, фойе и т.д. |
10) | “Поиск рисунков – двойников”. “Поиск нужной фигуры”. “Подбери пару”. |
11) | “Запомни и назови”. “Что исчезло?”. “Что изменилось?”. |
12) | “5-й лишний”. “Составление квартета”. |
13) | Работа по тетради “Учимся быть внимательными” |
14) | Выбор картинок. Работа по ним. |
15) | Выявление запаса сведений о природных явлениях. Определение времени года, суток, дней недели по вопросам и картинкам. |
16) | Работа в тетради “Развивающие задания для малышей” |
17) | Диагностика объема внимания, основных свойств внимания. |
Источник