Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возраста

Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Особенности внимания младших школьников

Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возрастаМногие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.

Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.

Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления, более того – сами эти психические процессы «включаются» только, если возникло внимание. Например, мы можем слушать многоголосый шум на перемене и ничего при этом не слышать. Но если вдруг прозвучит наша фамилия, то орган слуха почему-то сразу различит важную для нас информацию. Что происходит при этом? Возникает та самая, упомянутая выше, концентрация сознания, т.е. внимание.

Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. Таким образом, невозможно в чистом виде работать над развитием внимания. Однако можно развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию.

Объем внимания – количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает 3 – 4 символа, а у некоторых и еще меньше. Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребенка к окончанию подросткового возраста.

Устойчивость внимания – время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Для учителей это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут.

Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возрастаПереключаемость внимания – возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее, а новое задание дети не слышали. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Для этого из урока в урок учитель должен регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания – наличие двух фокусов внимания одновременно, т.е. концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно проверять правильность его написания), при проведении арифметических диктантов и т.д. Распределяемость внимания не формируется до 7 лет при нормальном течении психического развития ребенка. Поэтому в первом классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания на два учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых психических действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Например, если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может начать учиться одновременно при этом говорить.

Распределяемость внимания находится в обратной зависимости от другого свойства внимания – концентрированности. Чем больше учитель будет развивать у детей способность одновременно выполнять два вида деятельности, тем менее концентрированным окажется их внимание.

Концентрация внимания – возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии раздражающих (отвлекающих) факторов.

Самой распространенной педагогической ошибкой, препятствующей развитию концентрации внимания, был и остается телевизор, только теперь к нему прибавился еще и компьютер. Дело в том, что смена кадров при телевизионном изображении требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, они легко вырабатывают этот поверхностный взгляд и переносят его на другие виды деятельности.

Признаки невнимательности

Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образцы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Возможно, причины школьной не успешности таятся в его невнимательности, которая проявляется в следующем:

  • ·неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
  • ·неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
  • ·частое отвлечение на посторонние раздражители;
  • ·беспомощность в доведении задания до конца;
  • ·отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
  • ·потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

Причины невнимательности

Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возрастаСреди нарушений внимания выделяют – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность.

Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.

Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться:

а) в неспособности к сосредоточению;

б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Особенности развития внимания ребенка младшего школьного возрастаРассеянностью иногда называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. Такой вариант рассеянности нередко встречается у болезненных и ослабленных детей. Эти дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5 – 2 раза чаще, че6м спокойные и здоровые.

Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

  • ·общее ослабление нервной системы (неврастения);
  • ·ухудшение состояния здоровья;
  • ·физическое и умственное переутомление;
  • ·наличие тяжелых переживаний, травм;
  • ·эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
  • ·нарушения режима занятий и отдыха;
  • ·нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);
  • ·чрезмерная подвижность.

Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Используемый материал:

1.Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-464 с. С. 153-155. 

2. Булыгина Елена Михайловна. Статья по теме:«Особенности внимания детей младшего школьного возраста»; https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

3. Лошкарёва Нина Александровна. Статья «Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция»; https://festival.1september.ru/articles/533153/

Источник

Особенности развития внимания младших школьников  

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, а основным видом деятельности ребенка является учебная деятельность. Она то и играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств человека. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи. Часто плохое запоминание является прямым результатом невнимательности ребёнка, и, наоборот, концентрация внимания способствует значительному улучшению запоминания.

По мнению А.Н. Васильевой внимание 6-7-летних школьников продолжает оставаться неустойчивым, произвольное внимание часто находится в плену непроизвольного. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей без всяких усилий с их стороны. Они склонны подмечать в предметах случайные детали, привлекающие его внимание яркостью, новизной,  динамичностью, в то время как более важные детали ускользают от его внимания. Заинтересовавшись какой-либо одной частью предмета или явления, совсем упускает из виду другие. Младший школьник еще не всегда правильно умеет выделить в наблюдаемом предмете главные, существенные признаки.  Дети не умеют долгое время сосредотачиваться на работе, их внимание легко отвлекается.  

Вот такие индивидуальные особенности внимания 7-летних младших школьников выделяет Б.С. Волков:

1. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание. Ученики долго и старательно решают одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но также легко отвлекаемое на посторонние моменты.

3. Хорошо организованное внимание, сочетаемое с малым объемом.

4. Легко отвлекаемое внимание. Ученики сосредоточивают внимание не на изучаемом предмете, а на чем-то другом — на своих мыслях, не связанных с учебой, рисованием и т.д.

5. У младших школьников еще преобладает непроизвольное внимание, которое может быть сосредоточено на фактах, имеющее какие-то яркие особенности: красочное, интересное, в движении, в сравнении и т.д. Поэтому учебный материал учитель подает таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был бы связан с практическими действиями.

 Как указывает В.С. Мухина, переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Умение распределять внимание, как считает И.В. Дубровина, развивается постепенно, с возрастом. Младшие школьники плохо распределяют внимание. На основе непроизвольного внимания у детей развивается внимание произвольное. Происходят существенные преобразования характеристик  внимания к окончанию начальной школы. Особенно быстро в 2,5 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Только к 9-10 годам ребенок становится способным достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Источник

Внимание среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет
собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого
явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По
мнению П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс,
оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой
психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой
деятельности”. Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное
в данный момент.

Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе
общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде,
так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать,
устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во
внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в успешном
обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: “…внимание
есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из
внешнего мира”. Действительно, чаще всего человек обращает внимание на то, что
ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его
особенности различны в зависимости от возраста.

Внимание – это всегда характеристика какого-то другого психического процесса:
восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание – это способность
выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление,
припоминание, воображение. Внимание – сквозной психический процесс,
заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или
явлениях при одновременном отвлечении от других.

Выделяют основные свойства внимания:

  • переключение – осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • объем – количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно
    небольшой промежуток времени;
  • распределение – возможность одновременного удержания в сфере внимания
    нескольких объектов;
  • устойчивость – достаточная длительность сосредоточения внимания на
    объекте;
  • концентрация – степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

Эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга.
Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом.
Зная основные свойства внимания, можно их у себя развивать.

Существуют три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три
вида внимания:

  • непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью
    раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;
  • произвольное (или волевое) – сосредоточенность на чем-то может быть
    достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда,
    когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или
    внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
  • послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении
    человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче,
    которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более
    глубоко и разносторонне.

Внимание такое обычно поддерживается активной умственной деятельностью
ученика.

На каком же из трех видов внимания следует строить повседневную работу с
маленькими школьниками на уроке? Совершенно очевидно, что первый вид, то есть
непроизвольное внимание не исключается полностью. Нельзя строить повседневную
работу только на волевом произвольном внимании детей, так как оно требует
большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких
учеников, но и для взрослых. Значит, надо ориентироваться на третий вид
внимания, который поддерживается интересом на послепроизвольное. У детей надо
понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое “приучение”
должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих
сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения.

Внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности,
что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего
школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников
оказывают влияние на характер внимания. У детей сангвинистического темперамента
кажущаяся невнимательность проявляется в чрезвычайной активности. Сангвиники
подвижны, непоседливы, многое успевают сделать на уроке.

Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, часто кажутся невнимательными. На
самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете. Недостаточность внимания
может быть вызвана сочетанием субъективных и объективных причин. К субъективным
причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребенка,
индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья. К объективным –
качество, степень новизны и сложности нервной деятельности, являющейся
содержанием процесса внимания.

Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное,
физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом
возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не
может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и
преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.

Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные
предметы. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается,
но происходит и развитие произвольного внимания учащихся. Произвольное внимание
в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения.
Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте
ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при
наличии близкой мотивации (перспективы получить “пятерку”, заслужить похвалу
учителя).

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека,
распределение внимания – слабее. В работе группы психологов А.К. Марковой, А.Г.
Лидере, Е.Л. Яковлевой “Диагностика и коррекция умственного развития в школьном
и дошкольном возрасте” приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет – объем
внимания 2-5 единиц (среднее – 3) 10-11 лет- объем внимания 3-6 единиц (среднее
значение – 4) 12-14 лет – объем внимания 3-7 единиц (среднее значение – 5).

У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с
возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего имеют
рассеянное и неразвитое внимание. По нашим наблюдениям и многие учащиеся 2–4-х
классов показывают низкий уровень произвольного внимания. Устойчивость внимания
первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего
класса могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Очень важно
периодически менять виды работ, чтобы не наступило утомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного
объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение
менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они
интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к
концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации
учебной деятельности.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из
существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на
уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало
урока, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут.
Динамика уровня внимания у таких детей не одинакова. У одних детей максимальное
напряжение внимания наблюдается в начале урока, по мере продолжения работы оно
неуклонно снижается, у других – лишь после некоторой деятельности, для третьих
характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания,
снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей (у некоторых
детей утомление наступает очень быстро). Они перестают воспринимать учебный
материал. Для таких детей характерны частые переходы от состояния активности
внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно
связано с нервно-психическим состоянием детей и возникает без видимых причин.
Часто сложность задания, большой объем работы могут выводить школьников из
равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Собственное
бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у них часто
раздражение, категорический отказ от работы. Как следствие -крайняя
неуверенность в своих силах, нежелание учиться.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к словесной
информации даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа
такие дети отвлекаются на посторонние дела, теряют нить повествования. Учителю
приходится прилагать немало усилий, чтобы вернуть детей в рабочее состояние. Для
таких детей особенно необходимы занятия, способствующие развитию внимания.

При изучении внимания младших школьников необходимо опираться на возрастные
особенности детей этого возраста, подбирать методики, предназначенные для
младших школьников. Лучше всего использовать стандартизированные методики, в
которых есть бальные оценки. Изучая внимание младших школьников, необходимо
проанализировать прежде всего

  • объем внимания;
  • сосредоточенность, концентрацию внимания;
  • длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально
    организованных условиях и без них.

На основании диагностических данных охарактеризовать особенности внимания
учащихся. Например: несформированность внутренней волевой регуляции внимания;
сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво; при соответствующей
работе возможна достаточно эффективная коррекция указанных качеств внимания.

При необходимости разрабатывать индивидуальные программы по развитию внимания
отдельного ученика. Важно в начальной школе использовать метод наблюдения, что
расширяет реальное представление об ученике.

Система занятий для работы с детьми начальной школы, а так же с детьми,
для которых характерно ослабленное внимание.

Предложенные занятия могут быть использованы для работы с детьми начальной
школы, а так же детьми с ЗПР, так как для них характерно ослабленное внимание,
особенно к вербальной (словесной) информации.

Содержание материалаЧасыДата
1.Что такое внимание? Зачем оно нужно человеку?
2.Основные свойства внимания. Что значит быть
внимательным?
3.Виды внимания. Тренировка объема внимания.
4.Диагностико – мотивирующее занятие по развитию
внимания.
5.Развитие основных свойств внимания.
6.Корректурная проба (варианты).
7.Тренировка концентрации и устойчивости внимания.
8.Развитие наблюдательности.
9.Развитие зрительной наблюдательности, способности
выделять измененные признаки.
10.Развитие концентрации внимания.
11.Дидактические игры на развитие внимания.
12.Развитие основных свойств внимания.
13.Работа по тетради “Учимся быть внимательным”.
14.“Исправь ошибки”.1
15.Развитие объема внимания, переключение внимания.1
16.Развитие произвольности внимания.1
17.Итоги занятий.1

Описание видов упражнений, используемых при изучении данных тем.

В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного
возраста, постепенности усложнения материала.

В целом для реализации этой программы необходимо, чтобы:

  1. решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;
  2. задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы
    вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать
    детей невозможностью их решить;
  3. на занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее
    8-10 видов);
  4. необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения учащихся
    и отдыха.
Примерные тренировочные упражнения, рекомендуемые
для использования на занятиях
1)Беседа, ответы на вопросы
2)Игры на развитие внимания
3)Упражнение “Точки”. Игра “Что изменилось?”.
Зачеркни нужные буквы. Зачеркни букву О. Обведи в круг цифру 5.
4)Определение объема внимания, уровня развития
основных свойств внимания.
5)Зачеркни нужные буквы. Зачеркни нужные квадраты.
Раскрась нужные предметы. Выполни задание по образцу. “Отыскивание
чисел”.
6)Чем отличаются картинки? Раскрась буквы – красным,
цифры – зеленым, знаки – желтым. Игра “Кто самый внимательный?”
7)“Проследи за направлением”. Догадайся, к каким
домикам ведут дорожки? Проверь, есть ли ошибки в игре “Домино”.
8)Заметить всё. Запоминай порядок.
9)“Дополнение картинок”. Описание по памяти того, что
они видели много раз: школьный двор, путь из дома в школу, столовую,
фойе и т.д.
10)“Поиск рисунков – двойников”. “Поиск нужной
фигуры”. “Подбери пару”.
11)“Запомни и назови”. “Что исчезло?”. “Что
изменилось?”.
12)“5-й лишний”. “Составление квартета”.
13)Работа по тетради “Учимся быть внимательными”
14)Выбор картинок. Работа по ним.
15)Выявление запаса сведений о природных явлениях.
Определение времени года, суток, дней недели по вопросам и
картинкам.
16)Работа в тетради “Развивающие задания для малышей”
17)Диагностика объема внимания, основных свойств
внимания.

Источник