Особенности развития устной и письменной речи у ребенка
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).
К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний – от 3000 до 7000 слов.
Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.
У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка – предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.
Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи – той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.
Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию – выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо.
Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она – показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению.
У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или сверстниками во время игрового общения.
Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме.
Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.
Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание (Приложение №2).
Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.
Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать, подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять свои и чужие ошибки.
Чтение – это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам).
В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем.
На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста.
Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по окончании первого класса навык оказывается несформированным, то ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.
Источник
Моя методическая тема: «Развитие устной и письменной речи младших школьников»
Развитие речи – важная задача обучения русскому языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к русскому языку говорили лучшие педагоги и методисты. К. Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчёркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребёнка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета»
Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание в своей работе обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.
У учащихся младших классов ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы. Поэтому передо мной встала очень серьезная задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу я начала решать на уроках русского языка, русской литературы и на стимулирующих, поддерживающих занятиях.
На своих уроках я использую речевой материал так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Так, например, при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей, но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез. При расширении словарного запаса школьников формируется умение классифицировать группы родственных слов, тем самым развиваются такие операции мышления, как обобщение и классификация. При работе над развитием грамматических навыков учу ребят понимать и правильно употреблять предложно – падежные формы, составлять предложения по картинкам, сериям картинок, тем самым работать над смыслом слов, т.е. над понятийным аппаратом, следовательно, школьники учатся устанавливать причинно – следственные связи, развивать логику рассуждений.
«Чем жаловаться на всеобщую темноту, не лучше ли самому зажечь хоть одну маленькую свечу», – эти слова толкнули меня на разработку собственного варианта решения проблемы. Итак, с чего же начать?
- обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами;
- предупреждение и преодоление ошибок (в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений);
- формирование навыков связной речи (устной и письменной).
Выделим три линии в этом направлении:
- работа над словом;
- работа над словосочетанием и предложением;
- работа над связной речью.
В данной статье я привожу задания, направленные на развитие устной и письменной речи. Эту работу начинаю с 1 класса.
Следует отметить отдельно работу со словами, так как словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому этому виду работы придаю огромное значение. Она складывается из: обогащения, уточнения, активизации словаря, устранения нелитературных слов.
В период обучения грамоте при изучении темы «Слово» использую следующие игры – задания:
«Узнай предмет по описанию»: Лохматый, косолапый, бурый. Кто это?
Яркое, теплое, лучистое. Что это?
«Узнай предмет по его действиям»: Летает, жужжит, жалит. Кто это?
Ржет, бегает, скачет. Кто это?
«Узнай предмет по его частям»: Перья, хвост, крылья, когти. Кто это?
Крылья, хвост, мотор, стекло. Что это?
«Продолжи ряд слов» К названным словам подобрать подходящие слова из той же тематической группы (не менее трех слов):
Стол, стул, диван…
Книга, альбом, блокнот…
Дождь, ветер, иней…
Белый, синий, черный…
«Лишнее слово» Выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор:
Дуб, сосна, роза, клен;
поезд, троллейбус, автобус, автомобиль;
голубой, лёгкий, желтый, синий;
понедельник, среда, вечер, суббота.
«Собери слова из слогов и букв»
МА, ЛЯ, И, ЛЬ, У, НА, Г, ГО, К, ГА, Д, СИ, РИ, СА, О, М, ЛЕ, А, РЬ, РЕ, РО, Й, ЩА.
Нарисуй 3 схемы.
«Паутинка» (слайд 2)
Цель: согласование числительных с существительными.
«Яблонька» (слайд 3)
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Конь, кон, блок, лак, Яна, ноль, бяка, лоб, балкон и др.
– Раздели слова на слоги, поставь ударение.
– Найди слова, в которых звуков больше (меньше), чем букв.
– Объясни, почему?
– Составь предложения с этими словами.
В период обучения чтению использую в своей работе таблицы:
Звук со звуком мы сложили –
Вот и слоги получили.
Слоги вдруг словами стали –
Мы их громко прочитали.
Сначала ребята читают слоги, затем составляют слова.
ва
ро
та
са
ра
но
на
ри
ко
– Составьте из данных слогов слова. (Кора, нота, нора, рано, рана, Рита, вата, коса, роса, рота, тара, корона, корова).
– Значение каких слов вы не знаете?
– Разделите слова на слоги, назовите ударный слог.
– Назовите слова, в которых в безударном слоге гласный звук произносится не так как пишется. (Найдите «опасные» места).
– Составьте предложения из данных слов.
– Из составленных предложений составьте рассказ.
ки
ко
ро
лос
то
на
во
та
ры
(Колос, колоски, волос, волоски, рота, ворона, корыто, ворота).
С целью обогащения словарного запаса учащихся мы с ребятами составляем «гнёзда» однокоренных слов (слайд 4)
Большую роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.
Вот некоторые виды работы над предложением:
- только полные ответы на вопросы;
- постановка учащимися вопросов к предложению;
- распространение предложения по вопросам и без вопросов;
- составление предложений на ту или иную тему;
- составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
- составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;
- соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
- переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;
- восстановление деформированного предложения, текста.
При изучении темы «Предложение» использую игры – задания :
«Собери шарики» (слайд 5)
Составь из слогов слова (раздели на слоги, поставь ударение).
Корова, кора, дача, удача, сода, задача, каша, шары, роза, коза, ваза, дары, чары, уда, сова, чаша…
Подбери однокоренные слова.
Подбери к словам имена прилагательные, составь словосочетания.
Из слов, словосочетаний составь предложения.
«Кто быстрее составит слово – предложение» (слайд 6)
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
О,д,м; у,д,б; в,о,р,д; с,д,а; р,о,д,в,а; т,е,д,и.
(дом, дуб, двор, сад, дрова, дети)
Из данных слов составь предложения, рассказ.
Любят мои ребята и такую игру: взять наугад 3 слова, не связанные по смыслу.Например: озеро, карандаш, медведь. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 слова (можно менять их падеж, использовать другие слова)
– Медведь уронил в озеро карандаш.
– Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере.
«Магнитная цепочка слов».
Первое слово предлагает учитель. Каждый следующий ученик повторяет предыдущее слово и добавляет свое, как – то связанное с предыдущим, например:
Цветок.
Цветок, запах.
Цветок, запах, растение.
Цветок, запах, растение, сад.
Цветок, запах, растение, сад, оттенки…
Если систематически предлагать подобные упражнения в качестве разминки, то в результате увеличивается словарный запас школьников, а слова из пассивного словаря переходят в активный. Изменяется и скорость мышления, так как хорошо читающие дети быстрее подбирают нужные слова, а остальные тянутся за ними.
Работа с предлогами (слайд – 7,8)
Составим словосочетания с предлогами: к, над на…
Бабочка летит к цветку, над цветком, села на цветок и др.
Составь словосочетания с предлогами: к, на, за, под и др.
Щенок подошёл к крыльцу, сел на крыльцо, зашёл за крыльцо, сидит под крыльцом и др.
Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи. (слайд 10)
Прочитай. Раздели текст на предложения.
Вспомни, как правильно оформить предложение на письме.
Запиши полученный текст.
В кустах послышался шорох кто там вдруг показался ёжик на его иголках зеленели яблоки какой он запасливый.
Деформированные предложения
- составляем предложение из слов;
- распространяем предложение.
Виды работы над текстом:
- деление сплошного текста на отдельные предложения;
- составление связного текста по вопросам;
- составление связного текста из данных предложений;
- составление связного текста по опорным словам;
- составление связного текста из деформированных предложений;
- составление рассказа по данному началу;
- составление рассказа по его концу и др.
Деление сплошного текста на абзацы.
Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.
Составление связного текста из данных предложений.
Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.
Прочитай предложения. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавь текст.
Они выросли и повзрослели.
Вот и пролетело лето.
Здравствуй, школа!
Дети пришли в родную школу.
Сколько нового и интересного ждёт их в новом учебном году.
Составление связного текста из деформированных предложений.
Это усложненный вариант составления связного текста из данных предложений. Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.
Прочитай. Составь предложения из слов каждой строки. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
Жучка, залаяла, нашла, и, ежа.
Убежал, в, ёжик, кусты.
Дети, по, гуляли, лесу.
Мальчики, собаку, отогнали.
Уже с 1 класса учу ребят составлять предложения и рассказы по серии сюжетных картинок.
– Рассмотри внимательно картинки.
– К каждой картинке составь предложение.
– Подумай, в каком порядке нужно их расположить, чтобы получился рассказ.
– Как ты назовёшь этот рассказ?
– Запиши получившийся текст.
Данный вид работы можно проводить в парах,группах, индивидуально.
Составление текста по опорным словам (словосочетаниям) – один из видов творческой работы.
Учащиеся овладевают знаниями и умениями последовательно, продвигаясь от простого к сложному. Эти упражнения помогают вырабатывать у учеников внимательность, сообразительность, развивают логическую память, учат описывать предметы или явления, сравнивать их, расширяют словарный запас.
Карточки– опоры (слайд 11)
- прочитайте слова
- найдите слова с безударными гласными в корне слова
- с парными согласными
- с непроизносимыми согласными и т.д.
- вставьте пропущенные буквы
далее предлагаю ребятам разноуровневые задания:
- записать слова в три столбика (сущ., прил., гл.), обозначить орфограммы;
- составить и записать словосочетания с данными словами;
- составить и записать небольшой рассказ на тему «Весна», подчеркнуть главные члены предложения.
Подобные задания помогают запомнить правило, закрепляют орфографический навык, но в то же время развивают умение составлять предложения, формировать из них текст, сочинять свою историю.
Письменные ответы на вопросы.
Цель этих упражнений – научить детей правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста. Затем даются вопросы, предоставляющие большую свободу в письменной передаче текста. Одна из основных целей этой работы – показать учащимся возможность различных способов выражения мыслей. При этом работа каждого учащегося показывает уровень развития его речи. Отвечая на вопрос, учащиеся могут использовать разное число предложений и иную лексику.
Прочитай текст. Письменно ответь на вопросы.
Пора листопада
В сентябре кружат в воздухе пёстрые листья. Подхватывает их ветер. Он понёс листву по дорожкам. Дети любят собирать разноцветные букеты из осенних листьев. Особенно из кленовых. Кленовые листья считаются самыми красивыми.
- Когда наступает пора листопада?
- Что любят собирать дети осенью?
- Какие листья считают самыми красивыми?
Свободные диктанты являются подготовительным этапом к изложению. Упражнения этого вида способствуют формированию навыка запоминания диктуемого; у учеников вырабатывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.
Рассказ с элементами описания
Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений. Описание может быть художественным, деловым, научным. Описывать можно не только предметы, но и явления, трудовые процессы.
Выборочное выписывание из текста по заданию – это работа над отдельной темой. Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа материала, отвечающего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся.
Составление краткого рассказа
Обучению краткому изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Пересказать и записать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Ученик должен сказать о главном по-своему, своими словами.
Работа над пересказом (слайд – 12, 13, 14, 15)
- расположите части так, чтобы получился связный рассказ;
- работа по вопросам, составление плана рассказа;
- орфографическая работа;
- опорные слова.
Коллективное составление текста (слайд 16)
- Составим рассказ по теме «Осень»
- Какие приметы осени вы можете назвать?
- Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
(реже светит солнце, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, часто идёт дождь, становится холоднее, деревья сбрасывают листья и т.д.)
- По каждой картинке составим предложения.(выбираем лучшие, распространяем предложения и т.д.)
- Чтобы получился рассказ, расставим предложения в нужном порядке. С чего начнём рассказ?
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, богатой, образной. Чем богаче словарный запас, тем яснее, ярче выражает человек свои мысли.
«Фразеологический зверинец» (слайд 17)
Вместо точек вставить названия животных.
Голоден как … Нем как …
Хитёр как … Грязный как …
Труслив как … Упрям как …
Здоров как … Болтлив как …
Изворотлив как … Колючий как …
Надут как …
Замени одним словом следующие фразеологизмы:
Мозолить глаза.
Точить лясы.
Клевать носом.
Бить баклуши.
Замените предложения фразеологизмами. (Учитель показывает рисунки – подсказки).
– Очень большая теснота в помещении;
– Состояние тоски, тревоги;
– Ничто не действует на кого- то;
– Проливной дождь;
– Тщательно, заботливо охранять что-то.
«Что это?» (слайд – 18, 19)
-Его вешают, приходя в уныние;
-его задирают, зазнаваясь;
-его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)
-Не цветы, а вянут;
-не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
-не бельё, а их развешивают очень любопытные. (уши)
-Он в голове у легкомысленного человека;
-его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез;
-на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ветер)
Укажи фразеологизмы со значением:
а) «бездельничать»
б) «обманывать»
в) «быстро»
сломя голову водить за нос
сидеть сложа руки во весь дух
втирать очки вводить в заблуждение
во все лопатки высунув язык
бить баклуши со всех ног
Вспомни, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
а) о том, к чему трудно придраться;
б) о том, кто сам пользуется, а другим не даёт;
в) о том, кто легко, непринуждённо себя чувствует;
г) о том, кто очень быстро бежит;
д) о том, кто постоянно бывает в хлопотах, суетится;
е) о том, кто чувствует себя неловко, суетится, нервничает.
Найди пару
Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары,
противоположные по смыслу.
Например: Ни зги не видно – хоть иголки собирай.
ни зги не видно жить своим горбом
заварить кашу воспрянуть духом
коломенская верста от горшка два вершка
по чайной ложке на ночь глядя
чуть свет как кошка с собакой
повесить нос хоть иголки собирай
на чужой шее сидеть единым духом
душа в душу расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки не покладая рук
Подводя итог, могу сказать, что в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа, как учеников, так и учителя. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху. Творческих успехов Вам и Вашим ученикам.
Источник