Особенности развития умственно отсталого ребенка презентация

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Слайд 2

Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать. Плохо развита моторика. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Слайд 3

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни: олигофрения; деменция.

Слайд 4

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный , натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие. Причинами олигофрении считаются: перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности; асфиксия (родовая травма); умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них; несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери; употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Слайд 5

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение. Причинами деменции являются: травмы мозга; шизофрения; менингит; эпилепсия и др.

Слайд 6

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет: ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности: идиотия ; имбецильность ; дебильность.

Слайд 7

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены. У таких детей наблюдаются нарушения: координации движений; моторики; поведения; эмоций.

Слайд 8

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов: полные (лежачие, глубокие) идиоты ; типичные идиоты ; речевые идиоты .

Слайд 9

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости. Дети с таким диагнозом: понимают обращенную к ним речь; могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками; могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения; имеют относительно развитую речь.

Слайд 10

При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают. Таких детей можно научить: Правильно себя вести. Элементарным посильным трудовым действиям. Самообслуживанию в меру их возможностей. Ориентировке в быту.

Слайд 11

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Слайд 12

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются: конкретным наглядно-образным мышлением; наблюдательностью; упрямостью ; неумением обманывать; довольно развитой фразовой речью.

Слайд 13

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

Слайд 14

Дебильность бывает: неосложненной ; осложненной нарушениями разных анализаторов; осложненной нарушениями нейродинамики ; с выраженной лобной недостаточностью; с психопатоподобными формами поведения.

Слайд 15

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является: обучение их чтению, письму, счету; расширение знаний об окружающем мире; обучение выполнения элементарных трудовых действий; проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Слайд 16

Неосложненная дебильность Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна. Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало. Дебильность с выраженной лобной недостаточностью Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно. Дебильность с психопатоподобным поведением У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Источник

Слайд 1

Особенности познавательного развития умственно отсталых школьников Новожилова Наталья Павловна

Слайд 2

Определение у мственной отсталости Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга.

Слайд 3

Развитие познавательных процессов УО школьников

Слайд 4

Развитие познавательных процессов УО школьников Особенности внимания (Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф ) трудности привлечения и распределения внимания замедленность переключения малая устойчивость истощаемость внимания нарушение произвольного внимания низкий объем внимания преобладает непроизвольное внимание

Слайд 5

Развитие познавательных процессов УО школьников

Слайд 6

Развитие познавательных процессов УО школьников Особенности речевого развития ( Г.М.Дульнев , А.Р.Лурия , Лалаева ) Недостаточная речевая активность Снижение регулирующей функции речи Структура речевого дефекта рассматривается как сложное взаимодей-ствие биологических и социальных факторов Слабость мотивации Снижение потребности в речевом общении Нарушение смыслового программирования речевой деятельности и создания внутренних программ речевых действий

Слайд 7

Развитие познавательных процессов УО школьников

Слайд 8

Особенности деятельности детей с умственной отсталостью (Б. П. Пинский , Г.М.Дульнев ) Игровая деятельность не формируется из-за недостатков развития интеллекта Обучение эффективно лишь в области конкретно-практических навыков Общение вариабельно в зависимости от социальных условий Трудовая деятельность , ориентированная на получение конкретного результата и опирающаяся на внешний контроль, протекает эффективно

Слайд 9

Особенности психических процессов Характер протекания учебной деятельности Недоразвитие целенаправленности деятельности Несформированность навыков учебной деятельности Трудности самостоятельного планирования Некритичность к своей работе

Слайд 10

Особенности развития эмоционально-волевой сферы ( М.С. Певзнер, Л.В. Занков ) недоразвитие эмоций отсутствие оттенков переживаний неустойчивость эмоций слабость собственных намерений, побуждений большая внушаемость негативизм , упрямство . неврозоподобные и психопатоподобные расстройства недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности импульсивность, интенсивные аффективные неадекватные реакции по незначительному поводу из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство избирательность волевых проявлений

Слайд 11

Заключение Развитие познавательных процессов умственно отсталых детей – важное условие коррекционного обучения Умственно отсталый ребёнок характеризуется общим недоразвитием и мыслительные способности формируются у него с большими задержками Формирования познавательных процессов, интереса к учёбе у детей с недостатками интеллекта- залог успешной социализации и развития личности умственно отсталого ребенка

Слайд 12

Сравнительная характеристика мышления Ребенок с нормой интеллектуального развития Ребенок с интеллектуальными нарушениями Развивается наглядно-образное мышление Начинают формироваться логические операции Характеристика мышления -возрастающая гибкость и подвижность мышления -вне ситуативность мышления -возможны простые умозаключения -возможно установление причинно-следственных связей -Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление Характеристика мышления -пассивность – некритичность -затруднено формирование понятий , суждений , умозаключений -снижена мотивация мышления -отсутствие планирования -конкретность Приложение

Слайд 13

Упражнения, направленные на развитие мышления Сравнение Классификация Обобщение Систематизация «Четвертый лишний» «Найди отличия» «Найди все треугольники» «Найти предмет такой же формы» «Найти тень» «Закрасить одинаковые фигуры» «Найти предмет, отличающийся от других» « Длинный-короткий » « Высокий-низкий » « Найди пару» «Раздели по цвету» «Классификация по форме» «Найди домик каждой фигуре» «Классификация по размеру» «Четвертый лишний» «Обведи двузначные числа красным, однозначные – синим цветом» «Дорисуй фигуру» «Соедини фигуры» «Заполни пробел» «Раскрась части одной фигуры одним цветом, другой-другим » «Продолжи ряд, не нарушая закономерности» «Дорисуй предметы, что бы они стали одинаковыми» «Раскрась вагончики в том же порядке» «Раскрась столько фигур, сколько показывают числа» «Соедини точки по порядку» «Восстанови пропущенные числа в ряду» «Соедини числа, чтобы в сумме получилось 7» занимательные задания(рисование по клеточкам) работа с геометрическим материалом устный счет

Слайд 14

Диагностика мышления умственно отсталых детей Для оценки уровня развития логического мышления применяются следующие критерии оценки: 5 – задание выполняет самостоятельно, мыслительные операции и процессы сформированы. 4 – задание выполняет с направляющей помощью педагога, частично сформированы мыслительные операции и процессы. 3 – способен выполнять задания при организующей и направляющей помощи педагога, частично сформированы мыслительные операции и процессы, ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. 2 – действует по образцу, низкая скорость частично сформированных мыслительных операций. 1 – мыслительные операции и процессы не сформированы, помощь малоэффективна. Уровни развития логического мышления 0-2 баллов–низкий 2-3баллов- средний 4-5 баллов- высокий

Источник

Слайд 1

Особенности детей ОВЗ с умственной отсталостью. Обучение и воспитание Педагог – психолог ГБОУ Школа № 2051 г. Москва Костина Н.В. 22.04.2020 г .

Слайд 2

Нарушение интеллекта или умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности, которое возникает вследствие органического поражения головного мозга ребёнка или после полученных травм головного мозга, или как осложнение после перенесенных каких-либо тяжелых заболеваний. Дети с нарушением интеллекта имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение в образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме. Это является первостепенной задачей учителя. Педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.

Слайд 3

Степени олигофрении (МКБ-9)

Слайд 4

Степени умственной отсталости (МКБ-10)

Слайд 5

Степени умственной отсталости (МКБ-10)

Слайд 6

Формы олигофрении (Мария Семеновна Певзнер психиатр, психолог, дефектолог, кандидат медицинских наук)

Слайд 7

Формы олигофрении

Слайд 8

Характеристики нарушений при умственной отсталости

Слайд 9

Характеристики нарушений при умственной отсталости

Слайд 10

Характеристики нарушений при умственной отсталости

Слайд 11

Характеристики нарушений при умственной отсталости

Слайд 12

Характеристики нарушений при умственной отсталости

Слайд 13

Симптомы при умственной отсталости, вне зависимости от степени выраженности

Слайд 14

Специальное обучение умственно отсталых детей и коррекционная работа Проблемами изучения, воспитания, обучения, а также социально-трудовой адаптации детей с нарушением интеллектуального развития занимается наука – олигофренопедагогика . Наиболее распространенными формами организации обучения умственно отсталых детей и подростков являются специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта и специальные (коррекционные) школы VIII вида. Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. К сожалению, не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в младенчестве и раннем детстве. В этом возрасте выявляются наследственные формы олигофрении и нарушения в строении и числе хромосом, а также выраженная умственная отсталость (имбецильность, идиотия).

Слайд 15

Специальное обучение умственно отсталых детей и коррекционная работа В последние годы в специальной педагогике широкое распространение получили идеи интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых лиц. Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом , а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках. Основными задачами этих школ и коррекционных классов являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Большое место в специальной (коррекционной) школе VIII вида и коррекционных классах отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Слайд 16

Специальное обучение умственно отсталых детей и коррекционная работа Специфической формой организации учебных занятий для детей с умственной отсталостью являются логопедические и психологические коррекционные занятия. Основой в организации образовательного процесса с умственно отсталыми детьми является коррекционно-развивающий его характер. Каждый урок должен быть направлен на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих: Коррекция и развитие внимания. Коррекция и развитие связной устной и письменной речи Коррекция и развитие памяти. Коррекция и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия. Коррекция и развитие мелкой моторики рук. Коррекция и развитие мыслительной деятельности. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

Слайд 17

Специальные требования к уроку в коррекционном классе Подача на каждом уроке учебного материала малыми порциями. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов. Максимальную развернутость и расчлененность сложных понятий и действий Многократное повторение чего-либо. Максимальная опора на чувственный, практический опыт и на более развитые способности ребенка. Использование игровых приемов обучения. Использование наглядных и практических методов и средств обучения, что обусловлено конкретностью мышления УО детей. Абстрактное мышление у таких учеников, как правило, не развито вообще. Структура уроков в данном классе соответствует структуре урока в обычных классах, но хочется обратить внимание на такой этап урока как проверка и оценка знаний . Этот этап не всегда имеет место в коррекционном классе. Ряд известных олигофренопедагогов утверждают, что оценка знаний умственно отсталых учащихся не может быть введена в процесс обучения, так как эти дети различны по своим возможностям и поставить одинаковую отметку за приблизительно одинаковые ответы невозможна. Оценки должны тщательно комментироваться.

Слайд 18

Показатели степени обученности умственно отсталого ученика Различение (распознавание), или уровень знакомства. Характеризует низшую степень обученности. Ученик отличает данный объект, процесс, явление и т.п. от их аналогов, только тогда, когда их предъявляют ему в готовом виде, демонстрируя только лишь способность узнавания. Написать, объяснить, решить, применить на практике не может. На вопросы дает односложные ответы, наблюдается попытка «угадать» правильный ответ. Запоминание . Учащийся может пересказать содержание текста, правила и т.п. без глубокого осознания. Учащийся отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности. Понимание . Учащийся не только воспроизводит формулировку, но может объяснить, привести пример. Сущность вопроса им понята, а не просто формально закреплена в сознании. Применение (репродуктивный уровень). Ученик может применить на практике теоретические знания в простейших заданиях. Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие навыки. Перенос . Ученик умеет творчески применить полученные теоретические знания на практике, в новой нестандартной ситуации. Если ученик достиг репродуктивного уровня обученности, то это очень хороший результат. Достичь высшей степени обученности «Перенос» для умственно отсталого ребенка практически невозможно и нереально, хотя исключения возможны.

Слайд 19

Рекомендации по работе с умственно отсталыми детьми Запаситесь ангельским терпением, стальными нервами и относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но не на секунду не забывайте, что это дети ОСОБЕННЫЕ. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха. Приемы: Снятие страха — «Ничего страшного…» Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…» Авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива — «Нам это нужно для…» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение — «Приступай же…» Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.») Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас). Дайте ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Источник