Особенности развития творческих способностей одаренного ребенка

Особенности развития творческих способностей одаренного ребенка thumbnail

Развитие творческих способностей у одаренных детей

во внеурочной деятельности

Карпова Елена Михайловна

воспитатель структурного подразделения

центр выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Созвездие Орла»

e-mail: super.elena-karpova@yandex.ru

В настоящее время повышенный интерес к проблеме выявления, обучения и воспитания детей с неординарными способностями не случаен. Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об  увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ. Сегодня важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети – главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог процветания нашей страны

             Понятие  «одаренность»  происходит от слова  «дар» и означает  особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности».

             Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. 

Встречаясь с одаренными детьми на образовательных сменах «Созвездия Орла», понимаешь, что у них сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей. Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “не по зубам”; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное. 

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. 

Работая с такими детьми, понимаешь, что именно оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других “стандартных” решений. Общая одаренность выражается в более “быстром” обнаружении решения.

Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. В качестве доказательства выше сказанного можно привести признаки одарённости:

  • одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;

  • его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребёнка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых;

  • одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;

  •  они очень любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;

  •  интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;

  •  они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;

  • одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.

Традиционно система работы с одаренными детьми включает в себя следующие задачи:

– диагностика одаренных детей;

– развитие уникальных задатков и способностей ребенка непосредственно в образовательной деятельности;

– развитие способностей во внеурочной деятельности;

– создание среды, способствующей максимальному раскрытию одаренности ребенка.

Практика работы нашего центра показывает, что наиболее сложным является развитие творческих способностей. Это обусловлено тем, что данное направление – непрерывный процесс, затрагивающий все возрастные этапы развития ребенка, и творческий потенциал заложен в каждом человеке без исключения. Творческие способности подразумевают не только умение лучше других представлять материальный продукт своего труда, но и проявление инициативности, самостоятельности при принятии решений, способность к свободному самовыражению. Сюда входят также развитие наблюдательности, речевой и общей активности, коммуникабельности, познавательной сферы (речи, мышления, внимания, памяти), воли, воображения. Задача педагога – выявить у ребенка очевидные творческие способности и максимально развить их в доступной и интересной деятельности.

Наиболее оптимальные возможности для проявления творческих способностей и развития уникальных задатков имеются во внеурочной деятельности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственный педагогический опыт. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности детей (кроме учебной), в которых успешно решаются задачи их воспитания и социализации.

Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому она всегда отвечает индивидуальным наклонностям и предпочтениям детской аудитории. Именно по этой причине внеурочная деятельность является одним из важнейших элементов в развитии творческих способностей одаренных детей, так как позволяет работать с каждым ребенком по индивидуальному маршруту. При этом реализуются такие важные принципы, как добровольность выбора содержания работы с учетом предпочтений ребенка; опора на самостоятельную творческую инициативу детей; знакомство с новыми видами деятельности.

Среди форм и методов внеурочной работы с одаренными детьми традиционно применяются различные факультативы и кружки, творческие мастерские, работа по индивидуальным планам, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах, внеурочная исследовательская работа.

Большой потенциал содержит работа с одаренными детьми по развитию литературного творчества. Такая деятельность помогает успешно решать задачи современного воспитания по формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.

Развитию литературного творчества значительно способствует создание кружков любителей литературы, литературных гостиных, участие в театрализованных постановках как в качестве актеров, так и в качестве режиссеров, проведение конкурсов авторских стихов, песен, прозы и т.д. В ежедневной деятельности таких объединений дети упражняются в написании творческих работ: описание природы, внешности человека, повадок животных, особенностях интерьера, передаче диалога, в сочинении рассказов, стихов, эссе, репортажей. Подобные упражнения приучают детей посредством литературного языка превращать личные впечатления в поэтические образы.

Сочинение сказок развивает у детей умение владеть словом, осмыслить закономерности языка, научить не только четко и ясно, но и образно выражать свои мысли. Сказка, сочиненная ребенком, становится средством повышения интереса к родному языку, существенно развивает творческие способности ребенка.

Читайте также:  Фото узи развитие ребенка по неделям беременности

Такие работы пробуждают воображение и фантазию детей, развивают их стремление к намеченной цели, стимулируют самостоятельность.

Во внеурочное время широко практикуется проведение литературно-музыкальных вечеров. Литературные композиции, как правило, посвящены различным событиям, праздникам. Это может быть, например, литературно-музыкальная композиция к Рождеству, ко Дню матери.

Удачной формой, на мой взгляд, является театрализованная игра, доступная и интересная для детей любого возраста. Совместное написание сценария, обсуждение проведения такого мероприятия, создание декораций, костюмов и, собственно, участие в игре вовлекает в творческий процесс весь детский коллектив, дает возможность каждому ребенку успешно самореализоваться.

И это лишь некоторые из форм работы, направленных на развитие творческих способностей у одаренных детей во внеурочной деятельности. Каждая ступенька нового достижения является опорной точкой для дальнейшего совершенствования и развития одаренного ребенка.

В центре выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Созвездие Орла», сотрудником которого я являюсь, успешно реализуются образовательные и воспитательные программы в работе с одаренными детьми. Богатая материально – техническая база, высококвалифицированные кадры, тесное взаимодействие между методистами и воспитателями способствуют плодотворной работе.

Главными участниками воспитательного процесса являются наши воспитанники. Мы направляем все свои усилия на то, чтобы им было комфортно в нашем центре, чтобы они могли раскрывать свои таланты в полной мере, наслаждались общением друг с другом и с педагогами в непрерывном творческом процессе.

Самая большая награда для всех сотрудников нашего центра – это горящие глаза участников смен, их добрые отзывы о работе центра, о педагогах и воспитателях. Наши юные дарования принимают активное участие в различных региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Я надеюсь, что именно они в ближайшем будущем станут главным достоянием нашей страны, будут способствовать её развитию, ведь так много педагогов передают им свои знания и умения.

Список литературы

  1. Доможаркова О. В. Развитие детской одаренности как фактор успешности формирования творческой личности: Концепция и опыт реализации /Под ред. О.В. Доможаковой и др./ Абакан: Издательство ХГУ, 2012.

  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. /Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003/.

  3. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности /А.М.Матюшкин/ Вопросы психологии. –1989. – № 6. – с. 29-33.

Источник

Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

                     интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

                           самостоятельность как личностную черту,

                     вселить  в  них  радость  сотворчества,

                              то создавай  им такие условия, чтобы искорки

                      их мыслей образовывали царство мыслей,

           дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Политика государства в области образования определила актуальность и особую важность работы с одаренными детьми. В национальной инициативе «Наша новая школа» среди шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей.  Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях выявления и поддержки юных талантов, закреплено требование об  увеличении числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. Развитию одарённости и таланта детей способствуют и  окружные долгосрочные целевые программы, действующие в регионах РФ. На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы  во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети – главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания.

             Понятие  «одаренность»  происходит от слова  «дар» и означает  особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности».

             Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. 

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей. Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока “не по зубам”; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное. 

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. 

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других “стандартных” решений. Общая одаренность выражается в более “быстром” обнаружении решения.

Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Признаки одарённости:

  •  одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;
  • его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребёнка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых;
  • одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
  •  они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;
  •  интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
  •  они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;
  • одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
Читайте также:  Развитие ребенка в животе по месяцам фото живота

На современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

Этапы выявления  одаренных детей:

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей..

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности.
При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий: 

  • своевременное применение различных видов тестирования;
  • оценки способностей по успеваемости;
  • участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
  • заключение психолога;
  • заключение экспертов в определенной деятельности;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
  • самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
  • наблюдение родителей и представителей науки.

Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом?

Особенности работы учителей с одарёнными детьми

 1. Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются , не достигнув высшего уровня . Свойство это проявляется весьма рано.

 2.Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём ,чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены , отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

 3. Нереалистические цели . Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности  достичь их они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

 4. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи ,они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим, они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как не приятия себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует  на  разного рода раздражители и стимулы.

 5. Потребность во внимании взрослых . В силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

 6. Нетерпимость – Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям , стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение.

 7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием – Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они порой уступают последним в физическом развитии.

     Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка. Для развития творческих способностей ребёнка, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. 

          В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.

Для этого используются следующие формы:

 – подготовка презентаций;

 – создание и защита проектов по теме исследования;

 – организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;

       – предметные олимпиады;

       – интеллектуальные марафоны;

       – различные конкурсы и викторины;

       – словесные игры и забавы;

       – ролевые игры;

       – индивидуальные творческие задания;

       – классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

        – разноуровневые задания,

        – творческие задания;

        – консультирование по возникшей проблеме;

      Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса – это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ – это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса

 Как правило, у одаренных детей проявляются:

 – высокая продуктивность мышления;

 – легкость ассоциирования;

Читайте также:  Ребенок 8 лет отсталость в развитие

 – способность к прогнозированию;

 – высокая концентрация внимания.

 Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

            При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

 -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

 -стимулировать познавательные способности учащихся;

 -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

 -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

 -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

 -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

          Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.

Работа с родителями одаренных детей реализуется  в четырех направлениях:

  • Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на: расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
  • Организация информационной среды для родителей:   классные  и общие родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам деткой одаренности  («Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем креативные способности»,  «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома»). Оформляются  печатные консультации (буклеты, памятки, выпуск газеты “Детский городок”), оформляется страничка на интернет сайте «Развиваем способности детей» с разнообразными рубриками: «Поиграем вместе», “Разгадай ребус”, в классах оформлены уголки  для родителей «Маленький Почемучка»; «Разгадай-ка»,  периодически оформляются фотогаллереи талантов, выставки детских работ, ставших  победителями разнообразных  конкурсов и т.д.
  • Совместная практическая деятельность  ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.).
  • Поддержка и поощрение родителей на уровне школы (на интернет сайте школы, класса, благодарности на общих родительских собраниях)

Тесты на определение одаренности

Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность школьника

 к той или иной области деятельности

       Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

– Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

– Меняет ли он свои интересы, наклонности?

– Любит ли рисовать воображаемые предметы?

– Любит ли рисовать абстрактные картинки?

– Любит ли фантастические истории?

– Сочиняет ли рассказы или стихи?

– Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

– Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

– Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

– Боится ли темноты?

– Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

– Считал ли это слово понятным без разъяснений?

– Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

– Был ли удачен этот замысел?

– Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

– Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

– Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

– Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

– Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

– Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

– Любит ли читать книжки без иллюстраций?

– Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

– Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

 Шкала результатов:

   От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.

   От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.

   От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

   От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

   Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:

– Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

– Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

– Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

– Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

– Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

– Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

– Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:

     35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.

Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои  коррективы и ребенок еще может измениться.

Использованная литература

  1. Научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №3/2009
  2. Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры.материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей. К., 2004 г.
  3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на Дону, Феникс, 2007 г.
  4. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  5.  Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  6.  Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  7.  Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
  8.  Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

Источник