Особенности развития словаря ребенка дошкольного возраста
Альбина Сильченко
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В развитии словаря детей дошкольного возраставыделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.
Количественный рост словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».
В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.
Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.
По данным Ф. И. Фрадкиной, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом,проходя при этом ряд промежуточных ступеней: первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни; вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни; третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года; четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.
После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.
Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами (исследование А. Богатыревой). Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).
В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии словадети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель – «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться» и т. д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь – обувать).
Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает».
Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам,которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).
У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. (Ребенок смотрит,как готовят пюре: «Почему картошку долбишь? Почему ты расталкиваешь картошку?Я видел: ты ее сейчас толкала!»). В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!»)
Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Источник
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.
Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка-дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).
По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.
Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.
Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.
Таким принципом, прежде всего, является опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности. В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).
Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями.
С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.
С возрастом углубляется содержание знаний о труде, в соответствие с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает) и, что особенно важно, названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т.п.).
В слове для детей объективируется и направленность труда – для кого предназначен результат труда, чем он ценен.
На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом, продавец, строитель) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им).
Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т.п.
В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.).
При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:
1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойства предметов, поэтому воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.
2. Формирование способов обследования требует точных указаний воспитателя к использованию обследовательского действия.
Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Источник
Наталья Борисова
Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
«Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»
Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного высказывания. Таким образом, уверенное владение словарным запасом – одно из условий успешного включения ребенка в сферу общения с окружающими.
Параллельно с коммуникативной функцией слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как является не только единицей речи, но и мышления (по Л. С. Выготскому). Вот почему развитие словаря ведет к формированию всех высших психических процессов – мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, целенаправленного поведения.
При нормальном речевом развитии ребёнка его словарь изменяется количественно и качественно. Количественные изменения – это расширение объёма словаря, а качественные – закономерности усвоения детьми значения слов.
Так, словарь ребенка в возрасте 6 -7 лет составляет 4000-4500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний, признаков. Словарный запас пополняется и за счёт использования детьми слов, образованных суффиксально-префиксальным способом (палец пальчик, железо железный и т. д.).
Одновременно с количественным ростом словаря происходит систематизация лексики. Ребенок, пользуясь обобщающими существи-тельными, способен тонко дифференцировать их (например, дикие звери и домашние животные, а не просто животные, в речи детей появляются отвлеченные существительные (надежда, сложные слова (длинноногий жираф, многозначные слова, слова с переносным смыслом, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры.
Таким образом, к концу дошкольного периода словарь детей достигает такого уровня, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками и могут поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в их возрасте.
У детей с речевыми нарушениями и ЗПР часто наблюдается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. Словарь таких детей беден, нарушается понимание речи.
Дети зачастую не владеют словарём по определенным темам: «Насекомые», «Рыбы», «Продукты питания», «Деревья», «Грибы», «Учебные вещи», «Профессии людей» и др. Вызывает трудности называние отдельных частей предмета (У книги обложка, страница). Лексический запас прилагательных ограничен: дети редко пользуются определениями со значением формы (круглый, овальный и др., высоты, толщины, длины и т. п. Дети не могут правильно подобрать глагольную лексику для обозначения способа передвижения, голосоподачи, профессиональных действий людей (черепаха идет, лягушка идет вместо черепаха ползёт, лягушка прыгает, путают близкие по семантике глаголы (шьёт, зашивает, штопает, вышивает). Характерно отсутствие синонимов, антонимов и слов сложной семантики – обобщающих, абстрактных, многозначных, слов с переносным значением.
Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Отмечаются трудности актуализации пассивного словаря: часто для воспроизведения слова ребенку требуется наводящий вопрос.
Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная многих наименований предметов, действий, признаков, дети заменяют их другими неточными словами, нарушая тем самым лексическую сочетаемость. Например, чешет нос вместо точит нож.
Методика словарной работы предусматривает решение следующих задач:
1. Обогащение словаря (усвоение новых слов и новых значений уже известных слов);
2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно;
3. Активизация словаря (перевод слов из пассивного словаря в активный).
Способы объяснения значения нового слова:
1. Наглядные (натуральные) приёмы: демонстрация предметов, их действий и признаков, организация активного наблюдения за ними;
2. Словесные приёмы:
а) подбор родственного слова: яблоня – яблоко, яблочный;
б) подстановка синонима: изба – дом;
в) подбор антонима: тусклый – яркий;
г) сопоставление паронимов: землянка – земляника;
д) разложение общего понятия на частные: инструменты – это молоток, пила…;
е) объяснение с помощью толкования слова: подснежник – это название первого весеннего цветка;
д) опора на контекст: значение слова крохотный понятнее в предложении Крохотный ребёнок спал в коляске.
Рекомендации по проведению словарной работы:
1. Словарная работа с детьми дошкольного возраста ведётся на практическом уровне без употребления специальной лингвистической терминологии;
2. Формирование лексики ребенка в детском саду тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире;
3. Изучаемый словарь обязательно должен быть тематическим и частотным (сначала дети знакомятся с наиболее часто встречающимися словами по заданной теме, а затем – с менее употребительными);
4. Изучаемый словарь должен быть нейтральным (в нём должны отсутствовать диалектные, жаргонные, профессиональные и др. слова);
5. Наглядные (натуральные) способы объяснения значения новых слов применяются в большей степени по сравнению со словесными приёмами семантизации;
6. Эффективность словарной работы во многом зависит от оснащённости занятий наглядным материалом: натуральные предметы, картинки, оречевление действий, символика и моделирование и т. д. ;
7. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов: новое слово воспринимается ребёнком на слух, далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств. Важно предоставить ребенку возможность предметно-практической деятельности с наблюдаемыми предметами: ребёнок рассматривает, слушает, трогает, нюхает, разбирает, раскрашивает, лепит заданный предмет; выполняет с этим предметом по словесной инструкции как можно больше действий. Такое установление связей между личным опытом и речевым материалом помогает прочнее усвоить ребенку новое.
8. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени (оптимальное число слов для дошкольников в пределах одного этапа – 2-3);
9. Для введения слова в речь необходимо его постоянное повторение, а также включение в состав предложения;
10. Презентацию и закрепление слов следует осуществлять в игровых, интересных для детей ситуациях, так как запоминание новой лексики идёт интенсивнее, если она эмоционально значима для ребёнка;
11. Особая задача на лексических занятиях – развитие у детей навыков словообразования;
12. Наиболее часто используемые воспитателями лексические игры: «Назови одним словом!» (подбор обобщающих слов, «Наоборот» (подбор антонимов, «Скажи ласково!», «Большой – маленький» (на образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, «Что из чего?» (на образование относит. прилагательных от существительных, «Это чьё?» (на образование притяжательных местоимений и прилагательных) и др.
Источник