Особенности развития сенсорных реакций ребенка первого года жизни

Сенсорная сфера человека играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. От уровня ее развития в значительной степени зависит успешность развития личности в целом – как физического, так и умственного. Благодаря сенсорному развитию, создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для обучения и воспитания, расширяется мировоззрение. Каждый человек от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать, т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Эта система называется сенсорной (чувствующей). Несмотря на наличие готовых к функционированию органов чувств, все это является лишь предпосылками для восприятия окружающей действительности. Полноценное восприятие окружающего мира осуществляется благодаря сенсорному развитию и воспитанию [30].
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование у ребенка представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира [46]. Важность сенсорного развития в младенчестве и раннем детстве сложно переоценить, поскольку именно этот период наиболее благоприятен для усовершенствования деятельности органов чувств, обогащения представлений об окружающем мире. Многие выдающиеся зарубежные деятели в области психолого-педагогических наук (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные отечественные педагоги и психологи (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) совершенно справедливо полагали, что сенсорное воспитание, сосредоточенное на обеспечении полноценного сенсорного развития, есть одна из основных сторон воспитания детей раннего возраста [15].
Постижение окружающего мира возникает на основе восприятия предметов и явлений. Остальные формы познания – память, мышление, воображение – развиваются на базе образов восприятия, являются следствием их переработки. Вот почему нормальное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое мы понимаем как непосредственное, чувственное отражение реальности в сознании, способность воспринимать, различать и осваивать явления внешнего мира [24].
Восприятие складывается на базе ощущений различной модальности. Информация, которую человек получает в процессе визуального наблюдения, в звуках, запахах, разнообразных вкусах и т.п., неисчерпаема. Такие исследователи как, С.М. Вайнерман, Л.В. Филиппова и другие утверждают, что в детском возрасте не выявлено оптимумов развития даже в отношении самых элементарных сенсомоторных реакций, что свидетельствует о незавершенности в этот возрастной период процессов и сенсорного, и сенсомоторного развития. Познание детьми окружающего мира и его объектов, их основных геометрических, кинетических и динамических свойств, закономерностей пространства и времени осуществляется в процессе практической (познавательно-исследовательской) деятельности [26].
Учеными установлено, что онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития различного рода способностей. По мнению рядя ученых А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Е.А. Янушко и др. восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (чувствительных рецепторов кожи, слуха, глаз) [8].
По мнению Курашовой Р.А. сенсорным развитием у человека является развитие его способностей впечатлений о внешних качествах предмета: форме; цвете; вкусе; запахе; размере; положении предмета в пространстве.
Курашова Р.А. считает, развитие сенсорных способностей, включает в себя:
1) формирование сенсорных эталонов;
2) обучение способам исследования предмета (различение размера, формы, цвета, развитие глазомера);
3) обучение и развитие аналитического восприятия у человека (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины) [27].
Л. А. Венгер утверждает, что в раннем возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане [16].
Базылева А.Е. говорит, что для полноценного сенсорного развития следует тренировать органы чувств с самого рождения, только в этом случае у детей развивается способность чутко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности [5]. Сенсорные процессы развиваются не отдельно друг от друга, а во время комплексной деятельности детей и зависят от условий и характера этой деятельности [2].
Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях H.М. Сеченова, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, И.И. Павлова, Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, М.М. Кольцовой, H.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др. В своих работах авторы подчеркивают большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. Во многих работах отражены особенности развития детей младенческого возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций, для каждой из которых определяются свои оптимальные сроки формирования [4].
К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие [6].
В результате длительного изучения детей первого года жизни были разработаны показатели сенсорного развития младенцев.
Зрение ребенка. В первые 3-5 дней после рождения глаза новорожд?нного еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении. К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Через 10-14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20-40 см от его лица. К 4-й неделе жизни малыш уже может 5-10 секунд удерживать в поле зрения неподвижный предмет.
На втором месяце жизни у ребенка начинает развиваться предметное зрение. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40-50 см над его грудью, в течение 20-25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.
Примерно с 3-4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого. К концу 4-го месяца жизни способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней.
К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам. Начиная с 6-ти месяцев, кроха уверенно различает близких и чужих людей. В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование.
Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение длится недолго, всего 5-10 с.
Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом. В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойные и ритмичные мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной. В 5 месяцев начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.
К 6-7 месяцу малыш уже знает свое имя. В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. К 10-12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.
Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.
У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты. Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к лицу, изучая его при помощи касаний. После 3-4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками. С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.
Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах. В возрасте 2-3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.
Г.А. Урунтаева выделяет следующие особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:
– складывается акт рассматривания предметов;
– устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;
– формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения;
– устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым [43].
Таким образом, сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование у ребенка представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Познание детьми окружающего мира и его объектов, их основных геометрических, кинетических и динамических свойств, закономерностей пространства и времени осуществляется в процессе практической (познавательно-исследовательской) деятельности. Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте: складывается акт рассматривания предметов; устанавливаются зрительно- двигательные координации; формируется хватание; устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. Изучение сенсорного развития имеет важное теоретической и практическое значение, так как онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития различного рода способностей.
Источник
В первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.
Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.
Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.
Что такое сенсорное развитие и воспитание?
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.
Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.
Виды сенсорных ощущений
Сенсорные ощущения классифицируются на:
- визуальные (зрительные);
- осязательные;
- обонятельные;
- слуховые;
- вкусовые.
Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:
- размере;
- форме;
- цвете;
- звуках;
- вкусе;
- запахе.
Основные задачи сенсорики
Основными задачами сенсорного развития детей являются:
- формирование правильных сенсорных эталонов;
- формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
- приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.
Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.
От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.
Эталонная система для детей раннего возраста
Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:
- девять основных цветов спектра;
- пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
- три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
- музыкальные ноты, звуки родного языка;
- четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
- два температурных определения (тепло, холодно);
- пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.
Для возраста 1,5-2 года:
- понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
- ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
- умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
- способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
- иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).
Для возраста 2-4 года:
- понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
- ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
- умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
- способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
- умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
- умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.
Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре
Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).
Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.
Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей
Для детей от 1 до 2 лет:
- разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
- разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
- прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
- продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом “добрый”. Сделайте гримасу злого человека, назвав ее “злой”. Попросите малыша повторить вашу мимику;
- если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.
Для детей от 2 до 4 лет:
- начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;
- насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
- расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку;
- заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).
Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник