Особенности развития самооценки у ребенка
Психологи относят самооценку к базисным качествам личности. Это оценка человеком самого себя, способностей и своего места среди других людей, в том числе в семье и в любой группе. Ведь от того, какую человек дает себе оценку, зависят его взаимоотношения с окружающими людьми и его успешность. А она, самооценка, у каждого человека своя: кто-то переоценивает себя, а кто-то, наоборот, совсем не ценит свои способности и особенности характера. Невозможно переоценить значение самооценки ребенка для его развития. От нее зависят его отношение к своим успехам и неудачам в любом виде деятельности, следовательно, и самоуважение, и успешность, и уверенность в себе в будущем.
Самооценка является важным условием формирования личности человека. Она тесно связана с развитием самосознания ребенка.
Самооценка является важным условием формирования личности человека
От чего и от кого зависит самооценка у ребенка?
Разумеется, от многих факторов и людей, с которыми живет и общается человек.
Откуда родом и когда начинает формироваться это важное для человека свойство? Конечно, родом оно из детства, раннего детства. Вот и поговорим о том, как любящие папы и мамы, друзья и учителя формируют это определяющее качество человека. Мы приходим в этот мир беспомощные и неумелые. Мы всему учимся и постигаем этот мир с разной скоростью и успешностью. Мы верим нашим любимым родителям и усваиваем их непростые уроки воспитания. А они считают, что чем выше их требования к малышу, тем лучше для него, тем быстрее он, малыш, будет развиваться и умнеть. И наоборот, чем выше оценка ребенка родителями, тем увереннее и успешнее, и напористее он будет во взрослой жизни, тем выше будет его самооценка. Так ли это?
Этапы формирования самооценки у детей
Психологи выделяют несколько этапов в формировании самооценки в детском возрасте. Они соответствуют возрастным периодам развития детей.
Период младенчества
Первый год жизни ребенка. Малыш полностью зависит от родителей. Что происходит в этот период в его маленькой головке? О чем он думает? Кто он этот пришелец? Активный наблюдатель, впитывающий и усваивающий каждый миг окружающего мира? Ни один психолог не может точно сказать, какие процессы разворачиваются в его мозгах. Пока ребенок не говорит, но он уже сам стремится вступить в общение со взрослыми. Мы не можем знать, как оценивает себя малыш. Но именно в первый год жизни на основе удовлетворения его базисной потребности в безопасности и защищенности у маленького человека формируется доверие или недоверие к окружающему миру, которые он будет нести всю жизнь и, которые в дальнейшем отразятся в его самооценке. К концу первого года жизни ребенок проявляет привязанность не только к матери, но и к окружающим его близким людям.
Не забывайте, что дефицит ласки, внимания, заботы, а также суровое обращение с ребенком рождают в нем чувства отчуждения и недоверия. И это не лучшее условие зарождения адекватной самооценки.
Младший дошкольный возраст(от 1 года до 4 лет)
Раннее детство. Новый и важный этап в жизни маленького человека. Ребенок делает огромные шаги в познании мира. Возникают первые представления о себе. К трем годам у него закладываются основы самосознания. С помощью зеркала ребенок формирует представление о себе, о своей внешности. Он осознает свое «Я» и выдвигает свои первые требования и революционный лозунг: «Я сам!». Вот и первый серьезный кризис трех лет и стремление добиться какой-либо самостоятельности в решении своих детских проблем. Малыш начинает сравнивать себя с другими. Он уже оперирует оценочными понятиями: «Я хороший», «Я плохой». Родители тоже сравнивают свое чадо с другими детьми, оценивают его действия, успехи и неудачи, радуются, а то и печалятся. Так закладывается основа самооценки ребенка. У него появляется потребность в положительной оценке его действий со стороны мамы и папы. В раннем детстве круг общения ребенка еще ограничен родителями и близкими родственниками. Их признания его первых побед и свершений так важны для малыша. И в этот период только родители и только они влияют на формирование самооценки своих чад. Знаете ли вы, что за этот период жизни ребенок осуществляет 90% работы по освоению языка. За эти три года малыш преодолевает половину пути своего психического развития. Только представьте себе: три первые года жизни ребенка равны остальным годам жизни человека. Поэтому правы те психологи, которые утверждают, что воспитывать и развивать дитя нужно до трех лет, но после уже поздно.
— Поощряйте проявления самостоятельности детей, радуйтесь вместе с ними их маленьким победам. Хвалите за успехи, благожелательно указывайте на неудачи, вселяйте надежду на успех. Помогайте преодолевать трудности. Положительно оценивая поведение малыша, те или иные его действия, родители пробуждают в ребенке желание заслужить похвалу.
Старший дошкольный возраст(от 4 до 7 лет)
Ребенок с каждым днем становится самостоятельнее. Круг общения расширяется, отношения усложняются. У него появляются друзья, с которыми он играет в детском саду или во дворе, он ссорится, обменивается с ними игрушками, соревнуется. Это и есть общение. Как говорят психологи, ребенок проходит процесс социализации. Совместные игры и контакты ставят перед ребенком новые и иногда трудные задачи. Он страдает, если с ним не хотят играть. Ведущей деятельностью в эти годы является именно игра: она развивает, обучает и воспитывает. По тому, как ребенок играет, можно многое сказать о нем. Именно игра помогает преодолеть неуверенность, отрицательные эмоции, учит управлять чувствами и справляться со своими страхами. Ребенок стремится к лидерству в игре, но и учится подчиняться. На основе его успешности или не успешности в детском коллективе начинает складываться завышенная или низкая самооценка.
Ребенок уже осознает свое место в семье. Отношение к себе детей старшего дошкольного возраста также складывается из оценок его родителей. Самооценка зависит от того, какие правила проживания в семье установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение: поощряют или только наказывают. Важен для формирования самооценки и стиль отношений родителей и детей, сложившийся в семье. В этот период к влиянию родителей на формирование самооценки у ребенка добавляется оценка тех, кто окружает его вне семьи.
Младший и школьный возраст(7 – 10 лет)
Школьные годы. Они такие разные и каждый не похож на другой год. Сплошное оценивание: поведения, домашних заданий, ответов на уроке. Оценивают все: учителя, родители, друзья и просто знакомые, и совсем незнакомые взрослые. И от этого невозможно отмахнуться. В школьные годы значительно увеличивается количество факторов, которые оказывают влияние на формирование самооценки у ребенка. В возрасте от 9 до 12 лет он имеет уже на все свою особую точку зрения, у него появляется понимание собственной социальной значимости — самооценка. Она развивается благодаря самосознанию и оценкам тех, мнения которых для него значимы в данный момент. У него закрепляется представление о себе, он оценивает свои умения и способности, свои успехи и неудачи. «Почему у меня не получается так, как у Димки? Почему Света так хорошо читает, а у меня все плохо? Почему мне ставят только тройки? Почему все смеются надо мной? Почему меня называют «слабаком»?». Подобные вопросы возникают у многих младших школьников. И переживания, которыми не всегда ребенок делится со своими родителями. Важную роль в этот период для него начинает играть та группа, членом которой он является: класс, какое-то дворовое сообщество. Он отчаянно пытается самоутвердиться, борется за место в группе, за положительную оценку и за уважение своих сверстников и испытывает муки одиночества, если у него нет друзей. Следует отметить, что к концу младшего школьного года завершается развитие самосознания и формирование самооценки.
— Учеба – тяжелый труд, и не всегда ребенок может быть успешным. Не оставляйте его наедине с трудностями. Помогайте. Всегда отмечайте маленькие удачи и победы, зарождайте веру не столько в свои способности, но в себя самого, в свои силы.
— Отношения со сверстниками чрезвычайно важны в этом возрасте. Проблем много, и не всегда ребенок способен сам понять их и справиться с ними. Ему нужны мудрый совет и поддержка.
Подросток (11 – 15 лет)
Самый трудный период детства. Сколько не простых вопросов встают перед ним и проблем, требующих решения. Мнения родителей имеют для него меньшее значение, чем оценка сверстников. Отношения с ними теперь играют для него важную роль. Низкий статус подростка в референтной группе детей и положение отверженного – тяжелое испытание. А это уже особая история: быть одиноким и ненужным среди сверстников. В этот период ребенок эмоционально неустойчив, тревожен и чрезвычайно раним. Замечание по поводу внешности, брошенное походя, может оставить глубокий след на всю жизнь. Любая критика болезненно воспринимается подростком и тяжело переживается. Самовосприятие и самооценка ребенка претерпевают серьезные изменения. Если к 12 годам самооценка стабилизируется, то в 12-14 лет она снижается. В это время общение родителей с подростком нарушается, и отношения нередко характеризуются как состояние вялотекущего конфликта. Они для него часто не являются авторитетом. Подросток пристально вглядывается в себя, как в зеркало, находит множество недостатков. Все плохо! А вот и первая любовь и, связанные с этим чувством, новые переживания и изменения в самооценке, особенно если чувство безответное. «Я – никакой! Меня не за что любить! Зачем жить? Как жить дальше?».
— Оставайтесь для подростка любящим родителем, станьте понимающим другом, способным понять его проблемы. Сохраняйте доверительные отношения. Будьте готовы поддержать его в трудные минуты, пережить первую любовь и вселить уверенность в себе, помочь ребенку осознать свою уникальность.
— Учеба – тяжелый труд, и не всегда дети могут быть успешными. Не оставляйте их наедине с трудностями. Всегда отмечайте маленькие удачи и победы, зарождайте веру в свои способности.
Подросток (11 – 15 ЛЕТ)
Самый трудный период детства. Сколько не простых вопросов встают перед ним и проблем, требующих решения. Мнения родителей имеют для него меньшее значение, чем оценка сверстников. Отношения с ними теперь играют для него важную роль. Низкий статус подростка в референтной группе детей и положение отверженного – тяжелое испытание. А это уже особая история: быть одиноким и ненужным среди сверстников. В этот период ребенок эмоционально неустойчив, тревожен и чрезвычайно раним. Замечание по поводу внешности, брошенное походя, может оставить глубокий след на всю жизнь. Любая критика болезненно воспринимается подростком и тяжело переживается. Самовосприятие и самооценка ребенка претерпевают серьезные изменения. Если к 12 годам самооценка стабилизируется, то в 12-14 лет она снижается. В это время общение родителей с подростком нарушается, и отношения нередко характеризуются как состояние вялотекущего конфликта. Они для него часто не являются авторитетом. Подросток пристально вглядывается в себя, как в зеркало, находит множество недостатков. Все плохо! А вот и первая любовь и, связанные с этим чувством, новые переживания и изменения в самооценке, особенно если чувство безответное. «Я – никакой! Меня не за что любить! Зачем жить? Как жить дальше?».
— Оставайтесь для подростка любящим родителем, станьте понимающим другом, способным понять его проблемы. Сохраняйте доверительные отношения. Будьте готовы поддержать его в трудные минуты, вселить уверенность в себя.
Завышенная самооценка у ребенка
Легко ли жить ребенку, да и взрослому человеку с высоким мнением о себе? Всегда считать себя лучше других, умнее, сильнее или красивее. А ведь все начинается с родительской любви, не знающей границ. Каждое слово ребенка вызывает восторг, каждое действие и каждый успех – восхищение. Малыш становится кумиром семьи, особенно, если это единственный ребенок. Стиль отношений с таким ребенком представляет собой эмоциональное потворство. Вся жизнь взрослых в семье вертится-крутится вокруг него, он ограждается от всяких трудностей и обид. А если случаются беды или неудачи, то в этом виноваты окружающие, которые не понимают и не хотят ценить его. Сначала так считают родители, а потом и сам ребенок. Многие дети проявляют агрессию по отношению к родителям и другим детям, если те не хотят подчиняться им. Своеволие, строптивость, капризность, упрямство и деспотизм, проявляемые ребенком в период кризиса трех лет, при потворствующем стиле воспитания закрепляются. Вот при такой завышенной самооценке уже с детского сада он отличается неадекватным поведением и часто становится не лидером, как хотели бы родители, а отверженным в группе. Посмотреть на себя со стороны, беспристрастно оценить свои качества ему очень трудно. Завышенная самооценка оборачивается тем, что ребенку, подростку, а затем и взрослому кажется, что их всегда недооценивают, относятся к ним предвзято. Трудно общаться с таким человеком, так как он раним и обидчив, часто агрессивен и высокомерен, неуживчив и эгоистичен. У таких детей один конфликт следует за другим. Так незаслуженные захваливания и постоянное восхищение ребенком могут стать причиной его завышенной самооценки.
— Родительская любовь — великая сила, если она мудра. Не сравнивайте его ни с кем и не подчеркивайте, что ваш ребенок лучше всех других, не потакайте его капризам, не оставляйте без внимания проявления эгоизма и отрицательных качеств его характера. Завышенная самооценка такого ребенка – большая беда для него.
Как формируется низкая самооценка у ребенка
Завышенные требования родителей к малышу, с которыми он не может справиться в силу своего возраста, постоянные критические замечания ведут к формированию заниженной самооценки. Чем больше и настойчивее родители указывают на недостатки или неумения ребенка, тем более устойчивой она становится. «Посмотри на Димку! Он и учится хорошо, секцию успевает посещать! Ну что ты за рохля! Все у тебя валится из рук! Какой (какая) ты тупица!» и так далее, до боли знакомая картина. Взрослые забывают, что у каждого ребенка свой темп развития и больно бьют словами, унижая его, убеждая, что он ни на что не способен. Вот так обычно закладывается низкая самооценка. Все то, что говорят взрослые своим детям, проявляется потом в виде страхов, различных комплексов.
Несколько слов о страхах, которые испытывает, начиная с двух лет, каждый ребенок. Он боится темноты, одиночества незнакомых предметов, явлений, фантастических существ и так далее. Не зная этого, родители воспринимают это переживаемое ребенком явление, как капризы, раздражаясь, гневаясь и даже наказывая малыша. У детей постарше свои страхи. Вследствие низкой самооценки и неуверенности в себе школьник ищет причину, чтобы не ходить в школу. И ребенок заболевает: то болит голова или живот, то рвота начинается и так далее. И это совсем не симуляция и не притворство. Причиной может быть страх неудачи, боязнь строгих замечаний учителей или наказания родителей, или нежелание встречаться со сверстниками, которые отвергают его.
Нежелание родителей понять детские проблемы, авторитарный стиль воспитания, который основывается на различных запретах, на тотальном контроле каждого шага и манипулировании ребенком, способствует формированию низкой самооценки.
Дети с низкой самооценкой становятся неудачниками, не способными ни на что людьми, так как не верят в себя и проигрывают, еще не начав действовать.
— Дорогие родители! Не забывайте, что слова несут в себе магическую силу; оценочными суждениями мы создаем программы будущей жизни наших детей.
Как поднять самооценку у ребенка
Как общаться с ребенком, чтобы не сформировать устойчивую заниженную оценку самого себя? Как общаться с детьми, чтобы не навредить. А если сложилась заниженная самооценка у ребенка, как поднять ее?
Создайте атмосферу безусловной любви к ребенку. Мы любим его не за красоту, способности, успешность, а за то, что он, мое дитя, мой сын, моя дочь, мое продолжение. Любовь – основа здорового развития человека.
Бережно относитесь к способностям и особенностям проявления самостоятельности своего чада, считайтесь с его потребностями. Дети, чьи потребности не удовлетворяются, обычно низко оценивают себя.
Будьте терпеливы с малышами и младшими школьниками, проявляйте мудрое терпение и уважение к подросткам.
Никогда не сравнивайте своих детей с другими и не критикуйте за неуспех или неудачу, за проявление слабости и переживание различных страхов.
Проявляйте интерес к жизни ребенка и не скупитесь на похвалу и ласку. Ему важно знать, что значимые для него люди видят, признают и оценивают все то, что он делает.
Будьте последовательны и требовательны к своим детям. Отсутствие режима, требовательности и внимания со стороны родителей является признаком равнодушия и вызывает у детей беспокойство.
Помните: постоянная критика, бесконечные замечания по поводу недостатков и неудач ребенка, общение только в приказном тоне — это не методы воспитания.
Никогда не срывайтесь на крик и оскорбления, если не хотите потерять ребенка. Не стремитесь сломать или подчинить его своей власти. Общение с позиции сильного взрослого не поможет сформировать нормальную самооценку у ребенка, самоуважение, уверенность в себе и независимость.
Восточные мудрецы утверждают, что дети подобны сосудам, которые мы получаем на время. То, чем они заполнятся, зависит, прежде всего, от нас, родителей. От нас зависит, какой будет самооценка ребенка.
Источник
Марина Земскова
Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста
Практикум по детской практической психологии
на тему: «Особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста»
Ф. И. О.: Земскова Марина Петровна МБОУ ГШИ №2, г. Ногинск
Содержание.
Введение.
I. Самооценка, виды и факторы формирования самооценки.
II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.
1. Условия формирования низкой самооценки
2. Условия формирования высокой самооценки
III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте.
IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте.
Заключение.
Литература.
Введение
В трудах отечественных и зарубежных психологов исследовалась проблема самооценки, как одна из центральных проблем.
Среди психологов можно выделим следующих авторов: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина, B.C. Мерлин, В. С. Мухина, Е. И. Савонько, В. Ф. Сафин, Е. А. Серебрякова, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, П. М. Якобсон; А. Адлер, У. Джемс, Ф. Зимбардо, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
Как считал С. Л. Рубинштейн, самооценка это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде главной структуры личности [2].
Основой самооценки выступают ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне устанавливают механизм саморегуляции поведения.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение – устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности[3].
Целью работы: рассмотреть особенности развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста.
I. Самооценка, ее виды и факторы формирования самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4].
Виды самооценки:
– Актуальная – оценка себя в настоящем.
– Ретроспективная – оценка себя в прошлом.
– Прогностическая – оценка себя в будущем.
– Адекватная – достаточно объективная оценка собственных способностей, свойств и качеств.
– Неадекватная – представление личности о себе далеко от реального.
– Заниженная – неуверенность в себе, робость, невозможность осуществлять свои задатки и способности.
– Завышенная – идеализация представлений о своей личности, своей ценности для окружающих.
Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека [5].
Самооценка формируется в процессе всей жизни, и выполняет значимую функцию в ее развитии, регулирует разнообразные виды деятельности и поведения человека. Многие ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми.
Выделяют следующие уровни развития самооценки:
Первый уровень процессуально – ситуативный. На этом уровне самооценки дети не устанавливают связи своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не адекватны личностным возможностям и могут быть полностью определены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности.
Второй уровень качественно – ситуативный. Для этого уровня характерно установление прямолинейных связей между своими поступками и качествами, т. е. совершение (несовершение) отдельного поступка отождествляется с наличием (отсутствием) соответствующего качества. Самооценка на этом уровне обладает необъективностью и неустойчивостью.
Третий уровень качественно-консервативный. Характеризуется разрешением прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного поступка, выступает в его сознании как самостоятельная объективная реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоение соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения.
Четвертый уровень качественно–динамический – осознание сложных связей между качествами личности и поступками. Самооценка обладает объективностью, динамичная в соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и активным процессом [3].
II. Факторы, влияющие на развитие самооценки.
– Собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым.
– Формирование отношения личности к себе под влиянием общественного мнения.
– Сопоставление образа реального «Я» (то каким человек является на данный момент) с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
– В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе в большой степени сказывается влияние восприятия художественной литературы и различных видов искусства.
– Влияние индивидуальных особенностей личности и то насколько важно для нее то или иное оцениваемое качество или деятельность [2].
1. Условия формирования низкой самооценки:
– Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение, требуя от ребенка послушания, воспитывая у него умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.
– Если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них неинтересен, вызывает неодобрение.
– Конфликтные отношения между родителями.
– Отсутствие заинтересованности окружающих в ребенке.
2. Условия формирования высокой самооценки:
– Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью, где царит атмосфера взаимного доверия.
– Родителям принимают своего ребенка таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.
– Предъявление к ребенку ясной и разумной системы требований.
– Проявление заинтересованности родителей в результатах учебы ребенка, знание родителями друзей ребенка, а также взаимодействие родителей с ребенком в беседе [5].
III. Особенности формирования и развития самооценки в раннем возрасте
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворенности собой [1].
В деятельности самооценкиэти компоненты работают в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.
Основой когнитивного компонента самооценки являются операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.
В раннем возрасте у детей наблюдается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых.
В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка[2].
При сравнении ребенок, обычно, ориентируется на социальные нормы, допустимые в его окружении. Часто мы слышим,как родители и другие взрослые говорят: «Какая хорошая девочка, она моет руки». Сравнивая себя с этой девочкой, малыш приходит к выводу о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение формируется у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливают ясные «границы», поощряют его самостоятельность. В противоположном случае у ребенка может появиться чувство стыда, он начнет сомневаться в собственных способностях.
Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности подобающими эмоциональными реакциями на них. Большое количество детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат. Некоторые воспринимают успех или неудачу, с положительными и отрицательными эмоциями.
В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, только в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, сознательно и выразительно демонстрирует свои достоинства. Но такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте редкие.
В 3,5 года у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой [4].
Самооценка ребенка, понимание предъявляемых к нему требований появляются примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.
IV. Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте
Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах.
А. И. Липкина полагает, что в самооценке интегрируются знания ребенка, полученные от других и его собственная возрастающая активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей формируется умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, не только в игровой,но и в других видах деятельности: учении, труде и общении [2].
Это достижение важно рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности. И если его самооценка является неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности просто запаздывает.
Особенной ролью в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка выступает представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Некоторые родители являются хорошим объектом для подражания и в то же время вызывают к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать сильное влияние на его психологию и поведение [3].
В некоторых исследованиях рассматривается то, что самое зримое воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. К примеру, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от 5 до 7 лет, т. е. на три года меньше.
В старшем дошкольном возрасте дети придают немалое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Дошкольник не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить [5].
Все это говорит о том, что ребенок уже вступил в сензитивный период развития, для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.
Заключение
На формирование и развитие самооценки наибольшее влияние оказывают социальные факторы, в особенности отношение родителей к детям в периоды младенческого возраста и раннего детства.
Самооценка активно развивается в разные возрастные периоды, каждый из которых является важным в формировании личности ребенка.
В период младенчества важным условием для развития адекватной самооценки в будущем является доброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих его людей, в частности родителей.
В период раннего детства основным источником информации о себе и о других людях являются взрослые. И от того, как будут относиться, и оценивать ребенка взрослые зависит и самооценка самого ребенка, так как он принимает на веру все, что ему говорят.
В дошкольном возрасте формирование самооценки опирается на производимый детьми учет успешности своих действий, оценок окружающих и одобрение родителей.
Литература
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Психология и педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
2. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М., 2000.
3. Зелуганова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности / Е. А. Зелуганова. – М., 1995.
4. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан – СПб. – 2002.
5. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей Издательство: Феникс, 2007.
Приложение
Рекомендации по формированию
адекватной самооценки дошкольника
– Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
– Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала также, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
– Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
– Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
– Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
– Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра);
Приложение:
Игры с детьми, направленные на повышение самооценки
«За что меня любит мама»
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
«Я – лев»
Цель: повышение у детей уверенности в себе.
Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва,например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».
«Клеевой дождик»
Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.
«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цеп