Особенности развития речи ребенка третьего года жизни

Особенности развития речи детей третьего года жизни

     На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является   необходимым условием их психического развития.

    Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие  разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

    Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.

     Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

     Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы.  Но т.к. опыт детей ещё ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.

     Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты.  У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем.  («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «это растёт на грядке. Это морковочка».) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа  и выполнять простые словесные поручения.                       Двухлетние  дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые слова, рифмовки.

     Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша ( и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

      Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 сл., в 3 года 6 месяцев – 1000 -1200 сл. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия). 

      На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Учёные объясняют это возрастанием активности ребёнка, расширением его контактов с окружающими.  

      Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький ), его цвет. Вместе с тем малыши начинаю замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают ( голодный, мокрый); передавать сои эстетические переживания (чистенький, красивый).

      Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.

      Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1 уровень: ребёнок понимает слово, но не использует его в речи;

2 уровень: ребёнок узнаёт и называет предмет ( действие, качество и пр. ) лишь в привычных сочетаниях, условиях ( «ножницы нужны, чтобы стричь коготки» );

3 уровень: ребёнок понимает и правильно использует слово-называние в любых доступных его пониманию связях и отношения.

     Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы, необходимо учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом (действием, качеством и т.п. ), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т.д. )

     Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря ( с 2 до 3 лет он увеличивается в 3-4 раза ) речь детей данного возраста характеризуется ещё одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

     Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребёнок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных ( с предлогами и без них ), различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей ещё очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребёнок отвечает: «Виталя нет» ).

       На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком ( ложка, кошка, мошка ), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрёма – кулёма, дурёха – люлёха и т.д. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всё чаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре : состоящими из трёх и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности ( например, велосипед произносят как апипед, спасибо как сипибо и т. д. ).

       В целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недоступностью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твёрдые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш,ж ) – свистящими (с,з ) или переднеязычными (т (ть), д(дь ) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

       Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо  понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития ( при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии ) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Список используемой литературы:

Материалы с интернет – сайтов.

Источник

ГБДОУ ЦРР  Д/С № 45 Василеостровского района   г. Санкт – Петербурга

« РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

Консультация для родителей

    Составила: Иванова

                                                                                                                     Ксения  Валерьевна

      Воспитатель  1 мл.гр

                                                                                                                     (кратковр.  пребыв.)  

Санкт-Петербург

2016 г

Характеристика речи детей третьего года жизни.

      Детей третьего года жизни отличает высокая речевая активность. Они говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют словами», повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится предметом деятельности малышей, в котором они открывают все новые и новые стороны.

    Ребенок третьего года жизни не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, он может запомнить и воспроизвести стихотворение; к концу третьего года- пересказать слышанную от взрослого сказку.

    В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности.

   Более разнообразными становятся поводы его обращения к взрослому. Малыш хочет рассказать о том, что он сделал; ищет объяснения непонятного; просит показать, как надо что-то сделать; может развернуто рассказать об увиденном. Придумать собственную историю, выразить словами свои желания, поделиться переживаниями. Он задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг. Малыша пока еще интересуют внешние свойств вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу – дошкольному, возрасту «почемучек». Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы.

   К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. На третьем году овладевает предлогами и наречиями (над, под, рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.)

   Усложняется структура речи. Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, а со временем и сложными придаточными предложениям. Речь его быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими, в том числе и сверстниками.

   Однако и в этот период у детей довольно часто встречаются грамматически неправильные фразы. Они не всегда справляются с грамматическими формами, заменяют одни слова другими, создают свои слова. Все это делает их речь своеобразной, привлекательной, выразительной.

Проблемы  развития речи на третьем году жизни.

     Как правило, какие-либо проблемы в речевом развитии ребенка начинают замечать тогда, когда знакомые дети такого же возраста свободно общаются со взрослыми, а ваш малыш либо молчит, либо использует звукосочетания или лепетные слов (ма – мама, пи- пить и др.), либо вообще не говорит, «но все понимает». Он показывает на интересующие его предметы рукой, глазами, мимикой, позой, выполняет просьбы, любит потешки, сказки, но делает это молча.

   Иногда родители отмечают, что в более раннем возрасте малыш говорил, а потом замолчал. Причиной этого могут быть болезни, травмы, неблагоприятная эмоциональная и социальная обстановка, двуязычие в семье, даже появление новых людей в доме (приезд бабушек, дедушек, других родственников)

   Запаздывание речевого развития может быть обусловлено не только физиологическими причинами. Например, ребенок молчит из-за постоянных комментариев и разговоров взрослых по поводу любого действия малыша: за него говорят мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя.  В данном случае у ребенка нет необходимости  пользоваться самостоятельной речью, так же как любое его желание понимается по взгляду, позе и выполняется сразу же. В практике бывают такие случаи, когда такая задержка речи заканчивается либо тем, что малыш вдруг начитает говорить фразами или же продолжает молчать до тех пор, пока не меняются взаимоотношения взрослого и ребенка.

   Каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Но если вы заметили какие-либо особенности в развитии малыша, лучше обратиться к специалистам: педиатру, психоневрологу, логопеду, детскому психологу, учителю-дефектологу. Чем раньше вы начнете преодолевать имеющиеся у ребенка проблемы, тем лучше будет результат.

   Специалисты проверят, хорошо ли малыш слышит, нормально ли развиты органы артикуляции, посмотрят уздечку языка.

    В беседе со специалистом важно четко высказать свое беспокойство. Откровенный разговор о трудностях малыша поможет ему, позволит выбрать правильные, наиболее подходящие для вашего ребенка педагогические работы.

Рекомендации по развитию речи детей третьего года жизни

      Развитие речи ребенка находится в тесной связи с развитием мелкой моторики рук. Обратите внимание на руки малыша: как он держит ложку, небольшие игрушки, как играет в пальчиковые игры, как одевается, застегивает пуговицы и т.п.

   Как правило, если у ребенка есть проблемы в развитии речи, у него отмечаются и особенности в развитии мелкой моторики: руки ребенка могут быть вялые, ватные или наоборот, напряженные.

   Развитие мелкой моторики рук способствует формированию речи и мышления ребенка. Организуйте с ним игры с мелкими предметами домашнего обихода (большими пуговицами, бусами, крышками, флаконами духов), крупами (например, найти мелкую игрушку в миске с фасолью или рисом). Полезны будут игры с игрушками, которые могут разбираться и складываться (пирамидка), вкладываться, завинчиваться. Во время игры постоянно разговаривайте с малышом, называйте предметы, их признаки и действия.

   Для речевого развития ребенка очень важно, как с ним общаются взрослые. Некоторые родители дают малышу разные предметы, позволяя ему играть самостоятельно. Действия ребенка в одиночестве не способствуют развитию его речи, и он может молчать до трех лет. Некоторые мамы и папы строят свое общение с ребенком по типу чистой ласки: поцеловать, погладить малыша, предоставить ему возможность самому возиться с игрушками. При этом ребенок может прекрасно понимать речь окружающих, но самостоятельно не говорит, а общается только с помощью мимики и жестов. Причина этого проста: взрослые забыли про главное условие развития речи – речевое общение. Сем больше вы разговариваете с ребенком во время игр и домашних дел, тем успешнее он развивается.  

   Большое влияние на развитие речи оказывают специальные занятия с игрушками. Во время занятий создавайте условия для обсуждения совместных действий и сопереживания по какому-либо поводу. Важно обращаться к ребенку с просьбами, способствующими развитию речи, которые касаются способов действия с игрушками и самого игрового процесса (построй дом, помоги, сделай мне кроватку).

  Большое значение для развития речи имеют также вопросы взрослого. Сначала учите ребенка понимать конкретные вопросы  в одной и той же обстановке (Где стоит стол?) Потом задавайте вопросы в меняющейся обстановке (Что лежит на столе?). Затем задавайте вопросы без учета ситуации, с опорой на некоторые знания ребенка (Кто играл во дворе?). Для активизации речи малыша используйте все  те слова, которые побуждают его высказываться (скажи, повтори, спроси, расскажи).

  В повседневной обстановке учите ребенка понимать вопросы «Где?», «Кого?» («Где мама?», «Кого ведет мама?») и отвечать  с помощью слов «это», «вот», «тут». В разных бытовых ситуациях учите малыша отвечать на вопросы «Кому?», «У кого?» (Кому дать мишку? У кого мишка?), различать утвердительные и отрицательные просьбы, а также интонацию (возьми – не бери, беги- не беги).

   Учите ребенка различать действия (покажи, кто спит, а кто умывается) и понимать, что делает один и тот же человек (папа идет, едет, спит). Развивайте умение правильно отвечать на вопросы «Кто?», «Что делает?»  (Дед. Спит). Постепенно учите ребенка составлять двухсловное предложение с помощью слов «где», «дай», «на», «вот», «это» (Где мяч? Вот мяч. Дай мяч!)

   Во время занятий старайтесь задавать как можно больше вопросов, обращенных и к самим детям, и к игрушкам (персонажам каких –либо сказок, рассказов). Это создает условия для подражания, дети сами начнут задавать разнообразные вопросы и общаться к игрушкам (Где мишка? Мишка, вставай. Пойдем гулять? Позови мишку).

    Поощряйте активность ребенка, когда малыш пытается использовать предметы самостоятельно, вызывайте интерес к действиям и потребность воспроизводить их. Привлекайте внимание малыша сюрпризными моментами (Кто к нам стучит? Кто пришел? Кто спрятался? Что за подарок в коробочке?). Дайте ребенку возможность высказать предположение, а затем обязательно предложите поиграть с предметом, который был в коробочке. Постоянно спрашивайте у малыша, с чем он играет, что делает.

    Большое значение для развития речи ребенка имеют приемы договаривания слов. Например, читая потешку не договаривать последнее слово.  Затем сделать паузу и предоставить ребенку слово (в случае затруднения подсказать или произнести вместе с ребенком).

    А если малыш все понимает, но не говорит, можно поиграть в «Незнайку». Например, «вы не понимаете» мимики, жестов, призывов мычаний ребенка, вы «забываете», куда налить сок, чем кушать суп или называете предметы другими словами (вместо слова «кот» говорите слово «утка»). Проследите за реакцией малыша и попробуйте назвать правильные слова.  

   Не используйте в речи упрощенные, неправильно произносимые слова («утя» вместо «утка», «Масенька плисла» вместо «Машенька пришла»). Говорите в спокойном темпе, четко произносите звуки, слова, фразы.

   Продолжайте учить ребенка называть предметы ласково (дом-домик, кот-котик), называйте игрушки в единственном и множественном числе (кубик – кубики).

   В процессе игры учите  малыша употреблять глаголы (сиди, спи, лови, копай, помоги), добивайтесь построения простого предложения.

   Таким образом, умелое использование родителями различных приемов будет способствовать своевременному развитию речи детей.

Источник

Сайхат Атаева
Развитие речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.

Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но т. к. опыт детей ещё ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «это растёт на грядке. Это морковочка».) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые слова, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы,поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 сл., в 3 года 6 месяцев – 1000 -1200 сл. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Учёные объясняют это возрастанием активности ребёнка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький, его цвет. Вместе с тем малыши начинаю замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать сои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения,выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.

Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств,отношений:

1 уровень: ребёнок понимает слово, но не использует его в речи;

2 уровень: ребёнок узнаёт и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь коготки»);

3 уровень: ребёнок понимает и правильно использует слово-называние в любых доступных его пониманию связях и отношения.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы, необходимо учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом (действием, качеством и т. п., зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.)

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3-4 раза) речь детей данного возраста характеризуется ещё одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребёнок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (с предлогами и без них, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей ещё очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребёнок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка, кошка, мошка, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрёма – кулёма, дурёха – люлёха и т. д. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всёчаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре : состоящими из трёх и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед,спасибо как сипибо и т. д.).

В целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недоступностью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твёрдые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш,ж) – свистящими (с,з) или переднеязычными (т (ть, д (дь) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Источник