Особенности развития речи ребенка раннего возраста беседа с родителями

Развитие речи детей раннего возраста

Хотя взрослым кажется, что речь ребенка развивается спонтанно, хаотично, это далеко не так. Дети из разных стран и континентов осваивают родной язык в одной и той же последовательности.

Родители начинают общаться с ребенком задолго до того, как он сможет произнести свое первое слово. Общение строится главным образом на жестах и объяснениях родителей. Годовалый малыш начинает сознательно использовать жесты для общения.

Указательные жесты в диалоге между ребенком и взрослым означают «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Когда указательный жест использует взрослый, годовалый ребенок смотрит в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.

С помощью жестов-дотягиваний (протягивание открытой ладони, хватательный и др.) ребенок пытается попросить взрослого «дай мне …», «дай мне Усмотреть па (потрогать, поиграть с) …»• Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок повторяет жест иди начинает хныкать.

Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Когда в речи ребенка появятся слова, отражающие эти понятия («вот», «дать», «ма» — усеченное обратение-просьба к матери), он будет продолжать пользоваться жестами, но недолго. Вообще, первые слова детей очень часто сочетаются с жестами. Например, традиционное «пока-пока» сопровождается помахиванием, «ам» — движением руки по направлению ко рту.

Постепенно речь становится основным способом общения малыша и вытесняет жесты и лепет. Ребенок усваивает новые слова с помощью своеобразного ритуала называния: родители показывают предмет, называют его и поправляют малыша, если он неправильно повторил слово. Некоторым детям достаточно несколько раз повторить слово, чтобы они начали его понимать, а чуть позже употреблять в своей активной речи.

Пассивная (понимание значения слова) и активная речь (произнесение слова) ребенка пока не соответствуют друг другу. Малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем умеет произносить. Исследования показали, что с начала второго года жизни ребенок начинает понимать около 20 новых слов в месяц, тогда как произносит в среднем около девяти.

Слова «мама», «папа» и «баба» — самые значимые для малыша, и потому появляются одними из первых. Кроме того, они состоят из наиболее простых для произнесения ребенком звуков. Какие слова появятся в речи следующими, зависит от потребностей и окружения малыша, интересов его семьи.

Первые слова ребенка еще далеки от “взрослых” слов: они не являются словами в привычном смысле. Чаще всего они представляют собой звуковые комплексы из 1 —2 слогов, нередко одинаковых(«ав-ав, «пи-пи», «да-да»). Такие комплексы называют «языком нянь» или «языком младенцев». Эти слова обычно обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия: названия членов семьи, еды и напитков, игрушек, предметов, которые движутся и меняются. По мере увеличения словарного запаса в детской речи появляются эмоцмонально окрашенные междометия, отражающие состояние человека («oй-ой», «бо-бо»).

Ребенок озвучивает просьбы и утверждения, которые актуальны для него и настоящий момент, называет предметы, которые показывает или просит. С этой целью малыш начинает использовать слова-предложения, которые имеют определенный смысл, но пока грамматически не оформлены. Ребенок может сказать «мяч» вместо «дай мяч!» — таким образом он просит помочь ему достать мяч, «бах!» в значении «мяч упал», «ав-ав» вместо «собака идет».

Первые слова ребенка иногда трудно узнаваемы или вообще не похожи на оригинал. По тому как дети произносят слова, их можно разделить на две группы:

•                                           одни малыши сокращают слова до одного слога, обычно первого или ударного. Так, слово «пить» преобразуется в «пи», а молоко — в «ако»;

•                                        другие дети не сокращают слова, а строят их по модели исходного слова. Новое слово имеет то же количество слогов, что оригинал, и сохраняет правильное ударение. Однако малыш не старается точно воспроизвести слово, например слово «лекарство» превращается в «нанАна», «кирпичи» — в «тититИ».

Первые слова искажаются ребенком еще и по другой причине. Активно лепеча на первом году жизни, малыш научился произносить различные звуки. Но при переходе от лепета к словам многие звуки становятся для детей временно недоступными. Последовательность освоения ребенком звуков зависит от сложности их произнесения:

•                                               губные согласные ([м], [п], [б]) появляются раньше язычных ([т], [д], [н]);

•                                               мягкие согласные звуки появляются раньше твердых. Именно поэтому речь ребенка приобретает характер «общего смягчения», которое большинство взрослых называют сюсюканьем (ребенок говорит «папитька» вместо «папочка», «атебюсь» вместо «автобус»);

Читайте также:  Нормы показатели развития ребенка 5 6 лет

•                                                глухие согласные появляются раньше звонких. Точность произнесения звука зависит от его позиции в слоге и в

слове, от его звукового окружения. Основной единицей языка является слово. Слово состоит из последовательности звуков (фонем). Ребенок должен научиться слышать и правильно воспроизводить сочетания звуков так, как это делают взрослые. В словах, трудных по звуковому составу, малыш переставляет согласные, пропускает оги и конечные согласные, заменяет несколько идущих друг за дру-м согласных одним звуком. Такие звуковые искажения в речи де -тей могут наблюдаться до пяти-шести лет. Это связано не со сложностью произнесения отдельных звуков, а с тем, что ребенок еще не умеет различать звуки, похожие по звучанию, не запоминает последовательность звуков в слове, поэтому нарушает ее.

Примерно с полутора лет ребенок начинает активно расширять свой словарный запас. В возрасте от 18 до 24 месяцев он увеличивается от 25 до 90 слов. Однако в этом возрасте словарный запас каждого ребенка очень индивидуален. Некоторые дети активно осваивают новые слова, другие весьма неохотно отказываются от лепета и жестов и потому их речь развивается гораздо медленнее.

Источник

Марина Зулумханова
Родительское собрание на тему «Общение с детьми как важный фактор развития речи ребенка» в группе раннего возраста

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Ход мероприятия

1. Предварительный этап.

– Приглашение родителей на собрание.

– Экспресс – интервью «Для чего нам нужна речь?»

2. Организационный этап.

– Оформление выставки методической литературы по теме семинара.

3. Вступительный этап.

(Родители рассаживаются полукругом).

Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.Хотелось бы начать нашу встречу строками:

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: – О! Как же ты красива.

Тема нашей встречи «Общение с детьми, как важный фактор развития речи ребенка».

4. Основной этап.

Воспитатель: Продолжите, пожалуйста,фразу: «Мой ребёнок начал говорить … .»

Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.

Этап самого бурного, быстрого освоения детьми речи продолжается в период от 1года до 4 лет. Именно в этот период идет самое интенсивное развитие речи ребенка. Главное не упустить этот момент.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

– Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

– А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

– Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

– Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в младшем дошкольном возрастепо двум направлениям:

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ – обучение происходит через ИГРУ.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (карточки раздаются каждому родителю).

Читайте также:  Психического развития ребенка в младенческом возрасте

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Работа по развитию речи ребёнка в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы можем:

– поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

– в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

– загадать загадку и найти отгадку;

– поискать приметы времени года;

– познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

– прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

– поиграть с ним в игру природоведческого содержания,например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

Стихи, сказки, рассказы, которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

– Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы,например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь,какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».

-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

– Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (колобок)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил. («Репка»)

Добрый доктор говорит:

– Побеждаем мы бронхит,

Корь, простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно, с Бармалеем

Тоже справиться сумеем! («Айболит»)

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть.Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги – ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка в начальной школе

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок»).

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Сухомлинский говорил «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По тому, как развита мелкая моторика у ребенка, в дальнейшем, судят о готовности обучения в школе. Для развитиямелкой моторики рук мы используем: шнуровки, прищепки, бусы, мозаика и др.

– Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек. (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для бельчат.

Эта долька – для зайчат.

Эта долька – для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

А для волка – кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру,например: «Вот идёт лошадка,цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

«покусываем язычок»,

«язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

– расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» – ребёнок тихо говорит «У-У-У…»;по сигналу: «сильная вьюга» – говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»– замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы,типа:

“да-да-да – в огороде лебеда”,

“ду-ду-ду – растут яблоки в саду”,

“ша-ша-ша – принесли домой ерша”

“ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту”

“жа-жа-жа – есть иголки у ежа”

“чи-чи-чи – прилетели к нам грачи”

“жу-жу-жу – я на солнышке лежу”. ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Словесная игра «Почемучка»

Определите,из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка,нужно придерживаться некоторых советов:

– речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова,имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

– обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).

– играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами.Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

– используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.

– учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

– Что это? (Кто это)

-Какого цвета?

– Что есть у зайки? (Что это у зайки)

– Как можно назвать зайку?

– Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой,играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.

5. Подведение итогов собрания

Желаю успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!

Источник