Особенности развития ребенка в условиях экопедагогического подхода

Особенности развития ребенка в условиях экопедагогического подхода thumbnail

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация на тему: “Развитие ребенка в условиях комплексного экопедагогического подхода”.

Развитие ребенка в условиях комплексного экопедагогического подхода. В настоя...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Развитие ребенка в условиях комплексного экопедагогического подхода. В настоя

Описание слайда:

Развитие ребенка в условиях комплексного экопедагогического подхода. В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. 

2 слайд

Развитие ребенка – это освоение им внутреннего, индивидуально-психологическог

Описание слайда:

Развитие ребенка – это освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного) потенциала возможностей.

3 слайд

Экологическое развитие личности осуществляется в условиях целенаправленного в

Описание слайда:

Экологическое развитие личности осуществляется в условиях целенаправленного воспитания и обучения в процессе деятельности путем присвоения общественно-исторического опыта отношений с природой (экологической культуры общества), накопленного человечеством Экологический подход направлен на изменение приоритетов образования. По выражению академика Моисеева Н. Н. это «такое изучение собственного дома, такое изучение возможного поведения в нем человека, которое позволило бы жить ему в этом доме, то есть выжить на планете Земля» и устойчиво развиваться в согласии с Природой.

4 слайд

Согласно этому, развитие ребенка происходит путем -приобщения подрастающего

Описание слайда:

Согласно этому, развитие ребенка происходит путем -приобщения подрастающего поколения к культуре взаимодействия с природной и социоприродной средой, базирующейся на экологических ценностях (природа как универсальная ценность, человек, здоровье, культура и т. д.);  содействия становлению и развитию ребенка, подростка и молодого человека как субъекта культуры (интеллектуальной, чувственной, этической) во взаимодействии с природой и социумом. -содействия развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы является основным назначением экологического воспитания.

5 слайд

Комплексный подход объединяет несколько подходов в экологическом образовании

Описание слайда:

Комплексный подход объединяет несколько подходов в экологическом образовании Представленческий «Представленческий» («знаниевый», информационный) Комплексный подход «Отношенческий» (аксиологический, ценностный) «Поведенческий», «технологический»

6 слайд

«Представленческий» («знаниевый», информационный) подход Данный метод направл

Описание слайда:

«Представленческий» («знаниевый», информационный) подход Данный метод направлен, прежде всего, на ознакомление детей с природой, формирование у обучающихся некоторых экологических представлений. В обучении используют объяснительно- иллюстративную, репродуктивную группу методов, главным образом, показ и объяснение материала.

7 слайд

«Отношенческий» (аксиологический, ценностный) подход Подход в экологическом о

Описание слайда:

«Отношенческий» (аксиологический, ценностный) подход Подход в экологическом образовании связан с акцентированием внимания на формировании положительного отношения детей к природе.

8 слайд

«Поведенческий», «технологический» подход подход в экологическом образовании

Описание слайда:

«Поведенческий», «технологический» подход подход в экологическом образовании имеет направленность на формирование у детей экологически ориентированной, природоохранной деятельности.

9 слайд

Педагог формирует и развивает у школьников способность к самостоятельному упр

Описание слайда:

Педагог формирует и развивает у школьников способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой, своим поведением, способами освоения информации и т. п. Результат экологического развития ребенка – становление и развитие экологической культуры личности.

Выберите книгу со скидкой:

Особенности развития ребенка в условиях экопедагогического подхода

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Особенности развития ребенка в условиях экопедагогического подхода

Курс повышения квалификации

Особенности развития ребенка в условиях экопедагогического подхода

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Особенности развития ребенка в условиях экопедагогического подхода

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-261725

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

ДисциплинаГуманитарные
Тип работыКонтрольные
Количество страниц10
Год сдачи2017
Номер работы78

О работе

Вы можете приобрести ответы на вопросы по отдельности, для этого обратитесь к нашему менеджеру. Работа сдана на отлично, грамотное оформление

Содержание

Задание. Кратко и по существу письменно ответьте на следующие вопросы: 

  1. В чем заключается смысл и сущность комплексного экопедагогического подхода в образовании?
  2. Каковы особенности развития ребенка в условиях комплексного экопедагогического подхода?
  3. Каковы особенности содержания экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности?
  4. Каковы особенности содержания в сфере формирования отношения личности к миру природы?
  5. Каковы особенности содержания в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы?
  6. В чем состоит особенность методов формирования экологических представлений?
  7. В чем состоит особенность методов субъектного отношения к природе?
  8. В чем состоит особенность методов формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой?
  9. Каким требованиям должны соответствовать экологические условия учреждения, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект экологического обучения и воспитания детей?
  10. В чем состоят основные и правила экологического конструирования и дизайна в интерьере образовательного (дошкольного) учреждения?
  11. В чем сходства и различия  антропоцентрического и экоцентрического типа экологического сознания?
  12. Что является предметом и задачами экологической психологии?
  13. Каковы методологические особенности экологической психологии?
  14. Какое значение имеет взаимосвязь экологической педагогики и психологии с другими научными дисциплинами?
  15. Каковы основания для типологии субъективного отношения к природе?
  16. Каковы психологические  характеристики основных типов субъективного отношения к природе?
  17. В чем состоят гносеологический, установочный, функциональный и ценностный аспекты субъективного восприятия мира природы?
  18. В чем состоит особенность формирования отношения к природе как процесса построения перцептивного образа?
  19. В чем состоит особенность формирования отношения к природе как процесса переработки получаемой информации?
  20. В чем состоит особенность формирования отношения к природе в процессе непосредственного практического взаимодействия?
  21. Каковы основные этапы выделяются в развитии общественного экологического сознания в процессе социогенеза?
  22. Каковы основные этапы выделяются в развитии субъективного отношения к природе в онтогенезе?
  23. Каковы особенности диагностики субъективного отношения к природе?
  24. Почему современный экологический кризис можно охарактеризовать как кризис антропоцентрического сознания?
  25. На каком основании проблему взаимодействия человека с природой можно считать проблемой психологии?
  26. Каковы особенности механизмов формирования субъективного отношения к природе?
  27. Каковы особенности диагностики экологического сознания?
  28. Каковы особенности основных исторических этапов становления и развития экологического образования?
  29. Каковы основные направления в перспективном развитии экологического образования?

Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть контрольной представлена ниже:

ekopedagogika

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГПОУ «Шахтерский педагогический колледж»
Кухаренко Джерен Нарзуллаевна

Аннотация: В данной статье раскрываются подходы в теории и практике экологического образования дошкольников. В каждом из подходов выделяется специфика содержания, преобладающие, соответствующие данному подходу методы, формы экологического образования.

Ключевые слова: экологическое образование, дошкольное образование, экологическая культура, подходы в экологическом образовании.

Экологическая ситуация в XXI веке отличается остротой, противоречивостью, возрастающими кризисами не только в социоприродной среде, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным сложившимся образом жизни, потребностями, поведением. Поэтому возникает необходимость в преобразовании личности, переориентации ее на разумное взаимодействие с окружающей средой.

В теории и методике экологического образования дошкольников под экологической культурой понимают системное образование, включающее следующие взаимосвязанные компоненты: экологические знания, экологически ориентированное поведение и деятельность, положительное отношение к природе (Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Л.М. Маневцова, Л.Я. Мусатова и др.).

Обратимся к сущности экологического подхода. Экологический подход – это:

● направление в теории социального научения, рассматривающее развитие личности ребенка в контексте его взаимодействия с социальной средой;

● направление в социальной работе, подчеркивающее адаптивное и реципрокное взаимодействие людей с окружающей их средой.Рассмотрим особенности указанных педагогических подходов применительно к экологическому образованию детей дошкольного возраста. [3]

Создатели экологической психопедагогики В.Я. Ясвин и С.Д. Дерябо, исходя из указанной структуры, выделили три основных подхода в экологическом образовании – «представленческий», «отношенческий» и «технологический» подходы, тенденции в экологическом образовании [2].

«Представленческий» («знаниевый», информационный) подход в экологическом образовании направлен, прежде всего, на ознакомление детей с природой, формирование у обучающихся некоторых экологических представлений. В программах этого направления акцент делается на отборе знаний о природе разной степени широты и систематизации в зависимости от возрастных особенностей детей.[4]

Представители этого направления чаще используют в обучении объяснительно-иллюстративную, репродуктивную группу методов, главным образом, показ и объяснение материала. Широкое использование этих методов объясняется тем, что они позволяют быстрее передать знания обучаемым, сформировать информированность. При этом знания учащихся, как правило, недостаточно осознанны, мотивированны и действенны.

В рамках «представленческого» направления имеются разнообразные формы экологического образования. В методике дошкольного образования это наблюдения, образовательные занятия, экскурсии в природу, на сельскохозяйственные объекты, в зоопарки, ботанические сады, учебные экологические тропы, целевые прогулки, чтение познавательной литературы, просмотр познавательных фильмов природоведческого содержания и др.[4]

«Отношенческий» (аксиологический, ценностный) подход в экологическом образовании связан с акцентированием внимания на формировании положительного отношения детей к природе. Педагоги этого направления ориентируются на набор таких знаний, организацию таких видов деятельности детей, создание таких воспитательных ситуаций, которые оказывают наибольшее влияние на формирование субъективного положительного отношения к природе. Это занятия эколого-этического, эколого-эстетического содержания, экологические праздники, экологические развлечения, викторины, вечера загадок, решения кроссвордов, экологические КВНы, марафоны, конкурсы, аукционы, природоведческие дидактические игры, ролевые экологические игры, театральные этюды, эколого-психологические тренинги и т. п.

Поведенческий», «технологический» подход в экологическом образовании имеет направленность на формирование у детей экологически ориентированной, природоохранной деятельности. Педагоги этого направления создают условия для овладения детьми соответствующими технологиями взаимодействия с природой, использования их в самостоятельной деятельности.[4]

В этом направлении экологического образования дошкольников преобладает практическая группа методов: труд детей в природе, простейшие опыты, игры с природным материалом, природоведческие сюжетно-ролевые игры и т. д.

Экологический подход в психолого-педагогическом образовании предполагает изучение влияния, оказываемого на развитие ребенка как ближайшим социальным окружением (особенностями семейного климата), так и более отдаленным – положением детей в обществе и принятым стилем их воспитания, который, в свою очередь, определяется традициями, общей социально-экономической ситуацией, политической системой, ценностями и идеологией общества.[1]

Экологический подход в системе психолого-педагогического образования формирует новую образовательную парадигму, целью которой становится профессиональная подготовка педагога как экологической личности, умеющей воздействовать на других людей и общество, предвидеть отрицательные последствия их деятельности в социоприродной среде.

Литература

  1. Ниязова А.А., Садыкова Э.Ф., Гибадуллина Ю.М. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-9. – С. 2061-2065

  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Современные тенденции в развитии стратегий экологического образования // Экологический вестник. 2001. № 5-6. С. 24-29.

  3. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35896

  4. https://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2016-2/5-strekalovskaya-darkhanova.pdf

Источник

Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог и педагог-дефектолог должны изучить документацию и собрать сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования они должны обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Важной составной частью изучения детей с отклонениями в развитии является медицинское обследование, которое проводится врачами (педиатром или терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимости – аудиологом).

Составной частью медицинского обследования является сбор анамнестических данных.

Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией и беседы с родителями ребенка (или лицами, их заменяющими).

Семейный анамнез: анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. В семейном анамнезе фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственной вредности и длительность работы с ней. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Личный анамнез ребенка: учитывается, как протекала данная беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и т. п. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений. Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер пред- и постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.

Кроме того, выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюдением матери, бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую помощь; если обследуемый уже школьного возраста, то аналогичные сведения о школьном обучении и воспитании.

Педагог-дефектолог и психолог, осуществляющие психолого-педагогическое изучение ребенка, знакомятся с результатами медицинского обследования по документации – изучают историю развития ребенка, заключения специалистов и т.д. Они должны владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию.

Изучение ребенка с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения

Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Педагог-дефектолог должен помочь учителю установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитель ведет обучение и наблюдение за ребенком по предложенной педагогом-дефектологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце 4-ой четверти. На основании анализа динамических изменений решается вопрос о целесообразности направления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью установления места дальнейшего обучения ребенка. Изучение детей проводится в обязательном контакте с психоневрологом и школьным психологом.

Если состояние ребенка оказывается настолько сложным, что специалисты сомневаются в диагнозе, может возникнуть необходимость в продолжение его изучения. В зависимости от количества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их возраста и состояния могут быть использованы разные пути. В тех случаях, когда речь идет о 8—10 учащихся, могут быть созданы диагностические группы.

Диагностические группы создаются на базе специальной школы в период работы психолого-медико-педагогической комиссии. Срок работы группы – от 5 до 12 дней. Занятия в группе проводит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах.

Периодическое наблюдение за детьми, их обследование проводят психолог, логопед и психоневролог. В зависимости от состава детей в группе составляется расписание на каждый день. Проводится по 4 урока, а в первый и последний дни недели — по 3 урока с переменами в 15-20 минут. Поведение детей на уроках и во время отдыха изучается и фиксируется в протоколе.

Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, используются специальные уроки, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально полно определить возможности каждого ребенка.

Хотя каждый урок имеет свою специфическую направленность (выявление навыков счета, письма, чтения и т.д.), он не является только уроком письма или только чтения. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей. Темп занятий и виды работы зависят от того, что необходимо узнать о детях.

Так, для оценки представлений детей широко используются уроки по развитию речи, уроки ручного труда и рисования, а также экскурсии. Все эти уроки позволяют выяснить, что знают дети об окружающих их предметах, явлениях, событиях, как они понимают и устанавливают причинно-следственные связи, как выполняют операции сравнения, обобщения. Детям предлагается составить рассказ по картинке или разложить серию картин, объединенных общим сюжетом; обращают внимание на умение ребенка выделить главное, правильно установить последовательность событий, обосновать свои суждения.

На уроках ручного труда, лепки, рисования можно узнать, каковы представления детей о форме, цвете и других свойствах предметов.

Продуктивная деятельность ребенка (рисунки, аппликация, лепка и т.д.) свидетельствует не только о ручной умелости, но и о фантазии, творческом воображении, точности восприятия, наблюдательности.

Очень информативны уроки-игры. При проведении подвижных игр детям предлагают самим выбрать игру, выявляют, какие игры им знакомы. Большое значение имеет знание ребенком правил игры, умение играть, руководствуясь правилами, вести себя в соответствии с ролью. В игре проявляются такие качества, как активность, наблюдательность, самостоятельность, решительность, чувство товарищества, умение общаться со сверстниками.

При изучении детей большую помощь может оказать специальная программа.

Источник