Особенности развития ребенка в постнатальный период
Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.
Периоды развития ребенка
Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.
Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.
Пренатальный период
Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:
- зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
- эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
- плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).
Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.
Триместр | Характеристика |
Первый | Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров). |
Второй | На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше. |
Третий | Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету. |
Обучение
Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.
Режим дня | Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире. |
Слух | Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками. |
Музыкальный вкус | В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится. |
Общение | Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации. |
Пополнение словарного запаса | Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку. |
Вкусовые предпочтения | Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы. |
Постнатальный период
Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:
- новорожденность (до 1 месяца);
- младенчество (до 1 года);
- позднее младенчество (до 2 лет);
- дошкольный возраст (до 6 лет);
- школьный возраст (до 10-12 лет);
- подростковый возраст (до 18-20 лет).
В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:
- половое созревание;
- рост тела;
- формирование личности.
Новорожденный ребенок
Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:
- потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
- появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
- мышцы малютки находятся в тонусе;
- в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
- большее время малыш спит (до 22 часов).
Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.
Грудной ребенок
Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).
Детский сад
Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.
Школьный возраст
Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.
Источник
Желание иметь ребенка должно быть осмысленным со стороны обоих родителей. Будущей маме полезно не только знать о предстоящих переменах в организме, но и прочитать как можно больше информации про пренатальный и постнатальный периоды развития малыша.
До рождения
Пренатальный период, или внутриутробное развитие, который длится в среднем 280 дней (40 недель), принято подразделять на три этапа:
- Начальный этап. Это первая неделя развития от момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки зародыша.
- Эмбриональный этап. В течение следующих семи недель происходит формирование всех систем и органов. Основным питанием для малыша являются вещества, доставленные с кровью матери. На третьей неделе закладываются кровеносные сосуды, пронефрос (предпочка) и сердце. Еще через семь дней завершается формирование печени, желудка, легкого, поджелудочной и эндокринных желез, а также первичной почки, зачатков ног и рук. На пятой неделе у эмбриона продолжают развиваться легкие и бронхи, формируются прямая кишка, мочевой пузырь. Через две недели наблюдается интенсивный рост головы, можно разглядеть уши и глаза, пальчики на ногах и руках.
- Плодный этап. Начиная с девятой недели беременности и до момента рождения ребенок набирает массу и увеличивается в размерах, продолжается созревание и развитие систем и органов.
Концерты классической музыки
До недавнего времени идеи считать возраст ребенка от зачатия казались совершенно безумными, но сегодня ученые настроены уже не так скептически.
Результаты исследований показывают, что малыш может обучаться в утробе матери. Наилучшим способом стимуляции является проигрывание эмбриону классической музыки.
Практически сразу после зачатия начинает развиваться мозг крохи, а к концу пятого месяца формируется количество мозговых клеток, которое будет неизменным весь постнатальный период. С внутриутробным развитием клетки увеличиваются с помощью межклеточных соединений.
Стимуляция клеток посредством классической музыки повышает вероятность развития интеллекта. Кроме того, в постнатальный период такие дети легче поддаются обучению и даже начинают говорить на несколько месяцев раньше, чем сверстники.
После рождения
Постнатальным периодом называют время с момента рождения и до смерти. В педиатрии принято выделять следующие стадии постнатального развития:
1. Первый месяц после рождения – период новорожденности.
2. Со второго месяца до года – младенчество.
3. Второй год жизни – позднее младенчество.
4. От двух до шести лет – младший детский возраст (дошкольный период).
5. 6-10 лет (девочки) и 6-12 лет (мальчики) – школьный период.
Первый месяц
В течение первых 28 дней жизни малыша происходят кардинальные изменения. Мы подробно расскажем об особенностях периода новорожденности:
- Физиологическая потеря веса. Педиатры считают нормой потерю в весе до 10 % в первые пять дней.
- Сразу после рождения малыши обладают поисковым, сосательным, двигательным и хватательным рефлексом.
- В течение первого месяца жизни мышцы находятся в тонусе, а тело автоматически принимает позу зародыша. Гипертонус, как правило, исчезает через два-три месяца.
- Количество испражнений напрямую зависит от частоты кормлений. Первые двое суток из кишечника выделяется меконий.
- Большую часть времени новорожденные проводят во сне – они могут спать до 22 часов в сутки.
Разделение матери и ребенка во время родов, безусловно, сказывается на психологическом состоянии малыша в ранний постнатальный период. Однако при сохранении постоянного контакта этот этап проходит без серьезных последствий.
Что касается пищи, то ВОЗ и педиатры во всем мире считают грудное молоко идеальным рационом, особенно для новорожденных. Количество и частоту кормлений лучше оставить на усмотрение малыша.
От месяца до года
Представьте, какая сложная задача стоит перед ребенком в первый год жизни. Сначала младенец учится держать голову, затем ползать и садиться, вставать, ходить, хватать предметы. Формирование двигательных навыков у детей в постнатальный период развития позволяет им получить как можно больше информации об окружающем мире.
Первые попытки захватить и удержать предмет появляются уже в 3-4 месяца. Для таких тренировок подойдут легкие и шумные погремушки. В этом возрасте дети начинают понимать взаимосвязь определенных движений и появляющихся при этом звуков.
Примерно в 6-7 месяцев малыши открывают самостоятельный способ перемещения в пространстве – ползание. Еще через некоторое время они пробуют вставать на ножки и делать первые шаги, и активное участие взрослых обязательно пойдет на пользу этому сложному процессу.
В конце младенческого периода ребенок пытается подражать взрослым в манипулировании предметами: подносит чашку ко рту, катает машинку, стучит в барабан.
Два года
В течение первого года жизни малыш привязан к маме, но развитие в постнатальный период добавляет уверенности в себе. В 12 месяцев малыш уже умеет ходить и изо всех сил стремится к самостоятельности. Родители с удивлением обнаруживают тот момент, когда чадо перестает подчиняться их воле и становится личностью со своими желаниями.
Развитие малыша в период позднего младенчества сопровождается формированием характера и идет очень быстрыми темпами. Маленький исследователь спокоен только в момент сна, а все остальное время он буквально не сидит на месте.
До двух лет ребенок накапливает пассивный словарный запас и учится понимать разговорную речь, чтобы через некоторое время начать говорить самостоятельно.
Не секрет, что дети могут развиваться по-разному. Однако бывают случаи, когда принцип “всему свое время” лучше не применять в постнатальный период. Обязательно обратитесь к специалисту, если малыш после полутора лет не начал ходить или не играет в простые игры, после двух лет не говорит ни слова или не реагирует на долгое отсутствие мамы (ухаживающего за ним взрослого человека).
От 3 до 5 лет
Постнатальный период развития ребенка нередко сопровождается кризисами, и первый наступает в три года. На смену позиции “мы” приходит самостоятельное “я”, что меняет отношение малыша ко всему окружающему. Вместо мира предметов главный интерес теперь представляет мир людей.
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие коммуникативной деятельности, социального восприятия и функций речи, а также воображения и образного мышления.
На шестом году жизни мы можем оценить индивидуальность и характер малыша. С помощью воображения ребенок буквально раскрашивает свою жизнь яркими красками. Специалисты считают, что детские рисунки в младшем дошкольном возрасте – это связь с внутренним миром юного художника.
Ближе к школьному периоду ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве, в бытовых вещах и отношениях между людьми.
От 6 до 10 лет
О социальной готовности к школе говорит проявление кризиса 6-7 лет. Ребенок пытается осознать свое место в системе сложных общественных отношений, происходит разделение внешнего и внутреннего мира.
В младшем школьном возрасте существенные изменения претерпевает память и восприятие. Ведущей деятельностью становится учение, появляются другие обязанности и распорядок дня.
Школьники проявляют индивидуальность и интерес к соревнованиям. Они активны, полны энергии и любознательны. Детям важно видеть хороший пример перед глазами: любовь родителей, атмосферу дружелюбия, готовность прийти на помощь и взаимное уважение.
Источник
Главная страница
Случайная лекция
Порталы:
БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ, РОСТЕ, РАЗВИТИИ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ПОНЯТИЕ КАЛЕНДАРНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА, ИХ СООТНОШЕНИЕ, КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. КРИТИЧЕСКИЕ И СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.
Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нём, и механизмах его деятельности.
Анатомия – наука, изучающая строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды.
Онтогенез– это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная от образования зиготы и до естественной смерти организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды.
В онтогенезе человека различают 2 относительно самостоятельных этапа:
1) пренатальный и 2) постнатальный периоды. Первый длится в среднем 280 дней и охватывает период от момента зачатия до рождения ребенка. Второй начинается с рождения и заканчивается смертью человека.
Неотъемлемыми свойствами живого организма являются рост и развитие.
Развитие– это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением функций и взаимодействию всех его систем. Развитие происходит непрерывно и скачкообразно на любом возрастном этапе.
Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование(приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Рост-это количественный процесс, связанный с увеличением кол-ва клеток и их размеров. Так, в одних органах и тканях (кости, легкие), рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
Выделяют 3 периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста) в течение которых размеры тела увеличиваются наиболее интенсивно. После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки органов и тканей, определяющей степень созревания органов и систем. Наиболее значительные качественные изменения происходят от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет. Процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет. Так, например, у женщин ростовые процессы заканчиваются к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам. К 20 годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем и т.д.
На всем этапе созревания организма, от момента рождения до наступления полной
I. Каждый жизненный цикл человека разделен на возрастные периоды, границы между которыми условны. Вычисление таких периодов необходимо, т.к. дети одного и того же календарного возраста, но различного биологического могут по разному реагировать на учебные нагрузки.
Возрастной период-это тот отрезок времени, в пределах которого процессы роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.
В настоящее время широкое распространение имеет возрастная периодизация принятая в Москве в 1965 году. Согласно ей выделяют следующие возрастные группы:
1. Новорожденные- 1-10 дней;
2. Грудной возраст – 10дней- 1 год;
3. Раннее детство- 1-3 года;
4. Первое детство- 4-7 лет;
5. Второе детство- 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
6. Подростковый- 13-16 лет мальчики, 12-15 девочки;
7. Юношеский- 17-21 юноши, 16-20 девушки;
8. Зрелый возраст- 1 период- 22-35 лет мужчины, 21-35 женщины;
2 период- 36-60 лет мужчины, 36-55 женщины;
9. Пожилой возраст- 61-74года мужчины, 56-74 женщины;
10. Старческий- 75-90 лет;
11. Долгожители- 90 лет и выше.
Такая периодизация основана на критериях биологического возраста, к которым относятся:
1) зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
1)скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);
2)зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);
3)наследственность;
4)конституция человека (размеры и масса тела);
5)зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).
II. Возраст — это, фактически, выраженный числом продолжительность жизни. Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст
Календарный возраст (хронологический, паспортный)– это период жизни ребенка от рождения до настоящего времени, который имеет четкую возрастную границу (день, месяц, год). Данный возраст не учитывает факторы развития организма, поэтому было введено понятие «биологический возраст».
Биологический возраст (анатомо-физиологический)– это совокупность обменных, морфологических, функциональных и регуляторных особенностей организма, зависящих от индивидуальных темпов роста и развития. Он, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни.
Разница между биологическим и календарным возрастом может достигать несколько (5) лет. Соотношение биологического и паспортного возрастов зависит от индивидуальных темпов развития, в связи с чем выделяют 3 варианта:
1. Биологический возраст опережает паспортный– ускоренное индивидуальное развитие- акселерация (1935г. Е.Кох). Она чаще проявляется у девочек, с периода новорожденности до подросткового возраста в изменении размеров тела и темпах роста. Акселерация бывает:
А) Внутригрупповая– ускоренное развитие по сравнению со сверстниками своего поколения
Б) Эпохальная– ускоренное развитие по сравнению с предшествующими поколениями.
Кроме того, акселерация бывает:
А) Физическая– это ускоренный темп физического развития;
Б) Психическая – это ускоренный темп умственного развития. Темпы физической а. всегда опережают темпы психической(ребенок очень высокий, но уровень психики низок).
А. создает большое напряжение в организме, что приводит к развитию заболевания, поэтому для таких детей необходимо жестко дозировать умственную и физическую нагрузку и контролировать суточный режим.
2. Биологический возраст отстает от паспортного– замедленный темп развития- это ретардация развития детей и подростков. Отставание в развитии у детей сочетается со снижением большинства антропометрических показателей, с отклонениями в деятельности нервной и ссс. Такие школьники мало активны и быстро утомляются. Создание классов коррекции позволяет проводить успешное обучение.
3. Биологический возраст соответствует паспортному– темп развития средний, характерен для большинства людей- т.е. к определенному паспортному возрасту, ребенок достигает определенное морфофункциональное развитие.
III. Физическое развитие– это состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития. Оно является одним из ведущих признаков здоровья и от его уровня зависят другие показатели здоровья.
Существуют различные методы исследования физического развитиядетей и подростков, но самыми распространенными являются:
1. Метод индексов
2. Центильный метод.
При изучении физического развития используются следующие показатели:
1. Соматометрические- длина (рост) и масса (вес) тела, ОГК.
2. Соматоскопические– форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение и телосложение, половое развитие.
3. Физиометрические– жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления.
IV. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным, критическим.Критические периоды– это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды. Это периоды: 3-4 года, 7-8 лет, 11-14- у девочек; 12-15 у мальчиков. В эти возрастные периоды развивающаяся функция может нарушиться и дать сбой, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма.
Сенситивный период– это период интенсивного роста и развития той или иной системы, в течение которого отмечается ее повышенная чувствительность к действию факторов среды. К таким периодам относятся периоды: до 1 года, 4-5, 7-8 и 12-15 лет.Если в эти периоды на организм действуют нужные факторы, от которых зависит развитие данной функции, то она максимально развивается; но если же такие факторы отсутствуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться. Если необходимые раздражители появляются в более поздние сроки, то наверстать упущенное в развитии ребенка не всегда возможно. Например, ребенок-маугли.
Особенности развития детей и подростков в постнатальный период.
Постнатальный период включает следующие периоды: детство, отрочество и зрелость, каждый из которых состоит из нескольких стадий и имеет свои особенности протекания.
Период новорожденности (1-10 дней)- связан с адаптацией младенца к новым условиям среды обитания. У младенца начинается легочное дыхание, устанавливается внеутробное кровообращение. У него сформированы основные безусловные рефлексы, обеспечивающие ему нормальную жизнедеятельность; возникают простейшие пищевые условные реакции.Для этого периода характерна повышенная устойчивость новорожденного ко многим инфекциям- это обусловлено пассивной передачей ребенку антител матери (через плазму в период внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью).
Физическую доношенность новорожденного определяют по определенным параметрам: вес 3200-3300 (мин- 2500г), рост от 47-52 см, кожа розового цвета с хорошо выраженным подкожным жиром и остатками сыровидной массы, упругие ушные и носовые хрящи, наличие волос на голове (до 2 см). Для оценки жизнеспособности малыша сразу после рождения и спустя 5 минут используется шкала Вирджинии Апгар(учитывается цвет кожи, ритм сердечных сокращений, дыхания, мышечный тонус, проявление рефлексов- каждый признак оценивается по 2 бальной шкале). Полученная сумма позволяет отнести ребенка к категории здоровых детей или категории риска.
Новорожденный характеризуется определенной пропорциональностью тела: высота головы новорожденного составляет ¼ общей длины тела, окружность головы- 34 см. Ребенок рождается с недоразвитой лицевой частью черепа, но с хорошо развитой черепной. Окружность головы на 4-5 см больше окружности грудной клетки; окружность бедер на 2-3 см меньше ширины плеч, длина рук равна длине ног.
Грудной, младенченский возраст (10 дней-1 год)-в этот промежуток времени происходит интенсивное физическое, нервно-психическое, интеллектуальное развитие ребенка, совершенствуются двигательные функции- от полной двигательной беспомощности до самостоятельной ходьбы и манипуляции с предметами. Максимальный темп физического развития приходится на 2-4 месяцы и сопровождается высоким уровнем обмена веществ. Для этого периода характерно расширение пищевого рациона, обусловленное увеличением активности ферментов, позволяющим усваивать пищу, интенсивный, но постепенно ослабевающий рост.
В данный период отмечается высокая заболеваемость детей, что связано с потерей пассивного иммунитета, полученного от матери и медленными темпами выработки своего собственного иммунитета. В данный возрастной период очень важен словесный контакт ребенка со взрослыми, так как происходит его нервно-психическое развитие.
Преддошкольный период (1-3 лет)- отмечается снижение темпов физического развития, но происходит совершенствование основных физиологических систем организма. Отмечается быстрый темп развития двигательных способностей ребенка (повышается травматизм), увеличивается мышечная масса, к концу 2 года жизни завершается прорезывание молочных зубов. Совершенствуется речь ребенка- от рассуждений в третьем лице до появления слова «я» (обычно к концу 3-го года жизни). Данный период характеризуется повышенной эмоциональностью. Это важный период для воспитания ребенка и привития ему культуры поведения.
Дошкольный период (3-7 лет)- начинается рост постоянных зубов, углубляется рельеф лица, увеличивается длина конечностей, происходит дифференцировка внутренних органов. Отмечается развитие интеллекта ребенка, усложняется его трудовая деятельность, улучшается память и внимание, в связи с чем дети могут концентрировать свое внимание на изучаемом предмете. Начинают проявляться различия в поведении между мальчиками и девочками.
Школьный возраст (7-17)- наблюдается четкий половой диморфизм физического развития. Быстрыми темпами развивается координация движений мелких мышц- становится возможным письмо. К 10 годам почти заканчивается увеличение массы мозга и кора головного мозга начинает преобладать над подкорковыми структурами, следовательно, улучшается память, повышается интеллект. Так как данный возраст связан с процессом обучения в школе- у детей резко сокращается время пребывания их на открытом воздухе, повышаются нагрузки на нервную и сердечно-сосудистую системы, двигательный аппарат, часто нарушается режим питания и так далее.
Подростковый возрастназывается периодом полового созревания, т.к. происходит гормональная перестройка организма- это приводит к тому, что в деятельности больших полушарий мозга процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В этом возрасте вырабатывается много гормонов роста, эмоционального гормона (адреналина), отмечается усиленная работа сердца, которая влияет на просвет кровеносных сосудов. Отмечается усиление двигательной активности подростков (особенно у мальчиков)- не могут длительно выдерживать рабочую позу на уроках, часто возникает непроизвольное сокращение мимических мышц лица. В этом возрасте нарушается речь- теряет свой логический характер, она становится отрывистой и сопровождается усиленной жестикуляцией. Необходимо: чтение вслух, обосновывать свое мнение.
Кроме того, отмечается снижение памяти. Необходимо: использовать методические приемы, позволяющие облегчать запоминание (планы, конспекты).
У подростков возможно появление «вегетативных вспышек», связанных с ненормально увеличенной деятельностью внутренних органов. Показателем ВС- учащение деятельности сердца, частоты дыхания без причин, усиленный выброс гормонов, ненормальное увеличение секреторной активности пищеварительных желез. ВС субъективно воспринимаются подростками болевыми явлениями в области внутренних органов (жалобы). ВС более выражены у девочек, так как женский организм наиболее уязвим. ВС объясняются временным нарушением взаимодействия между корой и подкорковыми центрами.
ЛЕКЦИЯ 2
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1564; Нарушение авторских прав
Источник