Особенности развития ребенка в неблагоприятных условиях
Влияние неблагоприятных факторов
на развитие ребенка в разных возрастных периодах.
Развитие – это процесс, количественное и качественное изменение в организме человека. В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое изменение в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных качеств личности.
Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны и причинами, влияющими на них – другой.
Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития ребенка добились П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштйн, А.Р.Лурия. заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л.Термин, Э.Геллель, Ф.Мюллер, И.Шванцара.
Вопрос о развития человека был поставлен таким образом:
почему различные люди достигают различного уровня развития,
от каких условий зависит этот процесс и его результат?
Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития человека детермировано внутренними и внешними условиями.
К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.
Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным в разных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.
Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Некоторые педагоги и психологи пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека, то есть, от индивидуального развития к развитию вида наблюдающиеся в развитии зародыша и до развития в целом человека, так как человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяют развитие предков. Но есть условия признаками, которых становится приспособление организма к условиям жизни. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.
Схема Й.Шванцары иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития.
Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействий главных внешних влияний – среды и воспитания. Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от согласования всех факторов.
Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей человека наследственность. Наследование интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей.
Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: « о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.» Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.
Некоторое время назад в медицинской литературе появился новый термин, ставший в настоящее время крылатым – «фактор риска», или «риск – фактор». Сущность его состоит в том, что в развитии и становлении тех или иных заболеваниях, роль играют предрасполагающие, вредоносные факторы окружающей среды. Инфекции, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, переохлаждение, стрессовые нагрузки и другое.
Есть универсальные риск – факторы, способные вызвать или провоцировать сотни самых различных болезней, они грозят человечеству несколько веков, но «смело» вошли в нашу жизнь за последние десятилетия. Речь идет прежде всего о курении, злоупотреблении спиртными напитками, сейчас все больше дает о себе знать радиологическое неблагополучие ряда регионов мира и помимо всего прочего, на территории нашей страны.
Наша жизнь все ускоряется. Мы уже не ходим, а ездим, не читаем, а просматриваем, не едим, а заталкиваем в рот – перекусываем и все быстрее и быстрее. И в конечном итоге наносим, изнашиваем нервную систему, не говоря уже, о всем организме. Отсюда появились многие болезни цивилизации. Обрушилась лавина новых, до сих пор неведомых болезней, инфекций, а старые, знакомые нам заболевания приобретают более зловещий характер. К тому же наступила эра генетических эпидемий: диабет, алкоголизм и так далее.
Кто виноват? С одной стороны человек, с другой общество, государство. Мы стали меньше уделять внимание собственному здоровью, спорту, здоровому образу жизни. И не удивительно, ведь нам с детства внушали, что общества, государства важнее, чем интересы отдельно взятого «винтика».
В современной западной цивилизации человек хорошо осознает личную ответственность за здоровье, постигая на собственном опыте. Без хорошего здоровья нет ни карьеры, ни достойного заработка, невозможно выполнять обязанности перед семьей, самим собой, перед обществом, невозможно иметь здоровое поколение.
Существуют сотни самых разнообразных риск – факторов, действию, которых мы подвергаемся. Пример: рядом с больной гриппом матерью не использующую профилактическую маску, находится ее ребенок. От сюда – вся семья гриппует, а у некоторых ее членов грипп осложняется бронхитом или пневманией.
Курение однозначно вредит здоровью самого курильщика. Но давно уже доказано, что пассивное, вынужденное «курение» членов семьи, которым приходится дышать табачным воздухом, не менее вредно и отражается на некурящих, у которых развиваются постепенно те же болезни, что и у курящих. А в их числе можно наблюдать и беременных женщин, и новорожденных, и детей постарше. А самое главное и страшное в этой ситуации то, что наблюдая за курящими родителями, дети зачастую перенимают эту вредную привычку, не осознавая всего вреда для растущего организма.
Неблагоприятная экологическая обстановка – серьезнейший риск – фактор в развитии множества как острых, так и хронических заболеваний. Повышенный фон радиации в ряде районов страны приводит к возникновению злокачественных болезней, грубо нарушает иммунные процессы и ответственные зоны генетического аппарата. Из – за этого в мире прибавилось немало болезней наследственной природы. Нерациональное питание, когда злоупотребляют животными жирами, мучными продуктами, сладостями становится причиной множества болезней, а в первую очередь сердечно – сосудистых. Большое значение имеет неритмичный прием пищи в течении дня, фастфуды, грубо нарушает обменные процессы в организме. У таких нарушителей здорового образа жизни чаще развивается ожирение – фактор для многих недугов. Все риск – факторы не перечислить. А основные это малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, курение, излишества у много пьющих, хронические стрессовые ситуации, загрязненные воздух, вода, продукты питания со сниженной биологической ценностью, излишний радиологический фон в нашей среде обитания, пестициды и другие ядовитые продукты в земле, воздухе, воде, генетическое и иммунное неблагополучие в нашем организме и так далее. Одним словом: один личный или общественный порок, ведет к другому, создавая патологическую жизненную цепочку, болезненную пирамиду нашей жизни.
«Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее» – заметил Лейбниц. Это значит, что наш генофонд, переданный нам далекими предками в здоровом состоянии, сейчас может подойти к грани катастрофы. А когда генофонд в опасности исчезнуть может сама жизнь человеческая, а это значит, что человечество должно предпринять самые неотложные мероприятия сегодня, сейчас, ибо завтра может быть уже поздно.
Ребенок проходит процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Согласно биогенетическому закону, сформированному Э. Геккелем, каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: « Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений». Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, то есть происходит повторение развития предков, от общего корня, к которому данный организм относится. Согласно Э.Геккегю, быстрое повторение филогении обусловлено физиологическими функциями наследственности и приспособленности. Биологическое и социальное в человеке в действительности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Если воспитать ребенка отсталого племени в современной семье он не будет ничем отличаться от нас и наоборот. Природные свойства ребенка создают предпосылки для образования психических качеств. Один из важных качеств является речь и слух. Речь, как и ее понимание проходит под руководством взрослого. Ребенок не имея от рождения каких – либо форм поведения, свойственных взрослому человеку, учится и приобретает формы поведения от близкого для него окружения. Различные воздействия на детей окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы.
В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка. Ход созревания зависит от того получает ли ребенок достаточное количество внимания, впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия для воспитания. Созревающий организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они оказывают порой на всю дальнейшую жизнь. Природные предпосылки – строение организма, его функции его созревание – необходимы для психического развития. Без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания.
Общественный опыт – источник психического развития, из него ребенок с помощью взрослого получает материал для формирования психических качеств и свойств личности.
Источник
Ольга Елагина
Психологические особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи или в неблагоприятных семейных условиях
В переломные моменты жизни любой страны усиливается социальная дезадаптация людей. Прежде всего, она коснулась детей. Против ребёнка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Нарастает волна детской беспризорности, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е годы XX в. По официальным данным число детей, брошенных семьёй на произвол судьбы, социально дезадаптированных, имеющих девиантное поведение постоянно возрастает, их проблемы усугубляются, а спектр этих проблем становится всё более широким.
Рассмотрим наиболее существенные проявления психических дезадаптированных расстройств у детей, воспитывающихся вне семьи, вызывающие трудности их социально-психологической адаптации в приюте и в окружающем их мире в целом.
Самым распространенным является гипердинамический синдром. Основные признаки синдрома гиперактивности- двигательная расторможенность, нарушение концентрации внимания. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Иногда он чрезмерно вспыльчив, драчлив, может быть агрессивным. В обстановке безнадзорности, предоставленный самому себе, ребенок может слепо следовать за любой подростковой группой.
Но не менее важное значение имеют неврозоподобные нарушения. У детей часто встречаются такие проявления, как тики, энурез, заикание. Наряду с этими расстройствами у детей могут отмечаться повышенная отвлекаемость и истощаемость, низкая работоспособность,так называемые патологические привычные действия: кусание ногтей, сосание пальцев и т. д.
Очень часто у детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдается истеричность. Главные черты истерической личности- это эгоцентризм, демонстративности, жажда внимания и потребность вызывать удивление и сочувствие у окружающих. При склонности к истерическому типу реагирования ребенок для достижения своей цели обычно использует любой дисбаланс в отношении между взрослыми. У подростков могут проявляться такие нарушения поведения, как нежелание учиться и работать, склонность к алкоголю, к вызывающему поведению в общественных местах, ко лжи и фантазированию.
Среди психических расстройств можно выделить и депрессивные состояния. Обычно они проявляются в соматовегетативных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения. Отмечаются депрессивные поведения в психомоторной сфере: страдальческое выражение лица, старческая осанка, тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения. Для детей младшего школьного возраста при депрессивном состоянии характерны такие проявления, как пассивность, вялость, потеря интереса к играм, обидчивость.У подростков более отчетливо выражен депрессивный синдром: подавленное настроение, интеллектуальная и моторная заторможенность, повышенная утомляемость.
Таким образом, попадая в приют, беспризорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение.
Источник
Возрастной кризис возникает из-за резких психологических изменений, вызванных взрослением человека. Эти периоды не всегда протекают трудно. Если в семье уделяют внимание воспитательным вопросам, общаются с ребенком, играют, разговаривают, проводят время вместе, то симптомы кризиса будут слабо выраженными — произойдет лишь скачок в развитии ребенка. В условиях неблагоприятных семейных отношений кризис может затянуться и привести к негативным последствиям.
Существуют следующие детские возрастные кризисы:
1. Кризис новорожденного вызван переходом из эмбрионального развития в младенчество.
2. Кризис первого года жизни проявляется на границе между младенчеством и ранним детством.
3. Кризис трех лет сопровождает переход ребенка из раннего в дошкольное детство.
4. Кризис семи лет проявляется при переходе из дошкольного в младшее школьное детство.
5. Кризис подросткового возраста наблюдается в период с 11 до 15 лет и сопровождает переход из детства во взрослую жизнь.
Кризис новорожденного
Специалисты утверждают, что возрастные кризисы обусловлены двумя причинами: физиологической и психологической. Ребенок появляется на свет из утробы матери. До этого он разделял с ней тело, слышал биение ее сердца, успокаивался при ходьбе. После рождения малыш перестает быть одним целым с мамой, поэтому он проходит процесс адаптации к новой жизни. Психологически младенец беззащитен. Он не может сказать о своих потребностях, проявить волю, поэтому ему крайне требуется забота родителей. Кормление грудью, телесный контакт, общение с новорожденным поможет ему легко справиться с трудным периодом.
Кризис первого года
В этом возрасте ребенок учится ходить, у него проявляется речь. Кризис сопровождает психологическое взросление — малыш начинает проявлять волю, характер, пытается высказать свое мнение. Годовалый ребенок начинает понимать, что мама существует отдельно от него, поэтому при ее уходе он впадает в панику, плачет и кричит. Малыш активно проявляет волю: самостоятельно кушает, пытается одеться, а если ему запрещают это делать — сильно расстраивается. Ребенок активно познает мир, поэтому в период кризиса не стоит сердиться и кричать на него, запрещать ему что-либо, если это не опасно. Родителям следует обеспечить безопасное пространство для развития, предоставить больше самостоятельности, чтобы минимизировать истерики.
Кризис трех лет
Это наиболее сложный и яркий период в жизни семьи. Милый ребенок становится практически неуправляемым. Он наотрез отказывается выполнять требования родителей, а любимая его фраза — «Не хочу!». Он дерется, упрямится и старается изо всех сил быть самостоятельным. Малыш осознает себя как личность. Он стремится самостоятельно решать, каким делом ему заняться. Родителям стоит проявить терпение, дать ребенку возможность почувствовать вою значимость. Важно научиться обыгрывать трудные ситуации — умение отвлекать будет хорошим качеством, которое поможет минимизировать истерики.
Кризис семи лет
В этом возрасте многие дошкольники меняют свой социальный статус. Теперь их главной деятельностью становится учеба, а не игра. Также происходят активные физические изменения: смена зубов, резкий рост, повышается координация, ловкость движений. Со сменой статуса малыш ждет, что у него появится больше независимости. Он считает себя взрослым, но как при этом вести себя не совсем понимает, поэтому наблюдается подражание сверстникам, плохое поведение, которое особенно усиливается в присутствии посторонних людей. Маленький человек ищет себя, а родители должны ему в этом помочь. Новый образ жизни накладывает определенный отпечаток. Родителям стоит минимизировать дополнительную нагрузку, обеспечить полноценный сон первоклассника, отдых и игры.
Кризис подросткового возраста
В возрасте 11-15 лет у ребенка начинается половое созревание, которое сопровождается активной гормональной перестройкой. На фоне этих изменений ребенок преодолевает подростковый кризис. Он становится грубым, неразговорчивым, проявляет агрессию, но несмотря на это внутри он очень раним и уязвим, его легко обидеть. Ребенок старается отделиться от семьи, поскольку желает, чтобы к нему относились как к взрослому.
Родителям стоит удовлетворить его потребность в независимости. Можно предоставить больше самостоятельности, при этом наложить и обязательства. Важно договариваться, общаться и делиться с подростком своими переживаниями. Советоваться с ним, выслушивать его мнение, интересоваться увлечениями. Во время любого сложного периода родителям важно помнить, что крик и угрозы не принесут результата. Необходимо обеспечить ребенку оптимальные условия для развития. Это поможет сгладить негативные проявления трудного периода.
Вы нашли для себя статью интересной? Жмите на палец верх и подписывайтесь на канал“Наши дети” Новые статьи о воспитание наших малышей, выходят каждый день.
Источник