Особенности развития ребенка в неблагополучной семье

Особенности развития ребенка в неблагополучной семье thumbnail

Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.

Григорьева Н. В.

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.

Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Выделяют две основные группы семей:

Благополучная семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Для здоровой семьи характерны сильная родительская позиция с четкими семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи, наличие «образцов» поведения и взаимоотношений, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти»

Неблагополучная семья. Неблагополучной  считают такую семью, которая плохо справляется с одной из своих главных задач – воспитанием детей.» Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева называют неблагополучной такую семью, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д.

Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети

Типологию неблагополучных семей дает А.Б. Федулова; она выделяют пять групп семей, которые в зависимости от доминирующих факторов позволяют их объединять в одну категорию семей «группы риска»:

социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери» антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще. Это и психические дефекты, и девиантное поведение и трудный характер ребенка [5,с.21]. Такие проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, когда у ребенка формируется чувство взрослости, проявляется самосознание.

В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм. Каждый ребенок должен жить в уютном доме, полноценно питаться, получить достойное образование, не подвергаться насилию со стороны родителей. У детей существует необходимая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка протекает успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных вещей для нормального существования.

Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины:

–       На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала.

–       Внутрисемейные отношения являются причиной психолого-педагогического воспитания.

–       На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов.

На сегодняшний день семейное неблагополучие — явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Нарушение отношений в семье и отклонение от воспитания приводят к задержке психического развития. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. К ним относятся

1.         В 50 % неблагополучных семей отмечается нарушение поведения: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения.

2.         В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм.

3.         В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками [4,с.82].

Образовательные учреждения имеют огромный потенциал в профилактике семейного неблагополучия.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать педагогам рекомендации по работе с неблагополучными семьями.

Если педагог убедился, что ребенок проживает в тяжелых условиях, то необходимо:

Читайте также:  Возрастные периоды развития ребенка критерии возрастной периодизации

1.                  Разъяснить родителям, что из-за конфликтной ситуации страдает ребенок, что он не должен играть роль разменной монеты во взрослой игре.

2.                  Если родители продолжают создавать своим детям неблагоприятную обстановку, травмирующую их психику, то детей необходимо изъять из семьи и поместить в социальные учреждения (реабилитационный центр, интернат).

3.                  Если на фоне семейных конфликтов у детей уже появились психические расстройства, то необходимо проконсультироваться у детского психиатра.

Семейное неблагополучие на данный момент является острой проблемой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права. Неблагополучные семьи, как правило, не решают самостоятельно свои проблемы по воспитанию детей. Им требуется квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог. Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке разных специалистов, а для этого требуется разработка новых социальных программ, целью которых является предотвращение социального сиротства, бродяжничества, беспризорности.

Источник

Семейная среда является ключевой для развития человека с самого рождения. В младшем школьном возрасте возрастает роль социального окружения, не связанного с семьей, — в первую очередь учителей и сверстников. В то же время роль семьи остается весьма значимой: именно с семейными ценностями, установками, принятыми в семье способами взаимодействия сверяет ребенок свое поведение. Для адекватной оценки поведения младшего школьника необходимо учитывать семейную среду, в которой он развивается, и возможные нарушения этой среды, которые могут влиять на психологические особенности ребенка.

Неблагополучные для развития детей семьи — это такие, в которых не осуществляется полноценное выполнение членами семьи своих функций, в первую очередь связанных с воспитанием. Выделяют семьи с открытой и скрытой формами неблагополучия. Открытая форма неблагополучия характеризуется ярко выраженным социально-неодобряемым поведением со стороны родителей или близких родственников ребенка. К семьям с открытой формой неблагополучия относятся семьи алкоголиков, наркоманов и, с некоторыми оговорками, неполные семьи. При скрытой форме семейного неблагополучия отсутствуют внешние проявления нарушений, но ребенок может чувствовать себя в данной семье психологически некомфортно, даже при наличии полного материального благополучия. К таким семьям относятся в первую очередь семьи богатых или знаменитых людей. Воспитание ребенка вне семьи является принципиально другой формой психологического неблагополучия. В самой нездоровой семейной обстановке ребенок усваивает, пусть и в извращенной форме, стереотипы семейного поведения. В детском доме у ребенка такой возможности нет: отсутствуют примеры взаимодействия между мужем и женой, родителем и ребенком.

Остановимся на каждом типе неблагополучных семей подробнее.

Первое, на что необходимо обратить внимание: отсутствие в семье высокого дохода, известности и даже развод родителей сами по себе не являются неблагоприятными факторами. Ребенок может нормально развиваться в любой из перечисленных ситуаций. Описанные ниже тенденции только называют потенциальные риски для психологического дискомфорта ребенка.

У детей богатых родителей могут складываться две противоположные тенденции. Первая — ощущение своей значимости, равной значимости своих родителей. Если школа, выбранная для ребенка, не является элитной и в ней присутствуют ученики из семей с принципиально более низким достатком, то создается благоприятная среда для развития данной тенденции. Дети в этом возрасте начинают четко осознавать знаки социального различия: дорогая одежда, дорогие школьные принадлежности, приезд в школу с охраной и т.д. Соответственно, возникает соблазн демонстрировать свое превосходство над окружающими. Нередко в младшем школьном возрасте дети становятся заносчивыми и высокомерными. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда подобное поведение поощряется или же просто не пресекается родителями. По сути, ребенок является транслятором ценностей, принятых в семье. Но в младшем школьном возрасте подобное поведение создает препятствие на пути построения социальных контактов. На более поздних этапах развития ребенок осознает, что богатство и социальный статус родителей не равен его собственному.

Вторая тенденция заключается в том, что ребенок при полном внешнем благополучии и материальном комфорте частично или полностью лишен родительской теплоты и внимания. Ему не хватает простого человеческого общения. Очень часто уже в младшем школьном возрасте (а иногда и еще раньше) ребенка записывают во множество кружков, обязательно обучают как минимум одному иностранному языку. У ребенка есть любые игрушки и возможность полностью удовлетворять свои материальные потребности. При этом ребенок не чувствует себя нужным и значимым членом семьи. Часто такие дети, рисуя семью, изображают только родителей, т.е. фактически исключают себя из семейного взаимодействия. Ребенок становится социальной ролью, а не живым человеком. В более позднем возрасте такие дети могут начать стесняться своего богатства.

Необходимо отметить, что особую группу риска представляют семьи, где активно работают оба родителя. В силу того, что и мать и отец делают карьеру, эти семьи обычно бывают малодетными, а чаще всего в них имеется только один ребенок. Оба родителя живут в сильном хроническом стрессе, им самим необходимо как-то восстанавливать свои силы. На ребенка просто не остается времени. В младшем школьном возрасте такие дети обычно нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагогов и воспитателей, так как несмотря на то, что они не способны осознать свое положение (внешнее благополучие при внутренней дисгармонии), им не хватает людей, которые могли бы заинтересоваться ими, а не богатством и социальным статусом их родителей.

Читайте также:  Развитие речи у детей занятия по развитию речи ребенок 3 года

Схожей по психологическим характеристикам группой являются дети из семей известных людей. Зачастую они сталкиваются с теми же проблемами, что и дети богатых родителей, но существуют и специфические особенности. В младшем школьном возрасте детям льстит то внимание, которое уделяется им. Основной риск в данном возрасте — фиксация данного поведения. Опасность заключается в том, что рано или поздно ребенок начнет осознавать: реально интерес проявляется не к нему, а к его родителям, и это может привести к серьезной травме. Некоторые дети до конца жизни не верят в собственную ценность. Для более гармоничного развития необходимо акцентировать внимание ребенка на его собственных достижениях, не связанных с деятельностью родителей.

Дети, выросшие в семьях алкоголиков, имеют ряд психологических особенностей. Сама по себе семейная система, в которой происходит злоупотребление психоактивными веществами, считается нарушенной, т.е. каждый из членов семьи проявляет патологические паттерны поведения. Остановимся на наиболее типичной для нашей страны ситуации. Чаще всего алкоголиками являются мужчины, а женщины — «созависимыми» (получают вторичную выгоду от сложившейся ситуации). Это может проявляться в принятии роли «спасительницы» или в постоянных страданиях. Такая психологическая позиция выгодна, так как дает женщине ощутить свою важность. Интересно отметить, что в тех (не очень частых) случаях, когда жены вроде бы добиваются своего и их мужья бросают пить, — семьи распадаются: спасать больше некого. Понимание ситуации в семье в целом важно, так как в результате нарушений в семейной системе страдает наиболее слабый член семьи, а именно ребенок. Наиболее типичные для ребенка проявления носят невротический характер: страхи, энурез, соматизация собственных эмоциональных состояний. Подобным поведением ребенок пытается поддержать стабильность в семейной системе. Естественно, это не является осознанным поведением. Но ребенок понимает (пусть и на неосознанном уровне), что когда он болеет, то родители группируются вокруг него и мама не только постоянно переживает по поводу того, что пана пьет, но и обращает внимание на детские проблемы. Кроме того, и пана начинает как будто бы пить меньше. Как только у ребенка пропадает симптом (являющийся не его личным, а симптомом семьи в целом), сразу возвращается прежняя ситуация. При психологической работе с детьми из семей алкоголиков бесполезно оказывать помощь только детям — необходимо работать с семьей в целом.

Существуют и некоторые специфические детские проблемы. Для алкоголика свойственным является непоследовательное поведение вообще и с детьми в частности. Это обозначает, что ребенок не может предсказать реакцию родителя на то или иное свое действие или бездействие. Например, в случае плохих оценок ребенка в школе отец-алкоголик может в одном случае обвинить педагога, а в другом самого ребенка. Причем поведение отца абсолютно непредсказуемо. Оно экстраполируется на взрослый мир в целом. Раз самый близкий и значимый взрослый непонятен в своих реакциях, то логично ожидать подобного поведения и от всех остальных. Соответственно, и свое собственное поведение ребенок строит исходя из непредсказуемости окружения. Это может быть недоверие к миру, нежелание открываться или же откровенно агрессивное поведение. При работе с такими детьми нельзя забывать, что агрессивное поведение детей, выросших в семьях алкоголиков, носит защитный характер.

Необходимо также отметить, что если ребенок не первый (а многодетные алкогольные семьи не редкость), то у него могут быть проблемы со здоровьем, выражающиеся, в частности, в задержках психического развития.

В семьях наркоманов дети рождаются крайне редко. Это связано с тем, что употребление наркотиков, особенно «тяжелых», в первую очередь сказывается на репродуктивной функции. Срок жизни наркоманов, как правило, невелик, и остаток своей жизни они проводят в поисках средств на наркотики. Если все-таки ребенок рождается, то у него очень мало шансов сформировать базовое доверие к миру. К младшему школьному возрасту дети, родившиеся в семьях наркоманов, чаще всего покидают свою семью. Их родители, скорее всего, погибают или окончательно теряют возможность исполнять родительские функции. Ребенок может находиться или в детском доме, или у родственников. И в том и в другом случае действуют уже другие закономерности психологического развития.

Неполные семьи только условно можно отнести к открытой форме неблагополучия. Сам по себе факт полноты/неполноты семьи не может повлиять на психологическое развитие ребенка. Ключевым является система взаимоотношений в семье. Неполные семьи разделяются на разведенные (неполная семья возникает в результате развода), осиротевшие (неполная семья возникает в результате смерти одного или обоих родителей) и внебрачные (ребенок рождается вне брака, от матери-одиночки). Наиболее благоприятной для развития ребенка является осиротевшая неполная семья. В случае смерти, особенно внезапной, одного из родителей его образ идеализируется и остается позитивным примером для ребенка. Оставшийся в живых родитель поддерживает дружеские отношения с родственниками супруга (супруги). Чаще всего в нашей стране раньше погибают мужчины. Это связано как с социальными факторами, такими как войны и другие катаклизмы, так и с тем, что продолжительность жизни мужчин в целом меньше и смертность от сердечных заболеваний после 40 лет крайне высока. Статус вдовы, в котором остается женщина после смерти мужа, намного более социально одобряем, чем статус разведенной. Дети, как правило, не испытывают финансовой нужды. Но в то же время чрезмерная идеализация образа погибшего родителя может привести к тому, что ребенок все время будет бояться не соответствовать ожиданиям, которые на него возлагаются. Типичные фразы тина «А что сказал бы твой отец, доживи он до этого времени?» приводят к постоянному стремлению достичь неоправданно высоких целей, что отчетливо проявляется в младшем школьном возрасте.

Читайте также:  Гармоничное развитие личности ребенка предполагает

В случае гибели обоих родителей ребенка чаще всего берут к себе на воспитание родственники с одной из сторон. Его психологическое развитие ставится в зависимость от той среды, в которой он растет. В случае позитивного отношения к ребенку и наличия полной семьи (например, дяди и тети) негативные последствия потери собственных родителей почти полностью нивелируются. Нужно только помнить, что существует период нормального горевания, и у детей он вряд ли будет длиться меньше года.

Вторым самым распространенным типом неполной семьи является семья разведенная. В нашей стране развод, как правило, обозначает не только расставание супругов друг с другом, но и расставание детей с отцом. В подавляющем большинстве случаев но решению суда дети остаются с матерью. Такая практика приводит к шантажу и втягиванию ребенка в бракоразводный процесс. Именно поэтому развод представляет настолько сильную угрозу психологическому благополучию ребенка. В случае если родители разводятся во время нахождения ребенка в младшем школьном возрасте, то типичной реакцией является его регресс к более ранним стадиям развития. Ребенок начинает требовать к себе внимания «как маленький», хотя сам факт смены его социального статуса (начало обучения в школе) и, следовательно, взросление часто подчеркивается в семье. Такая реакция нормальна. Так же все дети переживают следующие эмоции: печаль, гнев, чувство вины и страх. Печаль вызвана тем, что родители являются для ребенка самыми значимыми фигурами, и их расставание (хотя ребенок вряд ли до конца осознает, что происходит) приводит к печали ребенка. Гнев связан с тем, что родители значительно больше времени уделяют себе, а интересы ребенка страдают. Ребенок злится то на одного, то на другого родителя. В конце концов агрессия направляется на себя и приводит к чувству вины, которое усугубляется эгоцентризмом, свойственным младшему школьному возрасту. Страх связан с тем, что, фактически потеряв одного родителя, ребенок боится потерять и второго. В этот момент компенсировать негативное влияние развода родителей может другой значимый взрослый. Родители сами переживают кризис, связанный с крушением надежд, и нуждаются в поддержке. Им может быть сложно взаимодействовать с ребенком по причине скудности собственных ресурсов. Другим значимым взрослым для ребенка, переживающего развод родителей, может стать кто-то из близких родственников (например, дедушка или бабушка), для мальчиков нередко такой фигурой становится тренер спортивной секции.

После того как острый послеразводный кризис прожит, главной задачей родителей является поддержание доброжелательных контактов между собой и с ребенком. Понятно, что из триады мать-отец-ребенок навсегда выпадает звено мать—отец, что приводит к определенным психологическим сложностям в отдаленной перспективе, но при наличии взаимодействия отца с ребенком и матери с ребенком и отсутствии острого конфликта между бывшими супругами психологическое развитие ребенка будет в значительно мере протекать нормально. Именно поэтому неполные разведенные семьи можно отнести к семьям с открытой формой неблагополучия лишь условно.

Основной особенностью неполных внебрачных семей является отсутствие у ребенка примера отношений между мужчиной и женщиной. В младшем школьном возрасте данная особенность обычно никак себя не проявляет.

Развитие ребенка вне семьи протекает по принципиально иным механизмам. Здесь мы не будем рассматривать случаи нахождения ребенка вне воспитательного учреждения. У «детей улиц» младший школьный возраст может выделяться весьма условно, так как чаще всего они не идут в школу.

При развитии в закрытом воспитательном учреждении у ребенка формируется не просто отставание, а качественно иное развитие. Складывается особая личностная направленность, которая, будучи последовательно и до конца реализована, может на последующих возрастных этапах привести к формированию специфичной «закрытой» личности. Среди характеристик среды, оказывающих депривирующее воздействие, отмечают: когнитивную и событийную бедность среды, сниженную возможность к самоорганизации собственной деятельности, ограничение практики социального взаимодействия и т.п. Дети не видят примеров социального взаимодействия, не имеют элементарных бытовых навыков, полноценных психологических контактов со взрослыми. Данные особенности, прежде всего, ведут к нарушениям эмоционально-волевой сферы и способностей к социальному взаимодействию. К концу младшего школьного возраста устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка: формируется способность не углубляться в привязанности, поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности), виктимная позиция и мн. др.

У детдомовских детей беднее спектр возможных реакций во фрустри- рующей ситуации; наиболее характерны ответная враждебность, обвинения, угрозы, упреки, жесткая привязанность к ситуации, неумение эмоционально отвлечься от фрустраторов, взять ответственность за самостоятельный поиск выхода.

Источник