Особенности развития ребенка в многодетной семье

Особенности развития ребенка в многодетной семье thumbnail
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Силина Е.А.

1

1 ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

В статье изложены результаты возрастных личностных характеристик детей из многодетных и однодетных семей в младшем школьном, подростковом и раннем юношеском возрасте. Эмпирическая выборка составила 320 испытуемых, по 70–80 человек в каждой возрастной группе и по 35–40 в группах детей из многодетных и однодетных семей. При исследовании детей младшего школьного нами применялась проективная методика Р. Жиля (тест-фильм). Изучение личностных особенностей детей младшего школьного, подросткового и раннего юношеского возраста проводилось по следующим методикам: 1) опроснику Р. Кэттелла 16 PF (форма А), адаптированного и модифицированного Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой; 2) шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина, 3) методики рисуночного теста фрустрации С. Розенцвейга, 4) диагностики самооценки по Дембо–Рубинштейн; 5) тесту Т. Лири, 6) тесту смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Наиболее важные выводы заключаются в следующем: при наличии возрастных различий обобщенная характеристика заключается в том, что школьники из больших семей более молчаливы, рассудительны, практичны, ответственны, доброжелательны, конформны, недостаточно уверены в себе. Единственные дети более активны, беспечны, уверенны, независимы, самостоятельны, эгоистичны, с более высокой самооценкой. Детям из многодетных семей более чем из однодетных семей свойственны реакции эгозащитного типа, прежде всего интрапунитивной направленности. Реакции экстрапунитивной и импунитивной направленности по-разному проявляются в младшем и старшем школьном возрасте и зависят от типа семьи.

дети из многодетных и однодетных семей

личностные характеристики

младший школьный

подростковый и ранний юношеский возраст

1. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дис. … канд. психол. наук. – М., 1994.

2. Баландина Л.Л. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи: дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 2003.

3. Джандосова Ж.С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1992.

4. ДумитрашкуТ.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. – 1996. – № 2. – С. 104–112.

5. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? (Психологический очерк индивидуальности детей из многодетных семей): монография / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 166 с.

6. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 154 с.

7. Adler A. Problem children // Individ. Psychol. – 1988. – Vol. 44 – № 4. – P. 406–416.

8. Jiao S. Comparative study of behavioral qualities of only children and sibling / S. Jiao, C. Ji, O. Jing // Child Devel. – 1986. – № 57(2). – P. 357–361.

9. Narchal R. Family size and its effect on personality and adjustment // J. of Psychol. Res. – 1986. – № 30(3). – P. 156–160.

10. Wagner M. Family size effects: a review / M. Wagner, H. Schubert // J. of Genetic Psychol. – 1985. – № 146 (1). – P. 65–78.

Учитывая специфику средовых факторов в многодетной семье, многие исследователи (Андреева Т.Н., Баландина Л.Л., Джандосова Ж.С., Думитрашку Т.А., Adler A., Jiao S., Narchal R., Wagner M. [1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10]) установили, что некоторые личностные и поведенческие характеристики детей также зависят от размера семьи, т.е. существуют различия по определенным свойствам личности между единственными детьми и детьми малого и большого сибства. Размер семьи и очередность рождения определяют своеобразно типичные черты личности ребенка: дети из разных по размеру семей и с разной сиблинговой позицией отличаются друг от друга по своим личностным качествам. Проблема личности детей в многодетной семье обсуждается в основном в зарубежных исследованиях и менее изучена в отечественной психологии, чем определяется актуальность данного исследования.

Так, установлено, что дети из больших семей менее пластичны, хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем независимость (Андреева Т.Н., Баландина Л.Л., Джандосова Ж.С., Думитрашку Т.А. [1, 2, 3, 4]). Они более тревожны и обидчивы, испытывают большую потребность в одобрении. У них в среднем беднее самосознание, самоконтроль преобладает над самовыражением; обладают более высокими оценками организованности и лидерства, при этом они более враждебны и более подозрительны к другим (Adler A., Jiao S., Narchal R., Wagner M. [7, 8, 9, 10]).

Дети, имеющие братьев и сестер, более настойчивы, менее эгоцентричны, лучше кооперируются с другими детьми, больше уважают родителей. В средних по размеру семьях дети более эмоциональны и экстравертированы .

У детей из больших и малых семей диагностируются различные формы личностных отклонений. Они чаще склонны к самоубийству, чаще обладают повышенной делинквентностью. Став взрослыми, чаще совершают тяжкие преступления, более подвержены алкоголю и курению. У девочек с четырьмя и более сибсами выше риск ранней половой жизни и беременности. Дети из малых семей отличаются повышенной тревожностью, впоследствии перерастающей в неврозы.

Единственные дети подвержены большему риску психических расстройств, чем первенцы; они становятся более эгоцентричными и зависимыми. В малых семьях дети индивидуализируются, больше привязаны к родителям. Психологи и социологи также отмечают у детей из однодетных семей такие качества, как безответственность, отсутствие трудолюбия, безволие, неумение поддерживать нормальные отношения с людьми (Андреева Т.Н., Джандосова Ж.С., Думитрашку Т.А., Cилина Е.А., Adler A., Jiao S., Narchal R., Wagner M. [1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10]).

Характеризуя особую ситуацию развития единственного ребенка, Г.Т. Хоментаускас [6] выделяет особые личностные качества единственных детей. Длительное время единственный ребенок общается с взрослыми, что формирует у него ощущение слабости и несовершенства, неуверенность в себе, способствует проявлениям эгоцентризма – ребенок злоупотребляет вниманием и заботой окружающих, используя различные способы манипулирования. Отсутствие опыта общения с сиблингами ограничивает личностный опыт единственного ребенка. Не имея возможности сравнивать себя с другими детьми, он склонен считать себя уникальным, ценным, что приводит к неверной самооценке. Недостаток общения с ровесниками способствует активным поискам контактов с другими детьми. В однодетных семьях ребенок получает больше внимания и любви родителей, на него тратится больше времени и материальных средств, что предоставляет больше возможностей для развития его личности и способностей.

Т.А. Думитрашку отмечает, что формирование таких личностных особенностей, как экстраверсия и нейротизм, мало зависят от размера семьи, в которой воспитываются дети. Уровень экстравертированности единственных детей и детей из многодетных семей одинаков и соответствует известным в литературе данным о возрастных нормах проявления этого качества. Несколько меньший уровень нейротизма у детей из многодетных семей может являться следствием их большей неприхотливости [4], кроме того, он связан с особыми условиями развития.

Организация и методики исследования: эмпирическая выборка составила 320 испытуемых, по 70–80 человек в каждой возрастной группе и по 35–40 в группах детей из многодетных и однодетных семей.

При исследовании детей младшего школьного возраста нами применялась проективная методика Р. Жиля (тест-фильм), адаптированная И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. У испытуемых выявляются особенности конкретно-личностных отношений с окружающими, а также некоторые поведенческие характеристики и черты личности, связанные с общением ребенка с другими людьми. Изучение личностных особенностей детей младшего школьного, подросткового и раннего юношеского возраста проводилось по следующим методикам: 1) опроснику Р. Кэттелла 16 PF (форма А), адаптированного и модифицированного Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой;

2) шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина;

3) методики рисуночного теста фрустрации С. Розенцвейга;

4) диагностики самооценки по Дембо–Рубинштейн;

5) тесту Т. Лири;

6) тесту смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

В результате статистической обработки полученных данных установлены следующие характеристики личности детей различного возраста из однодетных и многодетных семей.

Дошкольники из многодетных семей в эмоционально-стрессовых ситуациях взаимодействия чаще находятся в фрустрирующих состояниях. У детей школьного возраста (особенно в младшем школьном возрасте) выражены такие качества, как благоразумие, рассудительность, осторожность, серьезность (фактор F по Кэттеллу). Единственные в семье дети более энергичные, активные, веселые, склонные к риску, как правило, переоценивающие свои возможности (F).

Для второклассников из многодетных семей характерны такие качества, как неторопливость, эмоциональная уравновешенность (D – сдержанность). К шестому классу результаты изменяются в сторону повышения показателя – дети становятся более реактивными, легко возбудимыми (D – нетерпеливость, различия незначимые), ранимыми, эмоционально неустойчивыми, менее уверенными в себе (С – слабость «Я»). У единственных в семье детей обозначилась обратная тенденция: в младшем школьном возрасте они более возбудимы и несдержанны, подростки становятся эмоционально уравновешенней (D), а также более спокойными и стабильными (С – Сила «Я»).

В период ранней юности школьники значимо различаются по фактору Е (конформность – доминантность) и фактору I (жесткость – мягкосердечность). Старшеклассники из многодетных семей более зависимые, подчиняющиеся, доброжелательные, тактичные, интрапунитивные, импунитивные, но в то же время они практичные, реалистичные, подчиняющиеся чувству рассудка. Единственные в семье дети более настойчивые, самоуверенные, своенравные, экстрапунитивные, конфликтные, а также сентиментальные, эмоциональные, действующие по интуиции.

Среди личностных качеств юношей и девушек, проявляющихся в межличностных отношениях, можно выделить следующие. В группе испытуемых из многодетных семей преобладает «ответственно-великодушный» тип межличностных отношений: старшеклассники ответственны за свои действия, способны к бескорыстной помощи окружающим. У старшеклассников из однодетных семей более выражен «независимо-доминирующий» и «недоверчиво-скептический» тип межличностных отношений. Единственным в семье детям свойственны самостоятельность мышления и принятия решений, способность к критической оценке ситуации и неконформность суждений и оценок, сочетающиеся с некоторой эгоистичностью поступков и стремлений. Они не склонны слишком доверять окружающим, предпочитают осторожно относиться к новым знакомствам и завязыванию межличностных отношений; скептически относятся к некоторым нормативам поведения (особенно морально-нравственным).

Важным компонентом личности является самооценка. Среднее значение показателей самооценки выше у детей из однодетных семей – у младших школьников на незначимом уровне, у старшеклассников – на значимом уровне. Более явно различия в двух выборках испытуемых проявились по шкалам «внешность» и «уверенность в себе». В ранней юности школьники из однодетных семей также оценивают себя выше по шкалам «способности» и «авторитет у сверстников». Будучи всеобщим любимцем семьи, единственный ребенок привык считать себя уникальным, ценным, ставить себя выше других. Семейные условия воспитания, повышенное внимание и забота, вероятно, определяют уверенность и более позитивное отношение единственных детей к себе в целом. Высокая самооценка внешности, возможно, обусловлена большим восхищением, вниманием родителей к внешнему облику ребенка, а также более благоприятным материальным положением семьи. Положительное отношение к своей внешности, сформированное у ребенка с детства, становится устойчивым компонентом «образа Я» в юношеском возрасте. Оценка собственных способностей может являться отражением большей успешности единственных детей в учебной или интеллектуальной деятельности, что соответствует данным нашего исследования и исследований других авторов.

Юноши и девушки из многодетных семей демонстрируют более высокий уровень самооценки по шкалам «характер» и «умелые руки».

Характер детей в многодетной семье формируется в условиях необходимости взаимных уступок и помощи в отношениях между большим количеством членов семьи, что, по-видимому, способствует развитию социально адаптивной направленности личности и позволяет положительно оценивать свой характер. Показательна самооценка испытуемых по шкале «умелые руки». Включение ребенка в решение хозяйственно-бытовых вопросов, необходимое для функционирования большой семьи, способствует развитию трудовых умений и навыков; он многое умеет делать своими руками, что и позволяет высоко оценивать себя по этой шкале.

Эмоциональные реакции во фрустрирующих ситуациях у детей из многодетных и однодетных семей также проявляются по-разному. Школьникам из многодетных семей более, чем из однодетных семей, свойственны реакции эгозащитного типа, прежде всего, интрапунитивной направленности.

Реакции экстрапунитивной и импунитивной направленности по-разному проявляются в младшем и старшем школьном возрасте и зависят от типа семьи. Учащиеся вторых классов из многодетных семей во фрустрационных ситуациях с повышенной частотой отвечают в экстрапунитивной манере, а юноши – чаще в импунитивной. У единственных в семье детей реакции проявляются противоположным образом. Только экстрапунитивность младших школьников из многодетных семей препятственно-доминантного типа, а у старшеклассников из однодетных семей – разрешающего.

Таким образом, в эмоционально-стрессовых ситуациях дети из многодетных семей склонны к защите своего «Я» в форме самообвинения, самоосуждения, испытывая при этом чувство вины. В младшем школьном возрасте они предъявляют повышенные требования к окружающим. В юношеском возрасте склонны рассматривать ситуацию примиряющим образом, для разрешения проблемы они готовы встать на позицию взаимопонимания и взаимной уступчивости. Единственным в семье младшим школьникам свойственна примиренческая позиция, они уверены в том, что время и ход событий приведут к разрешению ситуации и готовы пойти на компромисс. Старшеклассники склонны к внешним обвинениям и повышенной требовательности по отношению к другим людям.

Юноши из разных типов семей настроены на разрешение ситуации, только разными способами: в многодетных семьях старшеклассники ориентируются на взаимопонимание, в однодетных семьях – требуют помощи от других.

Противоположные результаты между младшими и старшими школьниками объясняются, на наш взгляд, следующим. С возрастом под влиянием условий (семейных и школьных) формируются социальные установки, мотивы, происходит смена типа поведения, что накладывает отпечаток и на реакции человека в фрустрирующей ситуации.

Значимых различий между показателями реакций в ситуации фрустрации у подростков из больших и малых семей не выявлено. Снижение влияния конфигурации семьи на показатели эмоционально-личностной сферы подростков может быть связано с противоречивостью развития, повышенной эмоциональностью детей в данном возрасте. Возрастной фактор в подростковый период является определяющим, он маскирует влияние размера семьи в отличие от младшего и старшего школьного возрастов, где роль размера семьи более очевидна.

Выводы

Школьники из больших семей более молчаливы, рассудительны, практичны, ответственны, доброжелательны, конформны, недостаточно уверены в себе. Единственные дети более активны, беспечны, уверенны, независимы, самостоятельны, эгоистичны, с более высокой самооценкой. Детям из многодетных семей более, чем из однодетных семей, свойственны реакции эгозащитного типа, прежде всего интрапунитивной направленности. Реакции экстрапунитивной и импунитивной направленности по-разному проявляются в младшем и старшем школьном возрасте и зависят от типа семьи.

Материал подготовлен в рамках Проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.

Рецензенты:

Щебетенко А.И., д.псх.н., профессор, ФБГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусств и культуры, г. Пермь;

Хрусталева Т.М., д.псх.н., профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

Работа поступила в редакцию 19.07.2013.

Библиографическая ссылка

Силина Е.А. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-5. – С. 1243-1246;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32119 (дата обращения: 08.02.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Психологические особенности многодетной семьи

Психологические особенности многодетной семьи.

В России многодетной считается семья, воспитывающая троих и более детей. К сожалению, в процентном соотношении многодетные семьи составляют всего лишь 6.6% от общей массы семей с детьми в России. Помимо демографической проблемы, которая вытекает из такого соотношения,  есть еще и психологический аспект, который влияет на психологический климат общества. В семейной системе семьи с одним-двумя детьми доминирует так называемая детская подсистема – семья живет по законам «Все лучшее детям» и является детоцентрированной. В многодетной семье превалирует родительская подсистема, и это более функциональный  и иерархически верный тип семьи.  Если сравнить  структуру недетоцентрированной семьи (когда главенствующее место в семье занимает отец, а  мать прислушивается к его мнению  и вместе они представляют собой правящую коалицию над так называемым народом – детьми), то она, эта семья, являет собой микромодель здорового государства, имеющего свое правительство. Данная форма иерархии  таким образом формирует  характер ребенка, что он становится  более адаптированным для жизни в обществе и менее эгоистичным,  чем ребенок из малодетной семьи. Для ребенка в процессе его взросления чрезвычайно важно находиться в определенных границах, получать опору от взрослых, ориентироваться на их авторитет.  Рассмотрим идеальный вариант. Отец является главой семьи, опорой, обеспечивает семью, является непререкаемым авторитетом. Мать создает в семье комфорт и тепло, прислушивается к мнению отца и не конкурирует с ним за место главы семьи. Дети подчинены родителям, прислушиваются к их мнению, живут в рамках, выставленных родителями как ориентиры для детей. Психолог Татьяна Шишова считает,  что отец в  семье должен быть строгим, а мать ласковой и лояльной, однако чтобы дети не садились матери на шею, в семье должна соблюдаться строгая иерархия и отец должен поддерживать авторитет матери и требовать от детей послушания жене. [1]

Важно сохранять хотя бы примерно такой тип ролей в семье, тогда ребенок растет в более гармоничной среде и ему потом проще адаптироваться в обществе.

Проблемы могут возникнуть от измененных ролей, например, когда мама – глава семьи,  а отец играет подчиненную роль. Мальчикам в этом случае очень сложно почувствовать себя мужчиной, так как мужские качества, получается, больше присущи маме,  а  женские  – папе. Такое положение вещей может негативно сказаться на формировании характера ребенка и на его способе строить отношения.

 Другая не совсем здоровая ситуация – когда родители живут по принципу «все лучшее – детям».  Это тоже в корне неверно  и нарушает структуру иерархии, воспитывая эгоизм у младшего поколения.  Принцип должен быть другой:  все лучшее –  родителям, как бы странно это не звучало.

Есть еще одна особенность многодетной семьи. Дети, если их трое и больше, более адаптированы к жизни в социуме,  так как за время общения с сиблингами (братьями и сестрами) обрели необходимые навыки коммуникации.

В современном мире родителям достаточно сложно стать авторитетными для своих детей, так как сегодня растет авторитет школы, которая  отбирает  все больше полномочий на воспитание ребенка, авторитетом также становятся сверстники, и, конечно, в немалой степени детское мировоззрение формируют интернет и социальные сети.    Дети из многодетной семьи,  если она благополучна, зачастую не особо нуждаются в общении со стороны ,как, например, единственные дети в семье, и меньше подвержены влиянию извне, что способствует формированию благоприятного психологического климата и поддерживает семейные ценностные ориентиры.

Семья в том случае будет благоприятной и гармоничной, когда ею руководит опытный, компетентный, любящий, демократичный взрослый член семьи. Когда в семье четко сформированы коалиции (ребенок-ребенок, муж-жена),  во главе семьи стоит родительская коалиция, а не детская. Когда у каждого члена семьи есть свое пространство. Когда семья активно вращается в социальном окружении, обменивается опытом, информацией, заводит новые знакомства и ведет активный образ жизни с учетом интересов каждого. Когда каждый член семьи чувствует эмоциональную близость друг с другом и в любой  момент сможет опереться на плечо того, кто рядом. Когда система семейного взаимодействия основана на естественной привязанности родственников, и все члены семьи обладают  умением принимать другого таким, какой он есть.

     Таким образом, многодетная семья самим фактом своего устройства поддерживает более здоровую форму иерархии в семье, ввиду того что существовать в формате многодетности с установкой на детоцентрированность очень сложно.

Однако при этом необходимо отметить, что огромная нагрузка ложится на родителей. Давайте обратимся к истории. Количество многодетных семей в советское время было, будем откровенны, не таким уж высоким. Стереотип о многодетности в связке с не- благополучностью,  к сожалению, присутствует и сейчас, однако число многодетных семей все-таки растет. Но при этом  изменилась и среда,  в которой живет и функционирует многодетная семья. По мнению психолога и многодетной мамы Екатерины Бурмистровой [2], в дореволюционной России, где многодетность была нормой,  количество взрослых на число детей было другим, требования к воспитанию и образованию детей были тоже  другими, а в  крестьянской семье были дедушки-бабушки-тетушки, которые помогали родителям.  При этом труд был не интеллектуальный и детям не требовалось особого образования, их растили как  помощников по хозяйству с ранних лет. В дворянской многодетной семье были гувернеры и прислуга для помощи родителям, и  именно они помогали качественно образовывать и воспитывать большое количество детей. Современная многодетная семья разительно отличается от прежнего варианта.  Потребности растут (всем детям надо дать образование, обуть, одеть, обеспечить жильем – об этом говорят общественное мнение и реальность жизни), а ресурсы для реализации этого проекта,  как человеческие,  так и материальные,  недостаточны. Родители в основном сами трудятся, чтобы обеспечить семью. Как правило,   работает  только отец, а мама совмещает в себе ипостаси кормилицы, няньки, гувернера, извозчика, кухарки. Ведь достаточно сложно организовать и быт и образовательный процесс в семье (школы, секции, кружки) без помощи извне. Одно дело воспитать одного ребенка и дать ему все то, что принято в обществе, другое –  троих-пятерых. Безусловно,  родители подчас испытывают большие трудности, и  в этом плане важно реально оценивать свои возможности и не стремиться к идеальности, иначе можно быстро утратить психологические ресурсы и выгореть (кстати, по статистике, многодетными родителями становятся отличники, те, для кого идеальность стоит во главе угла). Важно позаботиться о себе, возможно, в ущерб престижу очередной секции или школы, расположенной далеко от дома.

     В любом случае, можно сказать что многодетная семья – это особый случай, достойный восхищения как в плане обеспечения семьи материальными ресурсами, так и в плане процесса воспитания  – постоянно приходится проявлять дипломатические качества при улаживании в «народе» различных конфликтов.  Дети в многодетной семье разновозрастные и с разным характером, что позитивно  сказывается на межличностных отношениях.

Источник