Особенности развития ребенка в логопедической группе детского сада

Особенности развития ребенка в логопедической группе детского сада thumbnail

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Многие родители, дети которых впервые поступили в логопедическую группу, интересуются: «Для чего нужен логопед в детском саду?». Конечно, современные родители, знают кто такой логопед и для чего он собственно нужен в детском саду – что бы поставить ребёнку нарушенные звуки. Но знания родителей поверхностны и, выражаясь образно, задевают лишь «верхушку айсберга». Работа логопеда в группе детского сада многогранна. В этой статье я попытаюсь рассказать вам, в чем же заключается суть работы учителя-логопеда.

Для более точного ответа, буду придерживаться определенного плана:

1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
2. Особенности логопедической работы:

– содержание логопедической работы;

– формы логопедической работы.

3. Работа в логопедических группах.

4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
5. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада? В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

– формирование правильного звукопроизношения;
– развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
– совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
– совершенствование грамматического строя речи;
– обогащение, активизация словарного запаса речи;
– развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
– развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
– совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми (фронтальные занятия), на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе.

Ведущую роль в коррекционной работе с детьми ведёт учитель-логопед. Логопед выстраивает поэтапную работу над преодолением нарушений речи. Помощниками учителя-логопеда являются воспитатели. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями в различных формах, таких как: вечерние коррекционные занятия, проведение артикуляционной гимнастики, работа над автоматизацией проблемных звуков и многое другое. Воспитатели же, в свою очередь, работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке.

Все родители в сентябре были приглашены на беседу ко мне, где мы смогли познакомиться с вами и обсудить проблемы вашего ребёнка.

 В старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи проводятся 4 занятия с учителем- логопедом (фронтальные и подгрупповые занятия), а также не менее 3 индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношений.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

– не ругать ребенка за неправильную речь;
– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

– тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
– задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
– весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
– задания должны быть прочитаны ребенку;
– все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Читайте также:  Задержка развития социальной сферы ребенка

5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? 

Это:

– коррекция звукопроизношения; – формирование грамотной, выразительной речи;

 – обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;
– развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
– усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
– индивидуальный подход к ребенку;
– совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Итак, хотелось бы закончить эту статью, сделав небольшой вывод. Вы уже поняли, что учитель-логопед работает не только над постановкой проблемных звуков ребёнка, но и развивает грамматический строй речи, работает над слоговой структурой слова, и связной речью ребёнка. Вместе с учителем-логопедом работают и воспитатели группы, выполняя его рекомендации. Так же, половина успеха ребёнка, в преодолении им речевых нарушений зависит от вас, уважаемые родители. Вместе мы все: и учитель-логопед и воспитатели и родители – единая команда, целью которой является помощь ребёнку с тяжёлым нарушением речи.

Источник

Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.

Если ДОУ относится к коррекционному виду, где воспитываются дети, имеющие в качестве вторичных нарушений проблемы с речью (например, с ЗПР (задержкой психического развития), слабовидящие и слабослышащие), то на базе учреждения открывают логопункт, который функционирует с учетом основной коррекционной программы.

Что такое логопедическая спецгруппа?

Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.

Логопедическая спец группа.

Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:

  • Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
  • Различного рода нарушения в звукопроизношении (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук «р»).
  • ОНР (общее недоразвитие речи).

В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.

Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.

Актуальны ли логогруппы?

С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.

Дети в логогруппе.

Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.

Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.

Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия

Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:

  1. В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
  • В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
  • Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
  • Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
  • Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
  1. Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
  • Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
  • Есть логопедический кабинет или уголок.
  1. В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
  2. Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Читайте также:  Общая характеристика развития ребенка о

Плюсы и минусы логогруппы

В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:

  • Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
  • Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.

На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.

Особенности развития ребенка в логопедической группе детского сада

Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:

  • В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
  • Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
  • Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.

Как попасть в спецгруппу?

Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.

В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.

Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 20  городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Особенности развития речи детей логопедической группы»

                                                            Выполнила:

                                                           Воспитатель

                                                                      ГБОУ ООШ № 20

                                                                          г. Новокуйбышевска

СП «Детский сад «Гномик»

                                                           Титова О.А.

г. Новокуйбышевск

Особенности развития речи детей логопедической группы

По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

По данным исследователей, у детей к концу дошкольного возраста еще недостаточно сформированными оказываются умения понимать синтаксически сложные высказывания и умения строить связную речь, так как связная речь «не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены словами в правильно построенных предложениях, а речь, которая «как бы выбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.»

У детей с отклонениями в речевом развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы (а в тяжелых случаях всей речевой системы) формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые углубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе.

Нарушения речи проявляются через некоторое время в процессе школьного обучения, так как они будут препятствовать обучению грамоте и овладению учебными предметами. Логопедическое взаимодействие располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебной игровой деятельности.

На логопедических занятиях решаются познавательные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка. Занятия направлены на коррекцию у ребенка нарушенного речевого звена, развитие и совершенствование имеющихся и формирование новых умений и навыков.

Каким бы ни был дефект речи, его преодоление предусматривает работу, направленную на формирование звуковой стороны речи, на развитие словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения.

Читайте также:  Социальное развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте

Если суммировать представление о правильной речи ребенка, то она должна иметь такие качества, как ясность, отчетливость, правильность, произношения; содержательность, многообразие и верное использование слов по смыслу; грамматическую правильность, простоту и краткость выражений, эмоциональную выразительность, достаточную громкость, уверенность и уместность использования жестикуляции; разумную и красивую манеру поведения человека в разговоре, при выступлении.

Источник

  «Специфика работы логопедической группы ДОУ и  роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей»

Логопедическая группа –  это специализированная группа детского сада, в которую зачисляют детей со схожими речевыми нарушениями с сохранным слухом и интеллектом обычно в возрасте 5-ти лет на два года обучения, после прохождения ПМПК. На группе работают учитель – логопед, 2 воспитателя, помощник воспитателя.

Логопедические коррекционно-развивающая работа проводится ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, обучению грамоте, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения. Все остальные занятия проводятся так же как в массовых группах детского сада.

В вечернее время после сна так же ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда.  

На каждого ребенка заводиться тетрадь, где еженедельно на выходные дни логопедом даются родителям рекомендации по работе с детьми дома.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

  • – индивидуальный подход к ребенку;
  • – коррекция звукопроизношения;
  • – развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
  • – формирование грамотной, выразительной  связной речи;
  • – совершенствование психических процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

 На фронтальных логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся правильно употреблять лексико-грамматические категории родного языка (образование мн. ч. существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов…и т.д.), развивают связную речь (пересказывают рассказы, сказки,  придумывают свои истории, составляют описательные рассказы…).

На занятиях по формированию фонематического слуха, учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги, развивают графомоторные навыки и многое другое.

Логопедическая группа дает хорошую подготовку детям к школьному обучению.

Учитель-логопед – является организатором и координатором  коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, составляет совместно с коллегами интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему успешному обучению в школе.

Воспитатель – закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе.

Роль родителей в коррекционно-развивающей работе

Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в специальных группах дошкольных учреждений во многом зависит  от того, насколько  четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективная коррекция речевого и  сопутствующих нарушений возможна только в результате  активной скоординированной  деятельности учителя-логопеда, воспитателей и родителей ребенка.

Современный родитель  хочет знать о  речевом нарушении, которое отмечается у его ребенка, о методах преодоления нарушений речи, желает получить необходимые рекомендации о том, как заниматься с ребенком дома.

Не надо думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • – не ругать ребенка за неправильную речь;
  • – ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • – не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • – осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.

Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания.  Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей,  и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Подготовила: учитель – логопед   Кузнецова А.Б.

Источник