Особенности развития ребенка в 7 лет в таблице
Анатомо-физиологические особенности
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Развитие личности
Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста являет¬ся проявление произвольности всех психических процессов.
Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо¬мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической готовности к школе
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
• Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
6 – 7 ЛЕТ
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию. В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет. Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.
Каковы же они – наши первоклассники?
Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.
Направления развития Умения и особенности развития
1 Социальное развитие
• умеют общаться со сверстниками и взрослыми;
• знают основные правила общения;
• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы)
• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
2 Организациядеятельности
• способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;
• могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
• способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
• способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие
• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов)
• грамматически правильно строят предложения
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать
• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Интеллектуальное развитие
• способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей
• проявляют самостоятельный интерес к животным, кприродным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов
• с удовольствием воспринимают любую новую информацию
• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни
Развитие внимания
• способны к произвольному вниманию, одна¬ко устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка
Развитие памяти и объема внимания
• количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2)
• преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии
• дети способны к произвольному запоминанию
• умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала
• значительно легче запоминают нагляд-ные образы, чем словесные рассуждения
• способны овладеть приемами логического запоминания
• не способны быстро и четко переключать внимание с од-ного объекта, вида деятельности и т. п. на другой
Развитие мышления
• наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление
• доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие
• способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п)
• способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб ит. п.)
• способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом
• способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей
Зрительно-моторные координации
• способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального:то, что удается одному ребенку, мо¬жет вызвать трудности у другого
Слухо-моторная координация
• способны различать и воспроизводить несложный ритми¬ческий рисунок
• способны выполнять под музыку ритмичные(танцеваль¬ные) движения
Развитие движений
• дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений
• способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей
• способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.
• способны выполнять сложнокоординированные гимнас¬тические упражнения
способны к координированным движениям пальцев,кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.
• способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.)
• способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах
Личностное развитие, самосознание, самооценка
• способны осознавать свое положение в системе отноше¬ний со взрослыми и сверстниками
• стремятся соответствовать требованиям взрослых,стремятся к достижениям в тех видах деятельности,которые они выполняют
• ¬самооценка в разных видах деятельности можетсуще-ственно отличаться
• не способны к адекватной самооценке. Она в значитель¬ной степени зависит от оценки взрослых(педагога, воспитателей, родителей)
Мотивы поведения
• интерес к новым видам деятельности
• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них
• проявляют познавательные интересы
• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками
Произвольность
• способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил)
• способны проявить настойчивость, преодолевать трудности
Из таблицы видно, что различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный ин-дивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.
Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то несправляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа… Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Отношение родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители долж¬ны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым.
В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищем, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать. Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.
В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед.
Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.
Источник
Альбина Котова
Возрастные особенности детей 7 лет
Возрастные особенности детей семи лет
Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие различных отделов ЦНС.
Характерной особенностью данного возрастаявляется также развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, памяти мышления, воображения, речи.
К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах. Вместе с тем возможности детей управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.
Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления. Начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Старший дошкольный возраст – это наиболее значительная эпоха детского творчества, фантазии, игры. В этом возрасте ребенок воспринимает окружающий мир ярким, живым, захватывающе интересным. Почти таким же ярким, «рельефным» может быть мир воображения ребенка. В воображении возможно то, чего не бывает в действительности. В этом возрасте рисунки, поделки отличаются самобытностью, наличием собственного творческого замысла. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения.
Речевое развитие характеризуется активным накоплением словарного запаса, формированием бытового разговорного языка. Активный лексикон, накопленный к 6-7 годам, сохраняется без изменений и формирует повседневную речь в более старшем возрасте. Старший дошкольник научается правильно образовывать формы слов и согласовывать слова в предложении. К 7 годам аграмматизмы в собственной речи старшего дошкольника практически исчезают. Совершенствуется фонематический слух. При нормативном речевом развитии к 7 годам у ребенка формируется правильное произношение всех звуков и четкое различение фонем на слух.
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Для гармоничного эмоционально-личностного развития в этом возрастном периоде очень важно отводить время для свободной игровой и творческой деятельности по собственной инициативе ребенка.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6-7 летнего возраста формируется более дифференцированная самооценка, он начинает оценивать свои отдельные качества и достижения. Ребенок уже не удовлетворяется общим чувством, что он просто хороший, для него важно признание других людей – детей и взрослых. Важно осознавать, в каких областях он более успешен и может добиться каких-то «общественно-значимых» результатов.
Детям 6-7 лет по-прежнему хочется играть. Дети играют в сюжетно-ролевые игры, игры с заранее продуманным сюжетом. Они способны в играх отражать достаточно сложные социальные события – рождение ребенка, праздник, свадьба. Дети активно сотрудничают в подготовке к игре. В отличие от детей более младшего возраста, старшие дошкольники не просто воспроизводят цепочки игровых действий, они принимают на себя определенные роли. Затем строят свое поведение, стараясь отразить не только действия, но и типичные позы, интонации. (пример: Игра «Больница» ребенок по настоящему переживает болезнь мишки).
В этом возрасте актуальны настольные игры с правилами, головоломки (как способ проверить свои способности и достижения, подвижные игры с правилами. Успешное включение ребенка в общение с другими детьми во многом зависит от его способности понимать правила игры и негласные правила поведения, которые складываются в группе детей.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте закладываются основы для развития социального интеллекта, умения вести себя в группе равных – сотрудничать, находить компромисс, выступать с собственной инициативой.
Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. Большую значимость приобретает общение детей между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
К концу возрастного периода совершается переход к более осознанной регуляции собственного поведения и эмоционального состояния, зарождается произвольность в управлении психическими процессами.
Произвольность – это способность ребенка действовать осознанно и целенаправленно, а также следовать правилам.
Старшие дошкольники обладают значительно меньшим «запасом» произвольного поведения, чем взрослые и подростки. После периода сосредоточенной, напряженной деятельности им необходим более длительный период отдыха и свободной игры. Произвольность можно тренировать (подвижные и настольные игры с правилами). Игра «Охотники» – сидеть в засаде. В дошкольном возрасте произвольность и саморегуляция только формируются и требуют от ребенка значительных усилий. Ресурсы же ребенка пока невелики, он быстро истощается от напряженной деятельности, требующей концентрации внимания или удержания статичной позы.
К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения собственного достоинства в отношении своей гендерной (половой) принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении, в играх. Дети определяют перспективы взросления в соответствии с полом.
Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования таких качеств двигательной сферы ребенка, как ловкость, гибкость, грация. Именно в этом возрасте начинается набор в спортивные секции, танцы.
У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «Я». Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности, что характеризуется неустойчивостью Я -образа. Возраст 6-7 лет – очередной критический период в жизни ребенка. Он знаменует собой переход на следующую стадию развития, формирование готовности к обучению в школе. Кризис 7 лет называют периодом рождения социального «Я» ребенка.
Что происходит с ребенком в этот период?
• Соподчинение мотивов (осознание мотива «Я-должен», «Я-смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «Я-хочу»)
• Самоутверждение в деятельности, которая подлежит общественной оценке
• Наблюдается рост познавательной активности
• Происходит изменение отношений со взрослыми
• Наблюдается переход от игровой деятельности к учебной
• Формируется «внутренняя позиция школьника»
• Исчезает непосредственность и импульсивность
• Поведение характеризуется изменчивостью (капризы, упрямство, острая реакция на критику)
Осознание своего «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции- «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста.
Материалы к семинару подготовила педагог-психолог Котова А. А.
Источник