Особенности развития ребенка с умственной отсталостью и нарушением слуха

Особенности развития ребенка с умственной отсталостью и нарушением слуха thumbnail

Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом были предметом исследований М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Донской, Л.И.Тиграновой, М.Ф.Титовой, Л.С.Томошюнене и др. Описывая детей, принадлежащих к этой категории комплексного нарушения, исследователи отмечали сложность диагностики. Особую трудность вызывает дифференциально-диагностическое отграничение вторичного специфического недоразвития интеллекта при снижении слуха (М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Донская, 1979). В отличие от детей с нарушениями слуха и сохранным интеллектом у данной категории обнаруживается ярко выраженная инертность, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другие, неумение использовать оказываемую помощь, некритичность поведения и низкий уровень самоконтроля. Значительное отставание отмечается в речевом развитии: крайне ограничен словарь, фразовая речь в зачаточном состоянии.

Ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, бедность эмоций являются обуславливающими факторами, сказывающимися на темпе и качестве развития умственно отсталых глухих.

Исследование мыслительной деятельности умственно отсталых слабослышащих школьников выявило особые трудности в понимании учебной задачи. Это выражается в манипуляциях предметами, заменяющих поиск способа решения, в хаотичности действий. Умственно отсталые слабослышащие дети отличаются малой восприимчивостью к помощи педагога. Они с большим трудом включаются в учебную деятельность. Ориентировка в задании требует продолжительного и многократного объяснения цели и содержания. Дети не умеют выделять существенные признаки предметов, при этом отвлекаются на несущественные признаки, это особенно четко проявлялось при анализе предмета, при сравнении двух предметов. Особые трудности у детей возникают при выполнении заданий по конструированию, по заполнению недостающей части в сюжетной картинке. У детей оказываются несформированными умения проанализировать расположение фигур в пространстве, удерживать в памяти целостный образ предмета.

Анализ познавательной деятельности данной категории детей, показывает, что сочетание двух первичных дефектов (снижение слуха и умственная отсталость) обуславливает склонность к шаблонам, стереотипам. Необходимо отметить трудности формирования потребности в пользовании словесной речью (Н.Ю. Донская, 1998.).

Дети, у которых имеет место сочетание нарушений слуха и интеллекта, обучаются в специальных классах при школах (1, 2 вида). В настоящее время в России в большинстве школ (1, 2 вида) действуют такие классы, в которых обучение осуществляется по программам специальной общеобразовательной школы для глухих детей (вспомогательные классы (М.: Просвещение, 1989). Основная задача обучения умственно отсталых глухих и слабослышащих является подготовка к общественно полезному труду, формирования у них умения организовать свой труд.

Программа обучения детей, имеющих нарушения слуха и интеллекта в специальных классах, построена на основе программ школы глухих, а также ориентирована на аналогичную программу вспомогательной школы. Особая специфика обучения глухих с интеллектуальными нарушениями прослеживается на начальной ступени обучения.

Систематическому обучению учащихся в специальном классе предшествует пропедевтический период, который имеет свои специфические задачи, а именно педагогическое изучение подготовки учащихся к выполнению программных требований. В ходе изучения учитель выясняет уровень знаний и умений каждого ученика, в том числе речевое развитие, индивидуальные особенности, с тем, чтобы наметить пути дифференцированного подхода.

В течение 9 лет дети с нарушениями слуха и интеллекта изучают основные вопросы математики, языка, естественных наук, изобразительное искусство, физкультура, ритмика, трудовое обучение, предметно-практическое обучение. Проводится также работа по развитию слухового восприятия и формированию устной речи.

Образование умственно отсталых детей с нарушениями слуха организуется с учетом особенностей их развития, своеобразия его комплексного нарушения в условиях специально организованной учебно-воспитательной среды.

Источник

Инфоурок

Коррекционное обучение
›Научные работы›Презентация “Психофизические особенности детей с нарушением слуха и умственной отсталостью”

Психофизические особенности детей с нарушением слуха и умственной отсталость...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Психофизические особенности детей с нарушением слуха и умственной отсталость

Описание слайда:

Психофизические особенности детей с нарушением слуха и умственной отсталостью Подготовила педагог Шмакова Н.Ю.

2 слайд

Структура дефекта при нарушении слуха и умственной отсталости

Описание слайда:

Структура дефекта при нарушении слуха и умственной отсталости

3 слайд

Теория Л.С. Выгодского о сложной структуре дефекта Биологический фактор Искаж

Описание слайда:

Теория Л.С. Выгодского о сложной структуре дефекта Биологический фактор Искажение слухового восприятия Нарушение речи Нарушение внимания, задержка формирования мыслительных процессов Нарушение общения Особенности характера Первичный дефект снижение слуха Первичный дефект влечет за собой формирование вторичных отклонений и отклонений третьего порядка

4 слайд

Международная классификация нарушений слуха 1-я степень тугоухости — снижение

Описание слайда:

Международная классификация нарушений слуха 1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ; 2-я степень — от 40 до 55 дБ; 3-я степень — от 55 до 70 дБ; 4-я степень — от 70 до 90 дБ. Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

5 слайд

Классификация умственной отсталости по степени тяжести МКБ - 10 IQ Класс Степ

Описание слайда:

Классификация умственной отсталости по степени тяжести МКБ – 10 IQ Класс Степень умственнойотсталости F70 Легкая умственная отсталость 50-69 F71 Умеренная умственная отсталость 35-49 F72 Тяжелаяумственная отсталость 20-34 F73 Глубокая умственная отсталость Ниже 20

6 слайд

Причины нарушений слуха и интеллекта I группа: генетические факторы синдром М

Описание слайда:

Причины нарушений слуха и интеллекта I группа: генетические факторы синдром Маршалла синдром Ушера синдром Альпорта II группа: факторы экзогенного воздействия на орган слуха плода инфекционные заболевания матери в первой половине беременности III группа: факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости – повреждения, возникающие во время родового акта детские инфекционные заболевания

7 слайд

Особенности развития глухих и слабослышащих детей с легкой степенью умственно

Описание слайда:

Особенности развития глухих и слабослышащих детей с легкой степенью умственной отсталости (Головчиц Л. А.) низкий уровень развития различных видов детской деятельности бедная невыразительная мимика лица выраженные нарушения координации, рассогласованность движений рук и ног, нарушения равновесия, пространственной ориентировки низкий уровень речевой активности, отсутствие внимания к лицу говорящего дети почти не пользуются речевыми средствами, используя в основном простые естественные жесты, крик, вокализации, предметные действия

Читайте также:  Ребенок 1 год 4 месяца развитие и питание вес и рост

8 слайд

Особенности развития глухих и слабослышащих детей с легкой степенью умственно

Описание слайда:

Особенности развития глухих и слабослышащих детей с легкой степенью умственной отсталости (Жигорева М. В. ) ярко выраженная инертность плохая переключаемость с одного вида деятельности на другие неумение использовать оказываемую помощь некритичность поведения и низкий уровень самоконтроля трудности в коммуникации со взрослыми и сверстниками

9 слайд

Выбор методов исследования зависит от: задачи исследователя и функционального

Описание слайда:

Выбор методов исследования зависит от: задачи исследователя и функционального состояния слухового анализатора, а так же от возраста и интеллектуального развития ребенка методы исследования слуха определение остроты слуха шепотной и разговорной речью, измерение остроты слуха камертонами определение слуховой способности речевой аудиометрией надпороговые тесты

10 слайд

Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями Ориентация на с

Описание слайда:

Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями Ориентация на социальную ситуацию развития согласно своему возрасту Апелляция к личности ребенка Мультидисциплинарный подход Единство диагностики и коррекции Индивидуально-дифференцированный подход Деятельностный подход

11 слайд

Особые образовательные потребности: организация раннего специального обучения

Описание слайда:

Особые образовательные потребности: организация раннего специального обучения индивидуализация воспитания и обучения ребенка использование специфических методов и средств обучения изменение темпов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка формирование потребности в общении коррекция поведенческих проблем и нарушений эмоциональной сферы развитие познавательных процессов, формирование мыслительных операций формирование навыков самообслуживания и других видов труда специальная работа по использованию сформированных умений и навыков в новых практических ситуациях

12 слайд

Специфика учебного процесса детей с нарушенным слухом и сниженным интеллектом

Описание слайда:

Специфика учебного процесса детей с нарушенным слухом и сниженным интеллектом. Описывая детей, отнесенных к этой категории, исследователи отмечали сложность диагностики. Особую трудность вызывает дифференциально-диагностическое отграничение вторичного специфического недоразвития интеллекта при снижении слуха (Певзнер М. С.) Анализ познавательной деятельности детей данной категории показывает, что сочетание двух первичных дефектов (снижения слуха и умственной отсталости) обусловливает склонность к шаб- лонам, стереотипам. Наблюдения показывают крайнюю пассивность в пользовании словесной речью при формировании потребности в этом (Донская Н.Ю., 1998).

13 слайд

Актуальность проблемы комплексной помощи детям со сложными нарушениями развит

Описание слайда:

Актуальность проблемы комплексной помощи детям со сложными нарушениями развития. Коррекционно-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития ориентирована на разрешение их индивидуальных и социальных нужд, что требует упорядочивания форм и функциональных систем. Дети школьного возраста, имеющие различные отклонения в развитии, обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях I—VIII видов. Специальных учреждений для детей с комплексными нарушениями развития действуют практически единицы; наиболее известные из них Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих в Московской области Головеньковский дом-интернат для умственно отсталых слепых и слабовидящих детей в Тульской области.

14 слайд

Основные положения построения службы коррекционно-педагогической помощи детям

Описание слайда:

Основные положения построения службы коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением слуха и УО В основе построения системы педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития лежит принцип гуманизма, который означает веру в потенциальные возможности ребенка, признание человека высшей жизненной ценностью. Все направления коррекционно-педагогической помощи должны способствовать развитию ребенка, максимальному безболезненному его вхождению в социальную жизнь. Коррекционно-педагогическая помощь таким детям прежде всего ориентирована на социализацию. Рассматривая этот подход в общем виде, можно сказать, что он охватывает проблему взаимодействия личности и общества в аспекте социального формирования личности и ее саморазвития. Важным для успешности коррекционного взаимодействия является принцип целостности, который предполагает единство диагностики и коррекции. К числу важнейших положений организации коррекционно- педагогической работы относится принцип комплексного воздействия.

15 слайд

Система коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития

Описание слайда:

Система коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития

16 слайд

Модульная система комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими сложные

Описание слайда:

Модульная система комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития. Модуль I — комплексно-диагностический. Данный этап рассматривается как организационная и содержательно-деятельная единая система, в которую вовлечены разные специалисты (врачи, педагоги-дефектологи, психологи), а также семья. Основной его целью являются реализация комплексного подхода к изучению личности ребенка, имеющего сложное нарушение, Модуль II — коррекционно-диагностический. Задачей данного модуля является выявление особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что определяет перспективу построения коррекционно-педагогической работы. В контексте исключительно важного положения Л. С. Выготского «о зоне ближайшего развития» доминирующим принципом здесь выступает динамическое изучение ребенка, благодаря которому появляется возможность отчетливо обрисовать не только его психологический портрет в определенный момент, но и раскрыть потенциальные возможности его обучения. Модуль III — коррекционно-педагогический. Этот модуль представляет собой организованный целенаправленный коррекционно-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие педагогов, психологов, родителей и детей. Составной и неотъемлемой частью педагогического процесса является коррекционно-педагогическая деятельность.

17 слайд

Принципы практической работы с детьми. Принцип индивидуализации Принцип вариа

Описание слайда:

Принципы практической работы с детьми. Принцип индивидуализации Принцип вариативности и структурированности образовательной концепции Принцип социальной мотивации Принцип единства обучения и воспитания Принцип деятельностного подхода Принцип дифференцированного подхода Принцип коммуникативной направленности

18 слайд

Создаются группы для дошкольников, у которых нарушение слуха сочетается с умс

Описание слайда:

Создаются группы для дошкольников, у которых нарушение слуха сочетается с умственной отсталостью Наполняемость группы – до 5 воспитанников

19 слайд

Техническая база аппаратура коллективного пользования и индивидуальные слухов

Описание слайда:

Техническая база аппаратура коллективного пользования и индивидуальные слуховые аппараты; создание предметно-развивающей среды в группе.

20 слайд

Разделы программы: физическое воспитание ознакомление с окружающим миром игра

Описание слайда:

Разделы программы: физическое воспитание ознакомление с окружающим миром игра труд изобразительная деятельность и конструирование развитие речи формирование элементарных математических представлений

Читайте также:  Методика развития внимания у ребенка

21 слайд

Условия: - профессиональная компетентность педагогических кадров, специально

Описание слайда:

Условия: – профессиональная компетентность педагогических кадров, специально подготовленных к работе с детьми с комплексными нарушениями развития – создание в дошкольных учреждениях комплекса здоровье сберегающих, развивающих и образовательных условий (медико-социальных, материально-технических, предметно-развивающих) – включение в коррекционно-развивающую работу родителей, нормализация детско-родительских отношений

22 слайд

Заключение Эффективность работы с детьми, имеющими комплексные нарушения, зав

Описание слайда:

Заключение Эффективность работы с детьми, имеющими комплексные нарушения, зависит от компетентности и высокого профессионализма педагогов-дефектологов. Такой педагог должен хорошо ориентироваться практически во всех отраслях специальной педагогики (олигофренопедагогике, логопедии, тифлопедагогике и сурдопедагогике) специальной психологии. Кроме того, он должен быть достаточно хорошо осведомлен в отдельных вопросах медицинских дисциплин. Эти условия служат залогом успеха.

23 слайд

Список используемых источников Головчиц Л. А. Особые образовательные потребно

Описание слайда:

Список используемых источников Головчиц Л. А. Особые образовательные потребности глухих и слабослышащих дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №5 (80). Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с. Фомина Л. К. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 191-193.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-922263

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

СРС

Психолого-педагогический модуль

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением ОВ(с нарушением зрения, слуха, речи,интеллекта, опорно-двигательного аппарата,ЗПР)

1)Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха – неслышащих (глухих), слабослышащих – сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития. Непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствие речи или ее неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха – это особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонтогенеза. Первичное нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций – к недоразвитию речи, а также к замедлению развития мышления, памяти и др. Все это тормозит психическое развитие детей с нарушениями слуха. При этом замедляется формирование сложных межфункциональных взаимодействий, иерархических координации. Объем внешних воздействий на ребенка с нарушениями слуха сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях – наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной.

Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей). При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха обязательно нужно иметь сведения о семье – состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Весьма важен сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребенка, об особенностях его психического развития от рождения до момента обследования, о характере получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.

2) Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний. У значительной части детей, имеющих аномалии рефракции, понижение остроты зрения корригируется оптическими средствами (очками, контактными линзами) В таких случаях их зрительные возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей. При отсутствии же постоянной комплексной медико-психолого- педагогической помощи потеря зрения у таких детей может нарастать. Другая часть детей с нарушением зрения оказывается в условиях частичного восполнения недостатка зрения за счет оптической коррекции или отсутствия таковой при тотальной слепоте. Эта группа детей относится к детям с ограниченными зрительными возможностями, вследствие которых нарушается ход их нормального развития и которым необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь. К таким детям с нарушением зрения относятся: – слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу; – слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией; – дети с косоглазием и амблиопией.

У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной возникновения глазных заболеваний является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья. Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.; иногда факторов, обуславливающих снижение зрения может, быть несколько. Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие. Косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия, являются часто встречающимися заболеваниями.

Читайте также:  Игрушки для развития от года до двух ребенка

Своевременное выявление и лечение косоглазия позволяет сохранить, восстановить и улучшить зрение у детей еще в период раннего и дошкольного возраста. При подозрении неблагополучия в состоянии зрения у ребенка родители должны обратиться в кабинет охран зрения при детской поликлинике или же в глазной диспансер. Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть изменения внешней и внутренней среды: различные заболевания матери во время беременности: грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней.

3)К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

4)При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений  опорно-двигательного аппарата у большинства таких детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи.

Причины нарушений опорно-двигательного аппарата

1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут оказать воздействие на ЦНС развивающегося плода, особенно в период до 4 мес. внутриутробного развития):

– инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (за последние годы распространённость нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);

– последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);

– тяжелые токсикозы беременности;

– несовместимость по резус-фактору или группам крови;

– травмы, ушибы плода;

– экологические вредности.

2. Родовая травма, асфиксия.

3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни:

нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);

травмы, ушибы головы ребенка;

Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.

На ранней стадии ДЦП двигательное развитие может проходить неравномерно. Ребенок может не держать еще голову в 8-10 мес., но уже начинает поворачиваться, садиться. У него нет реакции опоры, но он уже тянется к игрушке, захватывает ее. В 7-9 мес. ребенок сидеть может только с опорой, но стоит и ходит в манеже, хотя установка его тела дефектна.

Двигательные нарушения у детей с ДЦП имеют разную степень выраженности: от тяжелой, когда ребенок не может ходить и манипулировать предметами, до легкой, при которой ребенок ходит и обслуживает себя самостоятельно.

Отклонения в психическом развитии при ДЦП также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией. Поражения на ранней стадии внутриутробного развития сопровождаются грубым недоразвитием интеллекта ребенка. Особенностью психического развития при поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер (ускоренное развитие одних высших психических функций и несформированность, отставание других).

Для детей с ДЦП характерно:

– различные нарушения познавательной и речевой деятельности;

– разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения;

– своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).

5)Под нарушением интеллекта (умственная отсталость) понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного).

Выделяют две основные формы нарушения интеллекта: олигофрению и деменцию.

При олигофрении имеет место раннее, внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Особенности проявления интеллектуальной недостаточности связаны лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.

При олигофрении выделяют три степени нарушения интеллекта: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность –  легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении (коэффициент интеллекта 50-69). Характеризуется низким уровнем познавательных процессов, главным образом абстрактного мышления, слабым волевым контролем поведения.

Имбецильность – средняя степень олигофрении (коэффициент интеллекта 20-49). Словарный запас скудный, детей не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки.

Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении (коэффициент интеллекта менее 20). При идиотии мышление и речь не развиваются; влечения и эмоции элементарны, не корри