Особенности развития ребенка с сдвг

Особенности развития ребенка с сдвг thumbnail

«Особенности развития детей с СДВГ».

СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство развития и поведения, которое встречается у 3-5% детей школьного возраста (по оценкам Национального Института Психиатрии); некоторые эксперты считают, что СДВГ подвержены от 8% до 10% детей школьного возраста, причем не у всех из них он проходит с возрастом. Это значит, что СДВГ гораздо чаще встречается у взрослых, чем было принято считать ранее

Хотя это заболевание обычно проявляется в детстве, оно может сохраниться у человека и во взрослом возрасте, вызывая ряд сложностей дома, в школе и на работе, если его вовремя не диагностировать и не применять терапию.

На данный момент эксперты утверждают, что СДВГ продолжает проявляться у около 60% взрослых, у которых синдром наблюдался в детстве.

Первое описание повышенной двигательной активности ребенка появилось около 100 лет назад.

В 1962 г. Оксфордская группа по международным исследованиям по детской неврологии провела симпозиум по проблеме минимального повреждения мозга. На нем было принято решение, что более подходящим термином для обозначения данного расстройства является “минимальная дисфункция мозга”.

В 1975 г. B.D. Schmitt выступил против названия заболевания “легкая дисфункция мозга».

В 1980 г. в третьем издании Американской психиатрической ассоциации “Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений” был впервые представлен термин “attention deficit” (дефицит внимания), который заменил термин “легкая дисфункция мозга”, “гиперактивность” и другие.

Причины возникновения СДВГ

  1. Генетическая природа синдрома.
    Исследования показывают, что СДВГ – высоко наследуемое заболевание,
    ассоциированное с множественными генами.

  2. Нейропсихологическая теория. У детей с СДВГ выявлены отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, внимание, оперативную память.

  3. Нейроанатомическая теория. Авторы сравнивают поведение гиперактивных детей с таковым у детей с дисфункцией лобной доли.

  4. Теории токсических веществ. Авторы приписывают различным веществам (ароматизаторам, пищевым добавкам, салицилатам), а также чрезмерному потреблению сахара и сахарозы, содержанию свинца в организме возможность провоцировать проявления, характерные для СДВГ.

Факторы риска развития СДВГ.

К семейным факторам относят:

  • низкое социальное положение семьи,

  • наличие криминального окружения,

  • тяжелые разногласия между родителями;

  • нейропсихиатрические нарушения в семье;

  • алкоголизация;

  • отклонения в сексуальном поведении матери.

Пре- и перинатальные факторы риска развития СДВГ включают:

  • хроническую внутриутробную гипоксию плода;

  • асфиксию новорожденных;

  • недоношенность;

  • употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.

Психологические и социальные факторы

  • неподготовленность родителей к семейной жизни,

  • напряжённость и частые конфликты в семье.

Классификация СДВГ

  • СДВГ с преобладанием гиперактивности;

  • СДВГ с преобладанием невнимательности;

  • СДВГ, комбинированный тип.

Диагностические критерии

  1. Особенности поведения

появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в труде и в играх и пр.);

Не обусловлены какими-либо психическими расстройствами, вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

2. Невнимательность

(из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев)

  • неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;

  • неспособность вслушиваться в обращенную речь;

  • неспособность доводить выполняемую работу до конца;

  • неспособность организовать свою деятельность;

  • отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;

  • потеря предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);

  • забывчивость в повседневной деятельности;

Гиперактивность и импульсивность

(из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев)

3. Гиперактивность

Ребенок:

  • суетлив, не может сидеть спокойно;

  • вскакивает с места без разрешения;

  • бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неподходящих для этого ситуациях;

  • не может играть в тихие игры, отдыхать.

4. Импульсивность

Ребенок:

  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;

  • не может дождаться своей очереди

При наличии повышенной невнимательности (присутствие шести и более признаков) и частичном соответствии критериям гиперактивности используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания”.

При наличии повышенной гиперактивности и
импульсивности (т.е. шести и более признаков гиперактивности и импульсивности) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности”.

При соответствии клинической картины одновременно всем перечисленным критериям ставится диагноз “сочетанная форма СДВГ”

Особенности обучения.

Нарушения познавательной сферы

Характерно дисгармоничное развитие познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти.

Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счёта.

hello_html_m44af9585.jpg

Включение в обучение игровых ситуаций – способ стимуляции ребёнка к более успешному освоению знаний.

Внимание

Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие свойства внимания как:

  • Устойчивость

  • Слабо выраженная концентрация

  • Не развито распределение

  • Страдает переключаемость

  • Низкий уровень объёма

  • Высоко развита отвлекаемость

Память

Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания:

  • Словесно-логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребёнка проблематично

  • Произвольная

  • Долговременная

Мышление

  • В первую очередь страдает словесно-логическое мышление

  • Логические операции с понятиями, из-за расторможенности

Читайте также:  Когнитивное развитие ребенка в раннем детстве

и плохой переключаемости

  • Преобладание непроизвольного мышления ( без участия воли) над произвольным.

Речь

  • Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла.

  • Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы».

  • Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.

Эмоционально – волевая сфера

  • Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

  • Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.

  • Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ).

  • Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т. п.), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность.

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ 6 – 12 лет

  • Необходимо давать чёткие указания и разъяснять задачи, которые ставятся перед ребёнком на протяжении дня. Если задача сложная или рассчитана на длительное время, её стоит разбить на этапы, что упростит её понимание. По мере того, как ребёнок учится самостоятельности, этапы можно делать сложнее и насыщеннее.

  • Вознаграждение ребёнка за хорошее поведение и за выполнение поставленных задач – формирующая система осознанности. Чёткость системы вознаграждений (баллы, звёздочки), организует ребёнка, поможет уловить целевые установки.

  • Важно помнить, что с возрастом ребёнок становится более чувствителен к отношению и оценке окружающих. В семье должен быть чёткий план того, как стоит наказывать ребёнка за плохое поведение и ослушание, но чтобы окружающим это не было заметно. Установка определённых последствий за определённое плохое поведение это наилучший метод справедливого и последовательного отношения к ребёнку.

  • Необходим активный контакт семьи с учителями ребёнка, чтобы предупредить выработку определённых стандартов плохого поведения, которые впоследствии могут стать существенной проблемой.

  • Хороший пример в семье – поведенческое моделирование. Детям с СДВГ ролевые модели поведения необходимы гораздо больше, чем их сверстникам. Поэтому пример взрослых для них очень важен.

Источник

Контусь Наталья
Характерологические особенности детей с СДВГ

Содержание:

Введение

1. Сущность гиперактивности.

2. Основные признаки гиперактивности и их проявления.

3. Причины и факторы, предшествующие гиперактивности.

4. Диагностические критерии гиперактивности.

Список литературы.

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществить его подготовку к школе. Однако одной из главных проблем современного общества является ухудшение здоровья детей как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ребёнка недиагностированного и нелеченного СДВГ.

Во всём мире этому нарушению придаётся очень большое значение; проводятся конференции, съезды, симпозиумы; издаются книги для родителей и учителей, публикуется огромное число статей.

1. Сущность гиперактивности.

Гиперактивный (синоним — гипердинамичный) — тип характера отличается повышенным настроением, высокой степенью активности со склонностью разбрасываться, не доводить начатое дело до конца.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.Большинству из них присущи:

– слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах;

– низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе.

Гиперактивные дети своим поведением с самого раннего детства как бы бросают вызов окружающему миру. Они не похожи на других детей, их поведение резко выходит за рамки привычного для детей их возраста. Часто они чувствуют себя отверженными, отделёнными от коллектива. Психологическое обследование выявляет у большинства из них повышенную тревожность, беспокойство, а также внутреннюю напряженность, переживание и чувства страха.

Возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения ребёнка детского сада (3 года, а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию ребенка

2. Основные признаки гиперактивности и их проявления.

Всеми авторами выделяются ведущие проявления (СДВГ): слабость торможения, двигательная расторможенность, неусидчивость, повышенная возбудимость.Обязательные симптомы: неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенная истощаемость, различной степени выраженности нарушение целенаправленной деятельности. Особенностью мышления гиперактивных детей, является то, что для них надолго, до 6-8 лет, ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо потрогать, подвигать. Не видя цели, дети не могут держать в памяти определенную последовательность действий, поскольку она для них внутренне не определена. Основным симптомом, гиперактивности, является признак «нарушения внимания»: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком – либо занятии.

Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени.

Гиперактивность детей характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, всё время бегают, крутятся, пытаются, куда то забраться.

Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивирована и не зависит от ситуации – они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.

Так, в детском саду и школе они могут мешать педагогам, отвлекать сверстников и провоцировать их правильное поведение во время занятий. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребёнок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встречи с ребёнком и родителями.

Чрезвычайно важным для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность. Ребёнок проявляет повышенную эмоциональную активность, которая выражается в повышенной болтливости. Для детей с гиперактивностью характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи.

Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

По выраженности симптомов гиперактивность классифицируют на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой форме заболевания выявляется множество симптомов в значительной степени выраженности, имеются серьёзные учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень — это симптоматика между лёгкой и тяжёлой формами. Таким образом, гиперактивность — патология психического развития личности ребёнка, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции психологической, медицинской и педагогической. Но это состояние имеет более оптимистичные возможности реабилитации, если она проводится в возрасте 5-10 лет.

3. Причины и факторы, предшествующие гиперактивности.

Причины и механизмы развития гиперактивности сложны и остаются не достаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, социально – психологические и другие концепции.

В каждый возрастной период существуют поводы к характерным отклонениям в развитии ребёнка и специфическим нарушениям поведения. Начало и развитие многих отклонений в старшем возрасте подготавливаются в ранние периоды развития.

Все точки зрения на причину и течение гиперактивности можно объединить в три большие группы: биологические, генетические и социально-психологические.

Сторонники первой группы причин – биологических – считают, что существует достоверная связь заболевания с органическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы жизни.

Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на (пре-)перинатальную и раннюю постнатальную патологию.

К факторам перинатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша. На ещё не родившегося ребёнка влияют также и психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью, а также нежелание иметь данного ребёнка.

Любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет. Сотрясения, сильные ушибы и травмы головы могут серьёзно нарушить деятельность мозга в любом возрасте.

В пользу наследственной природы гиперактивности свидетельствуют результаты генеологическх исследований. С развитием молекулярной генетики наследственная концепция о гиперактивности получила новые подтверждения.

Были обнаружены нарушения нескольких генов, связанных с симптомами заболевания.

Однако поиски определённого гена, вызывающего данное расстройство поведения и внимания, пока не увенчались успехом.

По мнению многих исследователей, важную роль в формировании гиперактивности играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные. Влияние биологических факторов, имеет решающее значение в младшем возрасте, но затем возрастает роль социально-психологических факторов, и, прежде всего внутрисемейной ситуации.

Читайте также:  Значение конструкторов для развития ребенка

Заваденко Н. Н. в своих исследованиях отмечал влияние следующих негативных внутрисемейных факторов 10.

• воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);

• повторный брак у родителей;

• частые конфликты в семье;

• различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей;

• низкий уровень образования у матери и/или отца;

• продолжительная разлука с родителями;

• тяжелое длительное заболевание;

• смерть одного из родителей;

• алкоголизм или наркомания у родственников;

• низкая материальная обеспеченность семьи;

• неблагоприятные бытовые условия.

4. Диагностические критерии гиперактивности

Измерение Признак

1 .Нарушение внимания. 1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. Не может до конца закончить поставленную задачу. 5. Слушает, но кажется, что не слышит. 6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7. Плохо организован. 8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9. Забывчив.

2. Гиперактивность/ Импульсивность.Гиперактивность: 1. Ребёнок суетлив. 2. Не способен усидеть на одном месте. 3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своём месте). 4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Всегда нацелен на движение. 6. Болтлив.Импульсивность: 1. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 2. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) окружающим.

Для подтверждения гиперактивности необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1 измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т. е. шести и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма синдрома дефицита внимания».

При диагностике необходимо также обратить внимание на то,что симптомы расстройства должны:

• появляться до 8 лет;

• наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка;

• не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно- психических расстройств;

• должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию».

Психолог беседует с родителями и другими членами семьи, наблюдает за ребёнком во время занятий и игр.

Однако окончательный «диагноз» ставится лишь после проведения дифференциальной диагностики.

Наличие выше перечисленных расстройств в сочетании с гиперактивностью имеют неблагоприятный прогноз и большой процент сохранения во взрослом возрасте.

Маленькими дети с СДВГ кажутся забавными проказниками с излюбленным словечком «нет». Но становясь старше, проказник превращается в «проблемного» ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа удостаивается звания «гиперактивный», и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и враждебными.

Ребенку в таком особенном состоянии, вызванном нарушениями деятельности мозга, необходимо оказать своевременную помощь. Ведь ее отсутствие может привести к формированию асоциальной или даже психопатической личности.

Литература:

1. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.: Речь, 2008.

2. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М.: Генезис, 2010.

3. Габдракипова В. И., Эйдемиллер Э. Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – М.: УЦ “Перспектива”, 2009.

4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. Издательство Института психотерапии, 2002.

5. Симоне Харланд. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям. – Издательская группа “ВЕСЬ”, СПб.: 2004.

6.Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка : [Науч. -метод. пособие] / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева; Науч. -исслед. ин-т семьи. – М.: Б. и., 1997. – 60,[2] с. ; 20 см.

7. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н. Н. Заваденко//Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов. – 2000. – №1 январь-март 2000. – с. 121-135.

8.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. –Москва : Школа-Пресс, 2000. – 112 с. – (Лечебная педагогика и психология – приложение к журналу ‘Дефектология’ ; выпуск 5). – ISBN 5-88527-223-9.

Источник